Виридиана
Viridiana
7.9
8.1
1961, драма
Испания, Мексика, 1 ч 30 мин
16+

В ролях: Сильвия Пиналь, Франсиско Рабаль, Фернандо Рей, Хосе Кальво, Маргарита Лосано
и другие
Дядя Виридианы, обеспечивший своей племяннице обучение, очень хочет видеть её в своём замке до того, как она пострижётся в монахини. На самом деле дядя давно влюблён в свою племянницу. Эта страсть так потрясает Виридиану, что она принимает решение не возвращаться в монастырь.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Виридиана

английское название:

Viridiana

год: 1961
страны:
Испания, Мексика
слоган: «We've got nothing to hide...»
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: , ,
видеооператор: Хосе Фернандес Агуайо
композитор:
художник: Франсиско Кане
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $16 968
Дата выхода
Мировая премьера: 17 мая 1961 г.
на DVD: 3 июня 2010 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 30 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Видео к фильму «Виридиана», 1961

Видео: Трейлер (Виридиана, 1961) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Виридиана», 1961

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Виридиана», 1961

Рай — это когда каждый помогает ближнему

Луис Бунюэль один из тех редких атеистов, которые с великой силой способны вселять веру. Сомнительно, что «антиклерикал» и «мизантроп» мог бы снять Виридиану хотя бы потому, что фильм как раз и рассказывает про подобного рода мизантропов: святая здесь всего одна — сама Виридиана.

Молодая девушка, решившая посвятить себя Богу, проходит «испытание». За три дня до пострига её дядя присылает письмо, в котором просит навестить его. Он «влюблён» в неё — ведь он почти старик и ему так мало остаётся пожить. Что такому, как он, может понадобиться от молодой и умной девушки? И что она может предложить ему в ответ?

Как можно писать достойные рецензии на фильмы Бунюэля, если пересматривая их на протяжении жизни понимаешь, что это они — рецензии на твою жизнь? И рецензии куда более мастерские, чем ты бы сам мог написать. Откуда автор знает всех актёров не только по имени, но и в душе? Всех до последнего. Каким образом он узнал такие подробности создания моего фильма, которых я и сам всю жизнь не замечал? Откуда он даже знает весь реквизит? В какие глубины души он заглядывал, чтобы так точно, до мельчайших деталей, воспроизвести каждую сцену? Думается — передо мной кто-то выше и больше, объёмнее и безусловно проницательнее. Я не знаток кино, но режиссер — точно знаток жизни. И не только самой жизни, но и её добродетелей и пороков. Луис — святой атеист.

И несчастный дядя, запутавшийся в своих желаниях, и его предприимчивый молодой сын, важный и самоуверенный, и растерянная подруга последнего, и недовольные мастеровые, и озлобленные на жизнь нищие, и даже сама Виридиана — для режиссёра представляют одно целое. Это толпа покупателей на пёстрой распродаже, которой является наша жизнь: предложений очень много, но уже почти не находится покупателей. Разрыв отношений — ничего страшного: найдётся другая пара обуви. Не получилось уйти от проблем — можно уйти в проблемы. Оказалось, что миру не нужна твоя жизнь — ты ещё молод и красив, как-то проживёшь. «Найдётся покупатель и на твой товар». Но найдётся ли? Все персонажи в этом фильме из себя представляют нищий и озлобленный сброд, который преследует только свои скотские интересы. Слепые, прокажённые, блудники, пьяницы, завистники и клеветники, нетерпеливые сластолюбцы, гордецы и убийцы — наш портрет. Только в случае с таким режиссёром не просто портрет — а знаковая икона. Собственно, и Виридианой здесь является не сама главная героиня, а служанка Рамона, которая безропотно и терпеливо сопереживает своим хозяевам: она единственная из всего этого сброда думает не только о себе.

