Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.4 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Черные очки |
английское название: |
El naddara el sawdaa |
год: | 1963 |
страна: |
Египет
|
режиссер: | Хоссам Эль Дин Мустафа |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 50 мин |
Египет никогда не являлся кинематографической державой, что, впрочем, не мешало ему сотрудничать с гигантским зрительским рынком СССР и других стран бывшего «соцлагеря». Осуждение власти «капитала» и внимание к трудовому народу не противоречило легковесным развлекательным сюжетам. А наличие диковинной восточной экзотики создавало многообразие этнографических оттенков в советском прокате. Со временем за «экзотическую легковесность» начнёт отвечать «сентиментальщина» из Болливуда, схожая по традиции с кинематографом арабских стран.
«Чёрные очки» — лучший египетский образчик, побывавший на советских просторах, проигравший, правда, по популярности более позднему «Белому платью». Для оттепельных шестидесятых — смелый экспорт, даже, для цензурированной версии. Главная героиня Мади не снимает черных очков и ведёт разгульную жизнь. «Прелести» каирской dolce vita показаны в нужной пропорции симпатичности и пошлости. Всё меняется после знакомства с инженером — гуманистом Омаром, «лучшие друзья» которого — классики мировой литературы на книжных полках. Наставляя девушку на путь истинный, прививая любовь к труду, чувство сострадания и внимание к интеллекту, сам Омар попадает в химеру тщеславной нравственной деградации. И теперь ему необходима маска «чёрных очков», чтобы скрыть собственную порочную сущность.
Кино навеяно мотивами «Пигмалиона» Бернарда Шоу. Мелодрама с моралью должна понравиться поклонникам голливудской «Красотки». Правда мораль здесь другая — консервативная и односложная. Но это не мешает оценить качественную, во всех отношениях, работу. Сценарий звучит интересно и заставляет забыть о предсказуемости истории. Актёры в органике. Чёрно-белая нереставрированная плёнка живописно преподносит насыщенную палитру бытового уклада светского Египта.
Символика чёрных очков обыграна без навязчивости государственного заказа. Таким образом, в картине на равных существуют два образа жизни прошлого и настоящего Мади. Эгоистичные бездельники, использующие героиню немногим хуже «нравоучителя» Омара. Во всяком случае, авторам удалось соблюсти, до некоторой степени, равноценное восприятие двух кардинальных мироощущений. Пропасть всегда рядом, но возможность совершить нравственный подвиг никогда не поздно. Неприкрытая наивность, кричащая о себе во множестве эпизодов, с течением времени, превратилась в прогрессивную позицию нонконформизма. Позицию искусственную, но поднимающую неожиданным концептом рядовую мелодраму до смотрибельной «нетленки».
8 из 10
8 июня 2011