Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Самый край |
английское название: |
The Very Edge |
год: | 1963 |
страна: |
Великобритания
|
слоган: | «No woman should see this film without a man!» |
режиссер: | Сирил Франкель |
сценаристы: | Элизабет Джейн Ховард, Лесли Брикасс, Вивиан Кокс, Рэймонд Стросс |
продюсер: | Рэймонд Стросс |
видеооператор: | Роберт Хьюк |
композитор: | Дэвид Ли |
художник: | Артур Лосон |
монтаж: | Макс Бенедикт |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 апреля 1963 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Посвящение Джереми Бретту…
От того, как ты посмотришь, зависит то, что ты увидишь…
На первых секундах, до титров… Мерное бесстрастное тиканье часов в полумраке. Белые перчатки. Огромные. Кто-то с грохотом роется в ящиках комода… Ага, наконец-то, ножницы! Одной левой(!) уверенным движением из сложенной гармошкой белой бумаги быстро выстригается какая-то фигурка. Теперь перчатки медленно растягивают бумажную ленту и… вот вам первая отсылка — Артур Конан Дойл «Пляшущие человечки».
Goodness Gracious Me!..И это еще не все!.. На титрах — рваный ритм почти бондовской музыкальной темы. Визитная карточка от Дэвида Ли. Джазиста, написавшего весьма известные в свое время музыкальные скетчи и рекламные заставки. Мелькает шальная мысль: уж не комедию ли, помноженную на триллер, нам собираются подавать?!
Perhaps, Perhaps, Perhaps… Все может быть… Лица незнакомца не видно. Камера держит в фокусе черные ботинки. Что ж, эти ботинки в фильме еще не раз нам встретятся, нагнетая атмосферу саспенса… Теперь камера выхватывает блюдце. И кошку, напряженно ожидающую, когда же хозяин нальет молока и уйдет… Следующий кадр ослепляет ярким солнечным светом. И открывает семейную идиллию молодой супружеской пары. В счастливом ожидании своего первенца…
True?.. False?.. Not Stated/Don`t Know?.. It`s as simple as that…
Помнится, первый раз посмотрела эту картину год назад. Исключительно из любви к Джереми Бретту. Так хотелось увидеть его молодым и красивым, ровно за двадцать лет до его культового Шерлока Холмса. Да еще в роли маньяка! Сразу по первым впечатлениям выстроилась цепочка тегов: неразделенная любовь — наваждение — роковое влечение — степень доверия — супружеская верность. Фильм определенно заинтересовал. Вербальный минимализм. При визуальном акцентировании деталей. Осколок зеркала 1960-х. Сейчас, т. е. год спустя, в очередной день рождения Джереми Бретта, осмеливаясь повторить попытку «заглянуть в Зазеркалье»… я с ужасом осознаю глубину пропасти, в которую ВРЕМЯ магически затягивает поколения и их культуру. Или это только я одна так вижу?..
Итак, ПРАВДА. I Can`t Stop Loving You… Я за тобою следую тенью… Упорный в своем преследовании intruder/stalker Муллен бесцеремонно вторгается в тихую и размеренную, как часы, жизнь четы Лоуренсов. Да, он такой. Буйная, неистовая натура. Психопат? Ну… НЕ ЗНАЮ… Джереми Бретт здесь безумно хорош собой и невероятно притягателен. Любовь на все лицо. Непостижимо! Думаете, он не знает, что с этой любовью делать? Знает! Более того, его герой знает, чего хочет. А хочет он — ни много, ни мало — Трейси. И он готов добиться цели любой ценой, даже применяя силу. Живет по принципу: «Действуй или умри»… Нет! И зачем ему эта Трейси Лоуренс?! Всплыли в памяти строки Бориса Пастернака: И прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен… Самое интересное, что складывается впечатление, что в душе жертвы постепенно страх перед странным незнакомцем замещается чем-то иным. На наших глазах сплетается какая-то мистически предопределенная психологическая нить. То, что позже назовут и растиражируют как fatal attraction. И вдруг ты кожей чувствуешь: в твой мир врывается ФАЛЬШ. Твой муж по непонятным причинам не хочет или не может элементарно справиться с ситуацией. Просто не может быть exceptionally intellegent. Ирония ситуации как раз в том, что работает он в Intelligent Service.
