Рейтинг фильма | |
![]() |
7 |
![]() |
7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Инспектор и ночь |
английское название: |
Inspektorat i noshtta |
год: | 1963 |
страна: |
Болгария
|
режиссер: | Рангел Вылчанов |
сценарий: | Богомил Райнов |
продюсер: | Никола Велев |
видеооператор: | Димо Коларов |
композитор: | Симеон Пиронков |
художники: | Никола Костадинов, Петко Бончев, Иван Кирков |
монтаж: | Кристина Вазова |
жанры: | драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
16 декабря 1963 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 28 мин |
Это, видимо, личное, но у меня есть несколько фильмов, которые гипнотические. Если включил один из них, то сознание уходит и смотришь-смотришь-смотришь… Уже незнамо в который раз. Домашние теребят — ты что, завис? — а ты и вправду завис и ничего сделать с собой не можешь.
Насчёт шедевр/не шедевр можно спорить, но факт личного транса есть. Вот такой вот странный список:
- Бегущая по волнам (реж. П. Любимов)
- Брат, Брат-2, Жмурки (реж. А. Балабанов)
- Крёстный отец (реж. Ф. Ф. Коппола)
- Инспектор и ночь (реж. Р. Вылчанов)
- Солярис (реж. А. Тарковский)
- Нашествие варваров (реж. Д. Аркан)
- Ненависть (реж. М. Кассовиц)
- Вкус сайры (реж. Я. Одзу)
- Касабланка (реж. М. Кёртиц)
- Идиот (реж. И. Пырьев)
Не кидайтесь камнями, список чисто мой. Рекомендовать не собираюсь.
Гипноз, а не фильм. Обаяние Георгия Калоянчева просто запредельное. А какие штришочки! Например, эпизодические пересечения на ходу с сотрудницей в пилотке. Или фраза: «Ищешь преступника, а всё время натыкаешься на ворох грязного белья». Фильм чёрно-белый. Неспроста. Цветным его не представляю.
В русском дубляже инспектор говорит голосом Зиновия Гердта, легко узнаваемым. Тоже в плюс.
Не бог весть какие квартирные интерьеры, улицы Софии, дождь, темень — всё это работает на настрой картины.
Чисто атмосферные фильмы (почти без сюжета) тоже бывают хороши. Но тут режиссёр Рангел Вылчанов за основу («скелет») фильма взял детектив. Получился сплав: детектив + атмосфера.
Так же, кстати, поступил Фёдор Михайлович Достоевский. Его «Карамазовых» можно читать не заморачиваясь психологизмами. Сам слышал: «Клёвый детектив, не сразу на Смердякова подумал».
Сейчас опять стану смотреть.
10 из 10
13 сентября 2020
Сосредоточусь на первоисточнике, то есть на романе «Инспектор и ночь» (и сценарии по нему!) всемирно известного и признанного (правда, не всеми- обвиняли в активном служении коммунистическому режиму Болгарии) классика болгарской литературы Богомила Райнова (дожил до 87-ми лет и умер в 2007-м г.).
С творчеством мэтра я познакомился ещё в детстве, когда посмотрел (и неплохо запомнил!) «шпионский» фильм по его роману и сценарию «Господин Никто» (продолжение заголовка — «родом Ниоткуда»). Но только в конце 90-х годов я нашёл на воронежских книжных развалах советский сборник его «шпионских» романов и наконец-то прочитал о «Господине Никто». А года четыре назад этот отличнейший фильм выложили в Рунете. Результат- моя «зелёная» рецензия и огромное эстетическое удовольствие от картины, которую настоятельно рекомендую к просмотру и нижайше прошу предварительно ознакомиться с моими каракулями…
Тогда я начал поиск фильмов, поставленных по произведениям Райнова. И вот- новая счастливая встреча: «Инспектор и ночь» (похоже, ленту тоже недавно выложили). Если не ошибаюсь, это самая первая (1963) экранизация нашего дорогого Богомила, по его же сценарию. Кстати, этот роман- первый из трилогии о майоре болгарской милиции, инспекторе уголовного розыска Петре Антонове- «Три встречи с инспектором»; далее следуют «Человек возвращается из прошлого» (1966) и «Бразильская мелодия» (1969). Пока что я не знаю, сняты ли ещё два фильма об Антонове (и Википедия молчит!), но, если сняты, будем искать и ждать. Не может же так быть, что, сказав «А», не сказать потом «Б» и «В»! Зато и библиография, и фильмография Богомила Райнова по другому его «главному герою», агенту болгарской разведки Эмилю Боеву (старт как раз с «Господина Никто») весьма пространна: 9 романов и… На сегодня знаю лишь, что в СССР были озвучены на русский язык и шли в отечественном кинопрокате следующие за «Господином Никто» ленты- «Что может быть лучше плохой погоды» (превосходный роман, я читал, в Кинопоиске фильм значится как «Нет ничего лучше плохой погоды»,1970) и «Большая скука» (1973). Р-р-рекомендую и сам «буду посмотреть». Догадайтесь с трёх раз, кто-то там автор сценария? А, может, и ещё что-то по Райнову снято, чего мы не знаем?- Все на поиски, оно того стоит! Спросите хотя бы моего здешнего друга и коллегу, известного и уважаемого российского кинокритика, члена Союза кинематографистов РФ Сергея Кудрявцева- он ставит фильмам «по Райнову» добрые 7 баллов (думается, с плюсом!).
