Старшая сестра
8
7.4
1966, мелодрама, драма
СССР, 1 ч 42 мин
В ролях: Татьяна Доронина, Михаил Жаров, Леонид Куравлёв, Валентина Шарыкина, Евгений Евстигнеев
и другие
Две сестры давно живут на попечении дяди, который взял их из детского дома и искренне мечтает о счастливой жизни для каждой. Девушки часто следуют его советам, но это не приносит им счастья. Старшая сестра жертвует всем, чтобы младшая стала актрисой, - и лишь спустя годы понимает, что напрасно отказывалась от своей мечты и судьбы...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Старшая сестра

год: 1966
страна:
СССР
слоган: «Это история двух сестер, история их надежд, ошибок, любви»
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Валерий Владимиров
композитор:
художник: Семен Ушаков
монтаж:
жанры: мелодрама, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 6 марта 1967 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 42 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма

Видео к фильму «Старшая сестра», 1966

Видео: Фрагмент (Старшая сестра, 1966) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постеры фильма «Старшая сестра», 1966

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Старшая сестра», 1966

СССР; середина 60-х годов XX века

Надя /Татьяна Доронина/ - учётчица в порту, параллельно учится в техникуме; все мысли девушки заняты заботами о счастье и благополучии младшей сестры

Лида /Наталья Тенякова/ - младшая сестра Нади, школьница, собирается поступать в театральную студию, активная и немного взбалмошная девушка

Дядя Митя /Михаил Жаров/ - дядя девочек, забравший их маленькими из детского дома и воспитавший, как собственных дочерей; мечтает, чтобы племянницы были счастливыми, принимает самое активное участие в их жизни

Кирилл /Виталий Соломин/ - одноклассник и друг Лиды, амбициозный, эгоистичный и самовлюблённый, но очень талантливый и способный

Как давно я не смотрела картины эпохи 60-х и как же, оказывается, я соскучилась по атмосфере, которая царит в этих лентах! Чудесный фильм о семейных отношениях и о том, что такое счастье, и можно ли ради счастья близкого тебе человека жертвовать своим собственным… даже не то что счастьем, а попыткой этого счастья добиться.

Фильм снят по пьесе, и это очень чувствуется. Диалоги, разговоры и очень мало тишины. Из декораций – практически только одна квартира Нади и Лиды. Камерность, позволяющая погрузиться не столько в жизни и мысли героев, сколько в самого себя, очень люблю подобное.

Виталий Соломин, из фильмографии которого и была выбрана эта лента, играет не самого положительного героя, но при этом он совершенно очаровывает, как такое возможно вообще? Он совершает неблаговидные поступки, а ты ему всё равно симпатизируешь. Не знаю, хорошо ли подобное для актёра, но, по крайней мере, в данной ленте его личное обаяние затмило характер исполняемого им героя.

Невообразимо прекрасная Татьяна Доронина, которая здесь исполняла несколько песен. Как же она обволакивает своей тихой женственностью и теплотой! А вот Наталью Тенякову я вновь не узнала! Вот уж пластичная актриса!

В общем, этот фильм я очень рекомендую, когда вам захочется теплоты и уюта, здесь много грустного, но так же много и светлого, а порой и забавного. Всё, как в жизни, с которой и была, вероятно, списана эта на первый взгляд незамысловатая история.

20 июля 2023

История двух сестёр из одноимённой пьесы А. Володина. Девочек после войны забрал из детдома дядя, вырастил и дал путёвку в жизнь. Правда, подход у этого добряка ко всему очень уж практичный. Когда старшая сестра Надя (Татьяна Доронина) неожиданно для себя самой сдаёт экзамен в театральное училище, дядя Митя (в прекраснейшем исполнении Михаила Жарова) лишь посмеивается и настоятельно советует закончить строительный техникум, а потом уже, если захочется, идти за мечтой. Младшая сестра - Лида (Наталья Тенякова)- влюблена в тщеславного, самолюбивого парня Кирилла (Виталий Соломин). Молодому человеку, тоже по настоянию родственника, дают от ворот поворот. Опять как будто всё правильно. Правда, счастливее от такого здравомыслия никто не становится.

Верно говорят, что каждому времени свои герои, актёры, пьесы. Игра Татьяны Дорониной у почитателей лет за 50 вызывает бурный восторг. Что ж, Татьяна Васильевна действительно очень хорошо играет.

