Человек, который коротко стригся
De man die zijn haar kort liet knippen
6.8
6.7
1966, драма
Бельгия, 1 ч 34 мин
В ролях: Сенне Руффар, Беата Тышкевич, Гектор Камерлинк, Хильде Юиттерлинден, Хильда Ван Руз
и другие
Школьный учитель Миревельд влюблен в свою ученицу. Не имея смелости признаться в своих чувствах, он пытается убежать от прошлого, переезжая в другой дом и меняя работу. Став клерком в суде, он однажды отправляется с коллегой-патологоанатомом на вскрытие в северную деревушку, где вскоре прошлое настигает его и сводит с ума.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Человек, который коротко стригся

английское название:

De man die zijn haar kort liet knippen

год: 1966
страна:
Бельгия
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: ,
видеооператоры: Гислен Клоке, Roland Delcour
композитор:
художник: Жан-Клод Маес
монтаж: ,
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 5 сентября 1966 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 34 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Видео к фильму «Человек, который коротко стригся», 1966

Видео: Фрагмент (Человек, который коротко стригся, 1966) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Отзывы критиков о фильме «Человек, который коротко стригся», 1966

Магический реализм Андре Дельво (часть 1)

«Магический реализм» широко известен прежде всего, как направление в литературе, однако, и в кино есть некоторые режиссеры, которых можно отнести к нему. Один из самых ярких представителей «магического реализма» в кино – Андре Дельво, классик бельгийского кинематографа, снявший чрезвычайно мало (всего семь полнометражных картин), однако, все они заслуживают внимания синефилов, ищущих в кино что-нибудь необычное. Хотя трудно не признать, что дебют Дельво в полном метре, фильм «Человек, который коротко стригся», не совсем удался. История влюбленности немолодого преподавателя (исполнитель роли очень напоминает Олега Борисова) в свою ученицу рассказана так, что баланс реализма и магии все же нарушается в пользу реализма. История довольно безыскусна: по сути дела, мы имеем лишь два сюжетных поворота, однако, уже здесь есть то, что отличает зрелые работы Дельво – феминолатрия, влюбленность обычного героя, обычного мужчины в женственность как таковую, влюбленность, которая по меркам разума неотличима от безумия.

Нет ничего удивительного, что на главную женскую роль была приглашена Беата Тышкевич – звезда польского авторского кино и одна из красивейших женщин мира. Именно эффект нездешней, божественной красоты и был нужен Дельво для того, чтобы языком кино рассказать о мужской влюбленности в идеал, впервые поведанный нам еще Данте. Однако, Беатриче из Фран (так зовут героиню Тышкевич) так и не получается: она сама разрушает божественные чары своей красоты рассказом о своей земной жизни, вынуждая героя на опрометчивый поступок. Блуждания главного героя в одиночестве и его внутренний монолог, обращенный в основном к Фран, занимает почти все экранное время, он ведет себя сомнамбулически, будучи полностью погруженным в свое чувство.

«Человека, который коротко стригся» нельзя назвать сложным фильмом, хотя диалоги и иногда монологи порой очень необычны, также обстоит дело и с символикой картины, порой ныряющей во фрейдизм (чего стоят две симметрично расположенные чернильницы, напоминающие женскую грудь). Дельво не стремится здесь перегрузить фильм образами, но уже прицеливается на такое кино, которое сразу и не поймешь, он хочет от кино загадочности, многовекторности интерпретаций и гипервизуальности, создавая своими картинами единый текст. Тема феминолатрии – центральная в кинематографе Дельво, что заметно даже по не самым его лучшим лентам («Красивица», «Бенвенута»), не говоря уже о шедеврах («Однажды вечером в поезде», «Свидание в Брэ»).

Дебют Дельво в полнометражном кино дает понять, что для этого режиссера самое главное – тайна, загадка, а не ясность авторского послания. Реалистическое повествование в фильмах Дельво пульсирует загадкой, непрозрачностью для интерпретаций, символическим подтекстом, той самой магией, которая отличает тексты Борхеса, Кортасара и Маркеса. В то же время добиться от киноизображения завораживающего эффекта не так легко, в этом отношении «Человек, который коротко стригся» - лишь подготовка, предварительный этап для будущих свершений Дельво. Здесь слишком много названо, обозначено чисто реалистически, и собственно магическое впечатление производит лишь красота Беаты Тышкевич, здесь именно она – загадка, все остальное понятно и реалистично.

