Гадюка
7.5
7
1965, драма
СССР, 1 ч 45 мин
12+

В ролях: Нинель Мышкова, Борис Зайденберг, Иван Миколайчук, Раиса Недашковская, Александр Мовчан
и другие
Драматическая история купеческой дочери, которая, став смелым борцом кавалерийского эскадрона Красной Армии, позже не смогла найти себя в мирной жизни.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Гадюка

год: 1965
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Михаил Черный
композитор:
художник: Михаил Юферов
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 10 мая 1966 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 45 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Гадюка», 1965

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Гадюка», 1965

Сто лет одиночества

Это удивительный фильм. В нем рассказана история девушки Ольги, чью семью убили белые (хотя ее отец буржуй), а потом ее приняли в эскадрон большевиков, где она стала настоящим бойцом и талисманом. Это первый час. Остальные 40 минут показана ее жизнь на гражданке. Разумеется, никакой социальной адаптации в Совдепии не было предусмотрено (хотя в те времена ее наверно нигде не было), и поэтому «мирная» жизнь оказывается для нее жутким испытанием. Интрижки в коммуналке и пакости местных людишек доводят ее до депрессии и срыва, хотя она героически держалась, несмотря на искалеченную войной психику.

Вообще фильм опережает свое время. Это одно из самых феминистских произведений, которое я видел. Причем без всяких бодипозитивных загонов и радикализма. Героиня как раз очень красивая и милая, она даже похожа на диснеевскую принцессу, но при этом без приторной слащавости (в противовес коммунальной «принцессе» Лялечке). Тем не менее, она вызывает настоящее уважение и восхищение как своим мужеством, так и женственностью, которая оказалась забита суровой судьбой, но все равно не исчезла до конца.

Как это ни парадоксально, но война была для нее свободой и счастьем, а гражданка — одиночеством и безысходностью. Наверно в этом и заключается трагедия СССР — революция совершалась романтиками и мечтателями, а советское общество оказалось для них могилой. Вся эта бюрократия, бытовая мелочность, сплетни и жлобство это комфортная среда для жалких обывателей, а людям с широкой душой там места не нашлось. Не знаю, закладывал ли автор эту идею в свое произведение, но оно оказалось пророческим.

Отдельно хотелось бы отметить высочайший уровень технического исполнения. Боевые сцены прекрасны и дают фору голливудским блокбастерам. Особенно конечно момент атаки на позиции белых за мостом. Мощнейшая сцена. К сожалению, фильм малоизвестен, и не стал культовым, хотя заслуживает этого не меньше (а я считаю даже больше), чем «Как закалялась сталь» или «Белое солнце пустыни» (хотя возможно сравнение не совсем корректно, но я исходил из темы гражданской войны). Этому возможно способствовало и не самое лучшее название картины. Без сомнения, это один из лучших отечественных фильмов, и я надеюсь, что какой-нибудь блогер его наконец-то распиарит, и он заслужит внимание современной аудитории.

1 сентября 2018

Ольга Трехликая

У войны не женское лицо, хотя сама она — война в русском наречии — женского рода. Родные матери со слезами, молясь за их жизнь, отдают своих детей другой матери — Родине, что бы потом она отдала их на съедение подлой мачехе, чумной и бесноватой матке-войне, что лишь бьёт, калечит и убивает. И не место женщине здесь: среди окопов, среди грязи, среди пороха и вороха, когда ожидаешь каждого резкого шороха, любого случайного шепота. Вдруг это враг?! Нет ничего хуже плена, лучше умереть с криком на устах, в порыве отчаянной смелости, чем быть плененным. И трагедия женщины на войне заключается в том, что постепенно наступает свыкание с этим, гендерные различия смыкаются, стираются — и вот уже нет никакой женщины. Война отбирает у неё всю её суть.

«Гадюка» 1965 года режиссера Ивченко, экранизация одноименной повести Алексея Толстого, в истории советского военного кино является картиной нетипичной и спорной. Даже не из-за того, что с чисто кинематографической точки зрения фильм Виктора Ивченко отходит от всяческих академических стандартов постановки; резкие монтажные склейки рифмуются с нервическим естеством происходящего на экране, а монохромная стилистика буквально физически создает ощущение реальности — квинтэссенция документальности, очищенная от шелухи велеречивого пафоса, главной целью которой является не идеология, но биология войны и роли женщины там.

