Герой нашего времени
7.6
7.1
1967, драма
СССР, 1 ч 23 мин
12+

В ролях: Владимир Ивашов, Алексей Чернов, Светлана Светличная, Александр Орлов, Софья Пилявская
и другие
Загадка «героя лермонтовского времени» впервые предстает перед нами, как правило, в школьные годы и легко решается в обычном трехстраничном сочинении. С течением времени, однако, загадка эта становится все интереснее и сложнее.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Герой нашего времени

год: 1967
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператоры: Юрий Постников, Вячеслав Шумский
композитор:
художник: Петр Пашкевич
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 1 февраля 1967 г.
на DVD: 10 декабря 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 23 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Герой нашего времени», 1967

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Герой нашего времени», 1967

Кавказ, как и Восток - дело тонкое.

С новым годом всех любителей кино.

Неделя новогоднего просмотра, совмещённая с неделей просмотра экранизаций русской классики 18-19 веков. Фильм 1-й.

В этом году мы решили неделю нашего новогоднего просмотра совместить с неделей просмотра экранизаций русской классики 18-19 веков. Да и в новогодние каникулы, смотреть великую классику, самое удобное время. И первым фильмом стал для нас фильм «Герой нашего времени» снятый режиссёром Станиславом Ростоцким в 1967 году.

Кинодилогия режиссёра Станислава Ростоцкого по одноимённому роману Михаила Лермонтова. В основе сюжета картины - части романа «Бэла» и «Максим Максимыч». Петербургский военный Григорий Печорин прибывает на Кавказ и знакомится со штабс-капитаном Максимом Максимычем. Печорину скучно в горной армейской части, он томится и ностальгирует по светской столичной жизни. Однажды он с Максимом Максимычем посещает свадьбу старшей дочери черкесского князя, где знакомится с младшей - красавицей Бэлой. Григорий влюбляется в девушку, но за этой встречей последуют трагические события. Вторая серия фильма повествует о случайном знакомстве в горах Максима Максимыча с российским офицером. Штабс-капитан за один вечер рассказывает ему о своей жизни на Кавказе, в которой особое место уделяет личности Печорина.

Непревзойдённый атмосферный фильм «Герой нашего времени» с участием звёзд отечественного кино: Владимира Ивашова, Алексея Чернова и Светланы Светличной. Григорий Печорин в исполнении Ивашова получился очень органичным и убедительным, верным с психологической точки зрения и обладающий истинной лермонтовской глубиной и трагизмом. Я очень редко в жизни встречала таких людей как Печорин. Но таких как Грушницкий - вижу практически всегда и везде. Мелкие людишки с корявыми, безобразными душонками и оболочками. Разглядываешь их и думаешь: «Вот ещё один Грушницкий». Грушницкий - это человек неуверенный в себе и в своих дурацких поступках и словах пытающейся самоутвердится, и обрести эту уверенность. Они задают вопросы и отвечают на них так - как-будто уже заранее знают что у них спросят и заранее знают что на них отвечать. Было интересно рассматривать быт и нравы чеченского народа. Народа, о котором так много говорят.

Новелла «Бэла» совершенно прекрасно снята. С таким уважением Станиславом Ростоцким; национальная тема проработана идеально. Где, в каком фильме ещё увидишь такое тщательно выверенное отношение к культуре и обычаям горских народов, особенно в реалиях царской России, которая всегда в Европе называлась оплотом европейских тираний, т.е. на неё в этом плане радостно ровнялись. То, что Печорин говорит голосом Вячеслава Тихонова, это трижды оправдано. У наших актёров очень мало таких выразительных голосов, у Владимира Ивашова (несмотря на то, что он очень хорошо пел) голос довольно-таки тусклый для такого выразительного персонажа как Печорин. А Тихонов - это своего рода талисман Ростоцкого, как чёрный кот у Гайдая, песня про Марусеньку, которая мыла белые ноженьки, у Данелии.

Фильм красиво снят, девушка-контрабандистка очень эффектна, запоминаются Николай Бурляев в роли слепого мальчика и Алексей Чернов в роли Максима Максимыча. Вот на таких людях мир держится. Искренность, доброта, мужественность, честность и преданность... Сейчас такие качества в людях редкость. Лермонтов и на Кавказе-то недолго был, а как точно передал характеры «местных жителей» (грязь и пьянство одних, коварство и вероломство других). Ничего не меняется в этом мире, только декорации…

И показать «господ-офицеров» добрыми, злыми, пропившимися, трезвыми, умными, глупыми, или какими угодно, но загнанными службой на форпост Империи - было, наверное, не так сложно. Такие персонажи живы всегда. Однако для меня стало открытием увидеть на экране горцев в такой правде характеров. Пусть сегодня лошадей сменили на автомашины, а Советы старейшин аула - на производственные совещания, но на смене в цеху и вечером на улице, на базаре и на свадьбе или на похоронах, повсюду можно встретить и этих Казбичей, и Азаматов, и Бэл. Очень достоверно показано. Верю.

