Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Вампир из Дюссельдорфа |
английское название: |
Le vampire de Düsseldorf |
год: | 1965 |
страны: |
Испания,
Италия,
Франция
|
режиссер: | Робер Оссейн |
сценаристы: | Робер Оссейн, Жорж Табе, Андре Табе, Клод Десайи |
продюсеры: | Жорж де Борегар, Бенито Перохо |
видеооператор: | Ален Левент |
композитор: | Андре Оссейн |
художники: | Франсуа де Ламот, Пьер Гюффруа |
монтаж: | Мари-Софи Дюбю |
жанры: | триллер, приключения, криминал, биография |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 апреля 1965 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 29 мин |
1930 год. Германия, ещё совсем недавно потерпевшая поражение, едва оправилась после 1918 года. В период формального правления рейхспрезидента — фельдмаршала Гинденбурга робкие правительства, сменяющие одно другое, тщетно пытались усмирить анархические силы, разваливающие Веймарскую республику.
Долговые выплаты, которые увеличивались по условиям Версальского договора, расстроенность финансовой системы, вели к значительной девальвации которая достигла такого уровня, что кусок хлеба стоил несколько тысяч марок. Тем временем на политическую сцену появляется партия националистов, которые поставили ценности немецкой расы превыше всего, а коммунисты и евреи были объявлены заразой, которая препятствует чистоте нации и выздоровлению Германии. Мировой кризис 1929 года вызывал массовые беспорядки в стране. Число безработных достигало сотен тысяч человек. Простой народ, предоставленный сам себе, обнищавший, осознающий неизбежность краха прежней системы, был озабочен лишь поисками пищи и работы.
Во всей этой тяжелой и отчаянной атмосфере хаоса на улицах города Дюссельдорфа начинают происходить жестокие серийные убийства женщин и детей. Газетные заголовки нарекают убийцу «Дюссельдорфским душителем» или вампиром.
Оссейн изображает расчетливого, хладнокровного, слегка робкого, не лишенного обаяния, убийцу постоянно выжидающего — его взгляд ищет, оценивает, жаждет, охотится. Но в то же время сложно поверить, что этот человек способен на жестокое, кровавое убийство с изнасилованием. Думаю у Оссейна есть порок самолюбования на экране — и это не пошло на пользу. Если сравнивать с «М» Фрица Ланга, то отчаянной маниакальности Лорре там действительно веришь, страх и помешательство в его глазах в финальной сцене — убеждает в этом полностью. Оссейн же в роли маньяка получился каким-то каменным и излишне задумчивым.
Камера постоянно находится в движении и всегда как бы наблюдает из-за угла за рабочими на станции, за штурмовиками сжигающими книги прямо на улице, за взглядом случайного прохожего; и в страхе отдаляется от убийцы, неожиданно сбившего с ног свою жертву, хладнокровно добивающего её голыми руками. Все убийства показаны издалека, будто бы сняты на современные аналоговые камеры видеонаблюдения, что несколько добавляет реализма.
Бросается в глаза стремление Оссейна именно к исторической достоверности и созданию атмосферы начала 30-х годов XX века. И это ему действительно удается — использование документальной хроники в начале фильме, частое изображение рабочих, штурмовиков, полицейских обысков, даже такие детали как пропагандистские плакаты на стенах зданий, и книга «Mein Kampf» в которую убийца вкладывает записку.
Не смотря на плюсы картины, думаю главная задача осталась невыполненной — раскрытие образа убийцы — его мотивов, побуждений, внутреннего мира, психологии. Есть чёткая и цельная атмосфера, но нет драмы, нет исследования. Режиссер так и не показал зрителю — для чего же был снят фильм, о чем эта история. Герой Оссейна к концу фильма так ни к чему и не приходит — он просто совершает очередную расправу и диктор за кадром сообщает нам сводку о его поимке и дате казни.
Я считаю, что Оссейну стоило в этот раз обратиться к другому сюжету и возможно к иному жанру — тогда мы бы получили нечто более интересное. «Вампир из Дюссельдорфа» — стал просто примечательной, немногословной выдержкой из городской истории.
5,5 из 10
5 августа 2015