Даже не из-за того, что здесь с непритаенной авторской честностью, не завуалированной подобострастными эвфемизмами, показана правда о войне без всякого деления на белое-черное и красно-коричневое; мысль политическая лишь кажется необходимым дополнением к главенствующей мысли гуманистической, выраженной в том, что женщина на войне — это дикость, и военный угар, отравив её, не даёт потом никакой возможности приспособления к мирной, лакированной и такой лицемерной эфемерной жизни. Мы видим постепенное и, увы, окончательное выправление женщины в эдакого «человека войны», ту самую гадюку, что способна больно жалить всех, кто к ней приближается. И мужчины рядом с Ольгой — слишком жалки, слишком боязливы; в них много этого самого «слишком», что черствение души героини Нинель Мышковой не кажется неоправданным. В новой, мирной жизни, а ранее — в гуще бойни войны — Ольга не знавала никакого к себе человеческого отношения. Из огня да в полымя, от одной боли к другой — ещё невыносимее, и никто не мог сказать ей: Жди меня и я вернусь! Не выковали в её характере доброту, а война как эсхатологическая стихия, где все можно, и вовсе сломала её как личность. А личность ведь была! Но её раньше задавили, затравили, забили — и она уже не могла ничего иного, кроме как в ответ кусать, отрывая плоть и отравляя все вокруг себя, гния в болоте бесчеловечности.

Резкая, откровенная в своей правдивости, картина Ивченко это ещё и портрет женщины в сумраке послевоенного синдрома, что растёт в условиях нэпманской сладострастной невыносимой лёгкости бытия. И здесь существенным становится звучная демонстрация этой беззаботной, паразитической лёгкости (хотя и коммунистам в картине досталось по обеим щекам), что никак не может сосуществовать с теми внутренними муками Ольги. Ей в этой душной, развязно пахнущей духами и профитролями атмосфере, становится тяжело. Исследование на глубинном, молекулярном уровне психических проблем после — войны, убийств, ненависти и злобы. Тем более, что типаж Ольги таков, что якобы мирная и спокойная жизнь оказывается не меньшим полем битвы, чем война настоящая. С каждым новым кадром, эпизодом, мизансценой, решенных на драматургическом изломе, сознание Ольги все больше меняется. Неизбежная катастрофа, судьба, отмеченная печатью трагедии. И проецируя её историю на общее, Ивченко лишь подчёркивает, что Ольга не одна такая, не одна из.

22 ноября 2015

Еще раз о фильме «Гадюка»

В 1928 году Алексей Толстой написал то ли длинный рассказ, то ли короткую повесть «Гадюка», про девушку, которая прошла конармейцем Гражданскую войну, а потом оказалась в глазах несознательных советских граждан не героиней этой самой войны, а венерически заразной полковой потаскухой с неестественно большими амбициями.

В 1965 году литературное произведение экранизировали. Сделали это почти дословно и даже отступили от сюжета только в нюансах — например, вместо пытаемого белогвардейцами в соседнем застенке безымянного дяди-большевика вставили знакомую главгероине тетю-большевичку, что добавило ангста как героине, так и сочувствующим зрителям.

История девушки Оли Зотовой, безусловно, позволяет посмотреть на нелегкую женскую судьбу с иной, «нетрадиционной», стороны. (Свернуть)

В смысле, «традицонная» — это образцово-показательная история того, как Родина чтит своих героев. «Нетрадиционная» обращает внимание читателя/зрителя на удивительную особенность патриархальной ментальности (наверное, можно назвать это так) видеть в женщине прежде всего объект для секса. Сексуальная жизнь главгероини интересует, пожалуй, всех ключевых персонажей произведения и на этом произведение, в общем-то, строится, как в текстовом оригинале, так и в экранизации. Хотя формально все вроде бы знают, что героиня проливала кровь белых душегубов и им сочувствующих, широкая общественность все равно рассматривает ее прошлые подвиги и нынешнюю жизнь, так сказать, через призму мятых простыней и/или сеновала. Даже Бабичев, из-за которого, собственно, и происходит финальный конфликт, тоже вроде бы фронтовой и вроде как самый адекватный и идейный чувак, и тот меняет свое отношение к героине, получив неверную информацию о ее половой жизни. Секс и женщина неразрывно связаны в сознании героев произведения и связаны крайне негативно.

Что характерно, персонажи произведения даже, кажется, не задаются вопросом — а как вообще могли, например, морально стойкие героические красноармейцы коллективно вступить в связь с еще одним бойцом эскадрона? Разве верность и поддержка товарища по оружию — это не наше все? Автор не дает ответа на этот сам собой возникающий вопрос. То ли подразумевалось, что «мальчикам можно», то ли в сознании советских жителей «вина» Ольги Вячеславовны усугублялась именно тем, что она вроде как сама и совратила весь невинный эскадрон, может быть, даже вместе с конями — остается только предполагать. Но я все больше склоняюсь ко второму предположению.

