Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мне было девятнадцать |
английское название: |
Ich war neunzehn |
год: | 1967 |
страна: |
Германия (ГДР)
|
режиссер: | Конрад Вольф |
сценаристы: | Вольфганг Кольхазе, Конрад Вольф |
видеооператор: | Вернер Бергман |
художники: | Вернер Бергеманн, Альфред Хиршмайер |
монтаж: | Эвелин Каров |
жанры: | драма, военный, биография, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 февраля 1968 г. |
на DVD: | 12 апреля 2010 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 54 мин |
Продолжаю свою серию ко Дню Победы. Устроил себе просмотр редких фильмов про войну, которых раньше не видел.
Этот фильм не попадался мне на глаза раньше.
Фильм неприметный. Фильм немецкий. Фильм исповедальный.
События, о которых он рассказывает происходили с 16 апреля по 3 мая 1945 года. 3 мая будет завтра…
А сейчас о фильме и об обстоятельствах его окружающих (и прошу прощения за многословие):
1. Режиссёр — Конрад Вольф. Сын писателя-антинациста Фридриха Вольфа, который в 1934 году сумел с семьей добраться из гитлеровской Германии до Москвы (в архипелаг ГУЛАГ, заметьте, они не загремели, чем здорово подгадили мистеру Солже). Конрад с началом войны пошёл добровольцем в Красную Армию. Маркус (его старший брат) оказался в разведшколе. А потом, как известно, стал руководителем внешней разведки в ГДР.
2. Фильм — автобиография. Конраду, как и ГГ было в то время 19 лет. Всё отснятое происходило на самом деле, в те же дни, в тех же местах. Через 20 лет Конрад решил экранизировать свой фронтовой дневник. И у него это получилось вполне кинематографично. Вспоминаются кадры с виселицей на озере, ушанка со звездой на крышке кипящего радиатора, девчонка из Бернау в проеме уезжающей машины, немецкие офицеры в темноте Шпандау, черный дым в поле после прорыва группы немцев на запад, немецкая девчушка у столба ограды во время перестрелки. Вообще, фильм насыщен огромной массой цепляющих деталей. Теперь приобретших уже исторический вес.
3. К слову — об истории. Фильм просто излучает историю… К примеру, исторический казус — звонок немецкого майора по начальству: «Прошу разрешить мне отбыть в Русский плен». Или горькая документальная вставка про палача лагеря Заксенхаузен. Или центральный эпизод фильма — освобождение крепости Шпандау в Берлине. Это исторический факт. Подвиг двух офицеров 47 Армии майора Василия Гришина и капитана Владимира Гала. Вот про что ни мы, ни немцы не должны забывать! В напряженнейшей ситуации двое наших ребят смогли спасти десятки тысяч мирных жителей… Конрад Вольф очень хотел оказаться вторым в этой паре парламентариев. Его не взял Гришин. Решил, что эсэсовцы, признав немца, сразу того расстреляют.
4. Теперь — о немцах. В фильме есть слова некого архитектора-озеленителя: «Если вы нас всех расстреляете, то будете правы». А герой Василия Ливанова всё вспоминает то Канта, то Гёте, и всё пытается понять, как с немцами такое вышло. Чем, кстати, раздражает ГГ. Лейтенант Геккер ответов в прошлом не ищет и не хочет искать. Он и на вопрос «Вы немец?» ни разу ответа не дал. Он — лейтенант Красной армии через всю Войну пришёл наконец туда, где, как говорят находится его родина. Ему 19 лет. Ему ещё надо разобраться, что это за немцы, с которыми ему предстоит жить дальше. Не в прошлом, а сейчас и потом. Мужчины, женщины, дети, подростки, солдаты. Один пленный немецкий солдат в ответ на вопрос о том, зачем же он всё ещё воюет если воина проиграна, говорит: «Это мне было ясно ещё год назад. А потом опять стало неясно». Фильм, конечно же, об этом. О тяжелом сломе в сознании народа в момент поражения страны и победы правды над ложью. Всё, что за время нахождения на родине накопилось на сердце у ГГ, вырывается у него криком в трансляторы в конце фильма. Концовка у фильма очень жесткая и очень будничная. Рассказывать не буду. Смотрите сами.
5. Актёры — играют очень естественно. Много звонких имён. Глузский, вообще, мой любимый актёр. Йекки Шварц (лейтенант Геккер), будучи ровесником своему герою, странным образом напоминает и молодого Тихонова и молодого Янковского (кстати его голос слышен в эпизодической озвучке). Конечно, лейтенант Геккер — alter ego режиссёра. Только Вольф всю жизнь в очках, а Геккер — без очков. Но некую незащищённость своего героя Шварц передаёт очень точно. Взглядом, жестом, манерой держаться. В результате парню веришь и сопереживаешь.
