Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8.2 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дети Дон Кихота |
год: | 1966 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Евгений Карелов |
сценарий: | Нина Фомина |
видеооператор: | Эмиль Гулидов |
композитор: | Георгий Фиртич |
художники: | Ирина Шретер, Валентин Перелётов |
монтаж: | Всеволод Массино |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 28 февраля 1966 г. |
на DVD: | 16 марта 2010 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 15 мин |
Фильм спокойный и позитивный. В нем много доброты, чистоты и человечности, и хочется подражать привлекательным качествам главного героя. У него много такта, выдержки и терпения. И хотя он работал на очень ответственной работе, сохранил детскую непосредственность. Он как взрослый ребенок – радовался простым вещам: у детей – самокату, в зоопарке - слону... Всем помогал, отличался человечностью и интеллигентностью. И очень любил свою работу и ответственно относился к своим пациенткам, как к детям. А еще он даже принимал участие в общественной жизни, читал лекции во дворе.
Просматривая этот фильм, мне вспомнился мудрый совет из Библии: «Отцы, не раздражайте детей ваших, чтобы они не унывали» (Колоссянам 3:21). Приятно смотреть, когда в семье такие теплые доверительные отношения! Что мать, что отец, были едины по духу, и проявляли настрой самопожертвования, ответственности к своей работе. Проблему каждого своего сына герой воспринимает как собственную. Воспитывает детей неравнодушными людьми и учит противостоять несправедливости, быть правдивыми. И, как отец, выделяет качественное время для каждого ребенка. Как гласит древняя мудрость: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится». Его наставления пошли детям на пользу.
Дети перенимают его доброжелательное, уважительное отношение друг к другу, не конфликтуют, даже не видно, кто из них старший, а кто младший. Они становятся похожими на отца. Особенно Юра, которого тянуло то в Африку освобождать бедных рабов, то защищать права льва... А средний сын в простодушном желании помочь, подарил девушке с веснушками крем, и впоследствии честно признал свою ошибку.
В целом фильм производит положительное впечатление. Очень трогательная концовка! Даже слезы наворачиваются на глазах! В наше время, когда мало хороших добрых фильмов, очень рекомендую к просмотру!
«-Мальчик Юра, Юра Бондаренко, тебя ждет папа у вольера со слоном!»
20 марта 2022
Врач-гинеколог Пётр Бондаренко зашивается не только на работе, но и дома. Трое сыновей, каждый из которых в кризисе — один в творческом, другой в жизненном, а третий — в подростковом. А тут ещё куча женщин в роддоме расстраивается по поводу рождения кто сыновей, кто дочерей… А кто и просто ребёнка.
Что-что, а жанр социалистической сказки в СССР освоили неплохо. Правда, к 60-м она обрела характер не столько социалистической, сколько гуманистической. Всё-таки Профессию и призвание дети выбирают интеллигентные, творческие, и всё у них как-то по особенному — не как у всех. Это вам не Свинарка и пастух, а ближе к старику Хоттабычу, который рванул творчески раскрываться в цирк…
Но, как ни крути, при всей милоте и обаянии Дети Дон Кихота остаются именно сказкой, которая лакирует и идеализирует человека. Плохо ли это? С точки зрения реализма — да. Вряд ли фильм вызовет у нового (молодого) зрителя прилив энтузиазма. Но зритель ещё советский воспримет фильм с улыбкой — потому как идеалы правильные (они хотя бы были) и хочется верить, что такие люди есть в принципе.
12 сентября 2021
Настоящий, советский кинематограф начал складываться в 1930-е годы, когда после комедии «Весёлые ребята» произошёл настоящий прорыв в жанре комедии в СССР. В 30-годы были и оборонные фильмы, в 40—50-е было малокартинье, и вот только в конце 50—60-х начали появляться по-настоящему культовые, монументальные фильмы. Данное предисловие я составил для того, чтобы вам стало более понятно, что именно несёт в себе советская комедия и лента «Дети Дон-Кихота» в частности.