И я бы не назвал Бунюэля мастером — а сейчас назову и пророком, — если бы не находил в безднах его творчества той премудрости, которая способна разрешить эти сложные человеческие проблемы. Ведь если за добро тебе платят злом, вопрос кажется неразрешимым. Жизнь теряет всякий смысл, если вы больше никогда не будете любить и не будете любимым. Почему же у людей ничего не получается? Вопрос в желании? Едва ли. Мне кажется, Луис и сам того не желая намекнул на нечто более страшное и серьёзное — и намекнул яснее иных «клерикалов». Его картины всегда детальны и подробны. Может, Бога и нет… Но кто такой тогда дьявол?

10 из 10

4 июня 2021

Слабость, как залог хорошего фильма

Сразу с хорошего: Луис Бунюэль смог меня порадовать, учитывая мою большую ненависть к его дебютному бреду. Хотя конечно его первые работы очень отличаются от дальнейшего творчества.

Я очень люблю, когда кино — это вызов зрителю. Когда после просмотра фильма тебя раздирают сомнения и ты думаешь, как же воспринять только что тобой увиденное. Восхищаться или возненавидеть. Конечно каждый решит это для себя. Ватикан вот был в ужасном гневе, хотя его можно понять. Для меня же фильм получился более чем удачным, хотя конечно и не без недостатков. Но дабы все было более менее понятно в моей рецензии не помешает написать небольшой синопсис, чтобы понять что в принципе в фильме происходит.

Молодая (будущая) монахиня с мелодичным именем Виридиана по приказу настоятельнице отправляется к своему дяде, который ее много лет обеспечивал, но не виделся с ней. Но дядя оказывается не простым, намерения у него явно не лишены похоти по отношению к кузине и девушке предстоит что-то делать с неприятной ситуацией, которая складывается у нее в жизни. К счастью, все заканчивается хорошо и дяде умирает.

Вот такая нетипичная завязка сюжета (это только первые минут 20) у фильма, мы видим постоянное смещение ракурса, сюжетные ходы порой могут даже удивить, а концовка вообще заставит вас прийти в шок.

Очень много фильмов мы видели о человеческой силе, об упорстве, о силе веры, но так мало кино снято о всем нам близкой веще, как слабость. Неужели из всех жизненных ситуаций можно выйти, или все-таки жизненные обстоятельства могут быть сильнее, чем мы способны себе представить. Такими вот интересными вопросами вам предстоит задаться в этом фильме, если конечно не утомит провисание в середине, которое немного портит впечатление.

7,3 из 10

13 марта 2021

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих

Как бы мне не хотелось затрагивать тему религии (как было уже подмечено, вопрос возможности жить «по христианским канонам» сегодня в картине подымается), но, видно, этого не избежать. Хотя бы из символических изображений — как «символы» веры появляются в картине, какую роль играют и куда они постепенно «перемещаются».

Если продолжать развивать тему религии, то мне кажется, что история Виридианы чем-то перекликается с историей славноизвестного «падшего ангела». Правда, сложно сказать, послелилась ли гордыня в сердце Виридианы (разве что в самом-самом конце), но то, что она постепенно «впадает в ересь» — весьма очевидно.

Конечно, она не сдалась сразу. Она цепко держалась за веру — в том числе и за веру в людскую благость. Но ее подопечные, которых она подобрала с улицы и приютила, хоть и благодарили, но за спиной все равно творили что хотели и в итоге решили, что один день абсолютного веселья и объеденья (современная философия YOLO, ейб-гу) стоит того, чтобы потом быть выгнанными обратно на улицу.

На самом деле фильм меня поразил именно этим — зачастую бедных и обездоленных показывают слишком уж б-гобоязненными, бесконечно добрыми и вообще не заслуживающими выпавшей на их долю участи. «Виридиана» же показывает обратную сторону медали — а что если (а вдруг?) это их положение и состояние именно то, что они заслуживают? Конечно, вариант того, что именно нищета и сделала из них «зверей» тоже имеет право на жизнь, но… они даже и не пытались, не правда ли?..

