Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.5 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Жили-были старик со старухой |
год: | 1964 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Григорий Чухрай |
сценаристы: | Юлий Дунский, Валерий Фрид |
видеооператор: | Сергей Полуянов |
композитор: | Александра Пахмутова |
художники: | Борис Немечек, Валентин Перелётов |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 мая 1965 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 19 мин |
Будто вспоминая А. С. Пушкина и его сказку о золотой рыбке, Григорий Чухрай вводит в начальные кадры повести о сбывшихся и не сбывшихся людских мечтах бурлящие волны, да только не синего моря, а реки села Петракова. А уж после и вовсе сменяет их на суровые края заполярного круга, ставшие последним пристанищем двух пожилых людей, которые надеялись увидеть хотя бы северное сияние, вместо песчаного пляжа.
Итак, жили-были старик со старухой более тридцати и трех лет вместе, повенчавшись, в августе месяце, когда рябины закраснели. И нажили троих сыновей и одну дочь. Старший сын Иван погиб в Испании, куда поехал добровольцем, борясь за счастье многих людей. Второй, поселился в Москве. Младший устроился главным врачом в санатории на побережье Черного моря в Гудауте. Самым неустойчивым ребенком в жизни оказалась Ниночка, за которую душа болела более всех. Кровиночка не окончила институт, полюбила женатого мужчину, после перебралась на север, вышла замуж за другого, родила ребенка…
А тут еще и у деда с бабкой приключилось вот какое горе — сгорел их дом. Долго они не стали думать у какого из сыновей жить, сели в поезд и поехали к дочери.
Удивительно тонко прорисованы характеры персонажей ленты. Дед. Справедливый, упрямый, честный, добросердечный человек, у которого учится уму разуму молодежь. Он говорит: «С чего вы взяли, что люди должны быть всегда счастливы? Счастье — это короткое состояние души, даже моментальное… Возьмем обезьяну. Пока она была счастлива, то скакала по деревьям с ветки на ветку, но тут взяла ее тоска. Поняла она, что нужно по-другому жить: взялась за себя, занялась делами и стала человеком»… Но когда старик прогоняет дочь (находящуюся в извечном метании, то сюда, то обратно) из дома, проявляя силу духа, заболевает потом от своей, же черствости.
Зять. Слабохарактерный человек, в то же время добрый и учтивый, пока не пьяный, а когда выпьет — может встретить тестя и тещу на пороге дома ночью в метель, захлопнув перед лицом дверь, врать, и все-таки стараться быть лучше. К финалу картины «обезьяна слезет-таки с ветки» и превратится в человека. А дед попросит лишь об одном: «Только не напейся на моих похоронах!».
Героиня Людмилы Максаковой, в глазах которой всепоглощающая тоска — несчастная женщина. Живет по зову сердца, бежит за не сбывающейся мечтой. Ей можно лишь сочувствовать. Возлюбленный не может бросить больную жену ради нее, муж не хочет бороться за семейное счастье, сразу водку достает. А участливая соседка, «прибирает к рукам» бедненького мужика, находящегося в сложной ситуации. Все ведут себя, словно в басне Крылова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука… Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам…».
Эмоциональные отношения между героями сложны и по-мастерски отработаны классиком социалистического реализма, Григорием Наумовичем Чухраем, который уделяет огромное внимание в картине не только психологии, но и особенностям лесотундры к западу от Уральских гор, на северо-востоке республики Коми (способу передвижения в другие населенные пункты на оленях, вертолете; лечению больного стада животных).