Массовость советской комедии принесла лента Э. Рязанова «Карнавальная ночь». Драма/комедия «Дети Дон-Кихота» была не такой массовой, но всё-таки оставила свой след и в истории советского кино и всесоюзного проката (фильм вышел в конце зимы 1966 года).
Начну с сюжета — именно он здесь играет некую связующую роль между кинематографом 1960-х и советскими идеалами этого же периода. Ностальгическая простота идеалов этого времени отлично отражается и во взятой картине. Семья медиков с тремя сыновьями, такими разными, с разными принципами, идеалами, с разными характерами, но любовь родителей к ним из-за этой разницы нравов не становится меньше, кажется, что это на какое-то время даже тормошит спокойных и умеренных родителей, заставляя их задуматься, а кто их дети в обществе, какую нишу они занимают и занимают ли. Настоящая доброта родителей: врача-педиатра (А. Папанов) и его жены косметического хирурга (В. Орлова), кажется, играет ими как хочет, хотя здесь, кажется, больше «вина» героя Папанова. Если кратко, то сюжет завязан на жизни не только одного человека, а на жизни всей семьи, и у каждого эта жизнь насыщена донельзя.
И Вера Орлова и Анатолий Папанов и Владимир Коренев (последний сыграл Ихтиандра в «Человек-амфибии») отыгрывают прекрасно. Если обратиться к каждому актёру отдельно, то каждый из них по своему гениален, но данный фильм, безусловно, держится на игре Папанова и его драматизме: талант отыгрывать драматические роли у Папанова был гениальный, равно как и комедийные роли.
Говоря о монтаже и хронометраже, то здесь есть ряд вопросов, которые висят в воздухе. Первый из них — почему такой короткий фильм? Может, вырезали сцены, которые были неугодны режиссёру или как это часто тогда бывало, советскому партийному руководству. В вариант, что такой короткий хронометраж планировали изначально, не очень верится. К монтажу особо никаких претензий нет, он по своему примитивный и даже обыденный для советского кино 60-х.
Если вкратце, то фильм получился хороший, добрый, кто-то может сказать, что по-обычному примитивный, но я скажу так: комедия достаточно наивная, может даже в каких-то сценах клишированная, но такая по-душевному простая и тёплая, а конец приведёт зрителей в умиление и сентиментальность одновременно. Картина определённо заслуживает её просмотра и последующей высокой оценки.
9 из 10
28 сентября 2020
Это китч. Исключительно утонченный китч. Герои как будто вышли из какой-то рекламы. Смутный, но очень знакомый образ. Даже часть действия происходит в рекламном агентстве. Но при всей рафинированности, плакатности действия, местами проглядывает моральная неоднозначность главных героев («Юра, ты читал эту книгу без моего разрешения?!»). Рыдай Сергей Соловьёв со своими Ста днями после детства — тебе далеко до такого уровня. Сто пластов смысла, а за ними ещё сто. Каждый юноша — космонавт, каждая девушка — директор рекламного агентства, а в Америке в это время линчуют негров. Не знаю, может быть, лишь приблизительно, на тысячную долю процента, до этого фильма дотягивает сталинское малокартинье. Но все равно очень далеко. Сердце радуешься, когда встречаешь такой искрящийся шедевр. Умели все-таки снимать в Советском Союзе тонко. Выбросьте на помойку весь ваш артхаус. Зачем он нужен, если на свете существует Советское кино?
30 августа 2020
Что мы должны знать о мужском характере? Перечислять, из чего он формируется или состоит, пожалуй, бесполезно. Не только потому, что это чаще всего лишь стереотипы и шаблоны, но еще и потому, что ответ каждый раз разный, зависящий от конкретного мужчины. Не на каждого наденешь стереотип, но это не умаляет его мужественности.