А завершающая сцена? Ах, эта завершающая сцена..

11 января 2020

А не снять ли нам притчу?

Фильм-притча о несостоятельности христианской модели поведения. Режиссер словно ставит задачу развенчать основы христианства и сюжет целиком служит этой цели.

Неудачи Виридианы как демонстрация слабости позиции милосердия: вы приходите к сирым и убогим — они обманывают вас; вы кормите их — они откусывают руку дающего; вы пускаете в свой дом — они желают занять ваше место.

Наиболее натуралистичная и задевающая — сцена с праздником бездомных. Великолепно показана драматургия попойки, которая из простого желания веселья перерастает в набирающую обороты драму. Сердце сжимается от вида как чинный, благородный порядок превращается в хаос и грязь. И никакие религиозные запреты тому не помеха.

Художник ставит задачу и изящно ее решает.

7 января 2020

Magnum opus

«Виридиана» воссоздаёт Бунюэля во многих отношениях: его личность как испанского режиссера, позволяет вернуть престиж Европе и после предоставляет возможность снимать фильмы по всему миру. Но, я считаю, «Виридиана» пришла в тот момент, когда он нуждался в ней больше всего» Гильермо дель Торо

На фоне остальных сюрреалистичных произведений Бунюэля «Виридиана» смотрится особо буднично и реалистично. В своей ленте режиссер поднимает запретные на тот момент для Испании темы инцеста, [Роскомнадзор`а], насилия, святотатства и «шведской семьи». Для Бунюэля грандиозный скандал привел к тому, что при содействии самого Ватикана, режиссера окрестили безбожником от кинематографа, и запретили его картину к показу в Испании на 16 лет. Лишь в 1977 году «Виридиана» увидела свет и сорвала полный зрительский успех, что доказало актуальность проблем, затронутых Бунюэлем.

Бунюэль, бывший воспитанником католического учебного заведения, знал о темном «закулисье» религии и уже тогда полностью разочаровался в вере. В своей ленте он жестко и сюрреалистически обыгрывает символы католической церкви. Распятие-складной нож, дорожная сумка с колючками и цепями, нищие, застывшие в роли апостолов с картины Леонардо Да Винчи «Тайной вечери» и даже намеки на запустение Испании после войны.

Режиссер подверг сомнению созданное веками мировоззрение и менталитет испанцев. Мир, раздираемый социальными разногласиями, где святость скрывает насилие, невозможно основать на равенстве и сочувствии.

До сих пор во многих киноведческих работах «Виридиана» приводится как magnum opus («лучшая работа») Бунюэля и центральное произведение испанского кинематографа в целом.

22 мая 2019

«Жизнь — это долг, хотя б она была мгновением» (И. В. Гёте).

С этого фильма я начал впервые знакомится с творчеством Луиса Бунюэля. До этого ничего не слышал про автора. Могу сказать, что фильм выдался провокационным, запоминающимся. Особенно сцена с отсылкой к «Тайной вечери».

Основная тема, которая затрагивается в фильме — это сострадание. Наделены ли мы этим качеством? Как сострадание работает сквозь призму христианского мировоззрения? В чем различие между лицемерным верующим и человеком, который принимает себя таким, каким он есть? Кинолента определенно даёт нам подумать над этими вопросами.

Автор явно хотел разграничить верующих: кто чтит религию словом, а кто душой. Мы ничем не отличаемся от той же собаки, которая слепо преклоняется перед своим хозяином за корку хлеба. «Легче всего ничего не делать и ждать божественного благословения, чем заниматься производственным делом, приносящим пользу», — словно гласит шайка маргиналов. Нынешнее общество настолько погрязло во лжи и лицемерии, что мы могли бы променять Бога на деньги, дай только повод.