В её устах любое слово кажется таким значимым, важным, глубоким... Наблюдать, безусловно, интересно, но отчего-то тяжело. Трудно описать это ощущение, но, вероятно, лучше всего сюда подойдёт есенинское 'лицом к лицу...' Доронина не отпускает зрителя, не даёт ему отойти ни на шаг от своей персоны. И получается, что зачарованный игрой человек не успевает полно, глубоко осмыслить то, что она говорит.

Доронина всегда и везде надрывна. Даже когда чистит картошку.

Доронина всегда и всем заглядывает в глаза. Но не для того, чтобы разглядеть другого, а опять-таки чтобы приковать к себе и повести за собой. И многие, пленённые, идут.

Что ж, каждому человеку - свои герои.

9 января 2023

Благие намерения

Можно и нужно ли жертвовать собой ради близких? Наверное, у большинства людей хоть раз стоял такой выбор. Каждый выбирает то, что ему ближе. Но думает ли каждый о последствиях? Нужно ли ждать благодарности за роль поводыря по жизни от того, кого пришлось по этой жизни вести в ущерб себе?

На эту тему у Александра Володина есть замечательная повесть «Старшая сестра». А в 1966 году режиссер Георгий Натансон экранизировал эту историю, причем кардинально изменив финал. Честно говоря, книжная версия мне ближе, но и в фильме тема полной отдачи собственной жизни ради близкого человека развита неплохо.

Вот есть две сестры, которых вырастил дядюшка. Он считает вполне естественным указывать направления жизненного пути каждой из них, вплоть о насмешек над мечтами. Сам он человек приземленный и пытается спустить с небес юных девиц. Старшую вот уже спустил, но младшая продолжает мечтать. И старшая сестра всячески старается оберегать мечты младшей, забывая о себе, о том, чего же хочет она сама. Только вот скажет ли та спасибо, оценит ли эту жертву?

Могу сказать, что режиссерская работа очень достойная. Паузы, где надо, прекрасное музыкальное сопровождение.

Наверное, все знают, что игра Татьяны Дорониной отличается эмоциональностью, возвышенностью. Кто-то считает это переигрыванием. Но вот в роли Нади, которая действительно преклоняется перед актерской профессией, она более чем органична. А ее знаменитый монолог «Любите ли вы театр, как люблю его я?». Это действительно достойная сцена.

Наталья Тенякова известна нам по роли баб Шуры из фильма «Любовь и голуби». Но тут ее не узнать, она совсем другая, немного безразличная, не готовая отстаивать свои мечты младшая сестра Лида. Но в том и дело, что никто из близких не понял, что настоящие лидины мечты не в поступлении в театральый вуз, а в личном счастье. И тут уж ей никто не указ. Да, Лида не смогла в юности противостоять взрослым опекунам, но вовремя поняла, что не может отдать свое счастье. Даже несмотря на жерты близких. Ведь она этих жертв не просила.

Хороши и исполнители ролей второго плана. Евгений Евстигнеев, Виталий Соломин, Инна Сурикова, Олег Басилашвили, Леонид Куравлев. Просто россыпь звезд и все попали в точку, хотя у них и не было в наличии много экранного времени.

Что можно сказать по итогу. Жертвовать или нет, пусть и с благими намерениями, — выбор каждого. Но не стоит считать, что близкие обязаны платить той же монетой. Ведь не факт, что их выбор будет схож с вашим.

7 из 10

11 марта 2020

«А может, во мне что-то есть?!..»

«Мы только мошки, мы ждем кормежки…» — печально иронизирует одна героиня. «А может, во мне что-то есть?!..» — робко обнадеживается другая (впрочем, ненадолго).

Посмотрел «Старшую сестру» Георгия Натансона по замечательному сценарию Александра Володина. Потрясающий фильм о том, как индивидуальность мучительно пытается пробиться на свободу через скорлупу навязываемого обществом образа «правильного гражданина». Бездушной машине авторитарного государства не нужны независимые индивидуальности, которые присущей им неповторимостью лишь усложняют движение этого монструозного механизма (как позже выяснится, в никуда) — ей нужны предсказуемые и универсальные винтики. (Незаменимых людей, как известно, у нас же нет.)

Тоталитарный уклад общества давит по всем направлениям — в том числе и через единственного родственника двух сестер. Как не знает государственная машина, куда шагает, — так и дядя Митя толком не знает, что он хочет в жизни. И государство, и столь же беспрекословно авторитетный (и авторитарный), «умудренный опытом» дядя лишь изображают, что знают все ответы на все вопросы: совет готов на все случаи жизни, всё под контролем, всё идет по плану. Рациональность и еще раз рациональность — долой импульсивность и какие-то ничкемные эмоциональные порывы и желания. Все, как говорится, «по уму».

