Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Самурай-убийца |
английское название: |
Samurai |
год: | 1965 |
страна: |
Япония
|
режиссер: | Кихати Окамото |
сценаристы: | Синобу Хасимото, Дзиромаса Гундзи |
продюсеры: | Масао Сузуки, Роберт Дж. Вудхед, Томоюки Танака |
видеооператор: | Хироси Мураи |
композитор: | Масару Сато |
художник: | Ивао Акунэ |
монтаж: | Ёситами Куроива |
жанры: | боевик, драма, приключения, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 3 января 1965 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 2 ч 2 мин |
Как известно, в 1192 году император провозгласил Ёритомо, главу клана Минамото, сёгуном. Именно он одержал победу в войне феодальных группировок и уничтожил конкурента, могущественный род Тайра. После этого, до 1868 года страну сотрясали сначала ожесточённые междоусобные войны даймё(крупных феодалов) — «эпоха воюющих провинций», а затем, диктатура Токугавы, или период Эдо (1603—1868). Таким образом понятию — Сёгунат (военное правительство) в истории страны Восходящего Солнца отведено без малого 700 лет. Но, нет, как говорится, в этом мире ничего вечного. И вот подобно изношенному кафтану, старый порядок трещит по швам.
Фильм «Самурай-убийца»(1965) окунает зрителя в то смутное время, когда «падающее из рук знамя» готова подхватить клика, стремящаяся к переменам, реставрации императорской власти. Закат доминирования самураев перед нами. Мы в центре заговора. Клан Мито прорабатывает план физического устранения наиболее знаковой фигуры в лагере противника, лидера — Ии Наоскэ.
Японские заговорщики, всё равно, что русские декабристы из 1825 года — перемен, перемен, хотим перемен! Вот только «рожи» у этих аристократов не идут ни в какое сравнение с благородными ликами отечественных дворян-гвардейцев. Ах, как одухотворены и величественны были у Владимира Мотыля в «Звезде пленительного счастья»(1975) князь Сергей Петрович Трубецкой — Алексей Баталов, князь Сергей Григорьевич Волконский — Олег Стриженов, Павел Иванович Пестель — Александр Пороховщиков, Кондратий Фёдорович Рылеев — Олег Янковский, кавалергард Иван Александрович Анненков — Игорь Костолевский… А тут? А сейчас? Воровской шалман в сборе — гораздо лучше. Один Тосиро Мифунэ, он же Нииро Тсуручия внешне, чего только стоит. А жильё этого воина? Так сказать, родовое поместье. Резиденция. На что похоже? На домик Тыквы из советского рисованного мультипликационного фильма « Чиполлино»(1961)? Пожалуй. Впрочем, оправдания у «главной скрипки» этого оркестра имеются. Он незаконнорождённый отпрыск. Вне брака зачатый. Не знающий собственного отца ни в двадцать, ни в тридцать лет, ни позже. Бастард? Байстрюк? Ублюдок? О-хо-хо-хо-хо…. Мало того, воспитанный в провинции, в семью лекаря, помещённый с детских лет и вместе с тем, получивший хорошее воинское образование как самурай в годы совершеннолетия. Он на распутье. Что делать дальше? К кому примкнуть? Как жить?
Драматургия данной картины искусно замешана на проблемах личности с вплетением частного в общественные преобразования второй половины ХIХ века. Воин-одиночка, самурай без стабильного дохода вынужден искать применение своим навыкам. Вот уж поистине — куда ведёт меня мой жалкий жребий? Образ Тосиро Мифунэ едва ли не аллегорическая форма народных масс стоящих на исторической развилке дорог. Пора, пора менять жизнь к лучшему. Но как? В самом названии картины — «Самурай-убийца» заложен ответ. «Убийца» — всего отжившего, старого, вчерашнего.
Именно так и следует рассматривать трагический финал этой ленты. Модернизация назрела. Сила победила силу. Вчерашнее обречено. И голову надлежит отсечь «ветхому миру». Хотя и «родному», хотя и кровному. Что ж, доступно, более чем понятно. И не считайте «боёвку» фехтовальной рубки только знамением данной киноистории. Всё гораздо глубже.
8 из 10
9 марта 2021
Прошла неделя с момента просмотра, уже не помню в деталях тех эмоциях, что испытал по окончании фильма, а раз не помню, значит фильм особо ничем не отличился.
Сюжет схож с фильмом «Хитокири». Мастерски владеющий мечом и дикий нравом бродяга Нииро Тсуручия, заглушающий все проблемы немереным количеством алкоголя, становится цепным псом революционной группировки, желая получить титул самурая. Как и всегда, великий Тосиро Мифунэ, сыгравший роль Нииро, был на высоте, ещё порадовало заключительное сражение у дома сёгуна во время снегопада. Но, к сожалению, что называется, изюма в фильме нет, фильм «Хитокири» мне понравился больше.
7 из 10
27 февраля 2009