Через всё это проходит главный герой — Виридиана. Героем постигается катарсис, связанный со смертью близкого человека, вследствие чего принято решение покинуть монастырь. Протагонист собирает группу людей, которые нуждаются в материальной помощи, чтобы заселить их в свой дом, оставленный в наследство. Виридиана пытается подарить им надежду на лучшее будущее, но все попытки оказываются безрезультатными. Моральные устои разрушаются, так и не найдя ответов на сакральные вопросы.

В общем, данной картиной режиссёр оставил горестное, тяжкопереносимое послевкусие. Но, несомненно, откровенное, правдивое. В своё время, думаю, кинолента произвела шокирующее впечатление на зрителей.

9 из 10

1 ноября 2017

Милосердие и глупость не одно и тоже

Бунюэль — неординарный режиссер, он снимает антихристианские фильмы, которые несут христианской морали больше, чем любое христианское кино. Безусловно, чтобы это осознать, нужно иметь силы и желание следить не только за визуальным рядом. В «Виридиане» нас погружают в несметное количество социальных делем, как и в большинстве работ Бунюэля, они связаны между собой весьма формально и достойны отдельных фильмов: одиночество старости, посвящения себя иноческой жизни, монашество в миру, похоть, бедность, женское призвание, пределы милосердия и многое другое. Всё это затронуто за живое, но зачастую брошено в полураскрытом состоянии. Плохого в этом ничего нет — фильм заставляет думать, но непонимание к чему автор ведёт свою мысль здоровски усложняет восприятие фильма.

Сильвия Пиналь, как и подобает французской актрисе первого плана, хороша собой, хотя, намеренно или нет, но в роли монахини выглядит неестественно. Ее игра почему-то кажется ломаной, манеры, взгляд, в разных ситуациях будто-то принадлежат разным героиням. Если режиссер ставил ей задачу постепенного изменения характера в течение ленты, то, на мой взгляд, органично и плавно у нее это не вышло. Если не ставил, то созданный ей образ совершенно заслуженно не дает возможности ей поверить, поэтому прочувствовать ее внутренний мир крайне сложно. Даже служанка Рамона подана в фильме глубже. Тот факт, что начинающую подвижницу выбила из жизни совершенно очевидная вещь, а слова из 1Петр 3:17 ей не знакомы, выглядит вполне жизненно, но для обывателя это несёт упомянутую мной антихристанскую составляющую, ведь фильмы не снимаются для того чтобы просто рассказать возможную гипотетическую историю каких-то людей.

В остальном фильм очень сильный: игра бедняков безупречна, постановка сцен, акцент на деталях, диалоги — всё соответствует таланту Бунюэля. Показать плоды понимания любви как слепого, беспечного милосердия ему удалось.

6,5 из 10

16 марта 2017

- Накормишь собаку и она полюбит тебя, накормишь человека, добавки попросит.

«Виридиана» — вольная экранизация книги «Альма» Бенито Переса Гальдоса. Это первый проект знаменитого испанского режиссера Луиса Бунюэля, с которым я ознакомилась. Заинтересовала эта работа меня тем, что много лет была занесена в различные «черные списки» и не на шутку разъярила Ватикан. Я люблю запретные фильмы — приятного, конечно, мало, но вот пищи для размышления, хоть убавляй.

Знаете, это один из тех фильмов, которые бессмысленно долго расписывать — ее нужно либо смотреть, либо даже близко к ней не подходить. Поэтому постараюсь быть краткой.

Луис Бунюэль прошелся по множеству запретных тем: инцест, суицид, изнасилование, святотатство, шведские семьи и ярко показал темную сторону человеческой сущности.

Фильм высмеивает религию и ее консервативные взгляды, показывая то, что она подавляет человеческую сущность. Очень много аллюзий на Библию. Глубоко набожным людям смотреть этот фильм настоятельно не рекомендую, ибо они очень сильно оскорбятся.

Картина, как бульдозер, проезжается по всем человеческим ценностям и честно говоря, не окрепшим умам я бы тоже не рекомендовала знакомиться с этим творением. Этот фильм исключительно для взрослого зрителя, который умеет анализировать и выносить для себя уроки, при этом не давая информации захламлять разум.

