Рейтинг фильма | |
IMDb | 5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Император |
английское название: |
The Emperor |
год: | 1967 |
страна: |
США
|
режиссер: | Джордж Лукас |
сценаристы: | Джордж Лукас, Джон Милиус, Рик Робертсон, Гари Роклэнд, Rick Robertson, Bob Hudson, Боб Хадсон, Пол Голдинг |
видеооператор: | Rick Robertson |
монтаж: | Rick Robertson, Пол Голдинг |
жанры: | документальный, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 24 мин |
Помимо непреодолимой страсти к гонкам, проявившейся у молодого постановщика Джорджа Лукаса еще во времена его взросления в тихом провинциальном городке Модесто, неординарный кинематографист мог похвастаться также и искренней любовью к послевоенной музыке, делая особый акцент на набирающем популярность заводном рок-н-ролле и душевном, неспешном джазе, позволяющем как следует расслабиться и собраться с мыслями. Каждый короткометражный игровой фильм (за исключением «Электронного лабиринта ТНХ-1138»), снятый Джорджем Лукасом в стенах Университета Южной Калифорнии, помимо неординарных визуальных находок создателя мог похвастаться привлекательной подборкой песен и мелодий, при выборе которой режиссер никогда не искал компромиссов. Лукас как никто другой из однокурсников понимал, что фильм, это куда больше, чем слепое следование сценарию и повторение устарелых академических правил, ведущих развитие кинематографа в тупик. Начиная со своего самого первого фильма, «Взгляда на жизнь», режиссер старался обойти существующие рамки и предложить аудитории зрелище, которое не только развлечет глаза, но и заставит работать голову. Сняв несколько короткометражек, среди которых была пронзительная лента, описывающая трагедию разделения некогда целостного народа («Фрейхейт»), воздав оду скоростным автомобилям, зажигающим сердца свободных мечтателей («Человек и его автомобиль»), Джордж Лукас решил воздать дань уважения давнему другу Херби, талантливому композитору, в честь которого и был назван очередной короткий метр набирающего нешуточные обороты мастера. Медитативная, завораживающая, расслабляющая лента, демонстрирующая непрерывный поток света по автомобильным трассам под музыкальной сопровождение самого Херби, показала аудитории, что Джордж Лукас весьма серьезно относится к органичному объединению визуального ряда и саундтрека, сочетая их таким образом, чтобы они не просто дополняли друг друга, а являлись прямым продолжением режиссерской мысли, проникая в самые сокровенные уголки зрительского сознания, настраивая его на соответствующий просмотру лад.
Демонстрация «Херби» преподавательскому составу и студенческому братству подарила Джорджу Лукасу, а также его верному коллеге Полу Голдингу не только продолжительные овации, но и несколько престижных премий, позволяющих им без оглядки на высокопоставленных покровителей университета собственноручно выбрать тему для последующего фильма. Лукас незамедлительно воспользовался предоставленной возможностью снять давний проект мечты, именуемый «Электронным лабиринтом ТНХ-1138», а затем не раздумывая вернулся к коллеге Голдингу, дабы поставить еще одну совместную короткометражку, известную как «Император». На момент создания ленты, то бишь в 1967 году, будущий создатель «Американских граффити» пребывал в лоне родного университета в качестве аспиранта, а потому к его стараниям было приковано куда больше внимания, нежели ранее. Раззадорив преподавателей гениальными операторскими находками и притягательным музыкальным сопровождением, радующим слух даже самого черствого консерватора, Лукас понимал, что отныне все его работы представляют из себя вызов, который он не вправе проиграть. Доведя до идеальной формы «Электронный лабиринт ТНХ-1138», постановщик явно изголодался по хорошей музыке и посчитал, что последующая с Полом Голдингом совместная работа должна проникнуть в мир нот и аккордов куда дальше обаятельной поэзии «Херби». И для того, чтобы добиться гарантированного успеха, у самого Лукаса была припрятана парочка козырей во главе с Бобом «Императором» Хадсоном, перспективным ди-джеем, музыкальной звездой своего времени.
Наиболее плодовитые годы карьерного пути Хадсона пришлись на 60—70-е годы, чем Джордж Лукас и Пол Голдинг просто не могли не воспользоваться. Добившись расположения властителя радио-рубки, студенты-кинематографисты отправились в святая святых каждого ди-джея и засняли его прямо на рабочем месте, где создавалась не просто заводная атмосфера, а нетленная легенда, до сих пор блуждающая по южным американским штатам. По сути «Император» представляет из себя двадцатиминутное рассуждение Боба Хадсона о современной на тот момент культуре и месте музыки в ее продвижении. Будучи ярым почитателем неглупой, интеллектуальной музыки, Хадсон старался совмещать интеллектуальные баллады со всепобеждающим шествием рок-н-ролла, от которого также без ума был Джордж Лукас. С высоты пролетевших с момента выхода «Императора» лет ценность картины удваивается, ведь ее центральной фигурой стал человек, стоявший у истоков музыкальных преобразований. Не понаслышке разбираясь в музыкальных течениях, характеров музыкантов и предпочтениях публики, ди-джей Хадсон в легкой, непринужденной манере сделал зарисовку целой культурной эпохи, при этом совершенно не навязывая аудиторию свою точку зрения, а всего лишь изъявляя веяния беспокойного сердца, неспособного жить без микрофона в радио-рубке.
Однако интересные, смысловые разговоры трудно назвать полноценным самодостаточным фильмом. Это скорее походит на интервью, нежели на произведение художественного искусства, снятого амбициозным постановщиком. Понимая это, Джордж Лукас удвоил количество ракурсов и визуальных эффектов, сделав из «Императора» динамичный дайджест, торжество монтажного и операторского искусства, дополненное великолепной подборкой музыкальных хитов. Зритель просто не успевает устать от рассуждений Хадсона, потому что режиссер то и дело переключает его внимание на те или иные детали обстановки, вырисовывает ореол образа ди-джея, как непревзойденного мастера своего дела при помощи приемов сказочника от кино, а когда чувствует, что его истории необходима пауза, открывает доступ к бесценному кладезю мелодий, многие из которых до сих пор считаются классикой и напеваются массами. В «Императоре» как никогда ранее проявляются музыкальные предпочтения Джорджа Лукаса и мы видим, что они ничем не отличаются от генеральной линии, исповедуемой Бобом Хадсоном. Слух радуют романтические баллады от The Cleftons, зажигательные мотивы нестареющего Чака Берри, мелодичные зарисовки слишком рано оставившего наш мир Бадди Холли и многих других культовых исполнителей прошлого, продолжающих завоевывать внимание слушателей даже тогда, когда кажется, что предпочтения публики ушли слишком далеко и возвращение к прошлому уже никогда не состоится. Неудивительно, что популярный музыкант выбрал для кинематографического дебюта именно Джорджа Лукаса, позволив ему проникнуть туда, куда ранее Хадсон не допускал никого. И пройденный опыт оказался столь удачным, что со временем фильмография ди-джея пополнилась еще не одним участием в съемках интригующих проектов, в которых он продолжил исповедовать веру в стиль музыки своей молодости.
В итоге хочу сказать, что «Император» представляет из себя притягательный разговор, вызывающий неподдельный интерес любого уважающего себя меломана. Все, что мы нынче любим, уходит корнями в прошлое. И было бы неплохо узнать, что же происходило в мире музыки, когда на дворе стоял 1967 год, от людей, чье взросление и становление пришлось именно на тот период. Джордж Лукас оставил нам бесценный подарок, достойный самого пристального внимания. И я желаю вам исключительно самого приятного просмотра!
10 из 10
1 августа 2016