Вот только все эти «правильные» шаги, поступки, процессы происходит в атмосфере нескончаемых душевных мучений. Какая-то шизофреническая круговерть и садо-мазо. Дядя, в исполнении Михаила Жарова, (в целом, любящий и с благими намерениями, которые ведут по известному пути) третирует своих любимых племянниц правильными не то что даже советами, а категоричными требованиями, которые у него со временем легко разворачиваются на 180 градусов. Но поскольку он живет в полной несознанке, то у него это никакого замешательства или неудобства не вызывает. Всем молчать! — дядя всегда прав. Если не прав, см. пункт первый. В общем, не лезьте не в свое дело — все за вас решат. Как и патриархальное государство с его вот этим самым чертовым патернализмом, полную лохань которого мы сейчас горько хлебаем. Да, и ведь отсюда же «политика — грязное дело»: не лезьте, дескать, разберемся без вас; что вам делать и как реагировать на происходящее — мы вам скажем и расскажем. И не сильно-то дерзите — что, сильно особенные?.. Вы — никто!

Даже единственный живой и такой легкий поначалу персонаж Виталия Соломина со временем теряет кураж и непосредственность — а ведь раньше он-то точно знал, что «в нем что-то есть» и что он неповторимая личность. Через несколько лет он становится похож на других и теряет ту самую счастливую способность понимать себя.

И если у героев случаются мимолетные моменты воодушевления — когда они по-настоящему счастливы — то они тут же, спохватываясь, вытаптывают в себе пробуждающиеся ростки свободы. Потому что: да кто я такой? — ведь старшим же виднее!.. И вновь состояние тотальной неуверенности и забитости. В общем, такая глобальная «дедовщина». Может ли быть здоровым общество, целиком состоящее из нездоровых членов с рабской психологией? Из неуверенных, полных скрытой и явной агрессии индивидов. Может ли оно при этом идти курсом на декларируемое «всеобщее счастье для всех и для каждого»?

Это фильм о дремучей, отсталой модели взаимоотношений индивида с государством. И это фильм о сегодняшнем дне.

--

P.S. Из «Декларации самоценности» Вирджинии Сатир: «Я — это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому всё, что исходит от меня, — это подлинное мое, потому что именно Я выбрал это. (…) Я — это Я, и Я — это замечательно!» (из книги «Как строить себя и свою семью»)

P.P.S. Татьяна Доронина, отрывающаяся в танце под «Mack the Knife» — отдельный «бонус» фильма.)

10 из 10

13 февраля 2016

Борьба двух жизненных философий. Первая, старшей сестры: жертвовать собой, жить во имя кого-то, а личное счастье — второстепенно. И вторая, младшей сестры: жить для себя, строить своё собственно счастье, не думая об участи других.

На протяжении всего фильма как бы менялось соотношение — к середине казалось, что первая философия потерпела крах и закончилась неудачной судьбой героини Дорониной, а к концу наоборот — младшая сестра поняла, что её подход к жизни её завёл в никуда, в тупик. Дядя при этом говорит, что это она повзрослела и помудрела. И к завершению фильма жизнь наладилась, мне кажется, как раз у той, что жила не для себя.

Но последний эпизод, последний кадр — это примирение двух точек. Я в этом вижу символизм в том плане, что ни тот, ни другой базис в конечном итоге не может быть исключительным, в первую очередь человек в построении своей судьбы должен избегать крайностей. Но как это сделать, если ты живёшь по собственным убеждениям, например, без оглядки на общественные правила? Учиться на ошибках, наверное.

Ещё вторая мысль, которая мелькнула в картине, — удовлетворённость жизнью, соотношение ожидаемого и получаемого. Персонаж Дорониной так и размышляет — «Человек существо неблагодарное, он хочет всегда чего-то большего, может быть нужно просто довольствоваться малым?». Тоже интересный вопрос, которым задаётся каждый из нас…

Очень странно было увидеть здесь Басилашвили, Куравлёва, Евстигнеева почти в эпизодических ролях. Во многом успех фильма — благодаря Татьяне Дорониной, сыграла вообще отлично, для неё роль, можно сказать.

