Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
7 лиц доктора Лао |
английское название: |
7 Faces of Dr. Lao |
год: | 1964 |
страна: |
США
|
слоган: | «All Tony - All Terrific!» |
сценаристы: | Чарльз Бомонт, Чарльз Дж. Финни, Бен Хект |
видеооператор: | Роберт Дж. Броннер |
композитор: | Ли Харлайн |
художники: | Джордж У. Дэвис, Габриель Сконьямильо, Генри Грейс, Хью Хант |
монтаж: | Джордж Томазини |
жанры: | фэнтези, вестерн, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 марта 1964 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
Умеренно Дикий Запад где-то начала ХХ века, городок Аполлон. Ковбои здесь не стреляют почем зря, но все еще харкаются и порой грязно ругаются. Но в целом, местное население уже окультурилось и даже в значительной степени оматриархатилось. Да и в целом, центральной темой для всех жителей является хотелка местного барыги Клинта Старка выкупить с потрохами всю недвижимость городка. И все к этому идет, но тут в Аполлоне появляется чудаковатый китаец Лао, анонсирующий выступление своего цирка с очень и очень волшебными странностями.
Джордж Пэл в истории американского кинематографа занял нишу эдакого сказочника-фантазера с несколько нетрадиционным мышлением. Он пытался снимать фантастическое кино со сложными спецэффектами, и часто брался за очень амбициозные проекты. «Мальчик с пальчик», «Братья Гримм», «Машина времени» — это все он. Другое дело, что фантастические желания Пэла очень слабо соотносились с его творческими способностями и техническими возможностями того времени. Фильмы у режиссера больше напоминали по стилю сказки, в которых восприятие от просмотра подтачивали не только слабые спецэффекты, но также часто наивно нелепый сюжет.
В «7 лицах доктора Лао» всплыли все те же болезни Пэла, а потому неудивительно, что эта картина стала последней в его режиссерской карьере. История о китайце с философско-магическими примочками, а также полумифическими персонажами из далекого прошлого, все время балансирует на грани плоской комедии и детско-наивной нравоучительной притчи. Здесь встречаются местами смешные сцены (например, колоритной была престарелая пара с шепелявым мужем-подкаблучником и его женой-мегерой), очень симпатично библиотекаршу отыграла Барбара Иден, а Тони Рэндалл и вовсе сыграл массу ролей — от заезжего китайца Ли и престарело-шизофренического волшебника Мерлина до главного героя-любовника. Но картине не хватает стиля и сюжетной увлекательности. Наконец, сам уровень спецэффектов, за которые кино и было выдвинуто на единственную оскаровскую номинацию, слишком архаичен даже для 1964 года. Режиссер абсолютно ничем не удивляет, сняв проходное, хотя и доброе кино. Но доброта — это точно не та характеристика, по которой следует судить о качестве киноленты.
Не лучшее завершение карьеры Джорджа Пэла, который выдал на суд зрителя очередную фантастически скучноватую постановку. И хотя попытаться скрестить вестерн, китайских буддистов и магию было как минимум оригинально, эстетской стилистики режиссеру снова не хватило.
6 из 10
20 июля 2019
На мой взгляд, этот добрый, почти что сказочный, семейный (с просто обязательным хэппиендом!) фильм от великого «МГМ» остался незаслуженно недооцененным и почти забытым… Конечно, в 1965-м году у него были серьёзнейшие «оскаровские» конкуренты вроде «Мэри Поппинс», потому ему и осталось довольствоваться скромнейшей номинацией «За лучшие визуальные эффекты» (кстати, гораздо более масштабную и впечатляющую работу с «куклами» по тогдашней технологии мы видим в вышедшем шестью годами раньше (1958) фильме «Седьмое путешествие Синдбада»). Опять же, на мой взгляд, лучше бы номинировали «7 лиц…» на «лучшую музыку», поскольку композитор Ли Харлайн создал здесь простую (всего несколько нот!), но яркую и запоминающуюся музыкальную тему, гениально «скрестив» и аранжировав китайские и американские (кантри & вестерн) мотивы. В очередной раз замечу: современные фильмы, где постоянно звучит какая-то выдающаяся музыкальная тема, усиливающая эмоционально-художественное воздействие на зрителя, можно пересчитать по пальцам, ибо повсеместно довлеет чисто «фоновая» музыка, которая дешевле и которая сочиняется, извините, либо правой, либо левой «полужопицами»… А вот тему сочинить- это надо уже серьёзно полушариями работать! Заявляю ответственно, как, ко всему прочему, композитор и музыкант.
