Битва за Алжир
La battaglia di Algeri
7.6
8.1
1966, драма, криминал, военный
Италия, Алжир, 2 ч 1 мин
12+

В ролях: Брахим Хаджадж, Жан Мартен, Язев Саади, Уго Палетти, Фусия Эль Кадер
и другие
В центре фильма — события алжирской борьбы за независимость в промежутке между 1954 и 1960 гг., пропущенные через воспоминания находящегося под арестом главного героя.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Битва за Алжир

английское название:

La battaglia di Algeri

год: 1966
страны:
Италия, Алжир
слоган: «The French Colonel...who was forced even to torture! One of the many women...who stopped at nothing to win! The Algerian Street Boy...who became a rebel hero!»
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: , ,
видеооператор: Марчелло Гатти
композиторы: ,
художники: Серджо Каневари, Джованни Аксерио
монтаж: ,
жанры: драма, криминал, военный, история
Поделиться
Финансы
Бюджет: 800000
Сборы в США: $822 941
Мировые сборы: $822 941
Дата выхода
Мировая премьера: 31 августа 1966 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 2 ч 1 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, криминал, военный, история

Видео к фильму «Битва за Алжир», 1966

Видео: Трейлер (Битва за Алжир, 1966) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Битва за Алжир», 1966

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Битва за Алжир», 1966

Список Нолана: 12 из 30 — Плата за независимость

Тяжёлая военная драма, повествующая о захвате французских войск Алжира. Фильм разделён на хронологические отрезки, которые ты не замечаешь в процессе просмотра, но во время шестилетнего периода фильм охватывает страшные, роковые события. Поначалу фильм отгоняет от просмотра, но на дворе 1966 год, затемнённые кадры со временем входят в привычку, а события ленты интригуют.

Захват Алжира выполнен в жестоких рамках. Ужасы войны, попытки сопротивления, партизанские вылазки. Мир ещё не отошёл от фашистской Германии, а тут новые беды. История рассказывается нам от лица главного героя, который находится под арестом французов. Режиссёр Джилло Понтекорво разворачивает конфликт между французской колониальной администрацией в Алжире и вооружёнными повстанцами, которые борются за независимость своей страны. Привлекает положение оккупированных алжирцев: сначала теории заговора, попытки ввести партизанскую войну, а далее картина плавно переходит от крупных сопротивлений, схваток к тихой войне, где у каждой стороны есть свои козыри.

Впечатляют шпионские игры. Находчивость слабой стороны дарит безжалостные попытки вернуть свободу. Переход от теории к практике. Шпионаж демонстрирует остроумие и жажду победы. Использование женщин, учитывая мусульманскую культуру, в непредсказуемых целях выглядело эффектно. Поражает в картине то, что Франция и Алжир пытаются всё сильнее напакостить друг другу. Террористические акты, когда обе стороны понимают масштаб трагедии или тихая, обратная реакция противника. Вспоминается цитата Эриха Марии Ремарка из «На западном фронте без перемен»:

«Чей-то приказ превратил эти безмолвные фигуры в наших врагов; другой приказ мог бы превратить их в наших друзей. Какие-то люди, которых никто из нас не знает, сели где-то за стол и подписали документ, и вот в течение нескольких лет мы видим нашу высшую цель в том, что род человеческий обычно клеймит презрением и за что он карает самой тяжкой карой»

Данная цитата весьма точно передаёт положение обоих сторон. Тебе понятны поступки алжирцев, в тоже время Франция прикрывается миротворческой организацией. Жалко всех, но во время просмотра проявляются истинные мотивы захватчиков. Зарождение фронта национального освобождения оказывает большое влияние своими могуществом и эпичностью, которые пугают врагов и вдохновляют союзников. Само формирование организации за независимость представлено отлично, постепенно вводятся новые лица, сопротивление набирает силы, чтобы продемонстрировать огромные события, оставившие неизгладимый след в истории.

«Холодная война» перешла в тяжёлое противоборство. Политические конфликты поражают партизанское движение и стирают с лица людей все признаки гуманизма. Мужчины и женщины, старики и дети — никого не волнует, кто ты — у врага нет полового признака и возрастного ограничения. Все действия были опасными и жестокими. Многочисленные жертвы переходят в удивительный финал. Я не знаком был с этой веткой истории, но окончание алжирской войны меня поразило. Конечно, когда против группы алжирцев выступает вся армия Франции, итог ясен сам собой, но дело не в численности воинов, а в цели, которая была заложена. Итоги показали, что война 1954 — 1962 годов не прошла зря и оставила свои плоды.

С точки зрения экранизации к картинке привыкаешь, события проходят через тебя, а ужасающие попытки участников конфликта выиграть битву, остаются в памяти. Но это поучительное и полезное полотно. Фильм снят итальянцами, потому что французам Алжир не доверяет.

9 апреля 2021

С чего начинается революция?