Ростоцкий, режиссёр из поколения Великой отечественной, снял совершенно реальный фильм по тяжёлому для экранизации материалу из хрестоматии классической литературы. Можно поспорить о его прочтении сценария и выборе актёров, о том, кто талантливее (или красивее?) из исполнителей в разных постановках. Но это Прочтение. И это Фильм.

Вторая половина фильма где действия начинаются на берегу моря снимали в Крыму, на мысе Тарханкут в местах Большой и Малый Атлеш. Сейчас эти места очень хорошо знают нынешние дайверы, а раньше подводники-аквалангисты Советского Союза. Места действительно очень красивые! На мой взгляд Станислав Ростоцкий открыл Тарханкут для кинематогрофа (для «киношников»,операторов и т.д.) Смею утверждать, что в фильме «Тамань», Тарханкут впервые попадает на большой экран и это первый фильм здесь снятый. Это позже уже снимали на этих скалах, на этом море и под водой фильмы: «Люди и Дельфины», «Пираты ХХ века» и т. д… Не знаю как Ростоцкий узнал о Тарханкуте, кто ему подсказал, но пейзажи Атлеша очень хорошо украсили этот фильм. А ведь попасть в эти места в 60-х годах было не просто… Было много военных и часть Черноморского района была закрыта. Сейчас эти места очень посещаемы (особенно летом), даже чересчур. Возможно именно при съёмках этого фильма у В. Ивашова (Печорин) и С. Светличной (девушка контрабандистка) и зародился роман. Ведь в последствии они стали мужем и женой.

Ещё по ошибке многие считают, что здесь снимался знаменитый советский фильм «Человек-амфибия». Это уже почти миф, но тут его не снимали… Снимали его под Севастополем (есть воспоминания оператора Эдуарда Розовского как он снимал «Человек-амфибия»). Есть очень большая ностальгия о тех годах, о том море, о том побережье Тарханкута, о его подводном мире - когда в 60-70-х тут были в прямом смысле дикие места, почти не посещаемые людьми, с кристально чистой водой! Места не загаженные горе-туристами, экскурсантами, дикарями…

Фильм замечательный. Ростоцкий изучил предварительно массу материала, многие кадры перекликаются с чудесными иллюстрациями к «Герою нашего времени» Ф. Константинова, Д. Шмаринова. Художник фильма и оператор превосходно сделали свою работу. Сцены на море необыкновенно красивы. А как хорошо поданы лица героев на крупных планах! Как прекрасно передано солнечное освещение и тьма ночи! Фильм достойно передаёт великую прозу Лермонтова.

10 из 10

1 января 2022

Рецензия на постановку В. Долгачева «От первого лица». Московский Драматический татр

Спектакль «От первого лица» является инсценировкой произведения Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», написанной в 1838—1840 гг. Режиссером-постановщиком спектакля является Вячеслав Долгачев. Продолжительность спектакля составляет 2 часа 5 минут (с одним антрактом).

Григорий Печорин… Это имя знакомо всем, но личность и душа этого человека до сих пор остаются загадкой, разгадать которую пытаются вот уже почти два века. Почему молодой, красивый, умный, образованный, богатый, щедрый и храбрый человек, любимец фортуны, покоритель женщин и предмет зависти мужчин, которому все достается легко и играючи, находится в полнейшем разладе с миром? Что заставляет его испытывать судьбу, рискуя не только своей, но и чужой жизнью, пренебрегать человеческими привязанностями, уходя от ответственности за «тех, кого приручили», морально подавлять и терзать окружающих, тем самым разрушая и свою собственную жизнь?

Записи в его личном журнале — это жестокий анализ привлекательности зла, отчаянная попытка встроиться в ненавистный рутинный социум. Это откровенная исповедь «от первого лица».

Итак, перед самим началом постановки зрители могут услышать живой оркестр, который как бы настраивает публику на атмосферу произведения и в некоторой степени олицетворяет характер главного персонажа — Григория Печорина. Музыка передает романтическую сторону Печорина, даже если она не столь очевидно, нельзя не согласиться, что она есть, и музыка является тому доказательством.

Примечательным является режиссерское решение оставить историю только несколько героев, фигурирующих в оригинальном произведении, а именно самого Печорина, Веры, Мери и Грушницкого. Однако, следует отметить, что, не включив многих других героев, например, Максима Максимыча, Вячеслав Долгачев нисколько не нарушил внешний облик и смысловую составляющую постановки.

Что касается игры актеров, бесспорно, нужно сказать, что она происходила на высшем уровне. Евгений РУБИН (Печорин), Сергей Бредюк (Грушницкий), Анастасия Цибизова (княжна Мери), Екатерина Демидова (Вера) и другие блестяще справились с миссией актера — они безупречно передали настроение каждого персонажа и способствовали раскрытию остальных.

