Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Игра с камнями |
английское название: |
Spiel mit Steinen |
год: | 1967 |
страна: |
Австрия
|
режиссер: | Ян Шванкмайер |
сценарий: | Ян Шванкмайер |
продюсер: | Джозеф Соукуп |
видеооператор: | Peter Puluj |
художник: | Ян Шванкмайер |
жанры: | мультфильм, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 9 мин |
Вся наша жизнь — игра…
Пустота и безжизненность комнаты заполнена временем и тиканьем настенных часов, рождающих историю, изрыгающих камни.
Мир, четко разграничивающийся на черное и белое постепенно, со временем и ростом количества камней как жизненного опыта, развивается и вырастает в человека и игра становится сложнее. Рождение и детство, зрелость и продолжение рода, старость, смерть и никаких загробных танцев, только дыра в ведре. Камни танцуют, совмещаясь в одно целое, из большого разъединяясь в маленькие, контактируют и объединяются в группы, раскалываются и раскалывают, разрушают друг друга и поедают… в общем, живут. И умирают, превращаясь в камни.
Очень живой фильм.
Теперь хочу музыкальную шкатулку.
10 из 10
17 января 2016
«Игра с камнями» — одна из первых короткометражек Шванкмайера, в несколько абстрактной форме поднимающая проблему диалога, решая ее почти в духе Делеза и Гваттари, то есть шизоаналитически. Перед нами разворачивается своего рода периодизация истории западной культуры: сначала, как конфликта черного и белого, то есть этического противостояния категорий, имевших метафизический статус (этап до разделения церквей); потом, как все более и более сложные коллажи элементов, переходящих друг в друга вплоть до неразличимости, превращаясь в кашеобразную массу.
На этом этапе друг другу противостоят уже не добро и зло, и даже не представления о них, и даже не научные парадигмы, а дискурсы — неустойчивые, динамичные комплексы высказываний и смыслов, не обладающие целостностью и легко переходящие один в другой, поглощая друг друга. Знание, не укорененное метафизически, фундированное лишь в себе самом, означающие, не закрепленные в означаемом, затевают сомнительный танец освобождения, превращающийся в пляску боли и смерти.
Не случайно постмодернистская игра со значениями и формами приобретает у Шванкамайера черты болезненного и травматического действа. Почти по Делезу, в «Игре с камнями» мы видим шизофреническое столкновение частей, ранее составлявших единое целое, и конечно, результат его плачевен — культурное поле постепенно выжигается огнем интеллектуальных и эстетических игр, приобретающих все более деструктивный характер. Освобожденные от власти целого части рано или поздно уничтожают друг друга, не в силах вынести реальное присутствие рядом с собой чужого свободного выбора. Таковы результаты любой индивидуализации и атомизации общества.
Можно сказать, что за три года до «Квартиры» Шванкмайер раскрывает в «Игре с камнями» причины грядущей трагедии контркультуры, к которой и сам принадлежал. Эта трагедия — в алогичной, неистовой борьбе против всякой, а не только узурпирующей свою власть, общности, против смысла, иерархии, патернализма, что собственно и делает контркультуру «контр-культурой». Ведь культура происходит из культа, то есть из поклонения Высшему, предполагает иерархическую организацию жизни как осмысленного движения к Нему.
Культура — это упорядочивание жизни, ее окультуривание, превращение существования человека в священнодействие, в служение Абсолюту. Контркультура же — это хаотизация мира, целенаправленное, исступленное удаление от Логоса, абсурдизация бытия, распыление человеческой жизни на частности, табу на поиск истины и саму Истину, апология множественности и ненависть к единству.
Культура — путь собирания, концентрации, консолидации человеком своих духовных и телесных сил во имя творческого служения Истине. Контркультура же — расточение, диссоциация человеческих потребностей и придание им самоценного, автономного, независимого друг от друга статуса. В культуре желания служат Высшей Цели, в контркультуре они ценны сами по себе, существуя лишь для самоудовлетворения. «Игра с камнями» — о том, что объем художественных и социальных форм, человеческих идей и потребностей столь велик, что если не использовать его во имя служения Высшему, он станет энергетической бомбой, которая уничтожит культурное пространство.
22 декабря 2015
В абсолютной пустой, покрытой трещинами комнате на стене висят часы, каждый час изрыгающие в металлическую кастрюлю порцию камней, которые причудливо закручиваясь, раскалываясь, пускаются в пляс друг с другом, собираются в разнообразные фигуры, тела, живут своей жизнью, являясь, по сути, коллективно нечто большим, нежели просто сумма составляющих этот бредовый конгломерат частей.
Все это — упрощенная модель человеческого бытия. Вся наша жизнь — собирание камней. И чем большим количеством камней мы обладаем, тем более захватывающей становится игра. Подчиняясь власти времени, подгоняемые им, мы ищем новые формы и стремимся к идеальной гармонии, на мгновение забывая обо всем, включая и то, что это мгновение — и есть наша жизнь. Цель недостижима, ибо все, в итоге, зависит от старой ржавой кастрюли, привязанной за проволоку к настенным часам в облупленной комнате. И когда кастрюля прорывается под тяжестью груза, наступает смерть. И уже никакая музыка не заставит эту обессмысленную груду камней танцевать.
20 июля 2007