Есть одна картина Рошгросса «Погоня за счастьем». На ней изображена высокая, остроконечная скала. Над ней тусклое небо с мглистыми тучами. И только в одном месте, разорванном ярким лучом света, будто из пелены манит к себе счастье, к которому по крутым склонам взбираются люди. Целая толпа рвется к одной точке. По их лицам видно, что нет у них ни стыда, ни совести, ни приличия, ни жалости. Кто слабее — того отталкивают и топчут ногами в давке. На вершине нет ничего, за что можно было бы схватиться, а грубые руки соперников сталкивают счастливцев, добирающихся до крайней точки, и те уже летят в бездну, так и не постигнув обманчивый, неуловимый призрак…
Подводя итоги, кажется весьма сомнительным счастье Гали. Пройдет время, и неудовлетворенность жизни мужчины рядом с ней проявится. Возможно, и Валентин откроет глаза и перестанет приговаривать «Чудеса» на события, происходящие с ним, будто он своей судьбе не хозяин. Старая женщина (Вера Кузнецова), принимая максимально верное решение в финале картины, показывает зрителю, что с мужем они стремились всегда слышать друг друга и вершить дела во благо… Ниночка, хочется верить, поумнеет. Ведь не просто человек мучается и страдает!
Жизненное кредо режиссера, лучше всего выраженное в словах: «Какое счастье думать об интересах своей страны, а не о своих личных интересах», наводит на мысль: век стоит прожить не для покоя, а неся свой самый тяжкий крест. От этого может зависеть счастье кого-то из близких тебе людей!
9 из 10
23 июня 2013
Фильм чудесный. Он удивительно правдивый и искренний, игра актеров просто на высоте. На экране я видела не актеров, а живых людей, характеры.
Главный герой — Старик, отец — человек образованный, широко эрудированный. Он не только мастер своего дела, но и в общем разговоре может отлично сформулировать свои мысли, привести примеры из истории или литературы. Он не скажет: «Человек создан для счастья, как птица для полета! Я не знаю кто это сказал, но слова хорошие». Он обладает богатым жизненным опытом, умен, справедлив и честен.
Его жена — Старуха, мать — добрая, скромная, даже пугливая, во всем полагается на своего Старика, признавая его превосходство. Она заботливая мать. Вообще ее образ из самых реалистичных в этом фильме. Ее жесты, то как она пытается попридержать разошедшегося Старика, ее реплики — из всех этих мелочей складывается такой правдоподобный типаж, что я сразу вспоминаю нескольких реальных людей из моих знакомых. Ну чуть ли не один в один.
Их зять Валентин типичный мягкотелый мужчина. Жена вильнула налево, так сразу принимать антидепрессант — бухать. И не важно, что совсем маленькая дочка нуждается в заботе и уходе, ведь для этого есть замечательная соседка Галя, которая подстрахует.
Кстати эта Галя меня выбешивала даже больше, чем блудливая дочь стариков Нина. Ну прям так и ждала удобного момента, чтоб Валентина прибрать себе. То-то обрадовалась, когда Нинка свинтила. А тут ее родители приехали — такой облом. Как только она ни чернила их, эта ее враждебность на ровном месте, нежелание понять и принять хороших людей; меня прям зло брало от такой несправедливости.
И в самой истории нет ни надуманности, ни натяжек. Все поступки логичны, вытекают из характера персонажа и психологии людей. Старик пафосен, его выступления не в тему? Отнюдь, просто человеку есть что сказать, он может сазать красиво, язык подвешен. И, кстати, его речь о том, что такое счастье мне понравилась очень. Да, есть веяния времени (то, что все норовят трудиться и видят в этом составную счастья), но ведь речь о начале 60-х, а не о 2000-ых годах.
Вы услышали слова «коммунизм», «религия», «бога нет» и уже презрительно кривитесь, но вы послушайте всю речь, проследите смысл и явный и скрытый. Тогда увидите, что тут не ярая пропаганда прелестей коммунизма, далеко нет.