Актеры сыграли очень хорошо. Сильвия Пиналь замечательно воплотила образ Виридианы, на всех этапах перемен в ней, и четко показала то, какой она была вначале фильма и насколько сильно изменилась к концу. Франсиско Рабаль безумно красивый мужчина, и Хорхе он прекрасно воплотил — энергичный и прагматичный герой пожалуй был самым ярким в этой картине. Маргарита Лосано прекрасна в образе верной служанки. Также стоит отметить весь каст, сыгравший люмпенов — долго их перечислять, но образ отребья они воплотили настолько ярко, что вызывали неподдельное отвращение.

В итоге могу сказать, что этот фильм для вдумчивого просмотра. Эта та картина, о которой точно не скажешь понравилась она тебе или нет — настолько противоречивые чувства вызывает, но вот мощные впечатления гарантированы. И еще, несовершеннолетним, религиозным и впечатлительным людям к просмотру не рекомендую.

14 марта 2016

Саморазрушение.

Я почитал предыдущие рецензии и понял, что почти каждый интерпретирует фильм по своему (ну не считая того факта, что Бунюэль здесь свои атеистические взгляды яро выказывает, на этом все сходятся), с некоторыми я согласен, с некоторыми нет. Но бесспорно «Виридиана» — очень сильный фильм, можно сказать гениальный, смотрится на одном дыхании и после просмотра оставляет в голове мысли, правда, каждому свои… Поделюсь тем, какие мысли картина оставила в моей голове.

Меня напугало это кино… Здесь нет монстров или мистики, есть люди. Они не плохие и не хорошие, просто обычные люди. Это и ужасает, все произошедшее могло быть в реальной жизни (новоиспеченный наследник из жалости покупает дворнягу, а через минуту грубо отгоняет нищего; бригада рабочих, боясь проказы, привязывает жестяную банку к больному бездомному и заставляет ходить с ней, чтоб слышать его приближение; опустившийся на дно художник, пытается изнасиловать женщину приютившую его; дюжина попрошаек, устраивает попойку в хозяйском доме, но все выходит из под контроля), хоть и не так утрированно. Страшно, жизненно, печально. Если отбросить всю религиозную подоплеку, то суть фильма в том, что высокомерная добродетель — разбивается вдребезги о нищенские пороки.

Мне хочется верить, что режиссер кроме основной концепции, провокационного и шокирующего взгляда на франкистскую Испанию, показывает нам, как зыбко стоит мораль в роде человеческом. Как легко люди поддаются инстинктам и забывают о добродетели. Дело не в вере или религии (сам я прожженный атеист), а в безысходном саморазрушении, в упадке нравственности.

Итог: как я уже писал выше, фильм очень сильный, но у меня он оставил горестное послевкусие, наверно дело в крупицах подростковой идеалистичности, оставшихся во мне, а может мне сложно принять реалистичный образ людей в этой картине… И хоть я считаю этот проект шедевром, советовать его всем подряд не стану, слишком громоздкая идея для обывателей.

9 из 10

9 января 2016

О том, как Испания ушла от церкви к Свободе

Трактовок культовой «Виридианы» можно предложить огромное количество. Можно воспринять фильм как антиклерикальный пасквиль, можно как размышление о недостижимости христианского идеала, а можно как притчу о крушении идеализма вообще.

Но меня соблазняет возможность одной трактовки, которую озвучу так: это фильм о том, как Испания навсегда уходит от своего мрачного, «монастырского» прошлого к Свободе, идеалу, ставшим краеугольным камнем этой замечательной страны сегодня. Неслучайно фильм начинается с религиозного хора «Аллилуйя!», а заканчивается светской, веселой, почти джазовой мелодией. И в этом движении Виридианы-Испании от одной музыкальной композиции к другой — ее спасение. Ее освобождения.