В 1966 году режиссер Евгений Карелов рассказал удивительную историю о мужестве и мужественности, раскрыв тему с неожиданной стороны. Его картина «Дети Дон-Кихота» — это лиричное повествование о том, что значит быть отцом. В блестящем сценарии Нины Фоминой выстроен гармоничный ансамбль героев, идеально сочетаются ирония и лирика, пафос и простота. А режиссерское мастерство автора таких фильмов, как «Служили два товарища», «Семь стариков и одна девушка», «Два капитана» превратило эту историю в очень сокровенную картину: словно бы фильм снят именно для тебя и только тебе доверена какая-то очень светлая и обнадеживающая истина о мире.
История взаимоотношений отца (Анатолий Папанов) с тремя сыновьями — это история не только о том, что он умеет найти подход к каждому из них, жить их проблемами и научить решать их. Но, что еще важнее, хотя и спрятано в подтекст, это путь воспитания мужчины, формирования мужественности. И встретивший свою любовь Виктор, и стоящий на пороге профессионального самоопределения Дима, и сбегающий на борьбу с империализмом пионер Юра — каждый из них принимает от главного героя какой-то урок, необходимый ему именно сейчас и примиряющий его с тем, что кажется несправедливостью жизни. Именно такие вещи передаются по цепочке, которая называется «от отца к сыну». И даже самый младший в этой семье — новорожденный Алеша узнает что-то очень важное, может быть, именно ему отец раскрывает главный секрет мироздания: нет ничего сильнее доброты и ничего важнее любящего сердца. Мужественный — это тот, кто не боится их отдавать, не боится быть нежным, может быть даже слабым, но никогда не будет подлым, изворотливым, бесчестным.
При том удивительном слиянии актерского состава (Владимир Коренев, Лев Прыгунов, Андрей Бельянинов, Вера Орлова, Наталья Фатеева, Наталья Седых, Николай Парфенов) в какой-то неповторимый оркестр характеров и образов, «Дети Дон-Кихота» стал бенефисом Анатолия Дмитриевича Папанова — великого артиста советского театра и кино. Человека сложной судьбы, и артиста уникального дарования. Лишь со свойственной ему мягкостью можно было исполнить роль доктора Бондаренко так, чтобы зрителю он ни разу не показался ни жалким, ни смешным. Веришь ведь не только словам, которые он говорит, но и тому, как он их говорит — своим узнаваемым тембром, чуть низковатым голосом. Веришь его взгляду — открытому, как будто бы немного смущенному. Веришь даже в его сутулость. И так в каждой роли, однако здесь, в этом фильме, есть иллюзия, что артист и его герой сливаются, и это создает какое-то особое притяжение, все то же ощущение сокровенности.
«Дети Дон-Кихота» — картина, не отмеченная какими-то громкими наградами, не овеянная легендами и воспоминаниями, может быть, именно поэтому ей удается уже 50 лет (28 февраля юбилей выхода фильма на экраны) оставаться свежей и важной для зрителя. Ей удается рассказать нам что-то такое о мире, что жизнь вновь влюбляет в себя, обещая быть прекрасной и окружать тебя удивительными людьми.
22 февраля 2016
На первый взгляд, казалось бы мало чем примечательное кино. Но зачастую только при написании рецензии открываешь для себя много нового в том, что совсем недавно увидел. Вот и в этой маленькой по хронометражу картине, длинною чуть больше одного часа, показано слишком много удивительных кадров и событий, после которых воспринимаешь данную картину словно «маленькую сказку», пролетающую буквально в миг.
И даже не смотря на то что в фильме присутствуют сцены которые, грубо говоря можно посчитать надуманными, картина все равно во многом удивляет, и отнюдь не только лишь игрой великолепного актера Анатолия Папанова, своеобразному амплуа и эталону шедевриальной актерской игры, которому практически нет равных в исполнении данной роли.
Прежде всего, это крайне нетипичное социальное кино для того времени, сопровождающееся при просмотре довольно смелыми кадрами и уверенной операторской работой. Сцены в роддоме и в кругу семьи врача-акушера Петра Бондаренко, сняты безупречно с этической точки зрения, и не вызывают отторжения даже если персонаж фильма в чем то не прав или его роль отрицательная.
