Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Женщина-обезьяна |
английское название: |
La donna scimmia |
год: | 1963 |
страны: |
Италия,
Франция
|
слоган: | «He found her ... made love to her ... turned her into a side-show and discovered she was a woman.» |
режиссер: | Марко Феррери |
сценаристы: | Марко Феррери, Рафаэль Аскона |
продюсеры: | Антонио Альтовити, Mario Guadagnino, Карло Понти |
видеооператор: | Альдо Тонти |
композитор: | Тео Узуэлли |
художники: | Марио Гарбулья, Вера Марцот, Пьеро Този, Фердинандо Джованнони |
монтаж: | Марио Серандреи |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 января 1964 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 36 мин |
Все фильмы Марко Феррери проникнуты неуловимым флером, призрачным духом любви. Это может быть любовь к кому и чему угодно: красивой женщине (пчелиная матка, Плоть), старухе (дом улыбок), девочке (история Пьеры), детям (прошу убежища), младенцу (Последняя женщина), плоду в женском чреве (Будущее-это женщина), давней мечте (Диллинджер мертв), выпивке (Истории обыкновенного безумия), еде (Большая жратва) и даже, черт возьми, к брелку от ключей (Я тебя люблю). Конечно, она не имеет ничего общего с любовью в общеупотребительном смысле этого слова. Это некая сущность, субстанция, видимо, полностью утраченная в современном мире, кажется даже чем-то парадоксальным, невозможным и неестественным, когда видишь такую космическую искренность и невероятную силу взаимного влечения. Подчас ловишь себя на мысли, что как загипнотизированный смотришь за персонажами, которые вот уже минут десять экранного времени дурачатся, милуются или просто валяются на кровати. И тем не менее оторваться невозможно, словно наблюдаешь некий феномен.
А вот в фильме «Женщина-обезьяна» понятие феномен приобретает свое материальное воплощение в виде с ног до головы покрытой волосами дамы по имени Мария в исполнении обворожительной красавицы Анни Жирардо. Воспитанная в христианских традициях монастыря, она однажды встречается с предприимчивым, деловым и крайне обаятельным мужчиной Антонио в исполнении бессменного актера Феррери Уго Тоньяцци. Он мигом находит ей применение, организовывает шоу с ее участием и, в качестве чисто практического маркетингового хода, устраивает пышную свадьбу, о чем, естественно, пишут все газеты. Шоу становится популярным и, вскоре, он с супругой перебирается в Париж, где они, несколько сменив квалификацию, дают сногсшибательные интимные представления (одно из которых будет демонстрироваться в фильме целиком, будучи крайне символичным во всех отношениях). И стать бы им мировыми звездами, если бы не одно НО…«Женщина-обезьяна», в первую очередь, все-таки женщина, которая способна любить и иметь полноценную семью.
Любовь и деньги — вот две страсти, противоборствующие в душе Антонио. Феррери намеренно подчеркивает полную капитализацию окружающей действительности (особенно в сцене с церковным мальчиком-служкой, рассчитавшим героев за молитву по тарифу) и яростную, неуемную жажду героя жить «как человек». Но в какой-то момент его сердце оттаивает, и он проникается необъяснимыми глубокими чувствами к своей волосатой супруге, что в корне меняет весь его характер. У Феррери женская любовь может как спасать (Сука), так и убивать (Пчеломатка), но она всегда ПРЕОБРАЖАЕТ героя (впрочем, как и героиню, которая, забеременев, теряет свою волосатость). Никто так не воспевал женщину как Феррери.
Что интересно у фильма две концовки (и соответственно две версии — будьте внимательны!). Одна — оптимистическая, вторая — трагическая, они во всем друг другу противоположны и очень глубоки по смыслу, но рассуждать о них я не имею права, рискуя заспоилерить всю картину.
В общем, Феррери вновь проникает в самые глубины мужского и женского естества, со всей возможной детальностью прорабатывая характеры персонажей. Во многом это достигается игрой Тоньцци и Жирардо, чьи герои блистают как алмазы всеми своими гранями. Действительно эксплуататор Антонио, ищущий только выгоды, оказывается очень славным парнем, чьи искренние чувства попросту испепеляет наш денежный мир. Страшная внешность Марии соседствует с чистой, невинной, и благодарной душой невиданной красоты, с каким-то неземным женским естеством, почти граничащим с благодатью. Все это заснято с невиданной аккуратностью и вниманием, что делает фильм одной из лучших историй о женщине и мужчине, что я видел в принципе.