7 из 10

26 сентября 2015

Я этот фильм разложил для себя на две половинки. Первая — это сам фильм в общем, диалоги, актёры первого и второго плана, сама история и прочее. Казалось бы, что можно противопоставить такой масштабной «половинке»? Оказывается, есть такое. И имя ему — актёрская игра Татьяны Дорониной. Погодите ставить плюсы, уважаемые поклонники актрисы, сначала позвольте донести свою мысль.

Доронина играет в данном фильме очень странно. Пожалуй, слово «странно» и есть главная ассоциация, связывающая меня с её работой в данном фильме. Я увидел и услышал, как Татьяна Доронина, произнося большинство своих реплик, как бы попутно пытается сказать: «Посмотрите, какая я Актриса! Посмотрите, как я играю! Как я красиво и громко говорю с трагическим придыханием! Посмотрите, как я полностью отдаюсь этой роли!» Если другие актёры реально проживали своих персонажей, то Татьяна Доронина будто бы пыталась всех заткнуть за пояс, вытворяя какие-то дикие актёрские этюды. Нет, я прекрасно понимаю, что на театральной сцене эта игра была бы уместной. Татьяна Доронина действительно играет очень ярко. Но, чтобы легче было понять мои впечатления, представьте большой фонтан с какой-нибудь венчающей его скульптурой. А теперь представьте, что этот фонтан зачем-то поставили в однокомнатную квартиру. Да, красиво. Но абсолютно ненужно и неуместно. Такая вычурная игра мне показалась неуместной.

Мало того, что Доронина явно перетягивает одеяло на себя, но и её персонаж мне показался более чем странным. То с придыханием шепчущая, то кричащая в ухо собеседнику какие-то реплики, которые выглядят как политические лозунги. То вдруг устраивающая дикий спектакль перед ни в чём не повинным мужчиной, который пришёл познакомиться. Есть такая категория людей: они всё время жалуются, они всё время страдальцы, они, по их мнению, несчастные, делают всё для других и ничего не оставляют для себя.

И этого я не понимаю. «Старшая сестра жертвует всем, чтобы младшая стала актрисой, — и лишь спустя годы понимает, что напрасно отказывалась от своей мечты и судьбы…» О каких жертвах идёт речь? Она что, почку что ли продала, чтобы оплатить учёбу? Или отдалась всей приёмной комиссии? Да не было никаких жертв. Младшая просто не поступила. Не прошла по конкурсу. При чём здесь жертвы? О каких мечтах и судьбах Надежда Рязаева может жалеть? Здесь мне явно навязывают какую-то трагедию человека-страдальца. Хотя я вижу просто странную женщину, от которой лично я держался бы подальше, которая сама принимала решения. Она сама пошла по этой колее «самоотреченности». Но фильм из неё делает драматического персонажа. А у неё ведь всё хорошо. Она жива, здорова, рядом есть родные люди, есть работа, есть любимый театр. Дядя вон даже пытается отдельную квартиру выхлопотать. Что с ней не так? Непонятно. А если присовокупить сюда и вышеупомянутую актёрскую игру, то можно резюмировать главное — мне очень не понравилась главная героиня.

А вот Наталья Тенякова — прекрасно исполнила роль Лиды. Без помпы, с чувством, с прекрасными интонациями. Да и голос у актрисы такой, что его обязательно нужно нести зрителям и слушателям. И главное, что она умеет им пользоваться. По сюжету, приёмная комиссия не очень вдохновилась прочтением абитуриентки отрывка из романа «Война и мир», но я слушал с удовольствием. Пусть Татьяна Доронина останется в том одеяле, которое она по-театральному стянула со всех, для меня же самой лучшей актрисой фильма является Наталья Тенякова.

Получилась рецензия по содержанию не просто красной, а, кажется, агрессивно-красной. Но само кино всё же неплохое. В первую очередь благодаря блистательному актёрскому составу, который, в лучших традициях советского театра и кино, убедительно перенёс пьесу на киноэкран. Диалоги и вообще созданные образы мне тоже понравились, но сюжетом и, самое главное, внутренней трагедией главной героини я совершенно не проникся, так как особой трагедии не увидел. А увидел я лишь странную, непредсказуемую женщину, которая старается быть в центре внимания, благодаря своей трагичной загадочности.

6 из 10

3 сентября 2015

Наша старшая сестра

У японской поэтессы Мати Тавара есть танка (цитирую по памяти):

Карандашом

так, что рвётся бумага,

подчёркиваю слова:

«можно любить человека,

совершенно ему не веря».

