Леопард
Il gattopardo
7.7
7.9
1963, мелодрама, драма, военный
Италия, Франция, 3 ч 5 мин
В ролях: Берт Ланкастер, Ален Делон, Клаудия Кардинале, Паоло Стоппа, Теренс Хилл
и другие
В мае 1860 года в Италии разгорается гражданская война между республиканцами, сторонниками Гарибальди, и приверженцами правящей династии Бурбонов. Князь Фабрицио ди Салина, сицилийский феодал,образованный и мудрый аристократ-интеллектуал, с пониманием и пессимизмом относится к происходящим переменам. Поэтому, когда его молодой племянник Танкреди сначала вступает в ряды мятежников-гарибальдийцев, а затем становится офицером короля Савойского, дон Фабрицио не осуждает его. Сам князь Салина не хочет активно участвовать в политической борьбе. Он прекрасно осознает неизбежность происходящих больших перемен и чувствует, что его время «леопардов» и «львов» - уходит. «Я принадлежу к уходящему классу, я свободен от иллюзий и не способен к самообману, - говорит он. Мы - леопарды, львы. Те, кто придет на смену, будут шакалишками, гиенами».

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Леопард

английское название:

Il gattopardo

год: 1963
страны:
Италия, Франция
слоган: «Luchino Visconti's Enduring Romantic Adventure»
режиссер:
сценаристы: , , , , ,
продюсеры: ,
видеооператор: Джузеппе Ротунно
композитор:
художники: Марио Гарбулья, Пьеро Този, Лодомия Эрколани, Джорджо Пес
монтаж:
жанры: мелодрама, драма, военный, история
Поделиться
Финансы
Бюджет: 2900000000
Мировые сборы: $268 678
Дата выхода
Мировая премьера: 2 января 1963 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 3 ч 5 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма, военный, история

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Леопард», 1963

Видео: Трейлер ре-релиза (Леопард, 1963) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер ре-релиза
Видео: Трейлер (Леопард, 1963) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Леопард», 1963

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Леопард», 1963

«...Я свободен от иллюзий и не способен к самообману'

Либерализм, лёгкость, но при всём при этом необходимая решимость, присущие князю на протяжении всего фильма, поражают наповал. Он - лев буквально во всём, даже в моменте охоты. Но при всём при этом остаётся обычным человеком. Да он живёт буквально во дворце, но ведёт себя максимально естественно, логично, интеллектуально, без напыщенности. Князь видит всех насквозь. Прогуливаясь по этому замечательному фильму видно, к чему приводит жадность одних и чрезмерное стремление к славе других. Имея огромное влияние, Князь пользуется исключительно простыми методами, отчего гениальными. Рассказ полковника, стремящегося к славе приводит Князя в смятение, революция это же героизм, однако этот полковник уже приобрел черты скинутого им класса.

Дон Калоджеро, вечно стремящийся к богатству, отнюдь не счастлив, он даже не отец для своей дочери, ему повезло что у него такая прекрасная дочь, но в прекрасный момент для неё, он обращает своё внимание на примитивные вещи, на деньги, в силу своего прошлого, и не может даже за неё порадоваться, в отличии от Князя. Идеология Рисорджименто гласит: «Италию мы создали, теперь надо создавать итальянца». И на мой взгляд именно Фабрицио ди Салина подходит на роль не только итальянца, но и настоящего цивилизованного, здравомыслящего человека. Браво.

10 из 10

10 октября 2023

Лукино Висконти о крахе итальянской аристократии

'Леопард' 1963 г. - один из самых значимых фильмов Италии. Его неизменно включают в самые авторитетные списки величайших лент всех времен, Ватикан выделил его как одно из самых эстетически прекрасных кинотворений, а такие именитые режиссеры как Мартин Скорсезе и Джузеппе Торнаторе называют его в числе своих самых излюбленных фильмов.

В год своего выхода 'Леопард' завоевал главный приз на Каннском кинофестивале, получил две премии на Золотом глобусе и был номинирован на Оскар.

О чем же этот фильм и почему спустя столько лет к нему приковано внимание маститых киноведов и кинокритиков?

'Леопард' - это поэтичная историческая лента Лукино Висконти, основанная на романе Джузеппе Томази Ди Лампедуза и посвященная членам одной влиятельной итальянской семьи, живущей в 1960-х годах.

Размеренный образ жизни аристократов оказался под угрозой из-за существенных общественно-политических и экономических изменений в стране. Им не повезло жить в эпоху перемен - в эпоху многочисленных войн Италии с внешними врагами, внутренних революционных движений, переустройством аграрной экономики в сторону промышленного производства, кризиса религиозных институтов, объединения территорий и масштабного болезненного превращения Италии из королевства в республику.

Главный герой фильма - состоятельный и влиятельный князь Салина. Этот человек отлично понимает что происходит в стране. Он не боится перемен, неоднократно повторяя 'перемены нужны чтобы все оставалось как прежде'. Однако быть частью этих перемен он не может и не хочет. Ему остается лишь лицезреть роскошные балы, частью которых является он сам и его семья, и понимать, что вскоре все, что казалось нерушимым, падет и окажется в руках 'шакалов'.

Это масштабный, образный и созерцательный фильм. Если вы не знакомы с историей Италии многое может остаться вам не особо понятным, так как Лукино Висконти не заботился о том, чтобы погружать зрителя в контекст происходящего. Однако главное тут вовсе не история, а смыслы, которые более чем отчетливо становятся ясны во время финального бала. В изысканный мир аристократов вливаются военные, люди политики и бизнеса. Аристократы принимают их как равных, пытаясь влиться в социальные изменения. Кто-то еще не видит изменений. Кто-то уже активно встраивается в будущее правительство. А главный герой называет самого себя богом, не способным на изменения, и готовится к смерти...

Главные роли в фильме исполнили блистательные Бёрт Ланкастер, Ален Делон и Клаудия Кардинале.

'Леопард' - очень красивый, неспешный, метафоричный и печальный фильм об утерянной эпохе. Он безусловно достоин просмотра и осмысления поднятых в нем социально-исторических основ человеческого общества. Ведь законы, по которым проходило переустройство Италии в 19-м веке остались неизменны и универсальны для всего мира.

14 марта 2023

На стыке эпох

Еще в детстве маленький Висконти впитал в себя всю театральность Ла Скалы, где в 19 веке под шумные овации толпа кричала Вива Верди!Как обращение к свободной Италии. После 1860 театр стал похож на проходной двор. Дедушка и родственники будущего режиссера приложили много усилий для реставрации театра, который оживет под оперы Верди, Глюка по новому. Вот так 19-ый - век переплетается с 20-ым - и повлияет на будущее художника.

Без сомнения, это самый личный фильм режиссера. Тем не менее герои говорят о таких насущных проблемах, о которых и в наше время остро-социальных и политических потрясений следует задаваться. Ну разве мы не слышали за эти тридцать лет дискуссий о триколоре и более гармоничной символики на нем? А злободневные вопросы о качестве дорог так вообще не сойдут с повестки.

Висконти во всей своей фильмографии пытался докопаться до самых глубин человеческой души, но, будучи аристократом и коммунистом, он не достигал этих целей до конца, оставляя многоточия после себя. Эти поиски вне времени. Только Висконти мог придать князю Салине тонкую грань между скептицизмом и отстраненностью во времена крутых перемен. Что такое демократия, где подсчитывают на выборах стопроцентную поддержку присоединению Сицилии к Италии, хотя в кулуарах князю признаются, что были против. Что такое военная честь, когда в угоду новому строю продают какие никакие идеалы прошлого. Висконти, как и Салин, решил отстранится, не найдя себя в новом мире. Под звуки церковного колокола уходя в даль.