6. И под конец. Фильм по-настоящему тронул меня за душу. Там ещё много сцен и переживаний, о которых я здесь не рассказал. Думаю, стоит посмотреть этот немецкий фильм, особенно в эти святые для каждого русского человека дни…
9 из 10
2 мая 2016
О красноармейцах немецкого происхождения известно немного. Известно, что исчислялись они от пятисот до трёх тысяч, известно, что занимали они разные посты. Кто-то был простым солдатом, причём, сражался аж в Брестской крепости, кто-то был, как юный Геккер, политработником. Этот фильм нам показывает, как на самом деле нужно относиться к немцам.
Великая Отечественная Война подходит к концу, Красная Армия рвётся к Берлину. Их цель — нацисты, но и к простым немецким гражданам советские бойцы относятся по-разному, а нашему главному герою приходится лично созерцать ещё и недоверие некоторых немецких граждан, причём, не только зажиточных чиновников, имевших пост при Рейхе. До крупных инцидентов не доходит, да и случаи крайне редки, на самом деле, но имеют место быть. Даже немецкие офицеры показаны достаточно благородно для смертельного врага.
Собственно, тема отношений с местным населением и является основной. Не меньше внимания уделено антифашистскому движению на территории Германии и мыслям о построении новой Германии на освобождённой земле. Я, если честно, немного фильмов могу припомнить, в которых немцы вполне осознанно переходят на советскую сторону и начинают на полном серьёзе сражаться с нацистами, хотя бы ради такого стоит посмотреть. А ещё стоит посмотреть ради блестяще сыгравших актёров, причём, сыгравших как главные, так и второстепенные роли, я имею в виду Джекки Шварца и Василия Ливанова, отлично сыгравшего политрука. Честно сказать, до просмотра этого фильма я и не знал, что Ливанов так хорошо знает немецкий. Принял к сведению, спасибо.
А рассказать больше и не о чем. Да и не надо говорить: это смотреть нужно!
10 из 10
28 июля 2015
«Я вижу улицы с вывесками на немецком. Говорят, это моя родина». В этих словах, открывающих автобиографический фильм Конрада Вольфа, заключена вся его суть, его квинтэссенция. Экранизируя последние страницы своего фронтового дневника, режиссер раскрывал перед зрителем да, возможно и перед самим собой, свою душу. Вытаскивал наружу боль, которую испытывал тогда. Раскрывал мучительный процесс самоидентификации и поиска нового смысла, через который пришлось пройти немецкому народу, чтобы очиститься от проклятия фашизма. Ему, Вольфу/Хеккеру, с одной стороны было легче — ведь он пришел в Германию победителем. С другой — труднее, ведь почувствовать себя частью народа, с которым ты воевал, с которым воевала твоя страна, было очень и очень непросто. Куда проще — откреститься от принадлежности к Германии, сказать: «Знать ничего не знаю и не хочу», остаться просто солдатом выигравшей войну армии. Собственно, в какой-то момент, Хеккер и порывается это сделать, вырвать из себя все немецкое — но эту слабость, настигшую его в Заксенхаузене, он преодолевает. Как, наверное, преодолел и Конрад Вольф, проживший свою послевоенную жизнь ради новой Германии. Утверждавший эту новую Германию своим творчеством. Веривший в ее будущее. И не его, наверное, вина, что это будущее оказалось не таким, как он его себе представлял.
Конрад Вольф, сын бежавшего в СССР после прихода к власти Гитлера драматурга Фридриха Вольфа, ушел на фронт точно так же, как и многие советские юноши — добровольцем в семнадцать лет, не успев закончить школы. Войну он прошел в составе агитационной бригады, где ему не раз приходилось рисковать жизнью. Чтобы донести информацию до противника, бойцы агитбригад стремились расположить свою технику как можно ближе к вражеским позициям, подобраться к ним едва ли не вплотную, тем самым вызывая на себя огонь. Потери в подобных подразделениях в процентном отношении порой превышали потери в боевых частях, так что фронтового опыта на долю будущего режиссера пришлось достаточно. И о войне он снимал потом довольно много. Но за исключением «Мне было 19» это были фильмы, в которых война присутствовала за кадром: в настоящем, но где-то далеко («Звезды», «Мама, я жив!») или в прошлом, отголоски которого врывались в жизнь героев («Искатели Солнца»).