К чему я это? А вот к чему. Не терплю Дорониной: её внутренней фальши, её истерического надрыва, не говоря уж о её политических пристрастиях. НО НИЧЕГО НЕ МОГУ С СОБОЙ ПОДЕЛАТЬ: плачу над её героинями в «Трёх тополях на Плющихе» и в «Старшей сестре». И бесконечно люблю её в этих ролях. По-моему, здесь она сама оплакивала женскую долю, прежде всего — несложившуюся судьбу. То ли эта тема близка ей, то ли она близка мне, — но два этих фильма могу пересматривать бесконечно. (В отличие от таких сомнительной достоверности лент, как «Мачеха», «Ольга Сергеевна», «Ещё раз про любовь» и проч.)

9 из 10

14 марта 2013

Очень хорошее умное кино с большим количеством замечательных актеров. Тут вам и Евстигнеев, из-за которого я стал смотреть этот фильм, в роли эпизодической, но довольно интересной, молодой Куравлёв, ну, и конечно главные героини Доронина и Тенякова.

Это замечательное произведение, которое выполнено в прекрасном стиле «смех сквозь слезы». Сразу после просмотра и не поймешь, что смотрел — комедию или драму.

Этот фильм о мечте, о том, как сложно в нашим мире жить мечтой, совмещать её с бытовыми делами. Но, к ней нужно идти, всеми возможными способами. Так как, без мечты, как нам и показали главные герои, счастлив не будешь.

15 октября 2012

Долгая дорога к счастью

В 1966 году пьеса советского драматурга Александра Володина «Моя старшая сестра», уже 6 лет ставящаяся на подмостках Ленинградского БДТ им. Горького, обрела новую жизнь на больших экранах кинотеатров. Бывший ассистент Ивана Пырьева и Александра Довженко Георгий Натансон, готовясь к своему дебютному проекту, ответственно подошел к выбору актерского состава для фильма, пригласив на главную роль Нади Резаевой молодую актрису театра БДТ Татьяну Доронину, игравшую ее и на сцене, а также сделав ставку на молодых, не особо известных артистов — Виталия Соломина, Наталью Тенякову, Инну Чурикову. Неприятие этих артистов худсоветом, проблемы со съемками, ограниченность съемочного пространства — все это взвалилось на плечи Натансона, заставив его дойти до председателя Госкино СССР с просьбой о содействии. В итоге начинаниям режиссера было дано добро, а на выходе неожиданно получилась одна из самых успешных картин проката 1967 года. Но отнюдь не прокатные успехи показывают ее ценность, а то ощущение, которое возникает во время просмотра. Ощущение теплоты, наполняющее зрителя изнутри, восприятие своей причастности к судьбе героинь, искренность происходящего, которая стала такой редкостью…

Фокусируя внимание на непростой судьбе двух сестер-воспитанниц детдома — Нади и Лиды, воспитываемых своим дядей, режиссер постепенно вскрывает многослойные проблемы и вопросы, которые у человечества не меняются с ходом времени. Проблема выбора, самоопределения, достижения приоритетной цели своими же силами, поиск своего выражения такому короткому и простому слову «счастье», вопрос краткострочности отведенного человеку времени. «Вот еще один день прошел, осталось на один меньше» — с невыносимой печалью в глазах говорит 26-летняя Надя. Меланхоличность течения Леты ненавязчиво выведена и в фильм, реализуясь в мелких деталях: изменении причесок героинь, появлении первых морщинок, изменениях в характере… Шлагбаумом, явственно для зрителя отгораживающим один временной отрезок от другого, становится лишь выстрел из пушки около Петропавловской крепости, что придает фильму некий налет театральности, разделения на действия.

Георгий Натансон буквально пропитал каждый кадр картины неподдельной искренностью. Юмор ситуаций так прост и чист, что хочется по-доброму воскликнуть: «Над кем смеемся? Над собой смеемся!» Как может не вызывать улыбку застенчивый, постоянно краснеющий и сбивающийся Володя, в исполнении Леонида Куравлева, явившийся свататься вслепую к Наде по наущению ее заботливого дяди, и прогнозируемо получающий гарбуза. На экране нет негодяев в кабинетах из кожи, нет подлецов и холуев, а есть простые люди. Да, они делают ошибки, задевая ими близких людей, совершают необдуманные поступки, противоречащие сложившимся устоям, но при всем этом они пытаются сломать закоснелые шаблоны, стремятся, пройдя через все испытания, строить судьбу по своим правилам. Насыщенность фильма смыслами, многие из которых видны не с первого раза — одно из самых главных его достоинств.