Позиция князя обратно пропорциональна философии Бернарда из Туринской лошади. Он верит, что нужны изменения, чтобы все осталось как есть. Бернард же свято верит, что все перемены давно прошлии каждый век - это лишь поле боя, где есть побежденные и победители. Князь, всматриваясь в картину на баллу, нашел удивительное сходство всех похорон мира. И даже чувственный танец с Анджеликой не поможет с необратимой реальностью нового мира. Как говорил Антониони, поэтичность Висконти в интимной правдоподобности семейных портретов. Насколько эти слова точно улавливают суть картины? Стоит вспомнить церковную мессу и обратить внимания на лица героев, как чтят традиции уходящее поколение и юнцы. В своих снах Феллини видел Висконти как сверх-я итальянского кино прошлого и будущего. Фильмы Висконти не подвластны времени. Это, без сомнения, режиссер номер один итальянского кинематографа.

13 июля 2022

Леопарды и шакалы

Это массивное кинополотно выдающегося итальянского режиссёра-постановщика Лукино Висконти удивительно красочно и ярко экранизирует одноимённый роман-эпопею князя и писателя Джузеппе Томази ди Ламедуза, который посвящён теме упадка аристократического рода высокоуважаемой сицилийской семьи на фоне революционных восстаний свободных граждан, приведших к становлению объединённой Италии.

Данную картину часто сравнивают с легендарной лентой 'Унесённые ветром' 1939-го года выпуска. Схожесть этих двух восхитительных кинематографических шедевров обусловлена масштабностью проиллюстрированных в них исторический событий, которые ловко переплетены с интригующими любовными линиями, а также бесподобно качественным переносом на экран реальных политических, военных и общественных волнений опасных временных промежутков общемировой человеческой истории. Но если американский культовый фильм поражает динамичной энергетикой, зубодробительным сюжетом и страстными героями, то итальянская киноэпопея богата иными отличительными особенностями. 'Леопард' имеет достаточно размеренный тон повествования, который вне всяких сомнений местами является чрезмерно медлительным, монотонным и даже малособытийным в сравнении с вышеупомянутой лентой. Однако в этом-то и заключается его исключительное превосходство, которое за счёт плавно развивающегося нарратива находит первостепенную нужду в полнокровном освещении образа уходящей эпохи.

Аристократам не найдётся места в новом политизированном, тщедушном мире, которым правят не честь и достоинство, а деньги и чинопоклонение. Оттого-то главный герой картины в исполнении неудержимого Берта Ланкастера ощущает неизбежность не только личного угасания, но и гибель всего древнего аристократического рода. Трудно без развития духа, тела и ума, не правда ли? Такие 'леопарды' слишком зациклены на прошлом, в котором безусловно есть множество достойных элементов, которые однозначно могут пригодиться на новых этапах национального и общемирового развития. Однако их нежелание принимать новую кровь по своим венам оказывает значительное влияние на процесс отхода достопочтенного социально-общественного класса в серо-пыльный мир ветхих полузабытых времен.

Таким образом, 'Леопард' является поистине впечатляющим кинематографическим совершенством, возвышенно повествующим о по-настоящему захватывающих дух событиях на Апеннинском полуострове, имевших место быть во второй половине XIX века. Визуальная гармония, внутренняя атмосфера, музыкальное оформление, безгранично талантливый актёрский состав и чуткий режиссёрский голос изумительно точно воссоздали те времена, бесподобно погрузив зрителя в мир упадка старого и становления нового мироуклада горячего итальянского государства.

2 июня 2022

Знаменитый эпос-шедевр Лукино Висконти.

Главный герой — князь Ди Солино (Берт Ланкастер). Время — Рисорджименто. Тема — смена эпох.

Шедевры — это очень особенное кино. Простите за эту бессмысленную банальность. Только стоит пояснить, что за немногими исключениями это фильмы, которые непросто смотреть. Наслаждение — это не про них. И шедевры Висконти — не исключение, а правило.

Но еще одно правило, что в шедеврах все хорошо с ритмом — Висконти превосходно им владеет — он не торопит и не замедляет действие. Эти три часа не пролетают, но и не тянутся. Ровно для того, чтобы зритель имел время на размышление и созерцание.

Созерцание даёт ему тёмную палитру обожжённых полей Сицилии и мрачных дворцовых залов. Размышление наталкивает на доказательство двух мыслей князя Солины: «Они (революционеры) всего лишь займут наше место» и «Уходит время львов и леопардов, на их место приходят шакалы». На самом деле в них сквозит что-то судьбоносное, вневременное и внесоциальное. Хотя вроде бы капитализм сменяет вполне исторически феодализм. Мудрость Солины видимо в том, чтобы осознать свой уход, обеспечив преемственность аристократии.

Правда, пессимизм Висконти в том, что смена аристократов всегда идёт с потерями — благородство Таркенди (Ален Делон) решил на себя не брать.

9 декабря 2018

Красивая историческая драма

Очень красочная, очень человечная, очень традиционная картина Лукино Висконти.

При просмотре вспоминается, что на предков режиссёра когда-то работали выдающиеся художники эпохи Возрождения. Висконти здесь не боится работать яркими красками и с яркими типажами персонажей. Удачный актёрский ансамбль, даже на уровне эпизодических ролей (что уж говорить об игре Берта Ланкастера, Алена Делона и Клаудии Кардинале?).

Несмотря на эпическую трехчасовую длительность, фильм смотрится достаточно увлекательно. Если вам нравятся романы и экранизации Стендаля — «Красное и чёрное», «Пармская обитель», то «Леопард» — это фильм снятый специально для вас. Действие происходит в более позднюю эпоху — в период освободительного движения Гарибальди, но проблематика схожа. Столкновение старого и нового, формирование буржуазного общества, судьба аристократической семьи в эпоху перемен.

Узнаваемая музыка Нино Рота, вносящая в фильм сатирические феллиниевские оттенки.

При просмотре становится очевидным, что «Леопард» оказал сильнейшее влияние на восточноевропейские и советские костюмные постановки 60—70-х годов о событиях XIX столетия. Фильм, с которого можно начинать знакомство с творчеством Висконти, не боясь быть шокированным.

10 из 10

18 сентября 2017

Фильм про жизнь!

Посмотрев данную картину, я увидел что этот фильм про жизнь, про войну, про любовь, про семейные отношения отцов и детей (В данном случае про отношение Дяди и Племянника), но всё же этот фильм про политику. То как можно заключить союз между враждующими странами с помощью семейных уз, а именно отдать племянника женится на дочери своего соперника.

По атмосферности фильм очень напоминает такие малозначительные вестерны. А сами съемки происходящие в живых локациях давали те нотки атмосферы, когда ты видишь то, о чём говорят персонажи указывая на далекие города.

Актёры играли достаточно убедительно. В большинстве случаев я им верил. Да и не верить таким именитым актёрам как: Алену Делону, Берту Ланкастру и Клаудие Кардинале, было бы весьма глупо. Хоть этот фильм и является одним из первых в их карьере, актеры выкладываются на все 99%.

Музыкальное сопровождение. Да безусловно музыка хороша, но она бы была хороша в отдельности от фильма, в самом фильме она не слишком сочетается. Я не говорю про внутрефильмовую музыку, то есть ту где играли музыканты на балах, какие то оркестры на парадах, эта музыка как раз таки сочетается, но не та которую написали после съемок.

