Рейтинг фильма | |
![]() |
7.2 |
![]() |
7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Война окончена |
английское название: |
La guerre est finie |
год: | 1966 |
страны: |
Франция,
Швеция
|
режиссер: | Ален Рене |
сценарий: | Хорхе Семпрун |
продюсеры: | Жизель Ребильон, Катрин Винтер, Катрин Варлен, Анатоль Доман |
видеооператор: | Саша Вьерни |
композитор: | Джованни Фуско |
художники: | Жак Солнье, Madeleine Lafon, Мари Мартин |
монтаж: | Эрик Плюе, Зива Постец |
жанры: | драма, военный |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
9 мая 1966 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
16+ |
![]() |
2 ч 1 мин |
Рассказывая об опасных буднях испанского революционера-подпольщика, то и дело дрейфующего между родиной и Францией, Рене то и дело впадает в бессмысленное усложнение повествования за счет коротких монтажных переходов то в прошлое, то в будущее. Вместе с тем «Война окончена» отчетливо распадается на две части: первую, тяжеловесную и медленную, где двадцать минут смотрятся как полтора часа, и вторую, наполненную почти хичкоковским напряжением, где даже временные скачки в развертываемом сюжете не вредят увлекательности. Тем не менее. на данный момент, то есть почти шесть десятилетий спустя, «Война окончена» представляет собой прежде всего ярко и убедительно показанный конфликт бывалого и разочаровавшегося в своем деле главного героя в усталом исполнении Монтана с фанатичным нетерпением и идеологической слепотой его коллег по подполью.
Для 1966 года, когда картина Рене вышла, это выглядело смелым шагом в споре со стремительно радикализируещемся европейским обществом (что и говорить, ведь тогда буквально полыхали фильмы Годара, как известно, не знавшего чувства меры ни в чем). В ленте Рене герой Монтана полемизирует дважды – с соотечественниками-партийцами, застрявшими в своем мыслительном развитии между волюнтаризмом и оппортунизмом, и с французскими террористами. Оба раза главного героя критикуют за недостаточную радикальность, вместе с тем он – единственный, кто из его окружения понимает, что война действительно окончена, революционная борьба бессмысленна и бесплодна, а большинство населения европейских стран того времени безнадежно инертно.
Как известно, буквально два года спустя, то есть в разгар студенческих волнений во Франции, Рене представил на Каннском фестивале новую картину, предельно аполитичную и вообще символически олицетворяющую собой эскапизм в вихре темпоральности. Однако, срыв фестиваля все тем же неугомонным Годаром и его компанией оставил эту картину Рене без наград. Что же касается фильма «Война окончена», то сегодня он интересен, например, в том числе и своими нестандартно сделанными постельными сценами (чем-то отдаленно напоминающими поэтичные монтажные переходы в «Замужней женщине» Годара). Тактильный эротизм этих эпизодов был нужен Рене, видимо, для того, чтобы подчеркнуть переплетение любви и революции в жизни героя (почти в манере «новых левых»).
Также несмотря на очевидную ненужность некоторых монтажных скачков и тяжеловесности нарратива в первой половине ленты, в целом формально «Война окончена» не диссонирует со своим содержательным наполнением, как, допустим, та же «Мюриэль». Фильм состоялся, однако, интересен, по-моему, он может быть не в плане эксперимента и новаторства применительно к повествовательной технике, а касательно идеологической полемики в левыми в середине 1960-х и основной пораженческой концепцией всей картины. С позиции какого-нибудь советского критика это, безусловно, ревизионизм и неверие в революционные перемены. Однако, и сменив идеологические акценты и поменяв исторический контекст, мы приходим к тому же выводу, что и Рене: революции никогда не заканчиваются успешно. Всегда появляется свой Наполеон или Сталин, который присваивает себе сомнительные достижения революции, попутно устраивая тотальный террор или захватнические войны.