В 1966 году на экраны вышел фильм реж. Д. Понтекорво под названием «Битва за Алжир», который был посвящен Алжирской революции 1954—1962 гг. Фильм был снят на основе книги одного из революционеров.

Для начала хотелось бы рассказать небольшую предысторию событий, которые предшествовали Алжирской революции, а, следовательно, и событиям, которые показаны в фильме.

В 1830-м году французское правительство, преследуя свои экспансионистские цели, отдает приказ о военном вторжении в Алжир. В июле того же года французская армия оккупирует Алжир. При этом вторжение сопровождалось массовыми убийствами местного мирного населения. Так был положен конец суверенитету Алжира.

Вскоре после оккупации началось заселение Алжира европейскими колонистами, которые стали занимать наиболее плодородные земли, при этом изгоняя с этих земель местное население.

Следует еще отметить и то, что Алжир в годы французской колонизации не считался колонией Франции, в отличие (например) от соседнего Туниса, а непосредственно департаментом Франции, т. е. самой частью Франции. Местное же население не называлось алжирцами, а называлось не иначе как французские мусульмане. Но обладали ли местные теми же правами, что и французы? Вовсе нет. Принципы «Свобода, Равенство, Братство» на местное население не распространялись. Многие алжирцы не имели французского гражданства и имели статус людей «второго сорта».

В годы Второй Мировой войны тысячи мусульман воевали и погибали за освобождение Франции от нацистской оккупации. Этим людям обещали, что после войны настанет время самоопределения алжирского народа. И как же французское правительство отплатило этим алжирскому народу?

8 мая 1945 года в ряде алжирских городов прошли демонстрации коренного населения, на которых раздавались требования предоставления независимости Алжиру, т. е. местные требовали от французского правительства выполнить свое обещание, данное алжирцам. Изначально это были мирные демонстрации, но на которые полиция ответила насилием. В ответ на полицейское насилие вспыхнули городские беспорядки. В результате все переросло в кровопролитную бойню, которая вошла в историю как резня в Сетифе, когда было убито несколько тысяч алжирцев.

Так, справедливое требование алжирского народа было потоплено в крови.

А что же стало с мусульманскими ветеранами ВМВ? Многим из них было отказано в получении французского гражданства. Такова была «благодарность» французского правительства алжирцам, которые воевали за Францию.

Но стремление народа к независимости нельзя было просто так взять и запретить. В начале 1950-х годов возникло революционное движение, ставившее перед собой завоевание независимости Алжира военным путем. Так был сформирован ФНО — Фронт Национального Освобождения. А 1 ноября 1954 года началось восстание против колониального режима, организованное ФНО. Это восстание стало отправной точкой и началом войны за независимость Алжира.

Действие фильма начинается уже спустя некоторое время после восстания 1 ноября. Начало фильма демонстрирует зрителям главного героя фильма, который является простым карточным мошенником, промышляющим на улицах Алжира (столицы страны), по имени Али и которого менее всего беспокоит судьба родной страны. Однажды его арестовывает полиция и сажает в тюрьму.

В тюрьме он наблюдает сцену казни революционера на гильотине, которая производит сильное впечатление на Али. В той же тюрьме он знакомится с другими деятелями ФНО и решает присоединиться к революционной борьбе за освобождение Алжира.

В фильм показана как борьба самих революционеров, так и действия французских колонизаторов. Отлично показано то, что террор приводит к ответному террору.

Но самую главную мысль доводит режиссер до зрителя через диалог главного героя с одним из руководителей ФНО — Ларби бен М`хиди. Ларби бен М`хиди говорит о том, что двигать революцию и быть его основной силой должен сам народ, а не мелкие группы революционеров. А для этого народ должен быть заинтересован судьбой своей страны. Люди сами должны сдвинуться, ибо «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (Коран 13:11).

С чего начинается революция? Революция начинается со стремления изменить жизнь. И это прекрасно показано на примере самого Али, который из мелкого жулика превращается в революционера.

Персонаж Ларби бен М`хиди также говорит следующее: «Трудно начать революцию. Еще труднее ее продолжать. Но самое трудное — победить. Но только потом, когда мы победим, и начнутся самые настоящие трудности».

При этом сам фильм снят так, словно это документальная хроника. Настолько все смотрится достоверно. Фильм также отлично сдобрен музыкальными композициями от маэстро Э. Морриконе. Поэтому недаром же «Битва за Алжир» входит в список лучших фильмов в истории кинематографа.

Лично я рекомендую смотреть фильм всем любителям кино.

9 из 10

2 ноября 2020

Очень немного фильмов, их можно по пальцам пересчитать, про которые с первых кадров понимаешь, что вот оно, настоящее, подлинное кино. Гигант жанра. Горная вершина. Как Толстой, Достоевский или Борхес — в литературе. Не все рядом Донцовы и Маринины, есть немало и замечательных писателей, но таких считанные единицы. То же самое в кино.