И в этом смысле, «Виридиана» — это фильм-завещание Бунюэля своей родине, покинутой им еще в молодости. Фильм, который создавался во времена, когда Франко практически возродил средневековую инквизицию и превратил Испанию в огромный монастырь. Как писал Унамуно, «Я не знаю ничего омерзительнее того союза казарменного духа с церковным, который цементирует новую власть».

И тут мне вспоминается другой фильм другого испанского режиссера — «Дурное воспитание» Альмодовара, в котором атмосфера франкистской Испании воплощена в мрачном монастыре с директором-педофилом во главе: это ужасающая машина, изначально калечащая и уродующая детские души.

Виридиана начинает путь именно из монастыря. Это отправная точка фильма. Консервативная, религиозная культура.

Все остальное — вера Бунюэля в возможность преображения его страны.

Впрочем, все это одна из сторон медали. Куда более колючими оказываются здесь этические вопросы. Бунюэль подвергает критике граничащий с наивностью гуманизм самоотверженной помощи людям. В этом плане «Виридиана» сильно напоминает «Догвилль» Триера. Но Бунюэль, в отличие от Триера, обходится без наклонностей Брейвика. За что и спасибо.

Светлый порыв души, готовой самоотверженно любить человечество и видеть в нем лишь добро, обернется… понятно, чем он обернется. А несмотревшим лучше увидеть.

Всем готовы помочь и всегда прощаете? Поздравляю, вы прекрасная мишень для эксплуатации. И вероятность, что вам ответят взаимностью — ну, жизнь отмерит эту пропорцию.

«Виридиана» — это прекрасная прививка от идеализма юности, от наивности и простосердечия. Фильм трагический, но дающий возможность возрождения. Лента о том, как Испания сказала «нет» религиозно-консервативному прошлому и ушла к своему настоящему — к Свободе.

8 из 10

27 сентября 2015

Безупречный фильм #1

Представьте себя профессором, который вынужден оценить сложную работу студента. Проблема в том, что это проект атомной бомбы. Да, абсолютно гениальное и абсолютно ужасающее изобретение. Примерно такое чувство испытываешь, посмотрев «Виридиану».

Это история о девушке, которая решает открыть приют для бездомных в просторном доме умершего дядюшки. Молодая Виридиана набожна, добра сердцем и очень мила, а по соседству в доме живет как раз статный и неравнодушный к ней кузен. Казалось бы, отличный материал для жизнеутверждающего фильма.

Но режиссером является Бунюэль, а значит, фильм будет пропитан иронией, желчью и разочарованностью по отношению к людям, жизни и, в особенности, к религии. Кадры молитвы будут параллельно смонтированы с кадрами шумной стройки, на детской скакалке можно будет и попрыгать, и повеситься, а терновый венец, конечно, окажется брошенным в костер. Набор довольно актуальный в наше время, когда люди предпочитают слушать стенд-ап комиков, нежели священников.

Печалит, что усилия, приложенные Бунюэлем, могли бы пойти на благо. В Человека нужно верить и Человека нужно прощать, ибо не ведает он, что творит. И суть учения Христа вряд ли можно выразить молитвой на крест и терновый венец, как показывает Луис в фильме. Этот поверхностный (или нарочито лукавый?) взгляд на религию подтверждается и в сцене общей молитвы, где вместо заветов или проповеди Виридиана вслух читает сюжетный текст о зачатии Девы Марии. Все равно, что вместо законов и формул в учебнике физики пристально изучать тираж и год издания на обложке.

За исключением основного посыла, фильм безупречен. Он вызывает искреннее любопытство своей сюжетной провокацией, он смешит и пугает, а в конце оставляет сильное послевкусие, которое встречаешь крайне редко. Дело даже не в силе послевкусия, а в его качестве.

Наверное, где-то в аду есть кинотеатр, в котором ночи напролет показывают фильмы Рифеншталь, Бунюэля, Триера и Гринуэя — безупречные фильмы с неверным посылом. И они имеют свое право на существование, ведь тогда кино о вере в Человека становятся поистине важным.