Но война стучала в сердце Вольфа, подобно пеплу Клааса в сердце Тиля Уленшпигеля. И оставить ее на периферии своего творчества он не имел права. Не трудно догадаться, почему режиссер экранизировал лишь последние страницы своего дневника. Ведь до того, как его часть вступила на территорию Германии, он был всего лишь солдатом, таким же, как десятки тысяч других. Но теперь для него все изменилось. Теперь перед лейтенантом Хеккером лежит страна, в которой он родился. И пусть он ее совсем не помнит, пусть она выглядит чужой и враждебной, но люди здесь говорят на языке, знакомом ему с детства. Люди здесь, узнав в офицере чужой армии, соотечественника, надеются на его помощь. А ему всего 19 лет, и он растерян, внезапно оказавшись «своим среди чужих». Да еще и в роли коменданта целого города.
Вольф снимает фильм строго следуя скупым дневниковым записям: число такое-то, место такое-то, произошло следующее. Но при этом картина, состоящая из отдельных, плохо связанных друг с другом эпизодов, не распадается на части, остается единым монолитом, в котором развивается не столько действие, сколько личность протагониста, успевшего пережить за неполный месяц столько, сколько ему, возможно, не пришлось пережить за предыдущие два фронтовых года. Начинаясь с почти анекдотического назначения девятнадцатилетнего лейтенананта комендантом города: попался на глаза генералу, других офицеров нет, вообще никого больше нет, а этот еще и немец — вообще замечательно, на тебе, парень, сержанта в подчинение и командуй тут, пока тыловые службы не подтянутся — лента постепенно приобретает драматизм. Чем дальше продвигается в глубь Германии «полуторка» с агитбригадой, тем тяжелее становится на душе Хеккера.
Можно ли простить тех, кто едва завидев армию победителей наскоро закрашивает красной краской свастику на флаге и приглашает в свой богатый дом «господина коменданта»? Хеккер не прощает, безжалостно изгоняя хозяев из их собственного жилища. А можно ли простить охранника Заксенхаузена, после того, что ты увидел в лагере? Хеккер не прощает, едва ли не силой уводя своего командира, капитана Геймана, учителя немецкого языка из Киева, что пытался остановить самосуд. Но что делать с мальчиком из Гитлерюгенд, которого добрый дядя из СС наградил шоколадкой за уничтоженный танк? А с отчаянно пытающимся сохранить остатки чести комендантом крепости Шпандау, проигрывающим уже вторую войну, или с потерявшим зрение солдатом вермахта, брошенным в санитарной машине?..
Можно, конечно, впасть в истерику, подобно освобожденному Советской Армией из тюрьмы немецкому антифашисту, который требует поголовного истребления всех, кто носил форму, кто держал оружие в руках. Но чем тогда ты будешь отличаться от них? И с кем тогда строить новую Германию? Пока Хеккер не может идентифицировать себя с этой страной. Пока она остается ему чужой, успев огрызнуться напоследок, уже после победы завязав бессмысленный и беспощадный бой с недобитыми частями. Бой, уносящий друзей тогда, когда все уже кончилось. И ненависть, долго скрываемая мальчишкой Хеккером, вырывается наружу. Но это будет последний выплеск. Потому что нужно жить. Лейтенант пока еще не знает, что будет с ним дальше. Пока он мечтает вернуться в Москву и закончить школу, но Германия — больная, уничтоженная, униженная Германия — уже навсегда поселилась в его душе.
«Мне было 19» — глубоко личная, и предельно честная исповедь Конрада Вольфа. Советского солдата и немецкого кинорежиссера. Фильм, который не может оставить равнодушным, фильм полный боли, но также и любви, надежды, и веры в то, что прошлое уже не сможет повториться. Пока жив Хеккер и такие как он. С обеих сторон. Вот только Вольф забыл, что человеческий век короток. Иногда, к счастью — потому что Конраду, в отличие от его старшего брата Маркуса, возглавлявшего восточногерманскую контрразведку «Штази», не довелось дожить до падения социалистического лагеря и до падения коммунистической идеи, которой он оставался верен до самого конца.
5 мая 2015
Действие картины восточно-немецкого режиссёра Конрада Вольфа начинается в середине апреля 1945 года на Одере и заканчивается 3 мая в небольшом селении к западу от Берлина. Временной отрезок, вроде бы, совсем небольшой, но вмещает он в себя очень многое, особенно с эмоциональной точки зрения. Третий рейх доживает свои последние дни, рушится цитадель фашизма, и в этой кровавой мясорубке перемалываются судьбы многих людей — как русских, так и немцев. Обо всём об этом повествует настоящий фильм, построенный на дневниковых записях его главного героя — лейтенанта Красной армии Грегора Хеккера.