Для меня лично у этой печальной истории есть еще один печальный подтекст и скрытый смысл. Толстой задал эту тему, а в фильме ее еще даже и развили. Если внимательно приглядеться к мотивации поступков героини, можно обнаружить, что наиболее яркие проявления ее классически сильной и цельной натуры связаны с желанием принадлежать мужчине. Причем, оба значимых мужчины в жизни Зотовой — Емельянов и Бабичев — старше ее, жесткие и авторитарные люди, сосредоточенные на своей идее. И если в книге еще можно трактовать желание девочки Оли двинуть вместе с конармией «до самого океана» как мечту, которая зрела в ее душе, и Емельянов просто разбудил ее и вытащил на поверхность сознания, то в фильме парочкой чудесных режиссерских приемов Ивченко не оставляет места для вольных трактовок — Оля становится бойцов эскадрона потому, что хочет быть вместе с его командиром и именно он, его личность, слова и поведение, определяют все. Ольга Зотова — женщина, которая не мыслит себя без мужчины, в данном случае, без сильного, под стать ее «живучей гадючьей натуре». И как в книге, так и в фильме, Оля явно хочет секса с избранным мужчиной. А он ей… не дает. Потому что «время сейчас не то». Емельянов вызывает у меня скорее симпатию, но, раз увидев некоторые вещи, я, к сожалению, не могу перестать их «развидеть». Я не знаю, было ли это целью Толстого или в нем просто случайно включилось соответствующее воспитание, но ведь и правда получается, что именно Оля — хоть и неудачная, но совратительница идейного и правильного Мужчины с большой буквы. Да, у него шикарные оправдания и отмазки и не на последнем месте — забота и ответственность именно за саму Олю, но все-таки… все-таки… Получается, что не так уж неправы шепчущиеся жильцы коммуналки, со своими обвинениями и подозрениями.

После гибели Емельянова жизнь Оли теряет смысл (так в книге написано, честно-честно). И хотя она продолжает воевать и даже находит свое призвание в искусстве боя, по мысли автора все равно получается, что Ольга — человек, который не может существовать без другого. Без мужчины. То есть, в этом и заключается ее загадочная «женская суть». Какой бы самостоятельной и крутой она бы ни была, ей все равно надо кого-то дополнять, иначе в жизни становится неуютно и одиноко.

Добрый режиссер фильма развил эту идею, показав в значимых эпизодах, как именно мужчины жгут глаголом сердца других людей и вдохновляют их на всякие подвиги во имя строительства коммунизма. А значит, своей собственной жизненной позиции, своих изначальных желаний у Оли вроде как и не было. Она может только существовать вблизи такого вот яркого харизматичного чувака, подпитываться его энтузазизмом и быть ему, чисто по-библейски, «помощницей».

А значит, книга и фильм даже не о судьбе личности. Они — о судьбе предмета, которому не повезло найти своего хозяина. И тот факт, что этот предмет обладает, как ни крути, волей и разумом, делает историю еще страшнее. Ольга — жертва не только войны, которая ворвалась в ее жизнь и круто все поменяла, и не только тупых соседей со странным чувством юмора и непонятными претензиями. Она также — жертва самого автора произведения, который, намеренно или нет, отказал ей вправе решать, по какой причине она все-таки пошла на фронт. Для автора Ольга — «женщина» и потому мотивация ее поступков и желания заранее определены теми представлениями о «женской натуре», которые автор усвоил с детства. Даже если эта книга задумывалась с целью показать храбрость, волю и тому подобное женщин нашей страны и женщин вообще, что она изменит в сознании прочитавших ее мужчин и женщин? Ну, поймут первые, что о своих предметах надо лучше заботиться, они вон какие бывают. А вторые, вдохновившись и правда цепляющим образом главгероини, еще больше накрутят себе, что без любимого мужчины им жизнь не мила. И кому от этого станет легче?

Вердикт: книжку, а особенно фильм, надо рекомендовать к изучению феминистски настроенных лицам обоего пола как образец того как НЕ НАДО думать.

20 апреля 2015

Женщина и Война

Великого советского писателя А. Н. Толстого многие знают, как автора трилогии «Хождение по мукам», экранизированной в 70-х годах. Напомню, что в том эпическом произведении рассказывалось о перипетиях двух семейных пар, ищущих себя в лихолетье Гражданской войны, мечущихся от белых к красным, и обратно. Но ещё раньше самого популярного произведения Толстого была экранизирована его гораздо менее известная повесть на схожую тематику — называлась она «Гадюка».