«Битва за Алжир» — вершина в творчестве итальянского режиссёра Джилло Понтекорво. Его фильм оказал влияние на политику — благодаря ему ускорился процесс деколонизации стран третьего мира. Но и сейчас, в наши дни, он актуален, может быть, даже больше, чем в 60-е. Им вдохновлялись и вдохновляются радикалы всех мастей, его изучают и в 21-м веке офицеры отдела спецопераций и конфликтов малой интенсивности в Пентагоне. Потому что реальность 60-х имеет очень много общего с нашей нынешней реальностью. Гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Настолько много, что даже страшно. В 2004-м году фильм был отреставрирован и начал вновь покорять кинотеатры Европы и Америки.

1954-й год. Начало освободительной войны Алжира за независимость от Франции. Столица страны была поделена на районы: мусульмане проживали в Касбе — крепости в старой части города; а французы — в европейских кварталах. Юный воришка и мошенник Али Ла Пуант, промышляющий на улицах карточными играми, совсем скоро станет одним из лидеров НФО — Национального Фронта Освобождения. Ему и его товарищам будут противостоять бойцы французской армии, взявшие на себя полицейские функции. Возглавлять их будет полковник Матье, бывший герой Сопротивления, такая вот насмешка судьбы.

В близкой к итальянскому неореализму традиции, в чёрно-белых тонах, с непрофессиональными актёрами (некоторые из них играли самих себя), местами используя документальную съёмку того времени, благо, материала хватало, которую невозможно отличить от художественных кадров — настолько, что в ряде стран перед показом предупреждали о том, что этот фильм чисто художественный, была показана народно-освободительная война алжирцев. Без прикрас. Начиная с процесса вовлечения в организацию и инициации бойцов, последовательно, камера свидетельствовала о таких негативных проявлениях партизанской войны в городских условиях, как терроризм: дети, стреляющие в спину противнику; женщины, устанавливающие взрывчатку в кафе; трусливые убийства в упор — сворой на одного. Представители французского правопорядка по большей части показаны нисколько не с лучшей стороны — они взрывают мирных граждан по ночам в их домах, зверски пытают своих противников. И у тех, и у других своя правда. Но война безобразна, как ни посмотри, хотя режиссёр, бывший в ту пору коммунистом, явно симпатизирует повстанцам.

Гениальному фильму требовался и гениальный саундтрек. Сперва Понтекорво сам написал для него музыку, но она ему не понравилась, и он попросил своего друга Эннио Морриконе помочь. Музыка Морриконе под стать самой картине — очень сильная, впечатляющая. Композитор использовал национальные элементы в своих мелодиях, так повстанческие сцены сопровождаются мелодиями на национальных инструментах, а французские — моменты захвата повстанцев — барабанным боем.

В 2010-м «Битва за Алжир» заняла 6-е место в списке журнала Empire «100 лучших фильмов в истории кино». Смотреть обязательно. Это кино надо в школах изучать как выдающееся произведение искусства прошлого века.

10 из 10

17 февраля 2020

Алжир с 1834 года был официально колонией Франции. Там строились школы где преподаватели говорили по-французски, среди населения более миллиона человек составляли пье-нуары, т. е. алжирцы с французскими корнями, на столе помимо шорбы и кус-кус можно было встретить рататуй и паштет. За время своей метрополии Франция привнесла много нового для экономики Алжира, превратив пиратские гавани в современные порты, повысила урожайность за счёт новых способов оросительного земледелия, а достижения в медицине позволило населению Алжира вырасти за сотню лет в три раза. Все эти плоды цивилизации как часто бывает перечеркнула война, начавшаяся в 1954 году. Ультра-левые радикалы начали вести агрессивные военные действия против французских колоннов с целью добиться независимости Алжира. Все началось с местечковых партизанских атак, жертвами которых были как французские отряды, так и мирные жители, потом начались систематические подрывы в магазинах и ресторанах и в конце концов восстание переросло в полноценную войну за независимость. Возможно эта часть истории прошла бы мимо меня стороной, если бы случайно я не наткнулся на фильм Понтикорво Битва за Алжир.

Картина снята в виде документальной кинохроники. Тут нет главных героев, драматизма и маркетинга. Битва за Алжир выглядит как двухчасовой репортаж с места событий. При просмотре складывается впечатление, что после очередной сцены со взрывом актёры не идут греться в гримерку, а начинают доставать осколки гранат друг из друга. Из-за такой реалистичности, я досмотрел фильм только с третьего раза. Тяжело смотреть черно белое кино, где в течение двух часов ничего кроме пыток, расстрелов и взрывов не происходит. В отличие от операции Арго, или Шпионского моста, которые тоже основаны на реальных событиях, в Битве за Алжир не видно работы режиссера. Тут события как будто происходят сами собой, без всякого вмешательства со стороны. Лишь после нескольких сцен я мог представить, что Понтикорво говорил: Стоп, снято! В основном мне кажется он орал: Почему закончились патроны, где танки, вашу мать! Разнести тот дом ко всем чертям! Уверен это было не так, но лучше посмотрите сами.

