Рейтинг фильма | |
![]() |
6.7 |
![]() |
6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Трое суток после бессмертия |
год: | 1963 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Владимир Довгань |
сценарий: | Константин Кудиевский |
видеооператор: | Вадим Верещак |
композитор: | Юрий Щуровский |
художники: | Петр Слабинский, Николай Резник |
монтаж: | Долли Найвельт |
жанры: | военный, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
21 декабря 1963 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
12+ |
![]() |
1 ч 25 мин |
Прежде всего предлагаю определиться в оценках. Затрагиваемая лентой тема совсем не связана с вопросами постановочными. Я искренне полагаю, что героические моменты обороны Севастополя заслуживали более эффектной, изящной и психологически выверенной проработки.
И тут критически настроенный читатель может поспорить. В ленте ведь есть действительно берущие за душу моменты. Это и отчаянное яблочко Георгия Юматова под прицелом фашистов, и изможденные лица обороняющихся, и трогательные беседы под луной. В конце концов выразительный взгляд Владимира Заманского не оставляет никаких вопросов - настоящий терпеливый герой.
Но вот достаточно ли было предложенных деталей? Обилие крупных планов очевидно скрывало скромный постановочный бюджет. Постановщики таким приемом ушли от дорогостоящей демонстрации батальных сцен. Приблизив ленту к формату телеспектакля и изрядно насытив мрачную тональность авторы вовсе не затронули историческую фактологию, да и портретами персонажей как таковых совсем не занимались. Резкая контрастность черно-белого изображения, суровые встревоженные лица в заданном контексте лишь визуализировали произошедшее.
Возьмем для сравнения то же 'Балтийское небо' Венгерова. Там был и увлекательный сюжет, и вполне живые реальные характеры, и острота. Потому героизм был не данностью, а личным выбором, что еще более повышало ставки. В 'Трое суток после бессмертия' все было представлено иначе, будто перед нами кинематографическая поэма. Для решения таких сложных задач недостаточно было очерчивать контуры - нужны были куда более убедительные решения
3 из 10
28 августа 2024
Севастопольский оборонительный район (СОР) к началу Великой Отечественной войны был одним из самых укреплённых мест в мире. Сооружения СОР включали десятки укреплённых орудийных позиций, минные поля и многое другое. В систему обороны входили также две так называемые «бронебашенные батареи» (ББ), или форты, вооружённые артиллерией крупного калибра (305 мм). В советской историографии первым штурмом Севастополя принято считать попытки немецких войск с ходу захватить город в течение 30 октября — 21 ноября 1941 года. 16 октября оборона Одессы была прекращена и Приморская армия была морем переброшена в Севастополь. Силы подкрепления составили до 36 тысяч человек, около 500 орудий, 20 тысяч тонн боеприпасов, танки и другие виды вооружений и материалов. К середине ноября гарнизон Севастополя насчитывал около 50 тысяч человек.
Второй штурм начался 17 декабря 1941 года. Оборона Севастополя с суши опиралась на серию крупных долговременных сооружений (артиллерийских фортов). Для разрушения фортов немцы применили осадную артиллерию крупных калибров (300 мм и 350 мм), а также сверхтяжёлые осадные оруди (420 мм и 600 мм). Кроме того, под Севастополем в первый и последний раз было использовано сверхтяжёлое 800-мм орудие класса «Дора». Орудие общей массой более 1000 тонн было тайно доставлено из Германии и размещено в специальном укрытии, вырубленном в скальном массиве в районе Бахчисарая. Орудие вступило в строй в начале июня и выпустило, в общей сложности, пятьдесят три 7-тонных снаряда.
Третий последний штурм начался 7 июня 1942 года. Для летнего штурма немецкое командование в составе 11-й армии использовало силы шести корпусов. Командующий 11-й армией Э. фон Манштейн так оценил мощь своей артиллерии: «В целом во Второй Мировой войне немцы никогда не достигали такого массированного применения артиллерии». Упорная борьба и контратаки защитников Севастополя продолжались более недели. В атакующих немецких ротах осталось в среднем по 25 человек. Перелом наступил 17 июня: на южном участке атакующие заняли позицию, известную как «орлиное гнездо» и вышли к подножию Сапун-горы. На северном участке был захвачен форт «Сталин» и подножие Мекензиевых высот. В этот день пало ещё несколько фортов, включая батарею ББ-30 (как её называли немцы, форт «Максим Горький-1»).
30 июня пал Малахов курган. К этому времени у защитников Севастополя стали заканчиваться боеприпасы, и командующий обороной вице-адмирал Октябрьский получил разрешение Ставки ВГК на эвакуацию. План эвакуации предусматривал вывоз только высшего и старшего командного состава армии и флота, партактива города. Эвакуация остальной части военнослужащих, в том числе и раненых, не предполагалась. Эвакуация высшего командования началась с помощью авиации. 13 самолетов ПС-84 вывезли на Кавказ 222 начальника и 49 раненых. Около 700 человек начальствующего состава были вывезены подводными лодками. Ещё несколько тысяч смогли уйти на лёгких плавсредствах Черноморского флота. Командующий Приморской армии генерал Петров был эвакуирован на подводной лодке Щ-209 вечером 30 июня.
1 июля сопротивление защитников города прекратилось, кроме отдельных разрозненных очагов в которых отдельные группы советских воинов продолжали сражаться вплоть до 9—12 июля. Остатки Приморской армии, лишённые высшего командования, отошли на мыс Херсонес, где сопротивлялись ещё три дня. Именно с этого момента начинается действие картины Владимира Довганя. «Трое суток после бессмертия» — абсолютно точное и правдивое название. Те, кто 250 дней в настоящем аду удерживал город, и подумать не могли, что всё так закончится. Можно понять всплеск эмоций Николая Баклана (Гергий Юматов): «Бросили нас, списали в расход!» Гнев матроса справедлив, вот только не совсем к месту, о чём ему кулаком напоминает другой матрос. В такой ситуации главное — выдержка, а крики и ругань можно оставить на потом.
Довгань снял очень искреннее и правдивое кино. Если сама тема трагического завершения оборны Севастополя для высших политических и военных чинов не выглядит особенно привлекательной, то для простых солдатов и матросов — наоборот. Ведь именно они, оставшись без командиров, демонстрируя чудеса храбрости и находчивости, пробивались к морю, в надежде, что за ними пришлют транспорт. Хороший фильм со множеством сильнейших эмоциональных сцен. Достаточно назвать две: как матрос Сеня Колышкин (Геннадий Юхтин) штык-ножом выкапывает картошку и видит пугало в матросском кителе и бескозырке. Или как Юматов танцует «яблочко» на немецком танке. Такие сцены не забудешь, как и трогательные эпизоды с детьми. Прекрасное кино, не позволяющее забывать простых, но ВЕЛИКИХ людей…
«Как случилось, не заметила сама, только двери потихоньку приоткрыла. Мама, мама в нашем городе зима тишину на мостовые уронила. Белый свет у этой зимней тишины ходит с неба и прозрачный он яснеет. Мама, мама далеко тебе видны те дороги, на которых мы взрослеем.» («Как случилось, не заметила сама» музыка Юрий Щуровский слова Булат Окуджава)
25 апреля 2016