Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Герой нашего времени |
год: | 1967 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Станислав Ростоцкий |
сценарий: | Станислав Ростоцкий |
продюсер: | Виктор Фрейлих |
видеооператоры: | Юрий Постников, Вячеслав Шумский |
композитор: | Кирилл Молчанов |
художник: | Петр Пашкевич |
монтаж: | Валентина Миронова |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 февраля 1967 г. |
на DVD: | 10 декабря 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 23 мин |
С новым годом всех любителей кино.
Неделя новогоднего просмотра, совмещённая с неделей просмотра экранизаций русской классики 18-19 веков. Фильм 1-й.
В этом году мы решили неделю нашего новогоднего просмотра совместить с неделей просмотра экранизаций русской классики 18-19 веков. Да и в новогодние каникулы, смотреть великую классику, самое удобное время. И первым фильмом стал для нас фильм «Герой нашего времени» снятый режиссёром Станиславом Ростоцким в 1967 году.
Кинодилогия режиссёра Станислава Ростоцкого по одноимённому роману Михаила Лермонтова. В основе сюжета картины - части романа «Бэла» и «Максим Максимыч». Петербургский военный Григорий Печорин прибывает на Кавказ и знакомится со штабс-капитаном Максимом Максимычем. Печорину скучно в горной армейской части, он томится и ностальгирует по светской столичной жизни. Однажды он с Максимом Максимычем посещает свадьбу старшей дочери черкесского князя, где знакомится с младшей - красавицей Бэлой. Григорий влюбляется в девушку, но за этой встречей последуют трагические события. Вторая серия фильма повествует о случайном знакомстве в горах Максима Максимыча с российским офицером. Штабс-капитан за один вечер рассказывает ему о своей жизни на Кавказе, в которой особое место уделяет личности Печорина.
Непревзойдённый атмосферный фильм «Герой нашего времени» с участием звёзд отечественного кино: Владимира Ивашова, Алексея Чернова и Светланы Светличной. Григорий Печорин в исполнении Ивашова получился очень органичным и убедительным, верным с психологической точки зрения и обладающий истинной лермонтовской глубиной и трагизмом. Я очень редко в жизни встречала таких людей как Печорин. Но таких как Грушницкий - вижу практически всегда и везде. Мелкие людишки с корявыми, безобразными душонками и оболочками. Разглядываешь их и думаешь: «Вот ещё один Грушницкий». Грушницкий - это человек неуверенный в себе и в своих дурацких поступках и словах пытающейся самоутвердится, и обрести эту уверенность. Они задают вопросы и отвечают на них так - как-будто уже заранее знают что у них спросят и заранее знают что на них отвечать. Было интересно рассматривать быт и нравы чеченского народа. Народа, о котором так много говорят.
Новелла «Бэла» совершенно прекрасно снята. С таким уважением Станиславом Ростоцким; национальная тема проработана идеально. Где, в каком фильме ещё увидишь такое тщательно выверенное отношение к культуре и обычаям горских народов, особенно в реалиях царской России, которая всегда в Европе называлась оплотом европейских тираний, т.е. на неё в этом плане радостно ровнялись. То, что Печорин говорит голосом Вячеслава Тихонова, это трижды оправдано. У наших актёров очень мало таких выразительных голосов, у Владимира Ивашова (несмотря на то, что он очень хорошо пел) голос довольно-таки тусклый для такого выразительного персонажа как Печорин. А Тихонов - это своего рода талисман Ростоцкого, как чёрный кот у Гайдая, песня про Марусеньку, которая мыла белые ноженьки, у Данелии.
Фильм красиво снят, девушка-контрабандистка очень эффектна, запоминаются Николай Бурляев в роли слепого мальчика и Алексей Чернов в роли Максима Максимыча. Вот на таких людях мир держится. Искренность, доброта, мужественность, честность и преданность... Сейчас такие качества в людях редкость. Лермонтов и на Кавказе-то недолго был, а как точно передал характеры «местных жителей» (грязь и пьянство одних, коварство и вероломство других). Ничего не меняется в этом мире, только декорации…
И показать «господ-офицеров» добрыми, злыми, пропившимися, трезвыми, умными, глупыми, или какими угодно, но загнанными службой на форпост Империи - было, наверное, не так сложно. Такие персонажи живы всегда. Однако для меня стало открытием увидеть на экране горцев в такой правде характеров. Пусть сегодня лошадей сменили на автомашины, а Советы старейшин аула - на производственные совещания, но на смене в цеху и вечером на улице, на базаре и на свадьбе или на похоронах, повсюду можно встретить и этих Казбичей, и Азаматов, и Бэл. Очень достоверно показано. Верю.