«Война окончена» - кино еще и о том, что революционеры не умеют мыслить, для этого они слишком нетерпимо, нетерпеливо и радикально настроены. Мыслить они начинают лишь тогда, когда появляется скепсис касательно их дела, мысль невозможна без самокритики (и как бы ни призывали к ней так любимые радикалами Ленин и Мао, сами они были ее лишены), а сомнение – это начало конца любого идеологического фанатизма. Герой Монтана прошел этот путь и прозрел, потому нет ничего удивительного в том, что и когда-то симпатизировавший СССР актер-шансонье все-таки снялся в антикоммунистическом фильме Коста-Гавраса «Признание». Это стало его личным отрезвлением от идеологического дурмана, как у Кестлера в «Слепящей тьме», как у Оруэлла в «1984», как и у героя с тремя именами в картине Алена Рене «Война окончена».
10 июня 2024
С момента создания фильма «Война окончена» прошло уже более полувека, но затеряться в анналах кинематографа ему мешает и статус режиссёра, и популярность у зрителей, не говоря уже о том, что политическая тема сама по себе вечна и неизбывна. Но была ли политика истинной целью Алена Рене? Хорхе Семпрун, сценарист этой картины, как известно, был антифранкистским революционером Коммунистической партии Испании, откуда впоследствии был исключён за идеологические разногласия с руководством. Его знакомство с Рене, уже признанным мастером французского интеллектуального кино, дало возможность первому обратить в сценарий свои воспоминания времён политической активности, а второму – поставить по ним картину, пусть и лишённую таинственной атмосферы фильма «В прошлом году в Мариенбаде», но сохранившую неповторимость режиссёрского стиля.
«Война окончена» – это несколько дней человеческой жизни, сопряжённой с постоянным риском и переменами мест, действий. Жизни иностранца, оказавшегося на территории соседнего государства. Жизни мужчины с достаточным личным опытом для того, чтобы усомниться в собственных идеях. Привычный для многих образ революционера как сурового идеалиста вряд ли применим к Диего Мора в исполнении легендарного Ива Монтана. Персонаж, которому уже или ещё только сорок лет, с точки зрения создателей слишком молод для участия в надвигающейся Гражданской войне и слишком стар, чтобы встать на сторону бунтарской молодёжи, традиционно стремящейся к радикальным изменениям происходящего вокруг. Но если с этим всё более-менее понятно, то как быть с теми, кто является частью подпольной реальности Диего – его идеологическими товарищами, когда неожиданно выясняется, насколько оторваны они от реальной политической ситуации?
Эти противоречия в среде действующих и будущих революционеров усиливают и без того очевидную отчуждённость Диего и пустоту внутри него. Он, словно тень, скользит между прошлым и будущим. В самом деле, Гражданская война на его Родине закончилась четверть века назад, привнеся в общество видимость мирной и стабильной жизни, пусть и под властью авторитарного руководителя. Лишь давняя связь с представителями старой революционной гвардии удерживает на плаву Диего, уставшего от тщетности борьбы и проповедей одних и тех же революционных догм, которым уже всё меньше веры.
Рефлексичность и сомнения революционера, попавшего в эпицентр экзистенциального кризиса, ставит под сомнение его выбор и, вместе с тем, помещает фильм на уровень отдельного индивида и всего общества. Здесь как нельзя лучше подходит главная изюминка фильма – особый монтаж с использованием внезапных коротких кадров, олицетворяющих спонтанность мыслей Диего, относящихся к его окружению. Уровни повествования размываются, и зрители уже видят многомерную историю, в которой общечеловеческие качества играют не меньшую роль, чем политическая составляющая. Человек, освобождающийся от своих идеалов, начинает пристальнее всматриваться в окружение, находя в нём то, что раньше ускользало от него в силу определённых причин.
Единство духа и борьбы, характеризующее многие идеологические объединения, зачастую скрывает характеры одиночек по жизни, сходящихся для реализации своих собственных иллюзий. Быть может, главным разочарованием для подобного рода деятелей могло бы служить осознание риска безвозвратной потери внутренней, душевной стороны своей личности, остающейся за пределами сомнительной системы ценностей. Моменты романтического единства Диего и его жены Марианны, как и возможность или невозможность их встречи в Испании, делают личную историю этой пары открытой, и очень хочется увидеть их вдвоём уже за пределами губительной среды, в которую вовлечены оба и которая, видимо, не отдаст им без боя счастливый финал.