Ну и наверно напишу самый главный минус, это затянутость фильма. Целых 3 часа идёт фильм. И видно было что какие то кадры медленные, затянутые. Убрать их и смысл фильма не потеряется (по моему мнению) из-за этого было немного скучновато, но благо сама интрига удерживала меня чтоб не заснуть!

Атмосфера: 8 из 10

Сценарий: 7 из 10

Актёры: 9 из 10

Визуальные эффекты: -

Спецэффекты: 9 из 10

Музыкальное сопровождение: 3 из 10

Хронометраж (для данного фильма): 3 из 10

7 из 10

25 февраля 2017

Мир стал зелено-бело-красным

«Немало дел свершится, но все окажется лишь комедией, шумной и романтической, и лишь несколько капель крови останется на шутовском наряде», — эта фраза принадлежит главному герою истории — сицилийскому феодалу, князю Фабрицио ди Салина по прозвищу «Леопард».

Роман «Леопард» создал старый аристократ, князь Джузеппе Томази ди Лампедуза. Для описания революционных событий с мая 1960 до мая 1910 годов, он использовал историю своего собственного рода, который брыл начало от Византийского императора Тиберия II и на протяжении нескольких столетий принадлежал к грандам Сицилии. С документальной точностью Джузеппе Томази ди Лампедуза, а затем и Лукино Висконти показали влияние революционного движения Гарибальди на сицилийцев вообще, и аристократию в частности.

Князь Салина — умный, полный противоречий и сомнений человек. Он горячо любит родную Сицилию, что в фильме постоянно подчеркивается импрессионистскими пейзажами. Князь видит надвигающиеся перемены, но до последнего надеется, что они лишь упрочат устоявшийся мир. «Князь Фабрицио при всех своих повадках Зевса томился вечной тоской и безучастно наблюдал за крушением, как своего сословия, так и собственного достояния, не имея ни малейшего желания воспрепятствовать тому и другому».

Висконти снял фильм завораживающей красоты, и при этом — наполненный до краев ощущением грядущими переменами, которые неминуемо обернутся для главного героя катастрофой. И что с того, что князь не хочет участвовать в политической борьбе? Политика сама к нему придет: достаточно вспомнить окрашенные в зелено-бело-красные цвета революционного триколора сцены обеда и бала.

Безусловная классика мирового кино. Лично мне хотелось, чтобы фильм был покороче, но едва ли такое возможно.

8 из 10

19 октября 2015

Последний аристократ империи

«- Мы — леопарды, львы. Те, кто придут нам на смену будут шакалами…» (с)

С кинематографическим наследием великого итальянского режиссёра Лукино Висконти, знакомится я начал совсем недавно. В качестве ознакомления с его стилем и режиссёрской манерой подачи материала, я выбрал такие известные картины классика как «Гибель Богов» и «Леопард». На первый из них рецензия мною уже написана, здесь же поговорим о втором. Как я предполагал изначально, «Леопард» оказался масштабной, костюмированной исторической лентой. Снято кино пафосно, очень красиво в плане операторской работы и работы художников по костюмам и реквизиту. Декорации для съёмок были построены также большие и красивые: интерьеры дворянских имений, улицы сицилийских городков 19 — ого века, кареты и пр. В визуальном плане, по построению и заполняемости кадра, по гармонии цветов и роскоши реквизита — фильм производит положительное впечатление. Способствует этому и широкоформатная киноплёнка, на которую была снята эта дорогостоящая европейская лента. Интересу зрителей добавляет также участие в фильме таких звёзд экрана как Берт Ланкастер, Ален Делон и Клаудия Кардинале. Так же особый интерес картина вызовет у людей интересующихся историей, ибо в центре сюжета находится Италия времён Гражданской войны. Но если вы не являетесь ни эстетом, ни киноманом, ни любителем истории, то скорее всего фильм вам не понравится. Заметил этот недочёт ещё в «Гибели Богов», которая впрочем по хронологии появилась позже «Леопарда» — фильмы Лукино Висконти нуждаются в сокращении. Например «Леопард» длится более трёх часов, но это идёт ленте во вред. Событий и каких то поворотов сюжета не так уж много, батальная сцена всего на всего одна, и расположена в первой половине картины. В какую то мелодраму об отношениях молодых героев картина так же не превратилась. Это масштабная кино-фреска минувшей эпохи, практически созерцательное кино. Здесь нет ярких событий и грандиозных потрясений, свойственных подобным историческим полотнам. Едва ли не медитативное воплощение стиля и фактуры, к которому сегодняшний зритель мало приспособлен. Поэтому рекомендовать «Леопарда» к просмотру абсолютно всем не буду. Но если вы цените визуальную сторону картин, костюмированные постановки и любите того же Алена Делона (здесь он ещё очень молод) — то вполне можете дать фильму шанс. При условии, что предварительно выкроите для него 3 часа своего свободного времени.

Кино получилось, как уже было сказано длинное, затянутое и не станем греха таить — скучноватое. Нет динамики развития сюжета, не особенно видно какие перемены принесла стране революция. Впрочем начинается фильм с цитаты главного героя — знатного князя Салины, смысл которой заключается в том, что всё рано или поздно возвращается на круги своя. В контексте всей картины можно истолковать такое вступление как авторское мнение Висконти (тоже, кстати принадлежащего к именитому итальянскому роду) о том, что все государственные перевороты, путчи и гражданские войны в итоге не приводят страну не куда. Со временем всё потихоньку становится также как и было. Только личности мельчают… Последнее показано на примере амбициозного, по началу героя молодого Алена Делона — племянника Салины — Танкреди. Сперва он вступил в ряды мятежников — соратников Гарибальди, после был в числе солдат регулярной армии, а затем и вовсе ушёл в отставку став юным буржуа, женившись на богатой дочери менее знатных соседей. Время леопардов действительно прошло, наступила эпоха приспособленцев…

Отмечая работу актёров, следует выделить мощного Берта Ланкастера, который блеснул в роли князя Салины, создав образ прямолинейного, честного но не во всём идеального семьянина. Перемены не слишком заботят его, ибо уверен он в том, что нечего серьёзного не случится в ближайшие пару сотен лет. После же жизнь в стане вероятно станет хуже… Ещё невероятно в тему позвучало его ироническое пожелание, что бы новая, замечательная власть наконец то сделала нормальные дороги, для нас это всегда актуально! Этой казалось бы незначительной шуткой кроется бездна смысла, в том числе понимания перемен. Если пришедшие в результате вооружённого переворота к управлению страной люди будут заботиться лишь о изменениях в политики государства, а не стараться реально помочь простым жителям, то какого то большого смысла в этих самых переменах нет. Отчего то революционеры и демагоги бредящие о свержении текущих режимов, подобных простых вещей не понимают…

Сценарий написан по мотивам книги Джузеппе Томази Де Лампедуза, самим Лукино Висконти и его соавторами, седи которых Сизо Чекки А’Мико, Паскуале Феста Кампаниле и Энрико Медиоле. Если бы его чуть сократить, то было бы только лучше. Но очевидно мэтр европейского кинематографа решил изначально иначе, раз выпустил на экраны такую длинную и скучную сагу. Только такие большие постановки предполагают наличие многочисленных событий, которые позволяют зрителю с интересом наблюдать за его развитием, а также перипетиями в судьбах героев. По такому лекалу выстроены такие знаменитые кино — саги как «Унесённые Ветром», «Бен Гур», «Доктор Живаго» и даже «Титаник». В то время как масштабная лента Лукино Висконти напоминает неоправданно растянутые режиссёрские работы голливудца Кевина Костнера — «Танцующий с Волками» и «Уайт Эрп». Даже дивная операторская работа Джузеппе Ротуно, и прекрасный саундтрек Нино Рота, ровно как и участие таких именитых артистов как Берт Ланкастер и Ален Делон изменить нечего не в силах. Одним словом, «Леопард» — не массовое кино «большого стиля», а практически «артхаус» строго на любителя.

