Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.5 |
IMDb | 5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
491 |
год: | 1964 |
страна: |
Швеция
|
слоган: | «It is written that 490 times you can sin and be forgiven. This motion picture is about the 491st.» |
режиссер: | Вильгот Шёман |
сценаристы: | Ларс Гёрлинг, Вильгот Шёман |
продюсер: | Ларс-Уве Карлберг |
видеооператор: | Гуннар Фишер |
композитор: | Георг Ридель |
художники: | Пер Аксель Лунгрен, Берта Соннелл |
монтаж: | Леннарт Валлен, Леннарт Вален |
жанры: | драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 16 марта 1964 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 50 мин |
В старом доме на улице Мастера Самуеля, где когда-то бушевал самый страшный пожар в Стокгольме, селятся шестеро парней. Они называют это место «пансионом» – здесь и впрямь не худшие условия для жизни: кормят, дают поспать, не заставляют работать, и даже платят 10 крон в неделю. Уж точно лучше, чем в тюрьме – а именно она светила этим юным правонарушителям, не согласись они принять участие в некоем социальном эксперименте под руководством загадочного «инспектора». В чём суть, никто не понимает; разве что живущий под одной крышей с парнями студент Кристер мог бы что-то поведать, но он предпочитает отмолчаться.
Компания подбирается разношёрстная и весьма фактурная: взломщик и вор Ниссе, ведущий бурную половую жизнь Пюрет, несдержанный на язык Фискен, два суровых пройдохи Игон и Бутчер, мечтающие сколотить банду и перепродавать алкоголь, и, наконец, совсем ещё подросток Йингис, имеющий определённые проблемы с психикой. Не считая душеспасительных бесед с «инспектором», выспрашивающим у ребят странные вещи типа их первого сексуального опыта, а также нотаций проповедника, пытающегося указать им путь к Иисусу, обязанностей в пансионе никаких: можно праздно шататься по улицам, а можно оставаться дома, благо организаторы эксперимента даже попытались организовать какой-то досуг.
Фильм Шёмана в своё время прослыл скандальным и его показ был запрещён из-за, в частности, сцен гомосексуального почти-что-изнасилования и совокупления героини по имени Стева (портовой проститутки, переехавшей к парням в пансион) с собакой, кажется, овчаркой, хотя я в этом не специалист. Для 1964 года это сильная заявка – в Голливуде на тот момент ещё работал, хоть и со скрипом, кодекс Хейса. Да и в целом экранных героев сложно назвать образцом для подражания – они демонстрируют деструктивное поведение по поводу и без, размахивают ножами в тесном помещении, играют в опасные игры, воруют и продают ворованное. Хотя режиссёр время от времени даёт понять, что ребята не рождены злодеями, и было в их жизни какое-то положительное влияние, которое, увы, было перекрыто неблагоприятной средой. Иначе их бы не завораживала красота интерьера случайно обнаруженной секретной комнаты, а классическая музыка и театр не значили бы ровным счётом ничего. Однако мы видим, что это не так.
В какой-то мере это и является лейтмотивом фильма – в людях есть определённая тяга к добру, к красоте, но чтобы эти семена дали всходы, нужна в высшей степени благоприятная почва. Здесь же мы с горечью наблюдаем, как персонажи в который раз за свою недолгую жизнь сталкиваются с ложью и насилием, ибо из надзирающего за ними инспектора так себе Макаренко, а возможность помочь одному-двум из ребят была вполне неиллюзорная. Трагичность истории подчёркивает отличная игра Лейфа Нюмарка и Фрэнка Сундстрёма, ну и Лена Нюман совершенно очаровательна и непосредственна в своей роли. Монохромный визуальный ряд тут как нельзя более к месту, а качество картинки для такой старой ленты приятно удивляет. Есть интересные решения вроде сменяющих друг друга статичных кадров под аккомпанемент рассказчика, есть грамотная расстановка акцентов, достигаемая работой с камерой, есть хороший музыкальный ряд и антураж. Наряды и автомобили – на тот момент, конечно, современные – сейчас играют роль машины времени и позволяют увидеть отдалённую эпоху глазами тех, кто жил в шестидесятые. Так что «491» хоть и не знаковое, но точно не проходное кино, и киноманам на него определённо стоит обратить внимание.