Выстроенный на интуиции и образах фильм «Война окончена» вряд ли может быть полностью считан с первого раза. Он достаточно тяжёл и временами перегружен претенциозными фразами, подобно увесистому тому революционного издания. Но, в отличие от любой политической книги, где любви и прочих человеческих слабостей не может быть по определению, фильм Рене даст зрителям возможность почувствовать её стойкий привкус, полюбоваться красотой женского тела, и ощутить слабое дыхание той простой человеческой жизни, которая всегда будет выше любых политических идеалов.
9 января 2022
Многих вводит в заблуждение тематика картины. Зритель, ожидающий банального триллера, выстроенного на фоне политических реалий описываемого времени, будет разочарован.
Фильм на самом деле — одно из самых энигматичных и метафизических произведений Алена Рене. Вполне социальный сценарий в руках Рене превратился в философскую поэтическую притчу, выражающую и переосмысливающую идеи хайдеггеровского «Пути к языку», вышедшего в 1957 году. Идеи, витающие в коллективном бессознательном европейских интеллектуалов, выходящие за рамки набившего уже оскомину сартровского экзистенциализма. Еще не написал свою «Символический обмен и смерть» Бодрийар, но примерно в одно время Риветт снял «Париж принадлежит нам», Годар — «Альфавиль», Рене — «Война окончена» — кинематографические предтечи бодрийаровского постмодерна.
Фильмы, объединенные одной тематикой — изображением социума как вторичного мира навязанных культурных симулякров.
Для достижения истинной реальности — Мадрида у Рене необходимо знать систему паролей. У Годара — понимать абсурдный язык в «Альфавилле». У Риветта — понимать конспирологические правила игры.
Если смотреть «Война окончена» через призму Бодрийара и Хайдеггера, а не привычного реализма, фильм являет словно выписанную невидимыми чернилами совершенно иную плоскость восприятия.
Каждый кадр, каждая реплика, каждый сюжетный поворот становится таинственным гештальтом этого нового, заманифестированного Хайдеггером языка, содержащим в себе подобно кванту сознания и единицу и вечность.
Дорога к Мадриду героя — метафора духовного поиска в лабиринте иллюзорной реальности заданных догм и ложной символики.
5 апреля 2017
Три года до революции в Париже 1968 года. Три года до окончательного поражения реальности. Мир спектакля захватит сцену окончательно, навсегда (?) А пока… пока они суетятся, снуют, перемещаются в стремительно схлопывающейся полуреальности, между Парижем, Мадридом, Барселоной… всеми местами, которые когда-то были Местом, в которых когда-то текла История. История, которая заканчивается… заканчивается стремительно? медленно? печально? Или так же неторопливо, как и повествование Алена Рене? Как гений предвидит то, что будет? Как ему удается запечатлеть то, чего не будет больше вовсе? Камера Саша Вьерни, как последняя обезумевшая бабочка, порхает среди улиц вечных городов, выхватывая ускользающие признаки реального мира, среди людей, все еще играющих в реальность; Ив Монтан, как-то по-особому живой, мечущийся, существующий в лучах этой реальности, между двух женщин и своей выдумкой, — может быть, мы обречены выдумывать эту жизнь? Да, мы выдумывали её вечно, и можем только позавидовать этой нелепой, самой прекрасной выдумке, которая, такая до боли настоящая, остаётся вечной в фильмах Алена Рене.
26 мая 2014
Один из руководителей Компартии Испании возвращается в Париж из Мадрида. На фоне скрытой идеологической борьбы мы следим за романом главного героя с двумя женщинами.
Как и «Мюриэль», «Война окончена» Алена Рене во всех отношениях хорошее, остросоциальное кино. Фильм весьма изысканно снят, а на главные роли приглашены очень хорошие актеры. Но, есть один нюанс: актуальность фильма прошла. Делая основную ставку на актуальность, режиссер избрал медленный темп существования, который сейчас делает кино весьма сложным для просмотра. Кино кажется старомодным и скучным. Что подтверждает, сравнительно небольшое количество посмотревших его на Кинопоиске и IMDB.
