Рейтинг фильма | |
![]() |
5.6 |
![]() |
7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Поединок в горах |
год: | 1967 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Кямиль Рустамбеков |
сценарий: | Ахмед-ага Муганлы |
видеооператор: | Тейюб Ахундов |
композитор: | Джангир Джангиров |
художник: | Мамед Гусейнов |
монтаж: | А. Клейбанов |
жанры: | боевик, драма, детектив |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
27 мая 1968 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 19 мин |
В 1998 году в Баку был проведён «Фестиваль фестивалей», посвящённый столетию азербайджанского кино. Двумя годами ранее член Союза азербайджанских кинематографистов киновед Айдын Кязимзаде выступил перед СМИ с сенсационным заявлением. Он привёл факты, которые свидетельствовали, что 8 января 1898 года в Баку был проведён показ французских фильмов — «Оживленные фотокартины». Снятые российским кинематографистом, фотографом-кинооператором французского происхождения Александром Мишоном. Он же 2 августа продемонстрировал авторскую программу из трёх кинохроник и одного документального фильма: «Пожар на Биби-Эйбате», «Нефтяной фонтан на промысле Балаханы», «Церемония проводов Его Превосходительства Бухарского эмира на пароходе «Великий князь Алексей», «Кавказский танец» и «Попался». Некоторые из этих лент были переданы из Парижского архива в Азербайджан и хранятся в данный момент в Азербайджанском государственном фонде кинофильмов. По этой причине наступивший 2018 год тоже можно считать юбилейным для национального кино Азербайджана.
В Советском Союзе никогда не подсчитывались кассовые сборы. Вместо них осуществлялся подсчёт количества зрителей на фильм. Именно подобная статистика позволяет сегодня увидеть, на какие фильмы массово ходил зритель десятилетия назад. У Азербайджанского кинематографа — как у любой другой бывшей республики СССР — тоже имеются свои «лидеры проката». «Следствие продолжается» («Isitntaq davam edir») (1966) -28,2 млн. зрителей, «На дальних берегах» («Uzaq sahill?rd?») (1958) — 27,5 млн., «Мачеха» («Ogey ana») (1959) — 21,8 млн., «Поединок в горах» («Daglarda doyus») (1967) — 21,5 млн., «Двадцать шесть Бакинских комиссаров» («Iyirmialt?lar») (1966) — 19,7 млн. Сегодня только у одного из пяти перечисленных фильмов «зелёная» оценка — «Мачеха». Но это совсем не означает, что остальные фильмы плохие. Вообще-то прилагательное «плохой» не подходит для оценки фильма, потому что совершенно не отражает истинное положение дел. Если бы 60 лет назад у зрителей, посмотревших эти фильмы, была возможность поставить оценку на КиноПоиске, где бы тогда были нынешние лидеры? И где они будут ещё через 60 лет?
Фильм снят по повести Ахмедагы Муганлы (Курбанова) «Колючая проволока». Известный писатель и кинодраматург, лауреат Государственной премии Ахмедага Муганлы являлся автором сценариев множества документальных и художественных фильмов. Он посвятил отечественному кино 50 из своих 75 лет. Много внимания в своих картинах уделял жизни пограничников, теме Второй мировой войны, на которой ему самому пришлось побывать. Именно поэтому писательское перо иной раз приравнивается к штыку. «Битва в горах» — первая экранизация писателя, полностью отражающая мироощущение Муганлы в те годы. Сегодня многое из показанного может показаться наивным и даже смешным, но, приступая к просмотру, зритель всегда должен держать в голове возраст картины. 1967 год — всего 22 года прошло с момента победных залпов. Поколение фронтовиков хоть и поредело, но ещё составляет существенную часть общества. Именно о них и для них Кямиль Рустамбеков снимал картину, потому что прекрасно помнил войну. Главные герои Фаррух (Шахмат Аликперов) и Ижран (Офелия Санани) войны не помнят, но они прекрасно знают, что она собой представляет.
Фильм о пограничниках, но не о шпионах, потому что Сархан (Рза Афганлы) — никакой ни диверсант. Он потерянный, лишённый дома и семьи бродяга, заветное желание которого — ещё раз увидеть разрушенные селем стены родного дома. И хотя сочувствия он не вызывает, ненависти к нему тоже нет. Скорее — жалость. Жалость к купившемуся на «буржуйские» деньги изгою — перекати-поле, в конце жизни оказавшемуся у разбитого корыта…
25 февраля 2018