Приглашая в свое кино самых красивых актрис своего времени (Беату Тышкевич, Анук Эме, Анну Карина), Дельво удалось связать тайну своего кинематографа именно с загадкой женской красоты, ставшей у него проблемой Красоты вообще, с большой буквы. Стоит ли утверждать чисто по-феминистки, что это сексистский взгляд, взгляд на женщину как на добычу, едва ли. Ведь собственно токсично маскулинных мужчин среди героев Дельво нет, все его мужчины глубоко интеллигентны, стеснительны, интровертны, потому-то их встреча с Красотой и оборачивается для них часто драматическим, если не трагическим финалом. По сути дела это все та же встреча с воплощенным Идеалом, что у Томаса Манна и Лукино Висконти в «Смерти в Венеции», что у Дзурлини в «Первой ночи покоя» (с последним фильмом «Человек, который коротко стригся» также пересекается темой саморазоблачения красоты, причиняющей герою чудовищную боль).

4 июня 2022

Человек, который коротко стригся

Ты была слишком красива для меня

Изучая портрет главного героя, как не порассуждать о тщетности бытия. Его сомнения и переживания оказываются в равной степени как глубоки (в части внутреннего напряжения), так и поверхностны (в части объективной). Выходит некий собирательный образ рафинированного интеллигента: суетливый, замкнутый, вежливый, немногословный. Он — большая загадка, кажется даже для самого себя. Его постижение мира проходит сквозь мещанские интерьеры. Все эти обои с крупными кругами, торшеры, комоды и диваны — они так точно выражают парадигму из которой наш герой не может вырваться. И, похоже, именно эта его проблема и является основной. А все прогулки с патологоанатомом, беседа с девушкой — сугубо второстепенные вещи. Что хорошо, так это то с какой точностью Дельво описал этого человека. Мало того, что он выглядит реальным, подчас кажется, что он до сих пор суетливо ходит по этим странным комнатам.

Красивый, элегантный и изысканный фильм. Но он будто слишком слился со своим героем — совсем не интересен, не привлекателен и скучен. Портрет расписан превосходно, но рамки картины гораздо шире. И поверьте, даже яркий финальный твист с игрой психики и криминальными нотками не может изменить тут ничего. Тот случай, когда все сделано на уровне, но в целом скорее разочаровывает, лишь намекая на нечто вдохновенно мощное.

Страдание, страх, ошибки безнадежного человека были забыты

4 из 10

3 марта 2019

Что было раньше — душа или аппендикс?

Учитель Говерт Миревельд лениво встречает бельгийские лысеющие будни с завышенной талией середины 60-х: супруга всегда вовремя принесет отутюженный костюм, а дочь проведет отведенные семейному общению минуты, чинно чаевничая с папой и посасывая рафинад. Однако под тщательно обстриженной черепной коробкой скрывается самая стохастически рядовая одержимость для мужчины — девушка помоложе. Выпускной разлучает Говерта с объектом страсти, ведь чудеса платонической телепатии в исполнении героя не возымели успеха и не заставили первую красавицу школы Фран обратить внимание на неловкого человечка средней руки. В стремлении сменить обстановку Говерт жонглирует местами работы, пока судьба не заносит его, уже порядком потрепанного, куда-то на север страны в неожиданном качестве — ассистента на аутопсии. Череда неотвратимых случайностей заставляет его остаться в городке, где он вновь встречает роковую, отсофистикейченную ныне любовь, а дальнейшее развитие событий позволит, помимо упоминания всуе Польти и безумия, понять, из какой пены вышел Юрьев день в России-2008.