8 из 10

6 декабря 2017

Реальная кинохроника?

Как бы ни был разнообразен, неограничен кинематограф, иногда удаётся случиться новому и уникальному событию (фильму). Касательно военной тематики, ни Спилбергу с его великим «Списком Шиндлера», ни Роману Поланскому, снявшему драматичную судьбу Владислава Шпильмана, ни Элему Климову — режиссёру «Иди и смотри», — однозначно, самой страшной картины-представителя жанра не удалось полностью реализовать перенос эпохи на экраны. Да и вообще, такую сложную задачу решали немногие. И одним из тех немногих самородков был итальянец Джилло Понтекорво, в 1966 году экранизировавший события алжирской борьбы за независимость, коротко — «Битву за Алжир». Из всего военного кино именно эта двухчасовая лента выделяется искусным подходом к съёмкам и самым точным, безэмоциональным повествованием. Причём сходу так и не скажешь перед просмотром, что увидишь необычное. Ну да, чёрно-белый стиль уже не казался модным, но ещё не сошёл полностью и помаленьку ковыляет до наших дней. И война отнюдь не привлекательная тема для просмотра фильма, что, в первую очередь, является досугом. Нет. Гениальность этого фильма чувствуется только с просмотром.

Само название ленты — «Битва за Алжир» — как бы намекает зрителю, что ему предстоит увидеть. Если раньше фильмы назывались в честь человека, произведения или как-то живописно, даже романтично («Летят журавли», «Касабланка»), то киноэпопея Понтекорво сталкивает с чем-то неопределённым. Что нам предстоит увидеть? Что за битва? Это сказ о событии времен Второй Мировой войны? Так вот, фильм повествует не о войне в прямом понимании слова, а о гражданском восстании против французских колонизаторов. В центре показана история повстанцев — эдаких героев событий, на деле — убийц, террористов и вандалов. Радикальными методами, медленно, но верно они творят революцию и стремятся к свободе. С другой стороны, вполне себе мирными и призванными защитить свои интересы, выставлены французы. Их «быт» тоже демонстрируется на обывательском уровне, без лишней мишуры, что вышло достаточно правильно и приятно. Но всё-таки освободителям уделено больше времени, ведь они — настоящие участники истории. Мы видим их бытие и «рабочие будни» более подробно. Тут и рассказ истории с начала войны, подробное планирование будущих событий. Смотря за ними, восторга не испытываешь, ведь перед тобой — убийцы, будь то взрослый мужчина, ребёнок или женщина. Что парадоксально, и презрения к ним не чувствуешь, так как они — люди, бьющиеся за великую цель, и через много лет их будут считать национальными героями.

Вообще, сдержанной выглядит вся картина, с первой до последней минуты. Ничто не выводит тебя на эмоции. Ни слёз, ни гордости, ни грусти, ничего другого «Битва за Алжир» не вызывает. Вызывает она только восхищение, которое и относится к фильму в целом. И на таком фоне нет повода лишний раз отвлечься или заскучать, из-за чего картина смотрится несложно. И тут-то Джилло Понтекорво раскрывает карты, идя ва-банк, подавая нам нашпигованную документалкой художественную киноленту! И ведь так подразумевалось изначально. Итальянский режиссёр собрал плеяду непрофессиональных актёров, среди которых настоящий участник событий алжирской борьбы за независимость, звали которого Саади Ясеф. У этих новичков нет пафосных приёмов в репертуаре и нет даже намёка на славу, что заставляет играть их так, будто всё происходит на самом деле (не удивлюсь, если и заработок их был весьма символичен). Также удалось заставить играть и массовку, и эпизодических персонажей, которых много и появляются они максимум на 1—2-3 сцены. Никто не боялся ни камер, ни требующих глаз режиссёра. Операторская работа также достойна похвалы. Разносторонняя, разноракурсная съёмка со всех возможных планов: из толпы, с горизонта, с высоты, вблизи героев, в роте солдат даёт вторичное ощущение реальности, как бы случайно засвидетельствованной и занесённой в хронику. Временами менялась и насыщенность чёрно-белой плёнки, отчего рассудок окончательно мутился — а не действительно ли военную кинохронику нам показывают под таким надёжным тыловым прикрытием? И контрольный в голову осуществляет Эннио Морриконе — автор саундтрека. Ему удалось записать короткие музыкальные темы под экранные события с применением военного оркестра, ритмично бьющего в барабаны и гармонично играющего на духовых инструментах, и отдельно со струнными, передающими атмосферу Алжира, арабской культуры. Порой затянутые, порой динамично-плещущие ударной музыкой фрагменты вливаются в картину, как нож в масло, делая её на 80 процентов документальной.