Во время просмотра картины ни на минуту не покидает ощущение того, что всё показываемое на экране не выдумано и имеет свои реальные корни. Чувствуется некая жизненная правдивость сюжета. В результате оказалось, что так и есть — сценарий фильма автобиографичен, он написан на основе фронтовых дневников самого Конрада Вольфа, воевавшего в рядах Красной армии. В 1945-м году Конраду было всего 19 лет (отсюда и название фильма), молодой парень записывал в дневник всё, что видел своими глазами. Судьба Конрада — судьба отнюдь нетипичная. Если обычный советский воин пришёл в Германию, как освободитель страны-агрессора, то Конрад в 45-м всё-таки вступил на родную землю. Оказавшись в 34-м году, после прихода к власти Гитлера, в вынужденной эмиграции в Советской России, и прожив немало лет в нашей стране, Конрад, тем не менее, не перестал быть немцем. Увиденное им в горящей Германии — двойное потрясение для молодого паренька: с одной стороны, он освобождал свою родину от фашистской нечисти, а с другой стороны, видел, сколько мук и страданий приносит война простым немецким людям. Образ лейтенанта Грегора Хеккера (его роль в фильме исполняет немецкий актёр Джекки Шварц) — прямой слепок с Конрада Вольфа.
Начинается фильм с того, что советский генерал (Михаил Глузский) назначает юного Хеккера комендантом (!) освобождённого городка Бернау. В подчинении Грегора — всего несколько солдат и регулировщица (Галина Польских). Нелегко приходится в новом качестве совсем ещё неопытному в житейском плане лейтенанту — к комменданту приходят с просьбами и пожилые люди старше его на целых пол-века, и заплаканные девушки. Хеккер тяготится своей должностью, от которой его наконец-то избавляет капитан Цыганюк (Алексей Эйбоженко), забрав лейтананта на основное место службы — переводчика и агитатора политотдела армии. Из Бернау Грегор попадает в только что освобождённый от фашистов концентрационный лагерь Заксенхаузен, где вместе с капитаном Гейманом (Василий Ливанов) участвует в допросах схваченных надзирателей лагеря. В фильме используется реальная документальная съёмка допроса одного из таких преступников — эти кадры поистине уникальны, палач во всех подробностях рассказывает перед камерой, как он умерщвлял свои жертвы.
Один из центральных эпизодов картины — события в Шпандау. Окружённая советскими войсками крепость была обречена, но могла при этом ещё долго сопротивляться. В крепости находилось немало гражданского населения, а также раненные. Чтобы избежать бессмысленного кровопролития, наше командование посылает в Шпандау двух парламентёров с белым флагом — Хеккера и Геймана. Задание максимально опасное, без всякой гарантии вернуться назад…
Чрезвычайно неординарно показана сцена затишья между боями — та, где готовятся пельмени. (Как бы ни казалась она удивительной, но надо думать, никаких фантазий тут нет.) Довольно талантливый, на мой взгляд, кинематографический ход — такое трудно придумать специально, разве что только взять из реальной жизни.
Однако, наиболее сильная часть фильма — всё же её последние 20—25 минут. Душераздирающее зрелище, дающее пищу для самых серьёзных философских рассуждений о жизни и смерти. Существуют, знаете ли, фильмы, в которых наиболее сильная и кульминационная сцена ждёт зрителя в самом своём конце. Здесь как раз именно тот случай: последние секунды картины по-настоящему встряхивают, а в ушах, словно эхо, продолжает звенеть крик 19-летнего парня, обращённый через колонки звуковещательной машины вслед фашистам, принёсшим столько горя всему человечеству.
8,5 из 10
29 июля 2012
Первый русско-немецкий военный фильм. Первый и, кажется, единственный, где герой именно русский немец, этакий Сашка, для которого язык врага — это язык его матери и отца. И вот он в Германии, на своей родине, и в то же время он в форме советского солдата… Для него близки, как родные, его сослуживцы, спасавшие не раз под огнем. И в то же время эти немецкие девушки, дрожащие от страха и даже солдаты и офицеры в осаждённой и обречённой крепости — тоже не чужие, противники, но не враги… Уникальная ситуация, уникальная возможность посмотреть на обе воюющие стороны максимально объективно.
Фильм, как сейчас сказали бы, толерантный. И в то же время оставляющий хорошее впечатление достоверности. И, как мне кажется, даже кое-что сказавший между строк.
1 августа 2010