Ростоцкий, режиссёр из поколения Великой отечественной, снял совершенно реальный фильм по тяжёлому для экранизации материалу из хрестоматии классической литературы. Можно поспорить о его прочтении сценария и выборе актёров, о том, кто талантливее (или красивее?) из исполнителей в разных постановках. Но это Прочтение. И это Фильм.
Вторая половина фильма где действия начинаются на берегу моря снимали в Крыму, на мысе Тарханкут в местах Большой и Малый Атлеш. Сейчас эти места очень хорошо знают нынешние дайверы, а раньше подводники-аквалангисты Советского Союза. Места действительно очень красивые! На мой взгляд Станислав Ростоцкий открыл Тарханкут для кинематогрофа (для «киношников»,операторов и т.д.) Смею утверждать, что в фильме «Тамань», Тарханкут впервые попадает на большой экран и это первый фильм здесь снятый. Это позже уже снимали на этих скалах, на этом море и под водой фильмы: «Люди и Дельфины», «Пираты ХХ века» и т. д… Не знаю как Ростоцкий узнал о Тарханкуте, кто ему подсказал, но пейзажи Атлеша очень хорошо украсили этот фильм. А ведь попасть в эти места в 60-х годах было не просто… Было много военных и часть Черноморского района была закрыта. Сейчас эти места очень посещаемы (особенно летом), даже чересчур. Возможно именно при съёмках этого фильма у В. Ивашова (Печорин) и С. Светличной (девушка контрабандистка) и зародился роман. Ведь в последствии они стали мужем и женой.
Ещё по ошибке многие считают, что здесь снимался знаменитый советский фильм «Человек-амфибия». Это уже почти миф, но тут его не снимали… Снимали его под Севастополем (есть воспоминания оператора Эдуарда Розовского как он снимал «Человек-амфибия»). Есть очень большая ностальгия о тех годах, о том море, о том побережье Тарханкута, о его подводном мире - когда в 60-70-х тут были в прямом смысле дикие места, почти не посещаемые людьми, с кристально чистой водой! Места не загаженные горе-туристами, экскурсантами, дикарями…
Фильм замечательный. Ростоцкий изучил предварительно массу материала, многие кадры перекликаются с чудесными иллюстрациями к «Герою нашего времени» Ф. Константинова, Д. Шмаринова. Художник фильма и оператор превосходно сделали свою работу. Сцены на море необыкновенно красивы. А как хорошо поданы лица героев на крупных планах! Как прекрасно передано солнечное освещение и тьма ночи! Фильм достойно передаёт великую прозу Лермонтова.
10 из 10
1 января 2022
Спектакль «От первого лица» является инсценировкой произведения Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», написанной в 1838—1840 гг. Режиссером-постановщиком спектакля является Вячеслав Долгачев. Продолжительность спектакля составляет 2 часа 5 минут (с одним антрактом).
Григорий Печорин… Это имя знакомо всем, но личность и душа этого человека до сих пор остаются загадкой, разгадать которую пытаются вот уже почти два века. Почему молодой, красивый, умный, образованный, богатый, щедрый и храбрый человек, любимец фортуны, покоритель женщин и предмет зависти мужчин, которому все достается легко и играючи, находится в полнейшем разладе с миром? Что заставляет его испытывать судьбу, рискуя не только своей, но и чужой жизнью, пренебрегать человеческими привязанностями, уходя от ответственности за «тех, кого приручили», морально подавлять и терзать окружающих, тем самым разрушая и свою собственную жизнь?
Записи в его личном журнале — это жестокий анализ привлекательности зла, отчаянная попытка встроиться в ненавистный рутинный социум. Это откровенная исповедь «от первого лица».
Итак, перед самим началом постановки зрители могут услышать живой оркестр, который как бы настраивает публику на атмосферу произведения и в некоторой степени олицетворяет характер главного персонажа — Григория Печорина. Музыка передает романтическую сторону Печорина, даже если она не столь очевидно, нельзя не согласиться, что она есть, и музыка является тому доказательством.
Примечательным является режиссерское решение оставить историю только несколько героев, фигурирующих в оригинальном произведении, а именно самого Печорина, Веры, Мери и Грушницкого. Однако, следует отметить, что, не включив многих других героев, например, Максима Максимыча, Вячеслав Долгачев нисколько не нарушил внешний облик и смысловую составляющую постановки.