Намёки на художественную часть всё-таки были, ведь нельзя уходить от темы. Но отражались они, в основном, при съёмке основных персонажей — Али Ла Пуанта, Джафара, девушек, да и тех не всегда. Тут сказывается присутствие единственного относительно-известного актёра — Жана Мартена, сыгравшего командующего французскими войсками. Он, конечно, выглядел слишком круто и красиво, становясь своеобразным белым голубем средь серой своры прочих действующих лиц. Только вот переигрывал он, а не неизвестная диаспора актёров.

И смысл «Битвы за Алжир», по замыслу авторов, вовсе не показ эпических событий. Он тоже ближе к художественной части, поскольку имеет прямой посыл к человечеству о боли и ненужности войны, в которой одни насильно удерживают власть с помощью угроз, казней и пыток, а другие насильно пытаются эту власть свергнуть, устраивая теракты, где гибнут ни в чём не повинные люди. К слову, повстанцы победили, о чём в фильме упоминается, но не показывается. Но какой ценой они добились этого? Это сейчас легко сказать, что они — герои, но кто тогдашнему государству Алжир стал воистину героем? И есть ли герои на такой войне? Ответить на этот вопрос сможет каждый для себя, посмотрев данную киноленту.

Документальная, но художественная картина. Такое действительно возможно, что вызывает восторг и уважение к Джилло Понтекорво, для которого этот фильм стал единственным значимым для мирового кинематографа событием. Однако значимость его недооценить невозможно: награда в Венеции, номинации на «Оскар», оценка 95 на Metacritic, восторженные отзывы культовых режиссёров, в том числе и снимавших военные драмы, но так и не достигших тех эталонов и идеалов, что присутствует в «Битве за Алжир». В этой ленте — самый точный эпос, показ истории.

10 из 10

16 октября 2017

Цена человеческой жизни за свободу

Стопроцентная подлинность «Битвы за Алжир» заключена в традициях итальянского неореализма. Благодаря чему киноязык Джилло Понтекорво открывает глаза на прошлое, на конец 50-ых годов, когда в Алжире боролись за свободу и независимость до последнего вздоха. Картина одна из самых важных в истории мирового кинематографа, повлиявшая не только на само развитие кинематографических традиций того времени, но и повлиявшая на само время, ставшая настоящим призывом к прямым действиям за освобождение от колониальных порядков. В свою очередь она показала другим народам какой путь придётся им прийти. Путь нелёгкий, терпя произвол местных властей, ужесточение контроля с их стороны, ущемление прав и ограничения личных свобод, террор с обеих сторон, ввод войск, изоляция в крепости, угроза полномасштабной гражданской войны, и множество других лишений, которые уготованы каждому гражданину, который жаждал жить в свободной стране.

В самой истории, рассказывающей нам об Народном Фронте Освобождения Алжира, лежит в общем-то чем-то похожий сценарий всех тех событий, которые происходили недавно на Ближнем Востоке, и в странах Магриба. Почему? Да потому что цели фактически те же, но если тогда в конце 50-ых годов прошлого века люди собственноручно ковали свою свободу без поддержи из вне, то сейчас же они делают это с совершенно иными целями и на деньги сами-знаете-кого. Вдобавок перед нами неплохо показана работа партизан, организация подполья и сам сценарий революции переходящий чуть ли не в гражданскую войну, только не в масштабе полноценных боевых действий на экране (настоящая войны происходила в горах), а в демонстрациях протеста властям, в терроре и забастовках. Занятно, похожие события происходили ещё в непризнанных государствах на раннем этапе их становления, в том числе и на территории бывшего СССР, и они же там, видимо, происходят и сейчас.

В конце необходимо отметить превосходную операторскую работу, актёрский состав в числе которых есть Язев Саади, один из лидеров НФО Алжира, а также автор мемуаров, по мотивам которых и был снят фильм. А ещё в памяти остаётся сильная, мощная музыка гениального Эннио Морриконе, играющая на фоне происходящих событий. Благодаря имению всех этих элементов, а также крепкой режиссуре самого автора, «Битва за Алжир» становится проводником зрителя в те события, которые оставили след во всемирной истории двадцатого века. А ещё перед нами история о том, что в таких «битвах», обе стороны могут действовать не гуманно в отношении простых мирных жителей. И хоть сам режиссёр поддерживал сторону НФО, он естественно понимал, что настоящие герои этой войны простые люди, некоторые из которых были даже неграмотными.

15 сентября 2016

При просмотре сразу напрашивается сравнение с фильмом-ровесником о другой освободительной войне — «Я — Куба».

Если по форме «Битва за Алжир» проигрывает — трясущаяся простоватая манера съемки неореалистов к середине шестидесятых уже устарела и смотрится хуже, чем роскошная работа Калатозова, то по содержанию фильм Понтекорво значительно серьезнее.

По мере сил режиссер пытается объяснить причины войны, показать без гнева и пристрастия лица и мотивы противостоящих сторон.