Психологизм картины главным образом обращается вокруг утверждения «Советов и мнений вокруг тебя много, а жизнь у тебя одна». Такие разные типажи: дядя, стремящийся все без разбору чесать под свою гребенку; Надя, так поздно осознавшая это простое утверждение; Лида, неуверенная девочка, которой сказочно повезло иметь по жизни такую любящую сестру. У каждого из них своя правда, но и жизнь тоже своя. Ошибки лучше делать самому, чтобы потом самому за них и отвечать, а не иметь возможность слабовольно обвинить кого- то в смертных грехах. А где- то там, за черной полосой, обязательно есть и белая, пусть и очень узкая, размером с первый шаг ребенка, но она есть — выбранный Георгием Натансоном светлый финал шепчет зрителю именно об этом.

9 июля 2012

Потеря индивидуальности, Разговор о счастье или «Любите ли Вы театр…»

«Старшая сестра» Георгия Натансона (дай Бог ему здоровье) никогда не будет относиться к тому жанру кино, которое хочется пересматривать: это не многобюджетный блокбастер с кучей спецэффектов, не боевик с морем искусственной крови, замененной на смородиновое желе, не комедия с шутками ниже плинтуса и не обывательская мелодрама, где в сценах пролития слез мы видим не слезы вовсе, а последствия использования специальной жидкости, раздражающей слизистую ока. Это скорее фильм-катастрофа, но не техногенного масштаба, а в жизни определенных людей, способных достойно выйти из сложившейся ситуации, близкой к той, которую можно назвать катастрофой.

На экране перед нами проходят годы из жизни городской интеллигенции на примере совместного проживания 2 сестер из детского дома в исполнении неповторимой Татьяны Дорониной и Натальи Теняковой вместе со своим родным дядей (Михаил Жаров), положивший много сил на то, чтобы семья стала семьей, а значит единым целым. Где еще мы можем увидеть, как режиссер с помощью всего лишь одного, казалось бы, незначительного внешнего штриха в виде «взрослой прически» или длины каблука женской обуви, может дать понять зрителю, что прошло время и пришло взросление. Сейчас проще прибегнуть к экранному титру «прошло 2 года», а тогда это не нужно было, ценнее было передать атмосферу скоротечности времени одним штрихом, одной фразой, одной деталью и все становилось яснее ясного.

Та самая старшая сестра в исполнении Т. Дорониной с жизнеутверждающим именем Надежда пытается найти свое место в жизни, параллельно этому выкраивая минутку, чтобы признаться дяде в том, что «влюбиться некогда» и вспомнить о том, что молодость и отрочество положила на воспитание сестры младшей (Н. Тенякова), которой в преддверии взрослой жизни не дают покоя слова дяди о том, что «быть средним инженером еще куда ни шло, а быть посредственной артисткой-это стыдно», ведь правильный выбор профессии — это полдела. Но время показывает, что этой самой посредственностью в актерском ремесле она и является, легко уступая эту непростую стезю сестре старшей, бредящей театром, ведь именно из ее уст на внезапном и судьбоносном прослушивании в театральный ВУЗ льется цитата из статьи Белинского «Любите ли Вы театр так, как люблю его я?» И спустя какое-то время начинается не родственное противостояние, а желание одной доказать свою самостоятельную зрелость в принятии решения касательно устройства личного счастья, а другой — взять на себя роль рулевого судьбой первой, тем самым приходя к выводу, что жизнь расставит все на свои места.

Так и случается: младшая — Лида понимает, что отношения с женатым человеком (В. Соломин), убежденным в том, что «на свете счастья нет, но есть покой и воля», ни к чему хорошему не приведут и что нравственное падение не за горами, а старшая — Надежда находит свое призвание в театре, не брезгуя по началу играть монологи «Доброе слово и кошке приятно», но в дальнейшем, пережив кризис «потери индивидуальности» и найдя в себе глубокий внутренний резерв для нового творческого толчка, также находит в себе силы, чтобы жить и творить с новой отдачей, несмотря на женское одиночество и невозможность познакомиться с мужчиной, который в состоянии будет принять ее «вот такую вот милую и с изюминкой».

Фильм 1966 года, поставленный Георгием Натансоном (который еще раз пригласит гениальную Татьяну Доронину в свой новый фильм «Еще раз про любовь») по пьесе Александра Володина — выдающегося автора произведений, по которым неоднократно будут сняты фильмы, вошедшие в золотой фильмофонд страны («5 вечеров», «Осенний марафон») — без прикрас нравственно-наставленческий, раскрывающий глубокую сущность человеческих, межличностных отношений, как в семье, так и за ее пределами: ведь модель поведения в семейном сообществе может быть не менее значима, чем отношения в общественно-социальной среде.