17 сентября 2015

Смотрите классику

Замечательная постановка и режиссура от мастера итальянского кинематографа. Лично я получил удовлетворение, т. к. ещё с прочтения «Войны и Мира» люблю эту эпоху, люблю перелома в культуре, науке, укладе жизни. Даже старый князь в исполнении Берта Ланкастера сказал, на мой взгляд, гениальную фразу «если мы хотим, чтобы всё осталось как есть, нужно, чтобы всё изменилось». Она, как писали в школьных сочинениях, актуальна и по сей день. Что касается фильма, то там почти все идеально. Отдельно нужно обратить внимание на костюмы и атмосферу 60-х годов 19 века. Этот фильм даже на Оскар (за костюмы) номинирован. Ну а венцом является «Золотая пальмовая ветвь» Канского фестиваля.

Но как почти любой фильм с подобным сюжетом (вспомнить можно «Войну и Мир», «Лоуренс Аравийский» и т. д.) фильм немного затянут и нуден, хотя просмотр не заставит заснуть.

Можно долго петь дифирамбы как режиссеру, так и его творению, лучше посмотреть и сложить свое впечатление.

8 из 10

28 июля 2014

Буржуазная Революция глазами Режиссера из аристократической семьи

«Леопард» эпичное кинополотно Лукино Висконти. Умирающий старый аристократический мир на фоне революционных стихийных событий в Италии. Феноменальный и поэтический образ существования итальянской элиты. Пожалуй, один из самых зрелых и знаковых фильмов Висконти (хотя, по моему мнению, они все прекрасны). Абсолютно идеальная картинка, могучее внутренне наполнение, гармонично сочетаются и создают магию кино на три часа. Режиссер старается передать историю своего государства, пытается её понять и заинтересовать зрителя. Рассуждает, дает огромные порции пищи для зрителя.

Фильм Кубрика про авантюриста очень ярко перекликается с работой Висконти. Не знаю, вдохновлялся ли Стенли фильмом Лукино, но уважал точно.

Консерватизм аристократии, ее аморфность, неуклюжее сохранение древних принципов и традиций — все это происходит почти каждый век. Современные тенденции, развитие мысли, эволюция технологий, улучшение быта людей и увеличение темпа, ритма жизни — неизбежные процессы, под которые необходимо подстраиваться или остаться в своем старом, уютном, блаженном, неспешном мире. Выбор неизбежен.

Старость и покорность, разрушение семьи и рождение новой, покорность и покорённость; уход в забвение старой, искренней, принципиальной, основанной на древнейших традициях, власти и восхождение на пьедестал новой агрессивной, скользкой, хитрой, заостренной только на деньгах. Омертвевающее дерево клана Салина, доживающее свое последнее годичное кольцо — покорной и спокойной жизни.

Глава семейства Леопард — статный, незаурядный красавец. Глава семьи и представитель древнего княжеского рода. Образ мученика всего старого аристократического мира. Измученное лицо; брови, держащие ответственность за всю свою собственность и за свою большую семью, отягощенные всей полнотой забот и дум, отображающие всю печаль и боль умирающего мира; тяжелые, весомые глаза, наполненные всей грустью и тоской мира — это глаза уставшего «бога» у которого нет ни секунды покоя. Фантастической красоты бакенбарды и усы, дополняющие портрет старого главы семьи кошачьих — Леопарда. Фантастический образ, один из самых цельных, скрупулезных и эффектных.

Осознание своей старости и немощности сражаться в этом современном, быстроменяющемся мире, ненужность в нем — трагедия главного героя. Трагедия эклектичного мира.

Весь фильм повествует и анализирует историю, мир семьи Леопарда сквозь призму неспокойного времени. Красота Сицилийских равнин и фантастические виды Палермо, нарочито сочетаются с беднотой и нищетой гордого, богатого духовно народа — они идеальные люди, им не зачем меняться — они «Боги».

История движется по спирали — хитрые съедают сильных, мамонты вымирают, Шакалы искореняют Леопардов, продолжать можно бесконечно.

Блистательная сцена бала специально растянутая на более чем 50 минут, показывающая всю пафосность, вульгарность, уродство и невыносимую духоту плотности самых сильных и тем самым самых опасных людей. Они словно накаливают своей энергией пламя печи, в которой сгорает Леопард.

Падение Палермо и осознание своей старости — события одной цепи. Зритель догадывается и понимает, что произойдет с главным героем в конце фильма. Закат в нищем и обветшалом районе, в котором бродит уставший и смирившийся, но не опустившийся до уровня признания нуворишей — новой власти, которую требует современное веяние истории.

Бои и военные действия в фильме показаны пластмассово и игрушечно. Потешные игры Висконти. Но они абсолютно не должны быть дотошно реалистичными, они убедительно и основательно показывают настрой населения, всю отвратительность положения, упаднического и низменного, над справедливым и мирным.

Великолепный Берт Ланкастер. Американский актер, вписывающийся в весь интерьер европейского фильма. Блестящая и великая роль актера. Трудно представить в роли Леопарда другого актера. Молодой и прекрасный Ален Делон, раскрывающийся в фильмах Висконти полностью. Удивительный актер, сыгравший в ряде фильмах очень средне, но у Висконти он всегда хорош и великолепен. Обольстительная красотка Клаудия Кардинале, олицетворяет всю сказочную женскую долю. Все остальные актеры фантастические, второй план у Висконти всегда великолепен.

Шикарный саундтрек Нино Рота. Концепция мелодии ярко и плавно подводит нас к финалу фильма. Джузеппе Верди, как нельзя приходится гармонично.

Грандиозное кинополотно с эпичным размахом кинокисти, удивительно и стильно нарисованный шедевр мировой классики. Рекомендую к просмотру всем.

Осталось только посмотреть.

10 из 10

8 апреля 2014

Монументальное и тягучее кинополотно Лукино Висконти об эпизодах из жизни князя Фабрицио ди Салины на фоне скорого объединения Италии Джузеппе Гарибальди и словно жарких и выжженных пейзажей. Неспешная и величественная картина, благодаря которой можно ощутить ритм жизни итальянского дворянства и понять различные процессы, имевшие место в итальянском нобилитете второй половины XIX века.

Главный герой — могущественный аристократ, князь Фабрицио ди Салина в исполнении Берта Ланкастера, сильная и неоднозначная личность, которая словно возвышается над другими героями фильма. Но он бессилен перед своей судьбой — скорыми переменами, разрушением привычного для него мира. Он отчетливо понимает, что помпезному дворянскому обществу с его высокими идеалами и скрытыми пороками придет конец и начнется новая эпоха, где ему и его окружению уже не будет места.

Консерватор князь не видит перспектив общественного развития в связи со скорыми политическими изменениями, отмиранием дворянства и развитием капитализма. С одной стороны, главный герой самовлюблен и ценит только свои интересы, управляет и семьей, и своими имениями, с другой, он впервые за долгие годы осознает свое бессилие перед судьбой в виде необратимых политических и экономических перемен.