«Человек, который коротко стригся» предстает единством трех центричностей: сюжетной, визуальной и музыкальной. Так, череда скучных дней героя облекается в форму подчеркнуто механистического монтажа, скрупулезно фиксирующего рутину примитивных действий крупными планами. Отупляющий семейный быт выражается в обсессивно-компульсивном выравнивании домашних безделушек по ранжиру, фокусировании на подгнивающих бананах и регулярной, чересчур тщательной стрижке. Смена неспешного хода съемок произойдет вообще лишь единожды, во время узловой сцены в гостинице, точке, в которой надежды героя тангируются в крутое пике, иллюстрируя немой вопль отчаянного непонимания Говерта, не верящего своим ушам и франовому рту. Камера движется на всем протяжении признания Фран из стороны в сторону, как гипнотический маятник, заставляя зрителя наравне с Миревельдом остервенело отрицать гипотетическую возможность сказанного героиней и погружаться в лунатический транс вслед за несчастным безумцем. Негативная диалектика ключевого эпизода строится на двух рассогласованных монологах, но никак не на диалоге, подчеркивая тем самым отчуждение между героями, а не близость, духовную или физическую, так желаемую Говертом. Отчуждение же происходит из самоотчуждения, неприятия себя в этой истории как мужчиной, так и женщиной, которое, если верить Адорно того же 1966 года, извечно.

Дельво условно размежевывает картину на две части не только при помощи операторской работы, композиционное противопоставление разума и помешательства превращается у него в музыкальные этюды. Беззаботные мелодии праздника взросления аккомпанируют семенящей несуразной походке учителя, ищущего взаимности, но не находящего в себе смелости признаться любимой в своих чувствах, а Фран, эдакий бергшрунд в заледеневшем однообразии, добивает, сама того не ведая, находящегося в смятении Говерта исполнением песен о настоящей жизни где-то, но не здесь. Смена ритмсекций на тревожный грув происходит уже по дороге на Север в машине с паталогоанатомами, когда поставлен знак равенства между принадлежностями цирюльника и зловещими инструментами прямиком из прозекторской. Так брошен первый камень, разбивающий безмятежную поверхность психики Говерта, второй — присутствие на вскрытии, оно в свою очередь раскрывает одну из важных тем в творчестве режиссера — смерть. Компаньоны Говерта по путешествию цинично расправляются с тем, что когда-то было человеком, считая труп всего лишь набором дурно пахнущей плоти, суставов разной степени гибкости, сломанных и сросшихся костей. Но не только у умерших отсутствует душа, живые так же в состоянии потерять ее, и произойти это может совсем не в ходе удаления аппендицита. Для Говерта такими мешками с мясом представляются «падшие» девушки. Те, кто стали женщинами слишком рано по своей воле и не стыдятся этого. Те, кто понимают, их товар не долго будет на рынке ликвидным, поэтому стараются получить от жизни за время, отпущенное красоте, как можно больше.

Превращение иллюзий героя в грязные лохмотья определяет особистий подход Дельво к сюрреализму. В «Человеке…» не сталкиваются сон и явь, а герой не страдает от неумения вырваться из ночных кошмаров. Здесь сюрреализм превращается в субъективизм, где мир Миревельда существует отдельно от объективной реальности. Для героя именно сознание определяет бытие, отчего повествование по большей части ведется в форме внутреннего монолога, а конфликт начинается со вторжения действительности в эскапическую модель, а не наоборот. Магический реализм, искусство ради искусства, стык двух культур — многое можно сказать о творчестве бельгийца. Все потому, что Андре Дельво — из тех режиссеров, которые уже своей дебютной работой делают мощное, во весь постановочный голос, заявление о наличии вполне сформировавшегося творческого метода. Выпуская первую полнометражную картину в 40 лет, выходя из среды тех самых синематиков, долгое время занимаясь ведением киноклуба короткометражек, Дельво в принципе и не оставлял картине никакой другой возможности, кроме как вдумчивого личного высказывания о Личности, о преследующих человека искушениях и тонкой, практически невидимой грани между наивной жизнью и бесстыдной смертью, холодным рассудком и горячкой сумасшествия, целомудренной невинностью и продажным влагалищем.

1 марта 2014

Драма Человек, который коротко стригся появился на телеэкранах в далеком 1966 году, его режиссером является Андре Дельво. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Сенне Руффар, Беата Тышкевич, Гектор Камерлинк, Хильде Юиттерлинден, Хильда Ван Руз, Франсуа Букелаэрс, Paul S'Jongers, Люк Филипс, Франсуа Бернард, Maurits Goossens, Ивонн Лекс, Аннемари Ван Дайк, Арлетт Эммери, Vic Moeremans, Дора ван дер Грун.

Страна производства - Бельгия. Человек, который коротко стригся — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.