13 апреля 2012

Блистательная экранизация пьесы Александра Володина. Две сестры — старшая Надя и младшая Лида — во время войны воспитывались в детском доме, откуда их забрал к себе на попечение дядя. Дядина житейская философия проста — живи как все, имей постоянную и приносящую доход работу, выходи замуж за положительного человека. Но Надя, пожертвовавшая многим ради младшей сестры и обладающая незаурядными актерскими способностями, грезит о театре, работая учетчицей в порту, а Лида, провалив экзамены в театральный институт, заводит роман с женатым другом детства…

Одно из главных достоинств советской режиссуры — умение снимать камерные истории, происходящие, по сути, в одной декорации, и намертво приковывающие мастерством замечательных актеров (см. «Одинокая женщина желает познакомиться», «Гараж» и т. д.). Так и здесь — Натансон собрал отменный актерский состав для экранизации психологической пьесы Александра Володина о судьбах двух женщин на протяжении нескольких лет. Сценарий прописан тонко, изящно, с множеством важных и глубоких нюансов, что является признаком тонкой, мастерской режиссуры, когда всего лишь парой штрихов или двумя-тремя фразами создается полноценный образ, заставляющий прочувствовать драматизм ситуации — взять хотя бы сцену с женой героя Виталия Соломина, когда она рассказывает историю о Тамерлане, насколько точно, пронзительно и по существу. При этом создатели не забывают о юморе, легкости повествования и остроумии, чего стоит хотя бы сцена танца при знакомстве героев Дорониной и Куравлева. Пересматривая в очередной раз этот фильм, не мог отделаться от одной невеселой мысли, что эта актерская школа и режиссура навсегда ушли. Уйдут последние, не побоюсь этого слова, великие актеры, и что останется? Ничего. Только «Дневные дозоры», «Любови-моркови», «Адмиралы» и прочий Великий мусор о «Великой войне».

10 из 10

14 июня 2011

Исключительно хорошо поставленный фильм, изящный и тонкий, но, по всей видимости, создатели настолько тщательно прорабатывали каждую сцену, что об их связи друг с другом (то есть, монтаже) думали поменьше, и поэтому фильм воспринимается не как единое целое, а как набор сцен, каждая из которых по отдельности прекрасно снята. Почему я придираюсь? Потому что это настолько хороший фильм, что лично мне просто было немного жаль каких-то мелочей, которые чуть-чуть можно было сделать по-другому. Например, сцена с женой одного из героев, которая приходит к Дорониной, чтобы узнать, где пропал ее муж, немного неестественная, что, конечно, же объяснялось желанием сценариста показать эту женщину очень милой: вот смотрите, какую прекрасную девушку обманывает муж. Но концовка этой сцены, когда приходит собственно муж со своей любовницей Теняковой, замечательна и все сразу искупает. Еще лично мне хотелось бы пожаловаться на то, что Доронина часто говорит с придыханием, но, с другой стороны, есть же люди, которые часто говорят с придыханием? Поэтому будем считать, что это не актриса переигрывает, а такова ее героиня.

Все остальное — сплошные плюсы. Очень хороший сценарий, замечательный тем, что язык героев совершенно естественный, что есть вообще редкость для советского кино. Иногда даже кажется, что актеры импровизировали. Все играют очень хорошо, включая эпизодические роли Басилашвили, Куравлева и Чуриковой. Особенно трудная роль была у Куравлева: убедительно сыграть застенчивого мужчину так, чтобы это не превратилось в самопародию, очень непросто! Режиссер филигранно контролировал ситуацию. В картине множество тончайших нюансов: например, когда Люда репетирует поступление в вуз, она говорит: «я буду читать отрывок из „Войны и мира“, а сестра ее поправляет „из романа «Война и мир“». И уже на экзамене Люда на этой самой фразе запинается, потому что не сразу вспоминает, что надо сказать «роман». Такому позавидовал бы сам Бергман. В общем, поверьте — это прекрасное кино, которое понравится всем тем, кто любит качественные психологические драмы и просто имеет хороший вкус.

24 мая 2011

Разные бывают фильмы. Умные и глупые, грустные и смешные, правдивые и не очень… А бывают такие, которые не смотришь, нет, с первого кадра, с первой реплики, ты ими живешь. Такие как этот.