Лукино Висконти противопоставляет князю его молодого племянника, который с легкостью переходит от идеалов Гарибальди к служению королю. Знаменитый итальянский режиссер показывает необратимое — после великих личностей, словно подминающих под себя все вокруг, часто приходят к власти их потомки, выросшие в роскоши и достатке, которые не в состоянии удержать родительскую империю на плаву. Вот и племянник главного героя не понимает скорых перемен и не в состоянии просчитать все свои ходы, чтобы остаться в политической игре. Его больше волнуют торжественные балы, когда как князь уже видит скорую гибель этого мира. «Мы — леопарды, львы. Те, кто придет на смену, будут шакалишками, гиенами».

«Леопард» окончательно знаменовал отход Висконти от экранизаций историй в духе неореализма к постановке величественных историко-философских драм, детальной реконструкции прошлого, исследованию отдельных человеческих трагедий и страстей, института семьи на фоне коренных общественных преобразований.

23 марта 2014

Пока хоть листик у надежды бьется…

Три цвета итальянского флага — ими расписал свой фильм Висконти. Красный — алые рубашки гарибальдистов, гибнущих в первых кадрах при штурме Палермо, багрянец вечерней зари старой Сицилии и рассвета нового мира — цвет крови расстрелянных мятежников и губ юной, манящей Кардинале. Белый — все пастельные краски выжженной, пропитанной вечным зноем земли, мелкой, белой, как дробленая кость, всепроникающей пыли, палящего бледно-бумажного неба, паутины, заволакивающей бесчисленные и заброшенные залы древнего родового дворца — давний цвет аристократии еще со времен французской революции. Зеленый — только что пошитые новые офицерские мундиры сидящие, как влитые, на юных графах и баронах, редкие тенистые рощи, бесконечный, почти часовой бал в оливковых тонах, венчающий фильм — цвет молодости, обновления, весны, которая наступила в Италии после смутной эпохи Рисорджименто, объединения страны.

Центр средиземноморья, древний остров, вековое место притяжения различных цивилизаций, как Протей принимающий и прогибающийся, меняющий свой облик под очередной накатившей волной завоевателей. Середина девятнадцатого века. Очередные Бурбоны сброшены с очередного престола, на сей раз неаполитанского, уютно расположившегося на самом конце аппенинского сапога. И опять на Сицилию идут волны, на сей раз севера. Сначала Гарибальди со своими бригадами краснорубашечников — идеалисты, бессребреники, жесткие, витые из проволоки люди, неудобные в своей прямоте и одержимости. Вослед за ними эмиссары и администраторы северного короля Виктора Эммануила, подшивающего разрозненные лоскуты итальянских земель к Сардинскому королевству. Эти уже оборотисты, ухватисты, с ними можно вести дело не оглядываясь на идеалистические благоглупости, сохранить прежний удобный уклад вещей, для виду поменявшись и присягнув новому монарху. Князь Салина (Ланкастер) со своим немалым семейством и бойким племянником бароном Танкреди (Делон) оказывается в центре событий, как представитель родовой знати, горстки людей, держащих в своем кулаке старый патриархальный остров. Фильм охватывает несколько месяцев в течение которых Сицилия в очередной раз встретит наплыв варваров, для вида поклонится, сменит прическу и вечерний наряд, следуя новой моде — все для того, чтобы по сути остаться прежней.

Как в старом калейдоскопе фильм содержит множество слоев, картин. Встряхнул коробочку — вот перед тобою встает зарисовка из жизни одного из последних итальянских феодалов, встряхнул еще раз — всплывают извечные проблемы недопонимания Севера и Юга, еще движение руки — процесс первичного накопления капитала, проходимцы, как всегда ищущие возможности пробраться в аристократические салоны. Все это вкупе с церковными, этическими вопросами, центральной любовной линией Делон-Кардинале, ну и бесконечными, практически автобиографическими виньетками, вставленными самим Висконти, аристократом, потомком миланских герцогов, видящем в могучем, но угасающем вместе с эпохой, князе Салина, свое альтер-эго.

«Леопард», или «Гепард», если следовать оригинальному названию, появился на свет только благодаря случаю. Найденная рукопись в столе умершего критика и аристократа Джузеппе ди Лампедузы попала в нужные руки и прогремела на всю Италию конца пятидесятых, оказавшись, как никогда, актуальной для нации, расколотой социальными и политическими конфликтами, бесчисленными борениями правых и левых, миланцев и сицилийцев. На роман или, скорее, сборник новелл, посвященных нескольким десяткам лет семейной истории и нескольким поколениям благородных предков Лампедузы, обратил свое внимание известный уже режиссер, неореалист, социалист Висконти. Компактный, но сложный и емкий текст великолепно подходил к новому, постепенно формирующемуся у Висконти после «Чувства» большому стилю «фрески» — широкого, панорамного историко-психологического кино. История тающего, угасающего как ледяная глыба, аристократического сицилийского семейства стала, в итоге, поворотной и для самого режиссера, отобразившись резонансом в большинстве его последующих фильмов, а сама лента задала каноны масштабной исторической драмы, наравне с «Войной и миром» и «Унесенными ветром».

Анфилады коридоров, расставленные в шахматном порядке фигурки персонажей, гулкое эхо дворцовых залов, где по углам прячутся семейные тайны и трагедии, случившиеся позавчера или пять веков назад, все это зритель встретит у Висконти не раз после «Леопарда», как и потомков героев фильма — медленно распадающихся, вырождающихся, разменивающих титулы на серебро нуворишей в неравных браках, погружающихся в адюльтеры, инцесты и заканчивающих, в итоге, свое существование в облике того же постаревшего Ланкастера, одиноко скитающегося в «Семейном портрете» по своей огромной римской квартире, заваленной воспоминаниями и родовыми артефактами. А пока оставим героев молодых, влюбленных, кружиться на бесконечном оливковом балу под музыку полузабытого вальса Верди. Впереди вся жизнь, молодость, надежда…

5 ноября 2013

«Чтобы все осталось по-прежнему, все должно измениться».

Фильм Лукино Висконти» Леопард»-историческая киноэпопея, снятая в 1962 году по мотивам одноименного романа князя Джузеппе Томази Ди Лампедуза. Фильм «Леопард» считается одной из вершин мирового киноискусства. В 1963 году на Каннском кинофестивале получил Золотую пальмовую ветвь, а в 1964 году номинирован на Оскар за лучшую работу художника по костюмам (цветные фильмы).

Действие фильма разворачивается на фоне падения города Палермо и всего королевства Обеих Сицилий перед отрядами гарибальдийцев и последующего становления объединенной Италии. Глава семейства князь Фабрицио ди Салина (Берт Ланкастер) остается верен девизу своих предков-«Чтобы все осталось по-прежнему, все должно измениться»- и присягает на верность савойцам. Скоро ему приходится столкнуться с последствиями своего решения: мир аристократии, к которому он принадлежит, неумолимо уходит в историю, а на смену леопардам приходят шакалы. Также в фильме прослеживается судьба его молодого племянника Танкреди (Ален Делон). Князь не сомневается, что Танкреди ждет большое будущее на службе государства. Танкреди -оппортунист, сватается к прекрасной дочери нувориша Калоджеро-Анджелике (Клаудия Кардинале) и в этом князь оказывает ему поддержку.