Считаете, что старик не выдержал высокой планки своих убеждений, пойдя следом за дочерью, при прощании с нею. Да ну бросьте, он же отец, а она — его ребенок. Добрые, любящие родители вообще, как правило, к своим беспутным, беспокойным детям испытывают большую жалость и нежность, чем к разумным и устроенным. За толковых детей и душа не болит. Родители видят, что у них все ровно, все в порядке, с жизненными задачами те справляются, и не позорят имя своих родителей недостойными поступками. А с неразумными детьми все время огребают ворох проблем, постоянное беспокойство о них. Вот и родители Нины строго, справедливо и беспощадно осудили поведение дочери, вынесли свой вердикт и приговор. Но после приголубили, пожалели наказанное дитя. Они ж не каменные истуканы без сердца.
Старики к теплому морю то не поехали не потому вовсе, что трудности им, старым коммунистам, подавай. Они свою дочь бестолковую поехали поддержать, позаботиться о ней, живущей в такой дали безвесстно. И после смерти Старика, Старуха собралась к своей Ниночке опять же поэтому.
А то, что она внучку туда собралась забрать, так это вопрос спорный. Во-первых, ее не стали разубеждать, т. к. у нее только что муж умер и она в горе. А во-вторых, не поехала еще, и ребенка еще никто не отдает. И не известно, с кем малышке лучше жить: с такой блудливой, безразличной мамкой, или с таким рохлей папкой и мачехой. Последняя еще своего ребенка родит и поглядите, что будет.
Так что фильм меня порадовал и своим началом, и течением, и концовкой. Он потому и смотрится так легко и без напряга, что отлично сделан. Рекомендую любителям фильмов о жизни и людях.
7 сентября 2011
А они, к слову, вполне могли там жить, если бы не вздумали на старости лет податься в «край настоящих зим». Поколение, видимо, такое было — не сиделось людям на месте. Всё манили их новые горизонты, вершины непокоренные, трудности всяческие и пр. Бывает!
В принципе, неплохое… начиналось кино. Смотрелось, во всяком случае, оно легко и непринужденно. Это плюс. Но крайние 20 минут (примерно — с момента «возвращения блудной дочери») перевернули всё с ног на голову. И я расстроился. Убили на корню все благие начинания.
Так, совершенно непонятно, зачем было выставлять в явно неприглядном свете дедушку — я имею в виду прощальный разговор с дочерью. Ее послушать, так она еще и жертва обстоятельств, а не самая что ни на есть обычная «блудливая коза». Но не в этом даже суть. Обидно, что спасовал старик. Сдулся. Отступил под натиском превосходящих (исключительно в нахрапистости!) сил противника. А как же «победа — не там, где сила, а там, где правда»?!
Вообще концовка получилась чрезвычайно размытой. Изгнание (явно временное!) дочери, полная неопределенность с зятем, его будущей женой, и внучкой — масса нерешенных вопросов, а нас уводят в сторону, предлагая взамен болезнь старика и скоропостижный его «отход». Ну что это такое! То, что старуха по итогу поедет к дочери, меня не удивило. «Упрямство — достоинство ослов!» Гораздо интереснее другое: бабка походя решила судьбу внучки, высказав намерение взять ее с собой к мамке. Мнение отца никого не волнует — раз. Дочери, получается, амнистия вышла — два. Основания, повод — большой вопрос. Зато именем деда всё это красиво «освящено». Тьфу ты! Противно.
Совершенно искусственными вкраплениями выглядят в картине бурные речи старика о счастье, религии и т. п. Не в кассу совершенно. В каждой бочке затычка. И как такого активиста не оприходовали только в 37 году — загадка. Кстати, не забыли о культе личности (объясни, мол, дедушка, как же так получилось?) — веяние времени — условие выхода картины на экран — не иначе.
В общем, старая история: начали за здравие, кончили за упокой. Смешали всё в одну кучу, а в результате — ни уму, ни сердцу. Хотя, повторюсь, фильм смотрелся до последнего, скучно не было ни минуты, но, быть может, оттого только сильнее чувство досады за столь невразумительный финал. Увы, но всё, что могу «предложить», — скудные
6 из 10
19 июля 2010