Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Пески Калахари |
английское название: |
Sands of the Kalahari |
год: | 1965 |
страны: |
Великобритания,
США
|
слоган: | «It's killed or be killed in the Sands of the Kalahari» |
режиссер: | Сай Эндфилд |
сценаристы: | Сай Эндфилд, Уильям Малвихилл |
продюсеры: | Стенли Бейкер, Сай Эндфилд, Роберт Портер, Джозеф Э. Ливайн |
видеооператор: | Эрвин Хиллер |
художники: | Симус Флэннери, Джордж Провис |
монтаж: | Джон Джимпсон |
жанры: | драма, приключения, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 24 ноября 1965 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 59 мин |
До «Песков Калахари» Сай Эндфилд уже успел поработать в жанре приключенческого кино с «акцентом на пустыню»: «Остров приключений» (1961) и «Зулусы» (1964). Но «Sands of the Kalahari» весьма своеобразен, потому что в его основе — роман Уильяма Малвихилла «Пески Калахари», основные события которого происходят на территории Намибии, в пустыне, куда редко ступала нога человека. По ходу повествования автор романа сводит своих героев с местными жителями, рассказывает о борьбе, быте и нравах свободолюбивых народов Африки.
Сай Эндфилд, собственноручно написавший сценарии ко многим своим фильмам, из романа взял главную сюжетную линию о крушении самолёта в месте, о котором Малвихилл писал так: »… От границ Анголы на юг до Оранжевой реки в океан не впадает ни одного регулярного водного потока; пляж распространяется на сотни миль в глубь суши; здесь почти не бывает дождей. Это — пустыня Намиб. То тут, то там возвышаются холмы и безымянные чёрные горы, простираются обширные иссушённые и безлюдные саванны. Дальше её сменяет ещё одна пустыня — Калахари — «Громадная Страна Жажды»…»
В результате крушения гибнет Детьенс (Бэрри Лоу), их остаётся шестеро: пятеро мужчин и одна женщина. И — ПУСТЫНЯ, превосходящая по площади штат Техас. Фильмы о выживании человека в экстремальных условиях интересны сами по себе. Здесь же к обычному интересу добавляется своеобразная «выборочная интерпретация» страниц романа, сделанная режиссёром-сценаристом. Получилось интересно, увлекательно, захватывающе, хотя местами и спорно для тех, кто читал первоисточник. Для тех же кто книгу не читал, происходящее на экране как бы делится на две части и совсем не по времени крушения, а по тому, как ведут себя главные герои, когда им удаётся добраться до чёрных скал, и угроза неминуемой гибели временно отступила.
На фоне красивейших пейзажей и удивительного животного мира пустыни происходит неожиданное разделение ещё недавно сплочённой общим несчастьем группы. Ловишь себя на мысли, что смотришь очень редкое кино в котором, люди СООБЩА пытаются преодолеть внешние трудности, а не занимаются внутренней грызнёй, характеризующейся весьма печальным афоризмом: «Самый страшный враг человека — это он сам…» Иллюзия исчезает после неожиданного и ничем не мотивированного (разве что мимолётный взгляд перед стартом?) поступка пилота Стюрдеванта (Найджел Девенпорт) («рыжеволосый, высокий мускулистый человек лет сорока, с энергичным волевым лицом, бывший летчик-истребитель, родом из Южной Африки») в отношении единственной женщины — Грэйс Манктон (Сюзанна Йорк).
А дальше всё развивается точно по «закону джунглей» — выживает сильнейший, или, как в данном случае, — тот, у кого оружие. Фильм длится почти 2 час, но при этом совсем не выглядит затянутым по причине множества событий, которые постоянно удерживают зрителя в напряжении, заставляя гадать, что же произойдёт в следующую секунду. Из 6-ти главных персонажей я бы не рискнул выделить кого-либо одного. И вовсе не по доминирующему принципу: «Я здесь главный!», а потому что каждый персонаж — по своему интересен и даже уникален.
Например, самый старший — Гриммельман (Гарри Эндрюс) «годившийся каждому из них в отцы». Или Майк Бэйн (Стенли Бейкер) «слаб и мягок, в его движениях и словах ощущалась какая-то вялость, а на лице лежала печать глубокого безразличия». Или О`Брайен (Стюарт Уитман) «крупный, статный, красивый мужчина». Вместо книжного Джеферсона Смита («высокого роста американский негр, ассистент профессора, занимавшийся какими-то исследованиями в Африке») Сай Эндфилд, как сценарист, ввёл доктора Бондрачая (Теодор Бикел) — тоже по-своему приятного и харизматичного персонажа, озабоченного судьбой других гораздо больше, нежели своей собственной. В итоге получилось очень качественное кино, которое надолго запомнится именно по причине того, что происходящее в нём вовсе не надумано, а может произойти с каждым. И над этим стоит подумать, как и над финалом, который несколько разнится с первоисточником.
»… Тогда О`Брайен бросился на них, размахивая сверкающим ключом. Он налетел прямо на крупного самца, стоящего на его пути, и снова яростно заревел. Побеждённые и объятые ужасом животные обратились в паническое бегство. О`Брайен стоял, освещённый яркими лучами солнца, тяжело дыша. Под медной от загара покрытой потом кожей шевелились мускулы. Охотник расхохотался. Он шел вдоль гребня хребта, а эхо по всему каньону, раскинувшемуся под его ногами, разносило звуки смеха и возвращало их назад — глубокие, дикие, первобытные…»
9 марта 2014