Все нити фильма сходятся в 51-минутной сцене бала. Звучит музыка Нино Рота. Джузеппе Верди и Винченце Беллини, бал решен в красном, белом. зеленом -цветах гарибальдийского знамени. Эти моменты в фильме очень красивы, под музыку валься Джузеппе Верди кружатся Танкреди со своей невестой Анджеликой. По режиссерской задумке балл производит на зрителя впечатление невыносимой духоты. Князь не находит себе места и бродит из комнаты в комнату, как будто в поисках покоя. В отличие от книги в фильме не показана смерть князя. И все же сцена бала не оставляет у зрителя сомнений в скорой ее близости. Князю ди Салина с его воспитанием и понятием о чести никогда не приспособиться к миру,. которым правят выскочки-нувориши.

Это — поистине шедевр., высший фильм, один из лучших, когда -либо виденных мною. Потрясающая игра актеров, потрясающая музыка и очень много красоты. От просмотра этого фильма получила огромное удовольствие. Смотреть обязательно всем.

10 из 10

Если было бы можно, поставила бы больше.

29 апреля 2013

«… если мы хотим, чтобы всё осталось как есть, нужно, чтобы всё изменилось».

Если бы я мог сравнить кино с настоящим искусством, из всех увиденных картин выбрана была бы эта, поспорить с которой может только наша Война и Мир.

… сильнейший фильм о переменах и чувствах ушедшего времени, о семье и особой атмосфере Сицилии, склонной как к насилию, так и сладостной неподвижности, когда губительно красиво и чисто, пыльно и душно, где норма жизни еще безупречна и не испорчена, когда запах революции свеж и привлекателен, но переменчив, а бедность покорна и не лишена достоинств, и не нуждается в плохих советах. Изысканная ностальгия Лукино Висконти, тем не менее, признающего ход жизни, что неизбежно всё должно меняться, но всё останется по-прежнему, только хуже.

- Я сделал важное политическое открытие, знаете, что происходит в стране — ничего, всего лишь неизбежная смена классов… Мы не слепы, мы просто люди, что живут в меняющемся мире, мы как водоросли, что колышутся под набегающими волнами…

… всё в лично высказанных подробностях художественной картины перфектциониста, осуществленный шедевр в наследие веку следующему, прошедшего под бой всепоглощающей политической игры, технического прогресса и социальных утопий. Под бой, который кажется не прекращается, после роскошного и затянувшегося бала, где изящно красиво двигаются люди, в черных и вечерне белых платьях, а тот кто старше, с размеренностью благородного хищника безнадежно спокойно делится своей мудростью, похоже влюбившись в смерть.

- Я принадлежу к уходящему классу, безнадежно испорченного прошлым режимом, и у меня нет иллюзий… Мы леопарды, львы, а наше место займут шакалы, гиены. Но все мы: леопарды, шакалы и овцы, будем считать себя солью земли.

… и эта тройка Берт Ланкастер, Алан Делон, Клаудия Кардинале идеально вписывается в тот умирающий романтизм перед событиями новых ценностей, которые, как настоящие те, так и эти наши другие, увы не для всех. Как и любой кинокадр, который классически выражен, наполнен и завершен тем самым пронзительным светом и музыкой, что важен для создания нужного восприятия момента. И всё именно так, а Делону можно только позавидовать, сыграть сразу в трех лучших картинах и навсегда оставить себя молодым и красивым. Как и нельзя проигнорировать появление Анжелики, эта сцена вершина тонких штрихов истинного ценителя красоты, и то как она представлена в лицах мужчин, вынужденных поправлять свой вид, забывая о странно одетом госте в белом галстуке, который для них первое проявление издержек революции.

- Смотрите, святой отец, смотрите, какая красота! Никакие короли с бунтарями не смогут разрушить это волшебство… И они никогда не захотят стать лучше, их тщеславие сильнее их убожества,… но даже в безнадежности есть утешение.

И только в совершенном воплощении искусства можно утопить любовь и печаль.

20 ноября 2012

Сицилия 1860—62 годов. Князь Фабрицио Салина (Берт Ланкастер) — благородный аристократ, пытающийся сохранить свою семью и отстоять привилегированный образ жизни, который на фоне бурных социальных потрясений в стране кажется становится всё более призрачным. Ценности Фабрицио не вполне разделяет его прагматичный и молодой племянник Танкреди Фальконери (Ален Делон), имеющий другие планы на статус в формирующемся новом порядке, и способный ради услады собственных амбиций пойти наперекор семье.

Снятый по одноименному произведению сицилийского аристократа Джузеппе Томази ди Лампедуза, чей роман многими был отвергнут за слишком сочувственное отношение к дворянству и чересчур пренебрежительное к среднему классу, «Леопард» стал отчасти личной картиной Лукино Висконти, который разглядел в истории Фабрицио Салина свою. Дворянин по рождению, коммунист по убеждению, Лукино Висконти был человеком вне времени, лелеявшим культуру старой аристократии, но отвергавшим свое привилегированное положение и эксплуатацию крестьянства. Направив пристальный взгляд в прошлое, настоящее и будущее, Лукино Висконти создал картину прослеживающую многочисленные политические маневры и замешательства в итальянской истории 19 Века, а также показывающую силу игры и своевременных решений, ну и конечно разоблачение идеологии подрывной буржуазии, как предвестника фашизма и общего бескультурья.

Есть две основополагающие темы в этом фильме. Во-первых, это угасание эпохи и как следствие образа жизни. Фильм «Леопард» благодаря богатому визуальному эффекту напоминает классический голливудский эпос «Унесенные ветром» как темой, так и периодом, в котором он протекает. Итальянская борьба за независимость с одной стороны и гражданская война в Америке с другой. Оба этих временных отрезка были построены на системе эксплуатации низших классов народа и в итоге привели к существенным изменениям в общем раскладе сил.

Второй темой является психологический портрет князя Салина, блестяще демонстрируемый Ланкастером. Классический лидер — альфа-самец. Его личные качества достойны восхищения. Он родился чтобы побеждать, он ценит толк в женской красоте и практически морально безупречен. Он видит яснее, чем большинство, но его образ жизни подходит к концу. Он чувствует влечение к прекрасной Анжелике (Клаудия Кардинале), но ему приходится сталкиваться с тем, что он слишком стар для нее. Но Висконти не сообщает об этом с душевными речами, и не шепчет намёками. Он направляет своих актеров, чтобы передать всё это при помощи взгляда и тонких изменений в языке тела, которые оказывают своего рода животный магнетизм, под чары которого сложно не попасть.

Визуальный стиль «Леопарда», снятый в старом добром техниколоре, связывает его с очень классическим подходом к кино, а эпизодические повествования помечают его как весьма современный фильм, большое внимание в котором уделяется динамике между группами людей, будь то различные религиозные службы, официальные обеды и, конечно же, завершающей всё это почти часовой бальной феерией, символизирующей развенчание дворянства в обмен на буржуазию. Эстафета символически воплощенная в долгий танец, в котором дворяне и буржуазия совместно обитают в одном пространстве, а также наблюдают за объединением двух классов в лице Танкреди и Анжелики, сменяется силуэтом Фабрицио Салина — скользящего подобно тени по залам особняка и находящего своё место в библиотеке, где весьма символично его образу предстаёт картина Жана Батиста Грёза «Наказанный сын», дающая возможность ему найти себя одним из основных героев полотна. Фабрицио чувствует приближение смерти. Понимает, что его время прошло. Он больше не является частью этого мира. Он ведёт хронику объявленной смерти. Пока смерти не физической, но уже душевной. Наблюдая за жизнью князя, его идеями, мыслями, желаниями, печалями он не дал понять ничего о своих эмоциях. Но уже слишком поздно. Подобно прустовским поискам утраченного времени Фабрицио Салина, блеснув в последний раз своими роскошными бакенбардами, растворяется во тьме узких улочек, оставив позади себя лишь отзвуки бесед, дуновения ароматов и осыпавшиеся лепестки воспоминаний длиною в целую эпоху, где «время ускользает в краткий миг между сном и пробуждением».

