491
491
6.5
5.8
1964, драма, криминал
Швеция, 1 ч 50 мин
В ролях: Ларс Линд, Лейф Нюмарк, , Ларс Ханссон,
и другие
Рассказ о шестерых шалопаях, которые участвуют в социальном эксперименте - под контролем социального работника они должны жить и вести себя определённым образом. Вместо этого они дебоширят, а также приводят в дом девочку-подростка, которую заставляют заниматся проституцией...
Дополнительные данные
оригинальное название:

491

год: 1964
страна:
Швеция
слоган: «It is written that 490 times you can sin and be forgiven. This motion picture is about the 491st.»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Гуннар Фишер
композитор:
художники: Пер Аксель Лунгрен, Берта Соннелл
монтаж: ,
жанры: драма, криминал
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 16 марта 1964 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 50 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, криминал

Постер фильма «491», 1964

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «491», 1964

В старом доме на улице Мастера Самуеля, где когда-то бушевал самый страшный пожар в Стокгольме, селятся шестеро парней. Они называют это место «пансионом» – здесь и впрямь не худшие условия для жизни: кормят, дают поспать, не заставляют работать, и даже платят 10 крон в неделю. Уж точно лучше, чем в тюрьме – а именно она светила этим юным правонарушителям, не согласись они принять участие в некоем социальном эксперименте под руководством загадочного «инспектора». В чём суть, никто не понимает; разве что живущий под одной крышей с парнями студент Кристер мог бы что-то поведать, но он предпочитает отмолчаться.

Компания подбирается разношёрстная и весьма фактурная: взломщик и вор Ниссе, ведущий бурную половую жизнь Пюрет, несдержанный на язык Фискен, два суровых пройдохи Игон и Бутчер, мечтающие сколотить банду и перепродавать алкоголь, и, наконец, совсем ещё подросток Йингис, имеющий определённые проблемы с психикой. Не считая душеспасительных бесед с «инспектором», выспрашивающим у ребят странные вещи типа их первого сексуального опыта, а также нотаций проповедника, пытающегося указать им путь к Иисусу, обязанностей в пансионе никаких: можно праздно шататься по улицам, а можно оставаться дома, благо организаторы эксперимента даже попытались организовать какой-то досуг.

Фильм Шёмана в своё время прослыл скандальным и его показ был запрещён из-за, в частности, сцен гомосексуального почти-что-изнасилования и совокупления героини по имени Стева (портовой проститутки, переехавшей к парням в пансион) с собакой, кажется, овчаркой, хотя я в этом не специалист. Для 1964 года это сильная заявка – в Голливуде на тот момент ещё работал, хоть и со скрипом, кодекс Хейса. Да и в целом экранных героев сложно назвать образцом для подражания – они демонстрируют деструктивное поведение по поводу и без, размахивают ножами в тесном помещении, играют в опасные игры, воруют и продают ворованное. Хотя режиссёр время от времени даёт понять, что ребята не рождены злодеями, и было в их жизни какое-то положительное влияние, которое, увы, было перекрыто неблагоприятной средой. Иначе их бы не завораживала красота интерьера случайно обнаруженной секретной комнаты, а классическая музыка и театр не значили бы ровным счётом ничего. Однако мы видим, что это не так.

В какой-то мере это и является лейтмотивом фильма – в людях есть определённая тяга к добру, к красоте, но чтобы эти семена дали всходы, нужна в высшей степени благоприятная почва. Здесь же мы с горечью наблюдаем, как персонажи в который раз за свою недолгую жизнь сталкиваются с ложью и насилием, ибо из надзирающего за ними инспектора так себе Макаренко, а возможность помочь одному-двум из ребят была вполне неиллюзорная. Трагичность истории подчёркивает отличная игра Лейфа Нюмарка и Фрэнка Сундстрёма, ну и Лена Нюман совершенно очаровательна и непосредственна в своей роли. Монохромный визуальный ряд тут как нельзя более к месту, а качество картинки для такой старой ленты приятно удивляет. Есть интересные решения вроде сменяющих друг друга статичных кадров под аккомпанемент рассказчика, есть грамотная расстановка акцентов, достигаемая работой с камерой, есть хороший музыкальный ряд и антураж. Наряды и автомобили – на тот момент, конечно, современные – сейчас играют роль машины времени и позволяют увидеть отдалённую эпоху глазами тех, кто жил в шестидесятые. Так что «491» хоть и не знаковое, но точно не проходное кино, и киноманам на него определённо стоит обратить внимание.

