Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Первый день свободы |
английское название: |
Pierwszy dzien wolnosci |
год: | 1964 |
страна: |
Польша
|
режиссер: | Александр Форд |
сценаристы: | Богдан Чешко, Леон Кручковский |
видеооператор: | Тадеуш Вежан |
композитор: | Казимеж Сероцкий |
художники: | Тадеуш Выбульт, Лех Захорский |
монтаж: | Мирослава Галицка |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 декабря 1964 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 29 мин |
Забытый артефакт другой эпохи относит нас в Польшу к самым первым дням после освобождения. Умело закрученный сюжет возводит многоуровневую психологическую конструкцию. Она затрагивает многие пласты.
Тут и концентрационный лагерь, и отношение к мирному германскому населению, и изнасилования, и осмысленный уход женщин в сторону содержанок, и русские солдаты-освободители, и идеологические вредители, готовые всем мстить… И, каждая из означенных тем оказывается неимоверно противоречивой, позволяющей развернуть все в обе стороны.
Итак, начнем. Вот герой Всеволода Санаева — советский генерал. Он тут, равно как и все советские солдаты представлен Освободителем. И это, пожалуй, самая однозначная позиция авторов. Только вот каждый кадр с Санаевым изображен на фоне символов погибшего Рейха. Я думаю, что это не случайность. Александр Форд любил такие противоречия — выделить нечто однозначное и поставить это под сомнение.
Такое же сомнение появляется при изучении судьбы Инги Роде (Беата Тышкевич). Дочь немецкого врача подвергается сексуальному насилию от проходимцев. Даже большинство солдат не скрывают своих намерений. И это вызывает сочувствие. Но какой будет ее реакция? Форд в финале все переворачивает, заставляя нас изменить отношение к ней.
Аналогичные размышления можно привести и в адрес ее отца. Интеллигентный врач, который остается верен своей профессии несмотря на свою национальность оказывается в кризисе. Он спасает многих окружающих его людей и без сомнения стремится им понравиться. Но все ли он сделал для спасения своей семьи?
В этих противоречиях закольцовывается повествование. Происходит изнасилование, но все отмечают, что «поляки не могли». Солдаты спасают женщин, но вскоре вынуждены пожалеть этому. Солдаты выступают как защитники, но являются ли они защитниками?
Ловко закрученная карусель противоречий похоже раскрывает тему войны куда больше нежели изображение взрывов. Кто хорошие, а кто плохие? Что такое добро и как остаться человеком?
И никто не останется в этой переделке незатронутым. Раскаты грома коснутся каждого.
И этот фильм ближе к истине многих современных лент. Все создатели знали о войне не по рассказам родителей и дедов. Возможно поэтому все вышло так легко и непринужденно.
Рекомендую
10 из 10
13 июля 2021