В фильме намечено много тем — самоопределение мужчины, святость женственности, противоборство полов, современная семейственность, сокровенная сексуальность, уродство мира — которые впоследствии будут разработаны режиссером в полноценные картины. Но несмотря на тот факт, что «Женщина-обезьяна» — одна из самых ранних работ Феррери, она дышит целостностью, оригинальностью, глубиной, чистотой, искренностью, озорством, смехом и любовью, которых так не хватает сегодняшнему кинематографу и жизни в целом.
17 апреля 2015
«Право, такой смешной наружности при всем желании и во сне не увидишь. Но у меня есть для вас предложение…»
Вильгельм Гауф, «Карлик Нос»
«Женщина-обезьяна» — один из лучших фильмов итальянского скандалиста Марко Феррери. Антонио, бездельник с артистическими замашками, встретив странную девушку, чье тело с ног до головы покрыто шерстью, мигом придумывает целый «прожект», где он — путешественник, а она — диковинный человеко-примат, обнаруженный в дебрях Амазонки.
Монастырская кухарка Мария, эта гримаска природы, безропотно следует за энергичным дельцом, и вскоре себе уже не принадлежит. «Покровитель» обучает ее обезьянним повадкам перед клеткой шимпанзе, обряжает в жуткие цирковые тряпки, и отдает, стыдливую и робкую, на потеху толпе.
Забитая Мария не протестует, она влюблена в Антонио. Впрочем, иногда она бунтует. Не желая терять источник дохода, Антонио женится на «обезьяне», и вскоре их аттракцион «Волосатый ангел» становится знаменит в Париже, где к прежним «африканским» трюкам добавляется стриптиз. Однако Мария вдруг беременеет…
Этот фильм можно определить как трагикомедию абсурда или бытовой сюрреализм. Центральная тема Феррери, проходящая сквозь все его картины — ужас и тихое счастье жизни, особенно семейной, где одно незаметно и неминуемо сменяется другим, как времена года.
Человеческие недостатки не сорняки, выкорчевать их почти невозможно. Они лишь могут нивелироваться, и очень медленно видоизменяться, и происходит это изменение внутри семьи с ее загадочной алхимией. Феррери вслед за древними греками с их философией напоминает, что жизнь — бесконечное превращение. Его Мария — истинно природное существо, движется, повинуясь своим чувствам, и выигрывает в конечном итоге больше всех — родив совершенно здорового малыша, она лишается и своей монструозной растительности.
Антонио, этот неаполитанский Остап Бендер, такой близкий нашему времени своей сугубой рациональностью и нюхом на легкие деньги, обтесывается семьей по-своему. К финалу мы обнаруживаем его почти незнакомцем — работягой в порту, нежным отцом и мужем. Кто бы мог подумать!
Нелинейность человеческой жизни гениально иллюстрируется комическими ситуациями, на которые Марко Феррери большой мастер. Женщина — изначальная жертва, «обезьяна», которая скачет повинуясь хлысту мужа-господина, в конечном итоге все равно берет верх, руководя своей робкой любовью, исподволь.
Да, говорит Феррери, мужчины слабы, они при малейшем попустительстве становятся развращенными детьми, но пока есть женщины, порядок сохранится. Животворное женское начало, даже укрытое под густой шерстью «царевны-обезьяны», все равно проявит свою силу и укротит даже самого строптивого ленивца.
И никто не лучше не хуже, все лишь элементы великой алхимии жизни, необходимые для удивительного превращения. Эти метаморфозы Бытия великолепно отыграли актеры — Ани Жирардо и Уго Тоньяцци.
32-летняя Жирардо в роли женщины-обезьяны бесстрашна, невероятно комична, чем-то напоминает нашу молодую Валентину Талызину, и бесконечно, невыразимо трогательна.
2 марта 2015
А теперь отвлечёмся от современности и отправимся в далёкий и великий мир ретро. На ММКФ каждый год показывают ретроспективы кого-то великого. В этом году торжествовали поклонники Марко Феррери. А многие люди потом признавались, что только открыли для себя этого гения.
Марко Феррери — мастер оригинальных фильмов, непохожих ни что другое. Каждый его фильм — это целый мир со своими законами добра и красоты.
«Женщина-обезьяна» — название говорит само за себя. Героиня (Анни Жирардо), с головы до ног покрытая густой шерстью. Что ей делать? Как ей жить среди нормальных людей? Оказывается, варианты есть, и весьма оригинальные, но… печальные…
У фильма два варианта финала — хэппи и анхэппи. К сожалению, пока посмотрела только один. Теперь мечтаю хэппи посмотреть.
25 августа 2009