И в заключение моего пространного и, простите, пристрастного «ликбезного» как бы эссе о Райнове- кое что собственно о «Инспектор и ночь». Действительно, талантливейший болгарский режиссёр мирового уровня Рангел Вылчанов создал истинный шедевр детективного жанра (из-за дороговизны цветной плёнки в небогатой Болгарии чёрно-белый, но Так и Было Надо; в цвете я «Инспектора…» просто не представляю!), во многом новаторский, «модерновый», опередивший своё время. Боже мой, какие здесь эффектные и, вместе с тем, глубоко продуманные съёмки (меня впечатлил показ тогдашних болгарских «жилищ» и «хрущоб»), какие интересные находки (спасибо оператору Димо Коларову!). Ну, про актёрскую игру… повторяться не буду. Но вот на что обратите особое внимание. Наш инспектор Антонов частенько, оставаясь наедине, невольно обращается к нам, зрителям, рассказывает о своих проблемах, пытается вспомнить свои, наверное, самые счастливые дни с некой женщиной у моря (мы так об этом ничего и не узнаем…). Так вот. Это вовсе не какая-то режиссёрская, особая «находка», как ошибочно считает «предыдущий оратор». Это, во-первых, старый театральный приём, когда актёры на сцене, произнося монологи или бросая реплики, адресуют их Именно зрителям- вот, мол, что творится, тем самым приобщая их к действу, вовлекая их туда. Во-вторых, подобные «сетования на жисть и работу», да ещё приправленные унылым, а то и почти «чёрным» юмором (в духе: «вот и этого деятеля сейчас закопают прилюдно… а следующим могу быть я… ой, как не хочется выходить из задания ногами вперёд, причём не выполнив его…») Как Раз Свойственны всем главным героям Райнова (это его, авторское!!!). Просто режиссёр Вылчанов сделал эти «сетования» зримыми, а вот в «Господине Никто» они даются уже закадровым текстом (сразу вспоминается советский «аналог»- Ладейников (Банионис) в «Мёртвом сезоне»). Всё. Спасибо за внимание. Не знаю, как вы, а я хочу и буду смотреть «ещё Райнова»! А нашему фильму неофициально- 7++, а официально-
7 из 10
8 апреля 2016
Инспектор и ночь — болгарский детективный фильм классика Рангела Вылчанова. Рангел занимает одно из почетных мест в плеяде режиссеров работавших в 60 — 70 годах прошлого века, он принадлежит к тем кто вывел болгарский кинематограф на новый уровень, на мировую арену. Этот фильм относится к острой социальной теме в которой так хорошо себя проявил в этой и в последующих своих работах Р. Вылчанов. По тем временам это был остросовременный фильм, неординарность художественного повествования взятая за основу режиссером, когда инспектор расследующий убийство как бы ведет диалог со своим зрителем, делают фильм новаторским, необычном и очень интересным.
В своем доме, при весьма таинственных и запутанных обстоятельствах, убит некто Маринов. Следственная группа считает это самоубийством. За расследование берется инспектор, его роль играет Георги Калоянчев. По началу вроде все очевидно и просто, но допрашивая одного за другим, инспектор приходит к выводу что это убийство. В ходе следствия узнается что Маринов был еще тот негодяй. Но за что и самое главное кто этот убийца? Наш инспектор кропотливо и тонко, не упуская каждую мелочь, распутывает ниточку за ниточкой, подступается все ближе и ближе к разгадке. Получилось интересное расследование с весьма интересной и неожиданной развязкой.
Фильм снят по произведению известнейшего болгарского писателя Богомила Райнова. Режиссер перенеся этот детектив на экран создал изысканную и атмосферную картину. Во многом так получилась из — за игры и образа инспектора. Г. Калоянчев создал своего героя одновременно застенчивым (это касается всей его личной жизни) и одновременно резким и напористым (это касается его работы). Инспектор отстаивает свою позицию по этому делу до конца, идет как бы в разрез с обществом. Это если хотите скрытое инакомыслие. То есть режиссер нам в закрытой, завуалированной и очень не принужденной форме показал как бы не согласие с тогдашним болгарским мироустройством. Через образ инспектора Рангел Вылчанов передал нам очень и очень многое, в такой мастерской форме. А это уже говорит о режиссере как о большом мастере. Инспектор это если хотите отражение всего того острого и противоречивого накопившегося за долгое время в социалистической Болгарии.
Георгий Калоянчев — заслуженный артист НРБ, исполнил свою роль превосходно. Образ застенчивого и в тоже время резкого инспектора пропущен через себя на все сто процентов. Молодая Невена Коканова играет здесь одну из подозреваемых в убийстве. Ее роль здесь небольшая, но это уже крепко вставшая на ноги актриса. Невена одна из моих любимых актрис, она одна из немногих представителей болгарского актерского мира, получивших мировое признание.
Инспектор и ночь — это классика, это одновременно простой и обыденный, житейский и очень прозаичный детектив — размышление о людях, их поступках и судьбах. Всем любителям болгарских фильмов мои рекомендации.
7 из 10
P.S:
Рангел Вылчанов — был признан лучшим болгарским режиссером 20-го века. Ушел из жизни 30 сентября 2013 года
19 июня 2015