«Леопард» — это не история о добре и зле, это выразительный портрет человечества со всеми его недостатками, имеющими место вне времени. «Леопард» является абсолютным праздником для глаз, красочной палитрой, где каждый кадр выглядит как экспрессионистское полотно 19-го века, где кисть художника фиксирует мельчайшие детали, будь то оригинальные оттенки красного у солдат Гарибальди, или восстановленные красоты фресок и дворцов в сицилийском ландшафте. Уникальный визуальный стиль Висконти, переполненный эстетизмом в каждом кадре, сделал «Леопард» одним из выдающихся произведений в карьере прославленного итальянского мэтра, демонстрирующего не только богатый исторический эпос, но и современный подход к истории, где прошлое и настоящее образуют сложный узор, уносящий вперёд.

10 июля 2012

Всему этому должен был бы прийти конец, однако все останется таким навсегда, разумеется, речь идет о доступном человеку «навсегда», то есть на сто, на двести лет… а потом все будет по-другому, но еще хуже. Мы — леопарды, львы; те, кто придет на смену, будут шакалишками, гиенами; но все мы, леопарды, шакалы и овцы, — будем по-прежнему считать себя солью земли.

Джузеппе Томази ди Лампедуза «Леопард»

Замечательный фильм, благодаря которому я обратил внимание на творчество Джузеппе Томази ди Лампедуза — очень, кстати, достойного автора.

В отличие от литературного первоисточника Висконти не стремится рассказывать историю о гордом князе Салине, который жил в эпоху Рисорджименто и очень переживал стремительные перемены в социальной жизни, не находя себе места в формирующемся «новом прекрасном мире».

Для Висконти, славящегося своим происхождением этот фильм — акт примирения между его аристократическими корнями и коммунистическими взглядами. На примере князя Салины и его племянника Танкреди Висконти, режиссер отлично показывает различное отношение к жизни и материальным ценностям. Висконти показывает нам насколько сложными были взаимоотношения среди итальянской аристократии, но выводы, остается делать зрителю.

В этом весь Висконти. Он просто создает «идеальную картинку» из жизни другой эпохи, и при этом мы можем соотносить ее с современностью и вопросами социальной справедливости в Европе 20 века. В то же время, можно затаив дыхание следить за прекрасным костюмным историческим фильмом.

Нужно сказать, что все актеры сыграли прекрасно — по другому у Висконти не происходит. Но фильм стал бенефисом для Ланкастера. Пожалуй, таким одухотворенным и неразрывно связанным с образом, он не представал еще ни в одном фильме (а ведь мы говорим о голливудской звезде у которого за спиной был уже не один десяток успешных киноработ).

Висконти демонстрирует мастер-класс по созданию костюмных психологических драм. Все то, что только прослеживалось в его «Чувстве» заиграло яркими красками в «Леопарде».

Думаю, это самая лучшая киноработа Лукино Висконти.

10 из 10

1 июня 2012

Леопард не может сменить свои пятна

В наших учебниках истории Италия теряется из виду после распада Священной Римской империи и «обнаруживается» только в XX веке с приходом к власти фашистов. Что творилось на «сапожке» в промежутке между этими эпохами ведают, разве что, историки, а для рядового человека, не связанного с музой Клио профессиональными обязательствами, события на Апеннинах прошли как-то мимо. К примеру, английскую Реставрацию мы знаем, французскую тоже, а вот итальянское Рисорджименто — нет. Дабы хоть как-то попытаться устранить эту несправедливость, можно посмотреть ленту Лукино Висконти.

Князь Салина, глава старинного именитого рода, напоминает большого красивого леопарда, лениво нежащегося под теплым сицилийским солнцем, наблюдая, как один строй сменяет другой, как место величавых и грациозных представителей семейства кошачьих занимают гиены и шакалы. Казалось бы, у него достаточно сил и власти, чтобы влиться в эту новую жизнь, однако, как гласит одна английская пословица, являющаяся переделанной библейской цитатой, леопард не может сменить свои пятна — так и Салина не может изменить своим принципам и устоям. Застряв между двумя мирами и не находя себе места ни в одном из них, князь с грустной улыбкой смотрит на происходящее, все больше задыхаясь от нехватки кислорода в обществе безнравственных нуворишей.

Ощущение невыносимой духоты пронизывает весь фильм. Пейзажи выжженной солнцем сицилийской земли, где едва ли можно найти дерево, чтобы укрыться от испепеляющего солнца, большой хронометраж, а именно три часа экранного времени, и донельзя медлительное развитие действия — все создает впечатление знойного летнего дня, когда от показателей градусника голова идет кругом. Жеманно целующаяся пара Делон-Кардинале только придает картине приторность, и ближе к концу второго часа довольно сложно справиться с дремотой, что сделать все-таки нужно, так как лента достойна того, чтобы досмотреть ее до конца.

Терзания князя Салина будут понятны любому зрителю, так как нет такого государства, где не было бы таких же выброшенных на обочину истории людей, потерявшихся в ходе судьбоносных для страны событий. «Леопард» — это своеобразный киноурок чести и достоинства, несколько затянувшийся, однако от этого не менее ценный и необходимый.

7 из 10

23 мая 2011

Лукино Висконти — «Леопард»

Фильм глубоко несчастного и вместе с тем просветленного человека. Тема, снимающего главным образом в пожилом возрасте Висконти, банальна до изумления — стареющий князь Салина занимается брачной политикой, участвуя в судьбе Танкреди и способствуя браку этого молодого аристократа с богатой буржуазной девушкой.

Да это же естественно, это история о всех дворянах и что в ней собственно кинематографического и вообще художественного? Очень многое, потому что многие сочтут историю вовсе не художественной. Это история брака по расчету, который в реальности очень часто претит молодым, культивирующим страстный брак, брак по любви, брак, часто идущий наперекор воле родителей и традиций.

Сам Лукино Висконти из этой породы молодых, проживший жизнь человека, придерживающегося нетрадиционных ценностей в частной жизни. И Лукино Висконти приходит к переосмыслению всех ценностей в пожилом возрасте — своем самом продуктивном возрасте.

Лукино Висконти в пожилом возрасте — консерватор, с высокой интенсивностью отстаивающий с помощью искусства простые традиционные ценности. И это не мировоззрение даже, а поведение князя Салина представлено нам на фоне грандиозных исторических событий — движения Гарибальди за Новую Италию. Это перекликается с современностью, когда в 63 году Висконти провидит молодежные волнения 68 года. Молодежь — бунтует и Танкреди участвует в молодежном движении, правда с характерно аристократическими легкомыслием и поверхностностью.

Пожилой князь Салина оказывается поразительно тактичным и разборчивым в ценностях вообще, способствуя Танкреди счастливо продолжить свой род, иметь семью, предоставляя Танкреди, хотя бы на экране кинотеатра все то, чего был лишен сам, оставшись на старости лет одиноким человеком. Человек нетрадиционных ценностей в своей частной жизни Лукино Висконти оставляет нам как свое духовное завещание весьма консервативное мировоззрение, что представляется крайне поучительным опытом.

