Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.1 |
IMDb | 6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Побег из Захрейна |
английское название: |
Escape from Zahrain |
год: | 1962 |
страна: |
США
|
слоган: | «Escape to Explosive Adventure!» |
режиссер: | Рональд Ним |
сценаристы: | Майкл Баррет, Дадли Николс, Робин Эстридж |
продюсеры: | Франциско Дэй, Рональд Ним |
видеооператор: | Эллсворт Фредерикс |
композитор: | Лин Мюррэй |
художники: | Эдди Имадзу, Хэл Перейра, Сэм Комер, Фрэнк Р. МакКелви, Эдит Хэд |
монтаж: | Эда Уоррен |
жанры: | боевик, драма, приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 мая 1962 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
1962 год. Эпоха империализма. Британия контролирует последние колонии — Южная Родезия, Гонконг, Фиджи и Тувалу. Франция ведёт безнадёжные войны в Северной Африке. В то время, как старые империи доживают свой славный век, американцы только начинают писать историю колониализма США. Янки строят нефтяные предприятия на территориях (тогда ещё) стран третьего мира.
В результате стечения обстоятельств на грузовике несётся по пустынной дороге разношёрстная компания: лидер оппозиционного движения Шариф (в исполнении, как ни странно, белого актёра Юла Бриннера), его приспешник Ахмед, мошенник-американец Хьюстон, медсестра Лэйла и отморозок Тахар. Все, кроме Лэйлы, являются преступниками, поэтому им ни в коем случае нельзя попадать в лапы силовиков.
В фильме замечательная форма: захватывающие приключения, интересные персонажи и приятная атмосфера. Однако суть воистину ужасна, «Побег из Захрейна» пропитан деструктивной идеологемой. Она заключается в том, что якобы западное мировоззрение совершеннее восточного. Если что, речь не о географическом понимании слов «запад» и «восток», а о социокультурном. Например, когда-то Европа целиком была носителем восточной цивилизации, а вот нонешняя Турция семимильными шагами движется к западной цивилизации.
Во-первых, продвигается идея юридического равенства мужчин и женщин. Получившая европейское образование Лэйла упрекает Шарифа в кровопролитии, к которому непременно приведёт революция. На что тот отвечает:
- Я тоже учился в Европе, но, в отличие от Вас, не перенял их убеждений.
Тем не менее, как оказывается, перенял. Во время разговора с Лэйлой Ахмед заявляет:
- Я бы хотел, чтобы женщины были равны мужчинами.
- И что же, в программе Шарифа есть такой план?
- Да.
И взгляд Лэйлы потеплел. Нетрудно вычислить посыл: ты можешь заколотить двери и окна своего дома, но Запад всё равно тебе достанет, ибо он уже внутри тебя.
Во-вторых, продвигается идея оптимальности западного образа жизни, и, соответственно, дизоптимальности восточного. Хьюстон прихватывает из кабинета начальника станции бутылку виски. Напившись вхлам, он заводит разговор с Лэйлой, уговаривая её попробовать алкоголь. Лэйла, сперва вежливо отказавшись, всё же делает глоток. Позже, когда Ахмед упрёк её в недостойном мусульманки поведении, Лэйла грубо парировала фразой о том, что «Хьюстон — настоящий мужчина», намекая тем самым на «ненастоящесть» Ахмеда. Отчаявшись, влюблённый слабовольный Ахмед начинает неумело компилировать поведение американца, что и приводит к окончательному его падению в глазах Лэйлы. Посыл: западные мужики привлекательнее в глазах женщин, а восточные мужики, хоть и презирают, но тайно завидуют их раскрепощённости.
В другом эпизоде Ахмед восхищается вестернизированной Лэйлой:
- Я никогда раньше не встречал столь утончённых арабок.
Посыл: западные женщины привлекательнее в глазах мужчин ввиду своей сексуальной открытости. Хотя с высоты 2017 года мы прекрасно видим квинтэссенцию «утончённости» западной женщины: высокая агрессивность, фригидность, алчность и андрогиния.
Подводя итог, можно сказать, что «Побег из Захрейна» — это хороший олдскульный адвэнчур с плохими посылами. Перед просмотром попробуй, читатель, сознательно отключить восприятие идеологем, тогда получишь полноценное удовольствие от фильма.
7 из 10
26 июня 2017