Наполненный душевными переживаниями той поры, и обширным кругом человеческих характеров фильм, напрямую соответствует этапу советского лирического кино того времени, когда «хрущёвская оттепель» уже подходила к своему окончанию и перерождалась в свою новую форму и грань, нацеленную на более обширный круг зрительской аудитории.
И безусловно нельзя обойти стороной первую действительно значимую роль Анатолию Папанова в кино, который благодаря ней стал восприниматься зрителями более открыто и близко, так же как например Евгений Павлович Леонов. Простодушный, сдержанный и заботливый персонаж Папанова вовсе не кажется каким-то образом «идеального советского сверхчеловека», а наоборот говорит о его скромности и малочисленности подобных людей, которые будут готовы на такие серьезные поступки.
7,5 из 10
3 января 2015
Я очень люблю этот фильм и подписываюсь под всеми восторженными отзывами оставленными ниже. Люблю за его доброту, простоту, бескорыстность…
Гениально, с точки зрения этики, сняты эпизоды с матерью бросившей ребенка. Бросать детей конечно, последнее дело, но причины могут быть очень веские, зрителю остается лишь гадать в чем дело. Оператор показывает эту женщину только со спины, ни разу не засветив лицо. Второго настолько деликатного осуждения дурного поступка, даже не припомню в истории кино.
Наравне с финальным диалогом главврача с медсестрой запомнился монолог будущего педагога в первой части фильма «Я не помню имени своей первой учительницы…» Оказывается, бывает и такое. Хорошо, хоть с остальными учителями парню повезло настолько, что он решил продолжить их путь.
Собственно, единственный минус — это работа гримера и костюмера с образом Натальи Фатеевой. Превратить эту красивую молодую женщину в унылую тетку предпенсионного возраста в дурацком парике. И зритель должен поверить, что в такое чучело влюбился юный художник. Хоть роль у нее и второго плана, но все же…
9 из 10
15 февраля 2014
В своём репертуаре напишу, что фильм великолепный. Много комичных моментов и грустные тоже есть. Покорили своей игрой все актёры. Напишу только о трёх запомнившихся эпизодах, иначе неинтересно будет смотреть.
Младший, рыженький сын Юрка — бойкий, шустрый, умный, проницательный не по годам. Его постоянно тянуло на приключения, уехать в Африку и навести там порядок, «дать свободу неграм».
Однажды, посмотрев с товарищем короткометражный журнал в кинотеатре, так ответил на слова товарища:
- Юрка, пойдём домой.
- Да, что ты. Там негров угнетают, а ты домой…
Девушка в веснушках (Наталья Седых, Настенька из сказки «Морозко») очаровательная, с неповторимым голоском, как звенящий ручеёк, так мила и непосредственна в своих суждениях:
- Раз, два, три… Веснушки, действительно, есть.
- Уже 25, а весна только начинается.
Наконец, глава семейства, занятой человек, но находящий время уделить внимание каждому из сыновей. Рассмешила эта фраза:
- Дети, после злополучного вторника, я всерьёз хочу заняться вашим воспитанием. Я поведу вас сегодня… в зоопарк!
А. Папанов каков! Доброта, интеллигентность, чистота, порядочность, уважительное отношения к людям, к своим детям. У меня дочь недавно писала сочинение на тему «Что такое интеллигентность и кто является для вас таким примером?» Думали долго (оказывается таких людей единицы!), зря не получилось посмотреть этот фильм раньше. Пётр Бондаренко — герой А. Папанова именно такой. Концовка тронула до слёз. Увидев глаза, когда он в маске. Глаза «говорили»…
10 из 10
4 ноября 2010
Восторг! Вот моя реакция от одного упоминания об этом фильме.
Я посмотрела его впервые в детстве, еще в школу не ходила, но до повторного просмотра через 20 лет была убеждена, что фильм «Дети Дон Кихота» лучше всех, и это действительно так. Этот фильм для души, снятый с любовью и добротой.
