Кто вернется — долюбит
6.5
7.2
1966, военный
СССР, 1 ч 7 мин
12+

В ролях: Борис Хмельницкий, А. Веременко, Лилия Гурова, Елена Димитриу, Антонина Лефтий
и другие
1941 год. Солдат, молодой поэт выносит с поля боя раненого командира. Когда их обстреляет вражеский истребитель командир погибнет, а солдат получает ранение. Ему предстоит долгий путь испытаний, прежде чем он доберется до партизанского отряда. В фильме звучат стихи поэтов военных лет.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Кто вернется — долюбит

год: 1966
страна:
СССР
режиссер:
видеооператор: Михаил Беликов
композитор:
художник: Михаил Раковский
жанр: военный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 11 марта 1968 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 7 мин
Другие фильмы этих жанров
военный

Постер фильма «Кто вернется — долюбит», 1966

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Кто вернется — долюбит», 1966

Роса облака образов о ВОВ креакалитета СССР в его юго-восточной части.

Это действительно такая должна быть память о страшной войне? С немецкими солдатами просто смотрящими на портрет и: — Я, я, муж, яволь, и уходящими без каких-либо последствий для здорового мужчины призывного возраста на оккупированной территории СССР (а не Украины, как нам всячески внушают авторы!). Или спокойно и праздно шатающимся всё тем же здоровым мужчиной призывного возраста по городку, опять таки, без последствий для себя? Мы вообще про одну войну говорим с авторами фильма? Или достаточно было крикнуть — Не цыган/-Не еврей и тебя не уничтожали? Может тут кроется недосказанность — почему произнесённая фраза на родном языке/мове, таки возымела спасительное действие? Ну и под конец — пойду попартизаню — столь обыденно переходя от созерцания к действию.

Образа врага/зла нет — самый чёткий образ — механический крылатый дракон поливающий свинцом с неба — неодушевлён и отстранён от смыслов. Зато есть страдальцы — ну конечно же народ — как это запомнил малолетний режиссёр. И вообще вся картина — это скорее впечатления его детства и больше по рассказам взрослых — ну что он запомнил от года до трёх своего детства? Плюс бытовавшие в среде тогдашнего креакалитета понятия типа «ну все же знают». Отсюда и единственные беды и невзгоды, переносимые героем Хмельницкого — именно солдатские, защитника Отечества. А во время оккупации как-то всё благостно и удачливо для гг. Оттуда же и обрыдлое причитание: — Сколько можно драпать от самой границы. Тут понятно и высший ком. состав постарался затушевать свой провал и 41-го, и 42-го — просто замалчивая этот период. А он наиболее героический. потому что наиболее трагический. Легко было умирать красно на миру, и эпично в безвестности — но не драпать, а бороться и погибая побеждать. И именно так и было, а не въевшийся/вбитый стереотип «драпали от границы»…

2 из 10

16 октября 2019

Нетривиально о войне

Поэтическая баллада о войне… фильм-осмысление той цены, которую пришлось заплатить народу… фильм-сострадание ушедшим 20-летними и их близким…

Первые же кадры фильма Л. Осыки берут за живое. После проникновенно начитанного стихотворения С. Гудзенко «Я родился в этом городе, рос, мне не надо в этом городе роз…» показывается сцена, где мастер по изготовлению памятников подбивает на гранитной плите братской могилы даты смерти погибших солдат: 1944… 1944… 1944… Очевидно, здесь покоятся павшие при освобождении Украины. Тут же раздаются голоса матерей, потерявших своих сыновей в те годы — реальные голоса реальных матерей, — они рассказывают про то, какими были их сыновья, что они говорили, как они погибли, и т. д. Столь нешаблонный и сильный подход режиссёра впечатляет.

Фильм уходит в художественную плоскость, правда, опять-таки нестандартного свойства — с явновыраженными элементами авангарда. Мать провожает молодого сына на фронт, сын идёт по полю под грустную закадровую музыку, постепенно в кадре таких же парней становится очень много — все уходят от матерей, жён, детей… Включается реальная боевая кинохроника, запечатлевшая идущих в атаку бойцов, и снова голос проникновенно начитывает С. Гудзенко: «Когда на смерть идут, поют…» Это именно то самое стихотворение поэта, которое содержит шокирующие строчки:

Но мы уже не в силах ждать,

И нас ведет через траншеи

Окоченевшая вражда,

Штыком дырявящая шеи.

Бой был коротким. А потом

Глушили водку ледяную,

И выковыривал ножом

Из-под ногтей я кровь чужую.

Главную роль в фильме — роль молодого солдата-поэта — исполнил Борис Хмельницкий (ещё без какого бы то ни было намёка на бороду), для которого эта работа стала полноценным дебютом в кино. Герой Хмельницкого выносит с поля боя раненного лейтенанта, но попадает под обстрел истребителя. Сам получив ранение, солдат скрывается в деревне, куда приходят немцы. Есть в фильме сцена сродни концовки «Иди и смотри». Чудом спасшись от смерти в подобном чистилище, главный герой, наконец, оказывается в партизанском отряде. Снова бои, а в редкие минуты затишья солдат-поэт читает стихи, в т. ч. «Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели…»

Фильм «Кто вернётся — долюбит» (название — ещё одна строчка строчка из стихотворения о войне) получился небесспорным. Во-первых, авангардная форма повествования — путь, всегда несущий в себе известный риск. Во-вторых, если быть строгим и начать искать несостыковки в сюжете, то можно их найти, и немало. Например, солдат-поэт читает строчки, которые были напечатаны только после войны. Или отсутствует какое-либо объяснение, кем является солдату герой И. Ясуловича. Т. п. мелких недочётов хватает. Были и более серьёзные противоречия. Так, первоначальный сценарий, написанный поэтессой Л. Костенко в соавторстве с А. Добровольским рассказывал о 3-х погибших поэтах, но в процессе работы над фильмом был изменён до неузнаваемости, и сценаристы отказались от присутствия своего имени в титрах картины.

Тем не менее, даже учитывая ряд отдельных недостатков, мне картина Л. Осыки понравилась, ибо в ней есть то, что компенсирует многие минусы. Ряд нетривиальных ходов выгодно отличает фильм от множества других фильмов о войне. Кто интересуется темой Великой Отечественной войны — обязательно посмотрите эту небольшую картину, она того стоит!

8,5 из 10

8 августа 2012

Военный фильм Кто вернется — долюбит появился на телеэкранах в далеком 1966 году, его режиссером является Леонид Осыка. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Борис Хмельницкий, А. Веременко, Лилия Гурова, Елена Димитриу, Антонина Лефтий, Валерий Бессараб, Владимир Волков, Юрий Дубровин, Герман Качин, Герман Колушкин, Валерий Коротков, Владимир Прокофьев, Алексей Сафонов, Игорь Ясулович, Борислав Брондуков.

Страна производства - СССР. Кто вернется — долюбит — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,4 из 10. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.