False dilemma?.. Or black-and-white thinking…
Ложная дилемма — ошибка в рассуждении (например, при принятии решения), заключающаяся в упущении иных возможностей, кроме некоторых двух рассматриваемых. Как правило, одна из возможностей отметается как логически ложная или как неприемлемая, после чего оставшаяся принимается за истинную, приемлемую, в пользу которой делается выбор. При этом, утверждение о существовании только двух возможностей не доказывается; третья возможность (или большее число возможностей) не ищется. Википедия
Пожалуй, предоставлю вам самим возможность далее раскрывать другие секреты фильма, затрону еще только ЛЮБОВЬ…
Love is something far more than desire for sexual intercourse; it is the principal means of escape from the loneliness which afflicts most men and women throughout the greater part of their lives.
(с) Bertrand Russell… Marriage and Morals. Ch. 9: The Place of Love in Human Life
Бретт каждым своим появлением в кадре с неумолимостью роковой предопределенности задает фильму нужную тональность! О, как убийственно мы любим… Неотвратимая неизбежность трагической развязки уже обозначена изначально в самом заглавии этой ленты «Самый край» — слышите, звучит нечто обрывающееся, фатальное… «When the Cup is brim full before, the last (though least) superadded drop is charged alone to be the cause of all the running over» (1655) The Wordsworth Dictionary of Proverbs
He`s after me… Not after anyone else…
Трейси меняется на глазах. Теряет и обретает. Взрослеет. Смелеет и по-женски мудреет. При этом остается самой собой. Той самой девушкой с обложки журнала Vogue, vaguely моментами так похожей на Софии Лорен и Мишель Мерсье. Кто мог предположить в далеком 1950 году, что хорошенькое личико и классная фигура Вайолет Притти (буквально в переводе с английского — «прелестная фиалка») скрывают драматический талант актрисы? Да-да, таково было настоящее имя Энн Хейвуд, когда она завоевавала титул Miss Great Britain. И именно фильм «Самый край», третий из восьми совместных с супругом и продюсером Раймондом Строссом проектов, стал основополагающим для ее дальнейшей актерской судьбы. Как определили критики, «a hint of what was to come». Поскольку далее ей предстояло пережить не только свое триумфальное восхождение к получившему мировое признание фильму «Лис»/ The Fox (1967) по одноименному роману Д. Г. Лоуренса, но и своеобразное снисхождение публики из-за потока фильмов в стиле sexploitation. Случайных случайностей не бывает…
Take my hand, take my whole life too… Иногда — это просто движение, возвращение к жизни за секунду до смерти. Иногда — достаточно просто протянуть руку и поверить тому, кто тебя любит…
Очень и очень жаль, что в своё время этот фильм не продублировали для нашего зрителя. Оно и понятно: «железный занавес» скрывал от наших глаз практически всё британское кино, за исключением фестивального. Эта картина — своеобразный английский особняк на берегу бушующего океана британского независимого кино «рассерженного поколения». Сирил Франкель, запустивший звездную карьеру Ричарда Харриса и Шона Коннери, стилистически расширяет рамки, заданные обычной экзистенциальной драмой. И нечеткая логика его фильма парадоксально определяет на первое место ЛЮБОВЬ как ЖЕРТВУ…
Сенсорика после просмотра — mutual misunderstanding, взаимонедопонимание, так необыкновенно переданное: Elton John — Sacrifice
…It`s a human sign When things go wrong
When the scent of her lingers And temptation`s strong.. .
…And it`s no sacrifice, just a simple word
It`s a two hearts living In two separate worlds…
Раритет. Вне времени и вне оценок.
Larrix
4 ноября 2014