Прекрасный пример для подражания не только для отцов, но и для всех вокруг. Фильм учит любить, понимать. Хочется верить, что в нашем мире есть такие родители.
10 из 10
6 мая 2010
Прекрасно когда у фильма есть душа. Когда фильм наполнен чувствами Человека. Когда в каждом кадре переливается кадрами любовь. Чудесно видеть пример жизни без подвигов для всех, а лишь с подвигами для себя. Для своей чести и совести.
Люблю фильмы которые заставляют думать, люблю фильмы которые заставляют чувствовать, приятно осознавать что каждый из нас может быть лучше. Приятно верить в Человека, верить в то что мы не такие как были в средние века или во времена инквизиции. Верить что у нас есть будущее. Верить что все идет к лучшему. Надеяться на людей слова. Верить в человека как не простой набор запрограммированных черт характера, а в человека как симфонию вселенной, размеренную и тихую, взрывающуюся в своей нутри силой духа и переливами красок добра.
Прекрасно что у Нас были когда-то такие фильмы. Фильмы про Людей, а не машин у которых набор функций и реакций можно пересчитать на пальцах рук. Хочется верить что наш кинематограф опять начнет снимать фильмы духа, а не штамповать массовый мусор, который годиться лишь для того чтобы разрушать себя сидя на кресле перед диваном и тупо жевать уставившись в экран.
Хочется надеяться что режиссеры заработав денег, захотят снимать что-то для души, для души тонкой и лиричной, сильной и всепрощающей, для души широкой, как Черное море и украинская степь, бесконечной, как сибирская тайга и красивой, как Карпатские горы. Для души славян — украинцев и россиян, белорусов и поляков. А пока что приходится наслаждаться шедеврами старых мастеров, и игрой глаз Папанова, которые способны возвысить зрителя до уровня участника и надломить лед сердец.
Спасибо советскому кинематографу за то что есть такие фильмы.
18 ноября 2009
Этот фильм посмотрела, первый раз, лет пять назад. И с той поры, стараюсь всегда выловить его показ по телевизору. Потому что это доброе, светлое кино про настоящего Доктора, про настоящего Папу и про настоящего Человека. Как там хорош, Великолепен, достоин Папанов. Браво! Каждый раз, я смеюсь и плачу вместе с героями. Каждый раз, замираю, когда слушаю финальный диалог Папанова и старшей медсестры.
В принципе, у меня много любимых фильмов советской эпохи, но этот самый-самый. А ещё, сейчас поняла, что в нём хорошо и то, что в фильме папа-Дон-Кихо не морализаторствует, а просто служит примером для собственных детей и для зрителей, честности, настоящей порядочности и доброты. Я бы сказала, что для меня это образец Отца. Ну и забавно видеть чудо-девушку из сказки Морозко.
10 из 10
4 июля 2009
Знаете, говорят порой про «ценности на все времена»! Вот уж действительно, сколько всего мерзкого про советскую эпоху сказано, снято, написано — есть такое дело, спорить не буду, даже наоборот. Но! Как всё-таки здорово, что в этой атмосфере рождались такие замечательные фильмы. Минимум идеологии и максисмум добра, любви, всего, что принято называть «правильным». И вот ведь парадокс: эти положительные моменты заглушают всё остальное, что есть негативное. На минуту, на час — не важно.
Идет фильм, и хочется жить в описываемое время, делить с этими героями их счастье и/или горе. Потому что оно чистое, без примеси той скверны, коей так много на экранах теперь. И не только на экранах, а и (еще больше даже) в жизни. И это не может не угнетать. Потому, наверное, так и ценится по сей день старое доброе советское кино. И будет цениться (уж позвольте заречься)! Мной, во всяком случае. И этот фильм — прекрасный образец. Отличный пример. Замечательные актеры, как сыграно! Веришь без остатка! Уважаю. Люблю, чего там. Браво!
10 из 10
8 июля 2007