Главная героиня «Гадюки» Ольга Зотова (Нинель Мышкова) — купеческая дочь, получившая хорошее воспитание. Её отец материально поддерживает Белое движение. Однажды в дом Зотовых приезжают представители Союза офицеров, и купец Зотов даёт им крупную сумму денег. Однако, гости требуют золото, а не получив его, возвращаются поздно ночью в масках. На глазах у Ольги ночные визитёры убивают её родителей. Один из убийц бросается на девушку, в завязавшейся борьбе Ольга срывает с напавшего маску и узнаёт в нём дневного посетителя офицера Брыкина (Иван Миколайчук). Сумев разбить окно спальни, Ольга зовёт на помощь. Брыкин разбивает девушке голову. В дом врывается красногвардейский отряд…

В госпитале для раненных красных на девушку обращает внимание боевой командир эскадрона Емельянов (Борис Зайденберг). Но когда в город входят войска белых, Ольга не уходит вместе со всеми — купеческая дочь пока не знает, за кого она. Зотову забирают в контрразведку, где её обвиняют в связях с большевиками, бросают в одиночную камеру. Наступает черёд красных атаковать город, и тогда контрразведка спешно выводит всех заключённых на расстрел. В Ольгу стреляет один из исполнителей этой кровавой бойни Брыкин. Красноармейцы находят Зотову в подвале, и старый знакомый Емельянов борется за жизнь Ольги, находит для неё хорошего врача. Несмотря на две пули в грудь, девушке удаётся выжить…

Новый этап жизни Ольги Зотовой: ей, прошедшей столь тяжёлые испытания, потерявшей родителей, нужно определиться — за красных она, или за белых, и как, вообще, жить дальше!? Теперь девушке намного проще ответить на все эти вопросы, ведь в её жизни появился Емельянов. Последний берёт Ольгу к себе в эскадрон, где под его опекой и воспитанием Зотова становится настоящим и полноценным красным бойцом-кавалеристом. Ольга влюбляется в Емельянова. Бок-о-бок сражаются влюблённые на фронтах Гражданской войны. Героине предстоит пройти через многое: через кровавые схватки, ещё одну встречу с Брыкиным, потерю близкого человека, ещё одно ранение…

Но вот заканчивается Гражданская война. Ольга Зотова живёт в коммуналке и работает машинисткой. Ей очень трудно приспособиться к ТАКОЙ мирной жизни. Она не умеет женственно одеваться, следить за собой, не умеет общаться, непрактична, замкнута и по-фронтовому груба. Ольгу люто ненавидят соседи по коммуналке, травят её, называют между собой «гадюкой» и пытаются изжить. То же самое и на работе — никто с Зотовой не общается, все смеются ей вслед, подбрасывают похабные записки. Из бравого бойца-кавалериста в одинокую затравленную обывательницу — столь контрастный переход слишком силён и значителен для ещё достаточно молодой героини. Может быть, любовь её спасёт!? Ольга влюбляется в бывшего комиссара, а теперь её начальника по работе Бабичева (Сергей Ляхницкий)…

Посмотрите, обязательно посмотрите этот цепляющий и пронзительный фильм! Он вовсе не столь идеологизирован, как это поначалу кажется, являясь, на самом деле, картиной глубоко психологической. По-моему, Ольга Зотова — самая лучшая, самая звёздная роль в кино Нинель Мышковой, талантливой актрисы с трагической судьбой. (Информацию об одной из красивейших актрис советского кино можно легко найти в сети, или посмотреть посвящённый ей выпуск «Серебрянного шара» В. Вульфа.) Общеизвестен факт, что выбрав на роль главной героини Нинель Мышкову, режиссёр Виктор Ивченко без ума влюбился в эту актрису и ради неё расстался с женой. Ивченко и Мышкова жили вместе 7 лет (до самой смерти режиссёра) и, судя по всему, были счастливы. Ивченко после 1965-го года снимал в главных ролях исключительно лишь Мышкову, но «Гадюка», на мой взгляд, так и осталась их лучшей совместной работой.

9 из 10

26 января 2012

Драма Гадюка появился на свет в далеком 1965 году, более полувека тому назад, его режиссером является Виктор Ивченко. Кто играл в фильме: Нинель Мышкова, Борис Зайденберг, Иван Миколайчук, Раиса Недашковская, Александр Мовчан, Сергей Ляхницкий, Владимир Дальский, Анна Николаева, Мальвина Швидлер, Елена Понсова, Любовь Комарецкая, Алексей Бунин, Антон Григорьев, Василий Хорошко, Владимир Ефимов.

Страна производства - СССР. Гадюка — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.