Иронично, что фильм о подпольщиках, преследуемых и загоняемых по узким переулкам Казбаша снимался уже в независимом, победившем Алжире, где вчерашние затравленные революционеры стали властью, радостно пользовались всеми ее привилегиями и увлеченно грызлись между собой.

Конечно, при всем желании режиссера встать над схваткой, не удалось преодолеть определенный скос в сторону повстанцев. Если французы — полиция, десантники, местные колонисты-«черноногие» предстают сытыми, хорошо одетыми господами в пробковых шлемах, то противостоящие им повстанцы — все как один соль земли, с чистыми лицами, исполненными праведного гнева, одержимые светлой идеей.

Французы в ресторанах или особняках, алжирцы грязные, но гордые, одетые в отрепья на узких улочках.

Невольно симпатия зрителя сама сдвигается к революционерам.

Совсем не затронута тема раскола внутри самого алжирского общества, а ведь многие, особенно торговые и культурные круги арабов были против войны за независимость, как и часть французов симпатизировала повстанцам.

А в фильме две нации, два мира просто и монолитно показаны противостоящими друг-другу.

Ничего не сказано о том, что французы пришли в Алжир — пиратское, рабовладельческое государство, а ушли, оставив дороги, ирригацию, отстроенные города, какие-никакие, но медицину и образование.

А Алжир с тех пор погряз во внутренних склоках, борьбе очередных диктаторов с очередными исламистами.

Так же умалчивается, что сама «борьба алжирского народа» усердно поддерживалась и подкармливалась деньгами и оружием со стороны соцлагеря, а не была спонтанным восстанием угнетенных.

Сам Понтекорво, во многом ограничиваемый во время съемок обстоятельствами, предельно конкретно высказался о гражданской войне в следующем, гораздо менее известном, но более талантливом фильме — «Кеймада».

При всех «но» необходимо признать, «что „Битва“ яркое, многогранное полотно, реалистичная, полудокументальная зарисовка со множеством ярких персонажей и редкой способностью уловить камерой малейшие штрихи и детали происходящего. По случайному взгляду или жесту открыть настроение персонажа или смысл события.

И со стороны французов, и со стороны алжирцев задействованы отличные актеры, причем у алжирцев работают большей частью случайные люди с улицы, что еще более подчеркивает реализм происходящего.

Понтекорво дали целый город, как съемочную площадку, десятки тысяч горожан, как массовку, и он с честью отработал полученное доверие.

Остается только предполагать, чего стоило при съемках в уже независимом Алжире представлять вчерашних врагов — французских солдат и полицейских достаточно честными и справедливыми людьми, попытаться хоть частично, но показать и их точку зрения на войну.

Так что, если абстрагироваться от некоторой политической ангажированности, перед зрителем выступает грандиозная панорама.

Смотреть стоит, даже сейчас. Фильм нисколько не устарел, наоборот, в свете нынешних событий и борьбы арабской улицы происходящее на экране приобретает дополнительный смысл.

10 из 10

23 ноября 2012

Год 1966. Битва за Алжир Джилло Понтекорво

Бывший документалист Джилло Понтекорво с профессиональной детальностью показывает искры, которые происходили в Алжире среди местного населения. Вскоре они вспыхнули в весьма неонозначное национально-освободительное движение.

Очевидно, что военное вторжение Франции для некоторых было очень похоже на бойню, а освободительное движение алжирцев — на обычный экстремизм. Именно эту «похожесть» и исследует Понтекорво. Стараясь быть объективным, режиссер показывает обе конфликтующие стороны несколько отстранено — показывая их преимущества и недостатки. При этом, своих пристрастий режиссер старается не показывать до самого конца картины. Впрочем, симпатии Джилло, очевидно, были не на стороне французов.

На мой взгляд, несколькими годами позже, в фильме «Кеймада», Понтекорво в полной мере раскрыл все что не было полностью сказано в «Битве за Алжир». Нет нужды напоминать, что кино было более чем «взрывным». Очевидно, что нужно было иметь большую смелость, чтобы экранизовать мемуары одного из участников освободительного движения. Тем более, по горячим следам.

«Битва за Алжир» — это очень хорошее кино, но его не следует переоценивать. В 1966 году было снято много великолепных фильмов. Вряд ли картина Джилло Понтекорво смогла бы всерьез конкурировать с такими фильмами, как «Хороший, плохой и злой», «Второе дыхание», «Вторые», «Фотоувеличение».

Но, при этом, картина, как это не удивительно, по всем параметрам «обходит» фильм Циннеманна «Человек на все времена», равно как и многочисленные «псевдобунтарские» картины Годара. То, о чем только мило беседуют у Годара — происходит в реальности у Понтекорво.

Ну, и конечно нельзя не отметить сцены экстремистского акта (взрыва мирного населения) и пыток участников освободительного движения. Точность в деталях у Понтекорво приводит к очень сильному эффекту.

В итоге: очень достойное кино об алжирской революции.