Что касается игры актеров, бесспорно, нужно сказать, что она происходила на высшем уровне. Евгений РУБИН (Печорин), Сергей Бредюк (Грушницкий), Анастасия Цибизова (княжна Мери), Екатерина Демидова (Вера) и другие блестяще справились с миссией актера — они безупречно передали настроение каждого персонажа и способствовали раскрытию остальных.
Мне, как человеку знакомому с произведением, по которому был поставлен спектакль, хотелось бы посмотреть на постановку «От первого лица» через призму «Героя нашего времени». Нельзя не заметить, что в спектакле Печорин показан более романтичным и рассудительным человеком, нежели каким он предстает перед нами в произведении. Кроме того, такие его характеристики, как цинизм, остроумие и некая социопатия, показаны прекрасно, но в то же время несколько преукрашены. В произведении М. Ю. Лермонтова Печорин является человеком, у которого внутри будто все перегорело, он не чувствует сильных эмоций. Если они и возникают, как, например, чувства к Мери, то они носят больше мимолетный характер. Но на ряду с этим, все-таки следует сказать, что изменения Печорина и его новые черты никак не меняют сути постановки и не расстраивают ее.
Подводя итог, можно сказать, что инсценировка — это творчество, которое требует больших внимания и усилий, и, безусловно, каждый режиссер вносит свою лепту в постановку, вопрос состоит лишь в том, насколько удачно будут смотреться эти «метаморфозы». Мне кажется, что Вячеслав Долгачев в полной мере удалось справиться с данной задачей, так же как и актерам, исполнившим главные роли.
6 мая 2019
Фильм объединяет неразрывно, связно сразу две части великого, психологического романа «Герой нашего времени»: «Максим Максимыч» и «Тамань».
В начале фильма, как и по произведению, Григорий Печорин прибывает на Кавказ из Санкт-Петербурга. Он видится с Максимом Максимычем, свои старым приятелем. Они беседуют.
Устами актеров передается текст произведения.
В том числе и философские рассуждения Григория Печорина: «В чем смысл жизни? Для чего живу?»
Печорин отдает некие бумаги Максиму Максимычу. Позже эта рукопись как-бы будет основой произведения. Печорин говорит, что поедет в Персию. Позже становится известно, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер. Эта рукопись — все, что он оставляет после себя.
Далее в результате логичной связности закономерно наступает вторая часть фильма «Тамань».
Уже как-бы по бумагам Печорина.
Тамань — местный город. Действие по прежнему разворачивается на Кавказе.
При встрече слепого мальчика (Н. Бурляев) Печорин дает психологическую характеристику: «Странное отношение между наружностью человека и его душой». Они тождественны между собой в данном случае.
Далее, как и по тексту, Печорин следует за мальчиком и выходит к морю.
Появляется очаровательная девушка, дочь глухой хозяйки, ундина (С. Светличная), как назвал ее М. Ю. Лермонтов.
Нужно обратить внимание на ночное море: оно неспокойно, бушует, мощный прилив.
Тождественность между тем, что происходит у людей нечто нечестное и состоянием природы, которое тревожно, мрачно.
На утро Печорин, понимая это, «допрашивает» сначала слепого мальчика о том, куда он ходил ночью, затем, не получив внятного ответа, услышав голос девушки-ундины, спрашивает у нее. С. Светличная сумела великолепно передать необходимую суть этого образа: она юна, красива, восхитительна — ангел внешне, но нечиста, греховна своей внутренней сущностью. И в «Бриллиантовой руке» у актрисы был такой же образ.
Она завораживает Печорина, своей красотой, назначая ночью свидание, придя на которое, как он сам отметил: «Возможно раскается», ведь он связался с теми, кого назвал потом, как «честные контрабандисты».
Изумительно показано и море днем, возможно также совпадает с внутренним состоянием героя — Печорина: то вновь неспокойно, бурлит, то наступает штиль. Это частый литературный прием. Прекрасно показан и закат на фоне заходящего того же моря.
Фильм прекрасно, достоверно, точно передает сюжет текста произведения, но не всего, а конкретно двух частей: «Максим Максимыч», «Тамань». Это и последовательность, событий, и описание природы, описание внутреннего состояния героев, их философские рассуждения. Он очень полезен будет, например, школьникам, чтобы укрепить свои знания по этому непростому философскому произведению.
И передает суть самого образа Печорина в его словах: «Одни будут говорить, что мерзавец, другие, что добрый малый. И то и другое будет ложью». То есть перед нами классический реалистический литературный тип характера: Печорин ни положительный, ни отрицательный, он нечто среднее между злом и добром, как и все реалистические персонажи: Онегин, Раскольников, братья Карамазовы.
9 из 10
27 июля 2016