Висконти поэтизирует простой в сущности консервативный подход к выстраиванию личной жизни, который часто недооценивают те, кто естественным для себя образом практикует его, зато переоценивает Лукино Висконти выступая ангелом, провозвещающем благое в консерватизме.

Лукино Висконти достоин армии поклонников благодаря своему зрелому и пожилому творчеству не предоставляющему молодых самим себе, а спасающему их судьбы от хаоса.

Фильм, в котором простые в сущности вещи прописаны с большой буквы.

11 марта 2011

Львы уходят, шакалы остаются

Блистательно!

Полутона чувств, замысловатая игра света и тени, сложные характеры героев, в которых актеры просто растворились. Книга («Гепард» Ди Лампедуза), как и ювелирно созданный по ней фильм: это такой реквием по умирающей, почти уже мифической старой Европе. С ее идеализмом, романтизмом, элегантной неспешностью, дворянской честью и аристократизмом — проигравшей столкновение с новым миром буржуазных ценностей, революциями, техническим прогрессом и жадностью нуворишей, — с самими Временем

21 ноября 2010

Мы — леопарды, львы. Те, кто придет нам на смену, будут шакалишками, гиенами (фраза из фильма)

Великий итальянский режиссер Лукино Висконти во многих своих фильмах экранизировал книги. «Леопард» не является исключением. Фильм снят по одноименному роману писателя Джузеппе Томази ди Лампедуза, роману, посвященному такому периоду в итальянской истории, как эпоха Гарибальди, и параллельно с этим — истории князя, дворянина старой закалки, вступающего в мучительный конфликт с окружающим миром.

Книга читается очень тяжело. Очень остро ощущается внутреннее состояние главного героя, князя дон Фабрицио ди Салина, мудрого аристократа, который осознает неизбежность перемен и не пытается себя обмануть.

Лукино Висконти блистательно воплотил книгу на экране, создав шедевр продолжительностью три часа. Неторопливый, продуманный шедевр, где все чувства, вся суть — в жестах, взглядах и чем-то невысказанном, но висящем в воздухе.

Исторические факты гласят, что Лукино Висконти пригласил на роль князя Салины Берта Ланкастера, дабы последний, являющийся голливудской звездой, проспонсировал фильм. Если им верить, то бартер режиссера и актера был более чем выгодным. Именно Ланкастер в фильме «правит балом». На его фоне меркнут абсолютно все, включая еще двух главных героев: его племянника дона Танкреди (сыгранного молодым в то время Аленом Делоном, который был любимцем Висконти) и Анжелики Седары, которую Танкреди по сюжету берет в жену (сыгранную Клаудией Кардинале). При всем уважении к данным деятелям — они на фоне князя просто теряются.

Мне в процессе фильма вспомнилась драма немецкого драматурга Фридриха Шиллера «Вильгельм Телль». Нет, история меткого стрелка из лука тут категорически ни при чем. У Шиллера в его произведении есть короткая сцена, весьма колоритно показывающая отношения старого барона с его племянником.

В шелку блистаешь, горд пером павлиньим,

Австрийский плащ пурпурный на плече…

Что-то похожее наблюдается и в отношениях князя Салины с его племянником Танкреди. Только с поправкой на эпоху: дон Танкреди примыкает к рядам гарибальдийцев. Однако это не занимает первого места в «Леопарде». На первом месте — именно внутренний мир князя, его переживания, размышления, поведение, внутренние метания. А то, что его племянник примкнул к Гарибальди, является скорее неким приемом, позволяющим подчеркнуть то, кем является князь Салина. Дон Фабрицио не принимает участия в политической борьбе, он понимающе глядит на перемены и чувствует одно: неизбежный уход того времени, которому он принадлежит. Историческую необратимость гибели своей эпохи.

Повторюсь — именно Берт Ланкастер блистательно воплотил образ мудрого феодала-аристократа. Именно он является украшением фильма и «нервом» картины. Более того — это еще сильнее подчеркивает символику названия — на протяжении всего фильма он величав, строен, нетороплив, подвижен и поразительно естествен. Когда смотришь на него, то невольно приходит на ум мысль о диких кошках — грациозных и прекрасных.

Финал фильма является открытым, хотя Висконти дает зрителю весьма четкое понимание того, что будет дальше, в словах, которые князь произносит в одной из сцен:

«Я принадлежу к уходящему классу, я свободен от иллюзий и не способен к самообману. Мы — леопарды, львы. Те, кто придет на смену, будут шакалишками, гиенами».

Однако этот момент стоит немного «обыграть». В этой фразе князя Салины отображается прежде всего то, про что уже было сказано — историческая необратимость гибели самой эпохи, к которой принадлежит дон Фабрицио. Времена меняются. С эпохой Гарибальди, по мнению князя, начнется иное время — время шакалов и гиен. К которому, судя по финальным эпизодам фильма, Танкреди, любимый племянник князя, сможет приобщиться сполна.

Однако Висконти, давая безжалостную характеристику тому, что придет на смену уходящей эпохе, все же оставляет зрителю возможность подумать и немного дать волю воображению. Именно «полуоткрытым» финалом своей картины. Пусть сама гибель эпохи неизбежна. Но в отношении самого князя Салины, Висконти оставляет и своему герою, и зрителю — свободу мышления и свободу совести.

И именно по этой причине концовка «Леопарда» многозначительна и прекрасна. Прекрасна, как пейзажи Италии 19 века, как дворцовые интерьеры той эпохи, как музыка Джузеппе Верди и Нино Рота, играющая в фильме, как звучащие в картине фразы, как, в конце концов, прекрасны главные герои Анжелика Седара, дон Танкреди и князь Салина. Концовка не бьет зрителя по мозгам, как, впрочем, и сам фильм. Ею, да и Бертом Ланкастером в последней сцене, просто любуешься. Как, впрочем, можно любоваться каждый кадром и каждым жестом в «Леопарде».

«Леопард» — это историческая драма, драма, наполненная тонким психологизмом. Что, впрочем, присуще всем работам Висконти.

7 августа 2009

Это великое полотно! Эпопея! Творение Мастера!

Фильм завораживает с первого кадра: режиссерская, операторская, актерские работы великолепны. Панорамы Сицилии воистину прекрасны. Дух тех времен и тех событий завораживают. Персонаж князя Солины исполненный Бертом Ланкасером вызывает особое восхищение: не отметить или забыть его не возможно. Висконти за этот фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля 1963 года абсолютно заслужено.

Всем киноманам смотреть обязательно!

26 мая 2009

Мелодрама Леопард появился на свет в далеком 1963 году, более полувека тому назад, его режиссером является Лукино Висконти. Кто играл в фильме: Берт Ланкастер, Ален Делон, Клаудия Кардинале, Паоло Стоппа, Теренс Хилл, Лучилла Морлачи, Оттавия Пикколо, Карло Валензано, Брук Фуллер, Лола Браччини, Ховард Нельсон Рубьен, Тина Латтанци, Марчелла Ровена, Рина Де Лигуоро, Валерио Руджери.

Расходы на кино составляют примерно 2900000000 (входит в список самых дорогих кинокартин в мире).В то время как во всем мире собрано 268,678 долларов. Производство стран Италия и Франция. Леопард — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.