8 из 10

2 сентября 2012

Не могу не восхититься постановочным мастерством режиссера, сумевшего спустя несколько лет после воссоздаваемых событий, снять на тех же улицах потрясающие сцены массовки, приближаясь почти к документальной достоверности в ряде сцен. При все левацких очевидных симпатиях Понтекорво хотел снять как бы гуманистический, объективный фильм. Поэтому он так внимательно чередовал сцены терактов с сценами пыток, не разменивался на патологических личностей с обеих сторон баррикад, детей показывал не только в семьях исламистов, но и в кафе, подлежащем взрыву.

Все же баланс соблюсти не удалось и, как ни крути, симпатии автора на стороне восставших, которые правее, вроде бы тем, что отстаивают «независимость». Увы, убежденность в правоте дело субъективное, а террор — реальность сегодняшнего времени, при котором харизматичные мусульмане большого сочувствия не встречают. выходцы из Алжира являются одной из проблем Франции, поскольку ведут себя на территории бывшей метрополии слишком воинственно, а что с ними делать не знает никто.

Вполне классический добросовестный фильм о партизанской войне и методах борьбы с ней же. Необходимо отметить фактурность алжирских типажей, наиболее впечатлившим из которых является предатель в начале фильма.

7 из 10

1 июня 2012

Свобода или смерть

Война за независимость Алжира- была сложным антиколониальным столкновением, в котором переплелись конъюнктурные интересы французских политических элит, экономические поводы пье-нуаров(местных колонов-буржуа в третьем-четвёртом поколении) и традиционный мотив всех войн- ультраправые настроения масс. Течение конфликта в североафриканском регионе, продемонстрировало «двойные стандарты» тогдашней Французской Республики и лично генерала Де Голля(пришедшего к власти в стране в период пика «алжирской кампании»). Когда вчерашние борцы с «фашистской заразой», не чурались методов созвучных деяниям армии Вермахта, да ещё и помноженных, на идентичность террора- арабских партизанских отрядов.

Снятая при непосредственной поддержке правительства(уже тогда независимого) Алжира, картина словно застревает в стыке политико-исторического и «частного» кинематографа, превращаясь из искусственного повествования в хронику действительных событий, и над всем над этим витает дух классического итальянского неореализма.

Понтекорво, снимал свою работу, в свойственной документалисту, упрощённой манере, словно пытаясь обратиться помимо рядовых зрителей кино и к безграмотной публике «стран третьего мира». Потому, в картине нет индивидуальных однозначных режиссёрских предпочтений. Так, словно подтверждая это, он лишает свой фильм главного героя, которых тут много.

Итальянский постановщик воплощает веру в то, что кинематограф, как искусство масс, может быть не только революционным, но и демократическим, превращая толпу в подлинный субъект. Так же, как и в лентах Эйзенштейна, с которыми стоило бы сравнивать, художественно-смысловой строй фильма «Битва за Алжир», народ тут присутствует изначально, являя идеал унанимизма.

Грязные методы, которыми пользуются и колониалисты и борцы за свободу, выносятся режиссёром «за скобки», поясняя устами самих персонажей, что для одних- это всего лишь работа рядового солдата, исполняющего приказ, а для их противников- обычный способ самозащитного противодействия внешней силе.

Кризис коллективной самоидентификации, пребывание в состоянии вечного меньшинства, коренных народов стран Африки, уступает место появлению в этих регионах нового поколения людей, которое «на горе себе», неосознанно взрастил духовно опустошённый современный западный мир, нещадно эксплуатирующий «сырьевые окраины» мировой банковской системы.

P.S. Вот мы(христианская цивилизация) и получаем- нынешнюю тревожную ситуацию дел на территории арабо-мусульманского Магриба и проросшую в огромное древо, с мощной корневой системой- проблему терроризма.

8 из 10

2 апреля 2011

«По поводу наших методов вы можете судить по нашим результатам»

Фильм повествует о революционной борьбе Алжира за независимость. Он снят итальянским режиссёром Джило Понтекорво на основе книги Саади Ясефа — одного из лидеров Фронта национального освобождения, спродюсировавшего картину и сыгравшего в ней самого себя. Картина была удостоенная высшей награды Венецианского кинофестиваля — «Золотого льва св. Марка». Выход ее на экраны в 1966 году стал одним из самых громких киноскандалов десятилетия.

В основе сюжета лежит работа национального фронта освобождения Алжира и противостояние ему французских силовых структур. Режиссер не акцентирует внимания на каком-либо главном герое, стремясь показать настроение и трагедию людей в целом. И ему это действительно удается.

В процессе просмотра зрителю очень тяжело сформировать свое личностное отношение к происходящему. Невозможно принять чью-то позицию. Режиссер освещает события с разных сторон. Так мы видим сцену избиения невинного алжирского мальчика на стадионе после взрывов и через мгновение убийства мирных французов на улицах города. Людей поглотила эта война. Они забыли за что они борются. Ими овладело желание мстить, жажда крови. Этот порочный круг замыкается и зло порождает все большее зло.