Конечно можно восторгаться «изысканной режиссурой самого Алена Рене», а можно признать, что в его фильмографии — это не самая лучшая работа, которой лучше предпочесть «В прошлом году в Мариенбаде», «Провидение» и «Мой американский дядюшка».
Впрочем, я старался не замечать политический подтекст, обращая внимание преимущественно на взаимоотношения по линии «Мужчина и Женщина». Которые, кстати, были прекрасно раскрыты Ивом Монтаном, Ингрид Тулин и Женевьев Бюжо.
В итоге: фильм Алена Рене, сочетающий элементы любовной мелодрамы и остро социального фильма.
7 из 10
27 августа 2012
Даже такие не совместимые, казалось бы вещи, как революция и L`amour — совместимы, товарищи! Ура! Эту простую истину доказывает французский фильм «Война окончена» (1966г.), повествующий о ежедневных буднях самого обыкновенного относительно современного испанского революционера Карлоса в исполнении весьма необыкновенного француза Ива Монтана. Хотя, начинающие борцы за свободу могут не беспокоиться — собственно тревожных будней и полезных секретов и правил освободительных войн им увидеть не придётся, т. к. практически всё экранное время посвящено подробному анализу подуставшего от бесконечной борьбы Монтана-Карлоса своих взаимоотношений с двумя разными женщинами: юной бунтаркой Мышкой-Надин и преисполненной зрелой чувственности женой Марианной. Что характерно, фильм лишен мучительного метания героя м/у столь разными дамами и столь же тяжелого для сильной половины человечества процесса выбора, ибо изначально акцентируется внимание на глубоком чувстве и абсолютной привязанности Карлоса к своей второй половине. Посему, появление в его жизни недозрелой нимфетки можно объяснить примитивным выражением чисто «спортивного» мужского интереса к случайным связям.
В этой связи главным достоинством картины являются две умопомрачительно красивейшие постельные сцены, за что ещё раз проникаешься глубокой признательностью к настоящим художникам в кино, умеющим не показывая ничего, показать всё!… И точно так же, как верхом ненасытной страсти является незабываемая стычка на столе м/у героями Джессики Ланж и Джека Николсона из «Почтальон всегда звонит дважды» 1981г., подкреплённая минимумом эротических средств, — так и эти две сцены: одна — по-невинному трепетная и осторожная с Мышкой, другая — до предела наполненная необузданной смелостью и неприкрытым плотским желанием с женой, — можно по праву отнести к классическим шедеврам подобного рода и сокровищницам операторского мастерства. Однако, хочется предупредить любителей «клубнички»: не стоит ждать от фильма излишней откровенности, поскольку если он и откровенен, то лишь с эстетической точки зрения, а не с физиологической.
Как истинные французы, авторы фильма смело и громко заявляют, что даже революционеры думают об «этом» в противовес отечественному кино, столько лет внушавшему нашим «тёмным» соотечественникам, мол: «У нас секса нет!» и упорно изображавшему истинных революционеров исключительно целомудренными фанатиками-недотрогами подобно «кисейным барышням» не дающим «поцелуя без любви», каждую секунду своей жизни посвящающим Партии и общему делу, а своё потомство производящим не иначе как путём «непорочного зачатия»!…
И пусть советская женщина вряд ли призналась бы своему суженному, вернувшемуся с «поля боя», что была в двух шагах от измены, а на вопрос, почему передумала, тем более не стоило надеяться услышать от неё следующую откровенную тираду героини фильма: «Потому что рано или поздно перестаёшь спать вместе, заниматься любовью. Или нужно, чтобы он уехал, исчез… Просыпаться рядом с кем-то другим — немыслимо! И тогда всё становится сложным…». Суть остаётся одна: бесконечная любовь и преданность одному единственному человеку глобальна и не зависит ни от национальностей, ни от разницы политических устройств.
А знаете, каковы характерные черты истинного коммуниста устами героя Монтана?! «Оптимизм и терпение»!…
8 из 10
2 декабря 2009