Мне, как человеку знакомому с произведением, по которому был поставлен спектакль, хотелось бы посмотреть на постановку «От первого лица» через призму «Героя нашего времени». Нельзя не заметить, что в спектакле Печорин показан более романтичным и рассудительным человеком, нежели каким он предстает перед нами в произведении. Кроме того, такие его характеристики, как цинизм, остроумие и некая социопатия, показаны прекрасно, но в то же время несколько преукрашены. В произведении М. Ю. Лермонтова Печорин является человеком, у которого внутри будто все перегорело, он не чувствует сильных эмоций. Если они и возникают, как, например, чувства к Мери, то они носят больше мимолетный характер. Но на ряду с этим, все-таки следует сказать, что изменения Печорина и его новые черты никак не меняют сути постановки и не расстраивают ее.

Подводя итог, можно сказать, что инсценировка — это творчество, которое требует больших внимания и усилий, и, безусловно, каждый режиссер вносит свою лепту в постановку, вопрос состоит лишь в том, насколько удачно будут смотреться эти «метаморфозы». Мне кажется, что Вячеслав Долгачев в полной мере удалось справиться с данной задачей, так же как и актерам, исполнившим главные роли.

6 мая 2019

Фильм объединяет неразрывно, связно сразу две части великого, психологического романа «Герой нашего времени»: «Максим Максимыч» и «Тамань».

В начале фильма, как и по произведению, Григорий Печорин прибывает на Кавказ из Санкт-Петербурга. Он видится с Максимом Максимычем, свои старым приятелем. Они беседуют.

Устами актеров передается текст произведения.

В том числе и философские рассуждения Григория Печорина: «В чем смысл жизни? Для чего живу?»

Печорин отдает некие бумаги Максиму Максимычу. Позже эта рукопись как-бы будет основой произведения. Печорин говорит, что поедет в Персию. Позже становится известно, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер. Эта рукопись — все, что он оставляет после себя.

Далее в результате логичной связности закономерно наступает вторая часть фильма «Тамань».

Уже как-бы по бумагам Печорина.

Тамань — местный город. Действие по прежнему разворачивается на Кавказе.

При встрече слепого мальчика (Н. Бурляев) Печорин дает психологическую характеристику: «Странное отношение между наружностью человека и его душой». Они тождественны между собой в данном случае.

Далее, как и по тексту, Печорин следует за мальчиком и выходит к морю.

Появляется очаровательная девушка, дочь глухой хозяйки, ундина (С. Светличная), как назвал ее М. Ю. Лермонтов.

Нужно обратить внимание на ночное море: оно неспокойно, бушует, мощный прилив.

Тождественность между тем, что происходит у людей нечто нечестное и состоянием природы, которое тревожно, мрачно.

На утро Печорин, понимая это, «допрашивает» сначала слепого мальчика о том, куда он ходил ночью, затем, не получив внятного ответа, услышав голос девушки-ундины, спрашивает у нее. С. Светличная сумела великолепно передать необходимую суть этого образа: она юна, красива, восхитительна — ангел внешне, но нечиста, греховна своей внутренней сущностью. И в «Бриллиантовой руке» у актрисы был такой же образ.

Она завораживает Печорина, своей красотой, назначая ночью свидание, придя на которое, как он сам отметил: «Возможно раскается», ведь он связался с теми, кого назвал потом, как «честные контрабандисты».

Изумительно показано и море днем, возможно также совпадает с внутренним состоянием героя — Печорина: то вновь неспокойно, бурлит, то наступает штиль. Это частый литературный прием. Прекрасно показан и закат на фоне заходящего того же моря.

Фильм прекрасно, достоверно, точно передает сюжет текста произведения, но не всего, а конкретно двух частей: «Максим Максимыч», «Тамань». Это и последовательность, событий, и описание природы, описание внутреннего состояния героев, их философские рассуждения. Он очень полезен будет, например, школьникам, чтобы укрепить свои знания по этому непростому философскому произведению.

И передает суть самого образа Печорина в его словах: «Одни будут говорить, что мерзавец, другие, что добрый малый. И то и другое будет ложью». То есть перед нами классический реалистический литературный тип характера: Печорин ни положительный, ни отрицательный, он нечто среднее между злом и добром, как и все реалистические персонажи: Онегин, Раскольников, братья Карамазовы.

9 из 10

27 июля 2016

Драма Герой нашего времени появился на телеэкранах в далеком 1967 году, его режиссером является Станислав Ростоцкий. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Владимир Ивашов, Алексей Чернов, Светлана Светличная, Александр Орлов, Софья Пилявская, Станислав Хитров, В. Рябиков, Михаил Трояновский, Алексей Ванин, Георгий Светлани, Сильвия Берова, Суламбек Мамилов, Борис Савченко, Виктор Иванов, Михо Борашвили.

Страна производства - СССР. Герой нашего времени — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.