Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Молодые Афродиты |
английское название: |
Mikres Afrodites |
год: | 1963 |
страна: |
Греция
|
слоган: | «A Beautiful, Breathtaking Story!» |
режиссер: | Никос Кундурос |
сценаристы: | Костас Сфикас, Вассилис Вассиликос, Лонгус, Theokritos |
продюсеры: | Никос Кундурос, Дэниэл Бурла, Гиоргос Зервос |
видеооператор: | Джованни Варриано |
композитор: | Яннис Маркопулос |
художник: | Никос Кундурос |
монтаж: | Гиоргос Цаулис |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 сентября 1963 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 28 мин |
Действие происходит на неком острове. Спустившись с гор юный пастух влюбляется в красивую девушку. Чтобы привлечь её внимание он преподносит ей мертвого пеликана. Случайно юные герои становятся свидетелями любовных более старшей пары.
На основе известного романа 2 в. н. э. «Дафнис и Хлоя» греческий режиссер Никос Кундурос снял довольно смелое для своего времени кино. Историю первой любви и сексуального пробуждения двух несовершеннолетних героев — мальчика и девочки. Впрочем, особой «клубнички» тут нет. Это поэтичное и романтическое кино. Красивая черно-белая сьемка прекрасных островных пейзажей, на фоне которых происходит эта история. При минимуме диалогов режиссеру удалось показать чувственную и красивую историю (картина получила Серебряного медведя за режиссуру на МКФ в Берлине). В конце эту идиллию нарушает драматический финал, когда в этот мир вторгается грубая реальность.
Простое и романтичное кино. Гимн первой любви.
7 из 10
19 декабря 2017
Снимать эротическое кино для греческих кинематографистов — наверное было равнозначно тому, как дышать. Никуда ведь не денешься от тысячелетних традиций национальной литературы, заложенных еще Лонгом и Сапфо, да и от ретивых цензоров всегда легче отбиться, когда за спиной стоит авторитет столь древних классиков. Еще в 1931-м году совсем молодой в то время режиссер Орестос Ласкос экранизировал знаменитый буколический роман «Дафнис и Хлоя», нисколько не смущаясь обнаженного женского тела и совсем не символических объятий. Никос Кундурос в 1963-м пошел еще дальше, сняв на основе этого сюжета один из самых красивых эротических фильмов в истории мирового кино.
Наверное, зрителю XXI века, привыкшему к полной откровенности на экране, будет непросто проникнуться красотой черно-белых кадров, в которых чувственностью и тем самым Эросом пронизано буквально все: каждый план, каждый жест, каждый взгляд, но напрочь отсутствует грубый натурализм. Сам режиссер уверял, что хотел выразить своим фильмом отчаяние и разочарование поколения, которое, пройдя через войну, испытало затем крушение своих идеалов. Но сам же и признавал, что в результате получилось что-то совершенно иное: нежно-печальное, ностальгически-щемящее и романтичное. Захватывающее невероятно красивой картинкой и уводящее прочь из несовершенного мира.
Первоначальной задумке режиссера соответствует разве что финал «Молодых Афродит», в котором Кундурос попытался развеять самим же собой созданную идиллию, окунув своих героев в прозаическую грязь измены и расставаний. Только грязь эта отказалась к ним прилипать, а потому и драматическая развязка остается в этом фильме неким привнесенным извне элементом. Грубо приделанной к невинному языческому мироощущению христианской моралью.
С точки зрения последней, отношения между персонажами ленты, грешны и даже преступны. Впрочем, с точки зрения современного уголовного кодекса тоже, ведь младшим героям картины далеко до совершеннолетия, а отношения между ними выходят за рамки платонических. Но что было древнегреческим классикам до законов XXI века! А вслед за ними и Никосу Кундуросу — в первой любви его героев есть нежность и страсть, ревность и боль, трепетность и красота. Она, эта любовь, не стесняется быть эротичной, но абсолютно не приемлет грязи, которая еще не пришла в этот мир со Словом Божиим. Но если герои фильма — язычники, то режиссер — христианин. И как бы ему того не хотелось, но отождествлять себя с своими персонажами он не может. Поэтому и вторгаются в наивно-буколическую картину мира «Молодых Афродит» разочарование и отчаяние потерявшего идеалы поколения сорокалетних, от имени которого говорил Кундурос. Потому и финал получется горько-сладким, с привкусом полынной настойки на губах.
Зато эта борьба язычества и христианства в душе режиссера обернулась невероятно красивыми кадрами, завораживающе-тягучими мизансценами, пронзительным диалогом жестов, взглядов, прикосновений. Гимном юности — у которой еще все впереди. И гимном любви — которая побеждает все. Любви, которой сорокалетний разочаровавшийся режиссер откровенно завидует.
В греческом языке есть несколько слов, обозначающих это чувство, но героям фильма неведомы ни мудрая агапэ, ни дружественная филия, ни нежная сторге. Только яркий и буйный эрос. При всем своем скептицизме Никос Кундурос этим эросом откровенно восхищается, заставив вместе с собой восхищаться не только зрителей, но и жюри Берлинского кинофестиваля, отдавшего ему приз за лучшую режиссуру. Но этот восторг не смог разрушить границу между языческой красотой и христианской моралью. Впрочем, пади эта граница — и не пришлось бы называть «Молодых Афродит» среди лучших эротических фильмов всех времен и народов.
4 декабря 2012