13 июня 2022
В благородном порыве обуздать удалую вольницу молодых правонарушителей, инспекция по делам несовершеннолетних комплектует группу малолетних безобразников, склоняя их на никому не ведомый эксперимент, где их собираются сплотить в клубное сообщество, неким образом поменяв антиобщественный поведенческий механизм на социальную расположенность, однако и сами экспериментаторы, и даже сам режиссёр, плохо представляют эффект от своего воздействия на сообщество хулиганов, развратников и потенциальных убийц, вместо слияния в «республику ШКИД» продолжающих цинично шкодить, вызывая оторопь наивных воспитателей, уповающих на торжество проповеданной Господом святой доброты.
В отсутствие конкретного плана, борьба заботливых воспитателей с беззаботностью мальчишей оборачивается беззастенчивым соревнованием греха и прощения, соотношение которых дало название этой картине, отсылающей к Евангельскому тексту от святого Матфея, где в ответ на обращения Апостола Петра к Господу: — Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Получает ответ Иисуса: — не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз.
Услышавши это, пацаны затевают провокационную гонку, совершая всевозможные виды бесчестья и аморальщины, безудержно наращивая число своих греховных дел, в ожидании того условного четыреста девяносто первого раза, когда, по заповеди, наконец, нельзя будет их прощать по необходимости призвать к ответу и возложить наказание, пока же оставаясь наказанием для своего надзирателя, погибающего в своей слепой простоте.
По этой причине сие произведение Вильгота Шёмана переполнено эпатажем и спонтанным насилием, являющимся безответным вызовом экспериментаторам, чьё терпение испытывают групповой нигилизм и нравственная распущенность, помноженные на непокорность «подопытных кроликов», уличающих своих кураторов в ложности намерений и целей, противопоставляя их пороку свой порок. Отсюда — хлёсткая безжалостность Шёмана, опускающего обе стороны этой борьбы, не гнушаясь экстраординарностью избираемых ими действий, предусмотрительно схоронясь за стеной, отделяющей объектив кинокамеры от сексуальных игрищ, выходящих за рамки приличий и дозволенного, лишь обозначая тяжесть падения совокуплением девушки и сторожевого пса.
На взгляд режиссёра, те не лучше этих, взявшиеся спасать, сами нуждаются в спасении, праведники являются грешниками, вместо борьбы с грехом занимаясь умиротворением обманщиков. Однако, манифестируя протест уродливому порядку вещей, Шёман не знает, что предложить ему взамен, кроме своего вызывающего возмущения.
3 апреля 2015
Вильгот Шёман стал скандально известным в конце 1960-х годов, когда его фильмы печально прославились как порнографические, строго говоря, таковыми не являясь. Дело в том, что различного рода натурализм и гипернатурализм для режиссера служил прекрасным инструментом для вскрытия самых разнообразных проблем буржуазного мира, причем, вскрытия принципиально провокационного.
Фильм «491» является своеобразной «антипедагогической поэмой». Группа трудных подростков живет в одной квартире, участвуя в некоем социальном эксперименте, цели которого не совсем для них ясны. Сначала они видят его прекрасной заменой наказания, из-за страха перед которым они на него и согласились. Потом мы замечаем, как постепенно герои понимают, что их кураторы-социологи задали максимальный уровень терпимости, из-за чего ситуация начинает постепенно выходить из-под контроля, все больше превращаясь в некий крюотический театр, в котором насилие в его девиантных формах стало нормой, настолько неощутимой, как ненормальность, что остановить весь этот поток способна лишь некая крайняя трагедия.
Вообще, Шёмана можно назвать почти провидцем. Это не просто фильм о том, как наблюдатель и его пациент-жертва меняются местами. Нет, полной подмены тут не происходит, ведь мир за окнами квартиры все же живет своей жизнью, в которой есть и лицевая, и теневая стороны. Проблема совсем в другом. Максимальная толерантность кураторов, которые, наверное, рассчитывали на адекватную ответную реакцию, в итоге приводит к абсолютно паразитическому образу жизни героев, они не могут и не хотят изменяться. И это закономерный провал. Общество, построенное на толерантных началах, обречено защищать тех, кто пользуется предоставленными им преференциями так, что в конечном итоге искажаются все благие намерения экспериментаторов. В общем, для 1964 года фильм потрясающе нонконформистский по духу и выводам, а не просто по отдельным сценам, способным до сих пор шокировать своим парадокументализмом.
5 апреля 2014