13 июня 2022

Бесконечность греха

В благородном порыве обуздать удалую вольницу молодых правонарушителей, инспекция по делам несовершеннолетних комплектует группу малолетних безобразников, склоняя их на никому не ведомый эксперимент, где их собираются сплотить в клубное сообщество, неким образом поменяв антиобщественный поведенческий механизм на социальную расположенность, однако и сами экспериментаторы, и даже сам режиссёр, плохо представляют эффект от своего воздействия на сообщество хулиганов, развратников и потенциальных убийц, вместо слияния в «республику ШКИД» продолжающих цинично шкодить, вызывая оторопь наивных воспитателей, уповающих на торжество проповеданной Господом святой доброты.

В отсутствие конкретного плана, борьба заботливых воспитателей с беззаботностью мальчишей оборачивается беззастенчивым соревнованием греха и прощения, соотношение которых дало название этой картине, отсылающей к Евангельскому тексту от святого Матфея, где в ответ на обращения Апостола Петра к Господу: — Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Получает ответ Иисуса: — не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз.

Услышавши это, пацаны затевают провокационную гонку, совершая всевозможные виды бесчестья и аморальщины, безудержно наращивая число своих греховных дел, в ожидании того условного четыреста девяносто первого раза, когда, по заповеди, наконец, нельзя будет их прощать по необходимости призвать к ответу и возложить наказание, пока же оставаясь наказанием для своего надзирателя, погибающего в своей слепой простоте.

По этой причине сие произведение Вильгота Шёмана переполнено эпатажем и спонтанным насилием, являющимся безответным вызовом экспериментаторам, чьё терпение испытывают групповой нигилизм и нравственная распущенность, помноженные на непокорность «подопытных кроликов», уличающих своих кураторов в ложности намерений и целей, противопоставляя их пороку свой порок. Отсюда — хлёсткая безжалостность Шёмана, опускающего обе стороны этой борьбы, не гнушаясь экстраординарностью избираемых ими действий, предусмотрительно схоронясь за стеной, отделяющей объектив кинокамеры от сексуальных игрищ, выходящих за рамки приличий и дозволенного, лишь обозначая тяжесть падения совокуплением девушки и сторожевого пса.

На взгляд режиссёра, те не лучше этих, взявшиеся спасать, сами нуждаются в спасении, праведники являются грешниками, вместо борьбы с грехом занимаясь умиротворением обманщиков. Однако, манифестируя протест уродливому порядку вещей, Шёман не знает, что предложить ему взамен, кроме своего вызывающего возмущения.

3 апреля 2015

Вильгот Шёман стал скандально известным в конце 1960-х годов, когда его фильмы печально прославились как порнографические, строго говоря, таковыми не являясь. Дело в том, что различного рода натурализм и гипернатурализм для режиссера служил прекрасным инструментом для вскрытия самых разнообразных проблем буржуазного мира, причем, вскрытия принципиально провокационного.

Фильм «491» является своеобразной «антипедагогической поэмой». Группа трудных подростков живет в одной квартире, участвуя в некоем социальном эксперименте, цели которого не совсем для них ясны. Сначала они видят его прекрасной заменой наказания, из-за страха перед которым они на него и согласились. Потом мы замечаем, как постепенно герои понимают, что их кураторы-социологи задали максимальный уровень терпимости, из-за чего ситуация начинает постепенно выходить из-под контроля, все больше превращаясь в некий крюотический театр, в котором насилие в его девиантных формах стало нормой, настолько неощутимой, как ненормальность, что остановить весь этот поток способна лишь некая крайняя трагедия.

Вообще, Шёмана можно назвать почти провидцем. Это не просто фильм о том, как наблюдатель и его пациент-жертва меняются местами. Нет, полной подмены тут не происходит, ведь мир за окнами квартиры все же живет своей жизнью, в которой есть и лицевая, и теневая стороны. Проблема совсем в другом. Максимальная толерантность кураторов, которые, наверное, рассчитывали на адекватную ответную реакцию, в итоге приводит к абсолютно паразитическому образу жизни героев, они не могут и не хотят изменяться. И это закономерный провал. Общество, построенное на толерантных началах, обречено защищать тех, кто пользуется предоставленными им преференциями так, что в конечном итоге искажаются все благие намерения экспериментаторов. В общем, для 1964 года фильм потрясающе нонконформистский по духу и выводам, а не просто по отдельным сценам, способным до сих пор шокировать своим парадокументализмом.

5 апреля 2014

Драма 491 появился на свет в далеком 1964 году, более полувека тому назад, его режиссером является Вильгот Шёман. Кто играл в фильме: Ларс Линд, Лейф Нюмарк, Stig Törnblom, Ларс Ханссон, Sven Algotsson, Torleif Cederstrand, Бо Андерссон, Фрэнк Сундстрём, Оке Грёнберг, Вильгельм Фрике, Эрик Хелль, Excellent, Зигфрид Уолд, Лена Нюман, Мона Андерссон.

Страна производства - Швеция. 491 — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,4 из 10.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.