Музыка
La musica
6.6
7.2
1966, драма
Франция, 1 ч 20 мин
В ролях: Дельфин Сейриг, Робер Оссейн, Джули Дассен, Жерар Блен

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Музыка

английское название:

La musica

год: 1966
страна:
Франция
режиссеры: ,
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Саша Вьерни
художник: Морис Колассон
монтаж: ,
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 3 марта 1967 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 20 мин

Постер фильма «Музыка», 1966

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Музыка», 1966

Крошки-антониошки и подружки-аленренушки

«Музыка» — дебютный фильм Маргерит Дюрас, в котором уже сказывается ее склонность к модернистским стратегиям творчества, ее попытка выработать кинематографический аналог своей непростой прозы. Несмотря на заглавие, единственным эквивалентом музыки в картине является напев из «Зимнего пути» Шуберта, который придает картине эллегически меланхоличный мотив. Главное достоинство фильма — прекрасная актерская игра Сейриг и Оссейна, выразительно подчеркнутая операторскими изысками Саша Вьерни, постоянного оператора Алена Рене — режиссера, на которого Дюрас больше всего ориентировалась, вырабатывая свою уникальную режиссерскую манеру, не различающую кино и литературу.

Главный недостаток картины (и одно из свойств кинематографа Дюрас) — слишком много диалогов, в которых трудно разобраться, а амурная тема подается во всей своей изломанности и неприкаянности, свойственной модернистскому кинематографу Антониони и Рене («крошки-антониошки и подружки-аленренушки», так назвал Г. Козинцев в свое время советских поклонниц кинематографа некоммуникабельности), но в отличие от последних, придававших камерным историям несчастной любви формат античной трагедии, Дюрас не выходит за пределы частной истории, содержательно снимая что-то в духе безвкусной «Добычи для тени» Астрюка. Еще одно достоинство ленты — работа Саша Вьерни, попытка лишить камеру, ее взгляд, статуса метафизического судьи, витающего надо всем, и сделать ее мультифокальным инструментом познания человеческих характеров, выражающим точки зрения персонажей. Вьерни снимает из-за плеч, иногда держа в фокусе спину слушающего и лицо говорящего, обилие крупных планов делает это в целом заунывное повествование увлекательным, ибо актеры, опять же скажу, играют фантастически.

Сейриг работает в свойственном ей амплуа женщины-призрака из прошлого, впервые заявленного в картине Рене «В прошлом году в Мариенбаде», ее выразительный фантомный голос, придает всему ее облику химерический характер, пришелицы из потустороннего мира. Оссейн играет более традиционно, но при этом несвойственно для себя, создавая образ утонченного, чутко чувствующего мужчины. Жюли Дассен также создает запоминающийся образ, но больше в духе романов Франсуазы Саган.

Таким образом, сюжетно и содержательно «Музыка» мало чем отличается от «Добычи для тени» — одной из самых провальных экранизаций женской литературы, причина этому — выспренние диалоги, их псевдолиризм и псевдоромантизм, повлиявший, впрочем, на того же Каракса (особенно, «Парень встречает девушку»), однако, в «Музыке» ощутимо стремление выработать модернистский киноязык, эквивалент сложно написанной прозы. Удивительно, все-таки насколько непохожа утонченная кинематографическая манера Дюрас на агрессивный эротизм стиля того же Роб-Грийе, ее соратника как по литературному, так и по киноцеху. Операторские новшества и актерская игра — единственная причина посмотреть эту в целом заурядную по содержанию, но частично новаторскую по форме картину.

24 февраля 2016

Мелодия слов

- Впредь я — единственная, которая запретна для тебя.