А как иначе, как можно не чувствовать когда играет потрясающая и просто обожаемая мною Татьяна Доронина, как можно не понимать и не сопереживать когда сомневается милая Лида или не смеяться, когда говорит Ухов, и как, наконец, возможно не восхищаться неподражаемой Чуриковой!

Кино бывает разным и, наверное, это женское кино.

Герои фильма отнюдь не великие персонажи. Они живут своей, самой обыкновенной, жизнью, пытаются устроить ее хотят того же, что и все люди, быть счастливыми.

И у них все будет хорошо. Не потому, что это жанр такой или потому, что они все пережили и добились, чего хотели… На это лучше ответят последние кадры фильмы, когда Люда с Надей идут по площади, вдвоем, в забавных советских пальто, болтают о чем-то, смешные и такие счасливые уже просто от того, что они есть друг у друга, несмотря ни на что. Фильм-то называется «Старшая Сестра»…

А еще у них есть дядя… Но это другая история…

1 июня 2009

«Антонио! Что мечешься, как лев в клетке?!»

Мощный фильм. По актерскому составу — уж точно. Что ни роль — имя! Какие уж тут могут быть претензии или замечания: аплодисменты после каждой сцены — как на мастер-классе. Единственное — личные какие-то симпатии или антипатии. Без объяснения причин, как говорится. Мне, к примеру, Т. Доронина не понравилась. Ни внешне, ни, тем паче, своим голосом в 2, такое ощущение, октавы. Это, конечно, наложило свой отпечаток на восприятие картины, т. к. поставило под сомнение его объективность. Ну да дело даже не в этом. Сама история меня не очень взволновала, задела, заинтересовала — как угодно можно сказать. Во всяком случае, судьбы двух главных героинь. Какие-то они шубутные, что ли. Суетятся всё время чего-то, мечутся, сомневаются. Как говорили в одном известном фильме: «Они сами не знают, чего они хочут!» Несерьезно как-то. То в огонь, то в полымя! Нет, чтобы подумать, всё взвесить, принять решение и «если решил — за дело!» Или, даже если так не получается, черт с ним, не думая, наобум, но чтобы до конца уже, не сворачивая, не размышляя на каждом повороте. Ни того, ни другого. Я понимаю, время было другое: старших уважали много больше, чем теперь, но не до такой же степени! А, главное, ну взялся ты жить по чужой указке — что ж тогда думать — за тебя всё придумают и тебе расскажут. Не хотят! Вот и приходится наблюдать эту беспомощность и несостоятельность на протяжении всего фильма. Сам не ам, и другому не дам!

Специально не стал пьесу, чтобы не смешивать впечатления, но герои фильма, конечно, удивили. Дядя, который сует свой нос во всё, независимо от того, касается это его или нет. Сестра, которая возомнила себя Матерью Терезой по отношению к меньшой, героически принесла себя в жертву, а потом сама же об этом и пожалела! Другая сестра, которая упустила свое возможное счастье, потому что промолчала в самый неподходящий момент, потом из принципа (будто кому-то назло!) решившая всё исправить, добившаяся (на первый взгляд) этого и… разочаровавшаяся в результате. Ну куда это годится! Герой Е. Леонова говорил в «Большой перемене»: «Это жизнь! Такая штука!..» Да черта с два! Это «дурная голова ногам покоя не дает!» — вот что это такое!

Больше всех мне симпатичен герой Л. Куравлева — единственный, что движение по жизни можно назвать поступательным. Учел ошибки, сделал выводы — вышел на новый уровень! Молодец! «Товарищи! Всем брать пример с Евгения Палыча Тимошина!»

И всё же фильм хорош! «Сделано в СССР», как принято было писать, подразумевая высокий уровень качества. Ставлю

8 из 10

4 марта 2009

Мелодрама Старшая сестра появился на телеэкранах в далеком 1966 году, его режиссером является Георгий Натансон. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Татьяна Доронина, Михаил Жаров, Леонид Куравлёв, Валентина Шарыкина, Евгений Евстигнеев, Олег Басилашвили, Инна Чурикова, Софья Пилявская, Павел Массальский, Виктор Ильичев, Н. Хрусталева, Виктор Маркин, В. Заводов, Наталья Дрожжина, Наталья Тенякова.

Страна производства - СССР. Старшая сестра — получил отличный рейтинг, и входит в список популярных фильмов, которые мы рекомендуем к просмотру.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.