Режиссер блестяще отражает всепоглощающий страх, царящий в городе. Французские офицеры, подвергающиеся нападениям, алжирцы, не чувствующие себя в безопасности даже под крышами собственных домов… все это зрителю помогает прочувствовать музыка гениального композитора Эннио Морриконе. Чувственные, трагичные сцены сопровождающиеся утонченными мелодиями которые сменяются тяжелыми маршами или просто барабанной дробью, напоминающей стук сердца загнанного зверя -обыкновенной алжирской женщины с ребенком, несущей бомбу во французский квартал. Музыка позволяет нам в полной мере прочувствовать весь ужас происходящего.

В заключение фильма французы, обезглавив Национальный фронт освобождения Алжира не добиваются полного успеха. Народ все равно продолжает борьбу. В 1962 году Алжир получает свободу.

Рекомендую досмотреть фильм до конца. Он заслуживает того чтобы Вы полностью погрузились его атмосферу.

19 апреля 2010

Революция неизбежна

Конец 50х годов двадцатого века ознаменовался борьбой за освобождения Алжира от французской доктрины. Чудовищная, кровавая драма, разыгравшаяся на африканском континенте стала темой для крайне претенциозного творения Джилло Понтикорво, ставшего визитной карточкой и главным достоянием в его кинобиографии.

Уверен, что Понтекорво сразу ставит главной задачей для своей команды стремление показать все без лишних послаблений как в одну, так и в другую сторону, заглянуть в самую глубь зарождения революции, понять и открыть зрителю реальную жизнь арабских районов, потрясения, испытываемые человеком, переворачивающие его представление, понимание жизни. Режиссер показывает по настоящему страшные вещи, творимые террористами и французскими силовыми структурами.

Взаимная антипатия арабов и алжирских французов раскрывается по ходу фильма в самых темных тонах — если первые построили для себя образ француза, как последнего мерзавца, опустившего страну в пучину грязи и разврата, невежества и нищеты, считают, что в глазах «другого» мира они — третьесортные люди, в чем есть своя правда — посмотрите на эпизоды со стариком во французском квартале и с мальчиком на ипподроме, то французы более чем уверены в своих прекрасных, миротворческих идеалах, видят в оккупации лишь огромное одолжение со стороны французского народа — вся алжирская шантрапа должна быть признательна им за возможность жить под звуки «Марсельезы». И какие страшные последствия от подобных взглядов — в такой атмосфере революция неизбежна и даже если это спасение для народа, то сколько всего им еще предстоит…

«Трудно начать революцию, ещё труднее её продолжить и самое трудное — победить в ней. И только когда мы победим и начнутся самые настоящие трудности…»

Режиссер не старается разделить фильм на добро и зло, он будто наблюдает за происходящим со стороны и демонстрирует нам увиденное. Как следствие — у меня не возникло четкой симпатии ни к восставшим, ни к подавляющим. В фильме нет выделенных главных героев: весьма расплывчатые, обобщенные образы фанатиков-радикалистов и их предводителей, противодействующая им французская армия со славным командиром-полковником, закадровый голос, сопровождающий нас на протяжении всего просмотра, как в военной хронике — в те неспокойные годы у режиссера был огромнейший простор в выборе войн за независимоть и я уверен, что созданная Понтекорво подобная структурированность подошла бы для любой из них.

Фоном для все более и более нарастающего напряжения, разворачивающейся борьбы, дерзких шагов алжирских радикалистов, в ответ на которые были вполне логичные, ограничивающие свободу жизни и существования шаги французской администрации, является потрясающий саундтрек — то пронизывающие сердце классические морриконовские зарисовки, то достойные лучших западных детективных лент динамичные треки, то так мною любимый искусный армейский барабанный бой и самое главное — как каждый раз правильно и к месту музыка ложится на происходящее — огромнейшая заслуга звукорежиссера.

Фильм будет актуальным пока из словарей современных языков не исчезнут такие понятия как нищета и несправеливость, насилие и террор, оккупация и экстремизм… к сожалению список можно продолжить не на одну страницу. И я действительно надеюсь, что наступит такое время, когда все «Битвы за Алжир» станут не более чем демонстрацией нашего печального прошлого и потрясающего творческого таланта создателей.

10 из 10

20 ноября 2008

Драма Битва за Алжир появился на телеэкранах в далеком 1966 году, его режиссером является Джилло Понтекорво. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Брахим Хаджадж, Жан Мартен, Язев Саади, Уго Палетти, Фусия Эль Кадер, Мохамед Бен Кассен, Мишель Керьаш, Франко Моричи, Томмазо Нери, Джин Уэссон, Rouïched.

На фильм потрачено свыше 800000.В то время как во всем мире собрано 822,941 доллар. Производство стран Италия и Алжир. Битва за Алжир — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2022 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.