- Моя жена…

Фильм Маргерит Дюрас «Бакстер. Вера Бакстер» мне понравился, и я решил ближе познакомиться с её творчеством. Оказалось, она была не только режиссёром, но также и сценаристом (например, сценарий картина «Хиросима, любовь моя» — её рук дело), и актрисой, и писательницей. Многие её романы переведены на русский, но литературного таланта Дюрас я пока ещё не оценил, постараюсь сделать это в скором времени, а вот дебютную кинокартину «Музыка» посмотрел. Это тоже фильм-разговор, чего, в принципе, я уже ожидал. Но на этот раз это разговор мужчины и женщины. Если в двух предложениях, то сюжет таков: Мужчина лет сорока встречает в кафе девушку лет двадцати, и проводит с ней день — они много разговаривают. После того, как они расстаются, он встречает в отеле другую женщину, свою бывшую супругу — они разговаривают ещё больше. Вот, в принципе, и всё действие.

Слова. Придуманы для общения, но разобщают, даже самые правдивые из них «изрекаются ложью», что уж говорить о тех, которые призваны спрятать истину. В первую очередь от самого себя. Чтобы до неё добраться нужно высказать тысячи слов и выслушать не меньше. Необходимо прожить с человеком жизнь (сначала счастливую, затем несчастную), потерять его в разводе, не видеться три года, встретится вновь, чтобы понять, что теперь счастливым тебе точно не быть…

В картине «Вера Бакстер» музыка за кадром не умолкала, в «Музыке» же, вопреки названию, её почти нет. Но при этом ею пронизан весь фильм. На вступительных титрах а капелла звучит одна из песен цикла «Зимний путь» Франца Шуберта. Затем эту же мелодию напевает девушка в автомобиле (и внимательный зритель понимает, что это она пела вначале фильма), а чуть позже наигрывает её на рояле в холле отеля. Но, несмотря на кажущуюся незначительность этих эпизодов (если невнимательно слушать и не пытаться вникнуть в то, что прячется за словами — любой из эпизодов покажется незначительным, а сам фильм — скучным), музыка эта является ключом к пониманию всей картины, на что и намекает её название.

Песенный цикл «Зимний путь» написанный Шубертом на стихи поэта-романтика Вильгельма Мюллера, состоит из 24 песен, которые объединены одним лирическим героем, но не имеют строгой сюжетной увязки друг с другом. Между тем, связь здесь другая, и слушатель наблюдает развитие не сюжета, но душевного накала. Порядок песен в цикле строго выстроен — они словно лестничные ступени вниз, на самое дно отчаяния. Измена становится стартовой точкой, с которой начинается падение героя, его предали, он раздавлен и отправляется в странствие, из которого не собирается возвращаться. Закономерный итог печальных скитаний — безвестная кончина.

Шуберт облёк эту историю в прекрасный цикл, Маргерит Дюрас сняла об этом фильм. Но, конечно, Дюрас рассказала свою историю, ни в коем случае не повторяя композитора, местами даже явно споря с ним (ещё бы: у композитора мужской взгляд на трагедию, у режиссёра — женский). Но это противоречие подходов, а на глубоком чувственном уровне — высказывания обоих творцов очень созвучны. Только у Дюрас вместо нот — буквы, из которых вырастает трагедия взаимного одиночества. Когда двое любят, но никогда не смогут быть вместе, не из-за каких-либо объективных причин, а в силу своей внутренней природы.

ПС. Если в театре висящее на стене ружьё обязательно выстрелит, то в кино показавшийся в кадре пистолет может так и не прозвучать.

ППС. Маргерит Дюрас придаёт особенно пронзительное звучание своей истории, опираясь на произведения искусства, ставшие классикой. Помимо «Зимнего пути» Шуберта органично вплетена в повествование картина Эжена Будена «Дамы на пляже».

9 из 10

21 июня 2015

Драма Музыка появился на телеэкранах в далеком 1966 году, его режиссерами являются Маргерит Дюрас, Paul Seban. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Дельфин Сейриг, Робер Оссейн, Джули Дассен, Жерар Блен.

Страна производства - Франция. Музыка — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.