Далее о фильме- ёмко, тезисно, как мне сейчас нравится.
… Образ старого и мудрого китайского волшебника и философа доктора Лао, скрывающегося под маской «директора цирка», вдруг возникающего ниоткуда и уходящего в никуда, интересен и разнопланов. Это вовсе не некое подобие добряка Санта Клауса, но и не грозный обличитель человеческих пороков и не карающий их «меч свыше», каким бы представили нашего «китаёзу» создатели современных триллеров. Доктор Лао далеко не «благостный» дедушка, он может и «поставить на место», поругаться на кого-то, а может быть и почтительным, учтивейшим старичком. Всё зависит от обстоятельств. Зачем же он прибыл на длинноухом муле в незаметный, но почти скупленный и уничтоженный местным олигархом городок? Уж явно не для того, чтобы заработать на своём представлении. Прагматично говоря, этот добрый волшебник просто захотел спасти городишко от гибели посредством пробуждения в его жителях всего лучшего, что ещё осталось в их душах. В этом-то и заключается суперидея картины! Вот и смотрите, как это удаётся Доктору Лао! И внимательно, в высшей степени внимательно вслушивайтесь в то, что говорит он сам и его «персонажи» (они же ипостаси?). Ведь доктор- во-первых, философ! Так что наш фильм- далеко не простая «развлекаловка», тут есть, над чем задуматься.
… Обращу ваше внимание на то, что в фильме практически нет чисто отрицательных персонажей, то бишь явных злодеев (с двумя придурками, приспешниками олигарха, китаец расправился смехотворно). Чем картина выгодно и отличается от многих современных, поражающих своей жестокостью и нетерпимостью. Найди потайной ключик к человеческой душе, к спящей крепким сном совести- и вот некий «гад», задумавшись о себе, начинает выкарабкиваться из «тёмной стороны Силы». Тяжелейшая работа и для него, и для китайского мудреца (воплощение всё той же суперидеи!). В нынещнем-то кино всё легче и проще: «собаке- собачья смерть», «нет человека- нет проблемы»…
… Конечно же, главный герой здесь- Доктор Лао и некоторые его «ипостаси» в исполнении прекрасного актёра (умер в 2004 году) Тони Рэндалла, вовсе не китайца, а американского еврея. Игра его в нашем фильме просто прекрасна. Увы, в фильмографии Рэндалла эта роль не значится в ранге лучших… «Обидно, досадно…»
… Пожалуй, самый трогательный персонаж в фильме- старик-волшебник (ударение на слове «старик») Мерлин, в силу тысячелетнего склероза и дряхлости забывший, как делать «правильные» чудеса… Но он же их Творит, о чем, в запальчивости, и сообщает публике! Да, пусть вместо кролика «из ниоткуда» появилась морская свинка… Но она ведь появилась!!! Да, старость- не радость, и дряхлый Мерлин остаётся у Лао «из милости при кухне», и люди уходят с его представления, не взирая на прежние «заслуги», смеются над ним, кроме одного маленького мальчика с добрым сердцем… Как это похоже на судьбы многих, в том числе великих стариков в нашем жестоком мире! Рассказывают, что, после перенесённого им удара (скорее всего, инсульта) Александр Дюма-отец, глядя на полки, заставленные его книгами, сказал: «Если бы я написал всё это, был бы счастлив!» Что, кому-то смешно?
… Конечно же, наш фильм не подпадает под категорию «вестерн», поскольку ничего «ковбойского» в нём нет: пара мужиков с револьверами на боку и кто-то, проезжающий на лошади в местном «прикиде»- не «определяющие» для этого жанра. Советую Кинопоиску удалить «вестерн» со страницы фильма, дабы не вводить в заблуждение поклонников «огнедышащих кольтов».
8 из 10
2 мая 2014