10 из 10

20 сентября 2015

Не антиклерикальный манифест, а вопрос о возможности христианской жизни сегодня

Мне всегда бывает любопытно, как не надоедает некоторым людям носиться с антиклерикальными лозунгами. Неужели это интереснее поисков веры и философской проблематики? Ну, покричали, что церковь, это плохо, а что дальше?

Бунюэль — слишком мыслящий режиссер, чтобы опуститься до делания фильма-лозунга о дураках-католиках. Искупление греха, стремление жить согласно христианским ценностям в современном мире, — вот тематика, волнующая этого автора. Попытки следовать Библии не увенчались успехом ни у Назарина, ни у Виридианы, оба терпят крах. И для Бунюэля это трагично. Общее измельчание людей и их стремлений, отсутствие титанов духа, — вот фон, на котором разыгрываются драмы священника в «Назарине» и миссионерки в «Виридиане».

Надо начать с того, что воспитывалась Виридиана в монастыре, вся ее набожность приобретённая, она не идет из глубины натуры самой девушки. На беду, скромница Виридиана привлекательна, и дядя, старый сладострастник, начинает ее вожделеть, что ожидаемо. Самоубийство отвергнутого дяди вызывает у Виридианы комплекс вины, и девушка стремится искупить ее, организовав приют для бродяг, нищих и алкоголиков. Сброд ведет себя так, как и полагается отбросам, Виридиана разочаровывается в своей миссии и становится «такой же, как все обыватели». Ничего кощунственного нет ни в приёмах, которые использует режиссер, ни в изображении оргии, устроенной подонками и повторяющей мизансцену «Тайной вечери» Леонардо. Бунюэль показал гнусность человеческой природы, а не христианства и не праведной жизни, к которой стремилась героиня фильма. Крах идеалов — всегда трагедия. И Виридиана, сменившая черное платье на модный костюм, а распятие — на бижутерию, — очередной персонаж, потерпевший поражение.

В одном из отзывов написано, что творчество Бунюэля можно сравнить с творчеством его земляка Дали. Но Бунюэль был еще и близким другом художника. О нравственной чистоте режиссера говорит факт, что Бунюэль запретил Лорке общаться с Дали. Бунюэль знал о гомосексуальности Лорки и боялся, что поэт совратит Дали, воспользовавшись хрупкостью, комплексами живописца, его неуверенностью в своей привлекательности для женщин. Бунюэль производит впечатление громоздкой глыбы, человека тяжеловесного, грубого. Но это ошибочное впечатление. Катрин Денев, игравшая в его фильме женщину, работающую в публичном доме ради острых сексуальных переживаний, отзывалась о Бунюэле как о самом деликатном мужчине из всех, с кем сводили ее карьера и жизнь.

Режиссер делал фильмы не ради того, чтобы что-то сломать. Не ради эпатажа или революций. Он делился со зрителем мучительными вопросами, сомнениями и болью.

9 из 10

11 марта 2015

Вопрос интерпретации, и ни слова про синопсис

Здорово снято. Красиво. Четко. Ясно. Крупными мазками. Многомерно. Противоречивый сюжет. Неоднозначные поступки. Остается либо восторгаться гением Бунюэля (а есть ли смысл, ибо его гениальность неоспорима для меня), либо пересказывать сюжет (дело заведомо проигрышное), либо уйти в дебри интерпретации. Чему и предлагаю уделить время. Итак:

Она

С самого начала нам показывают совершенно противоречивый портрет женщины. С одной стороны, нет никакого смысла в том, чтобы перед посвящением в монахини девушку едва ли не силой, навязчивым убеждением заставляли на некоторое время покинуть монастырь. Может сомневались в ее стойкости и желали испытать? Да и она достаточно быстро согласилась. Впрочем, тут ничего странного вроде бы и нет. Но, что же произойдет по приезду в дом дяди? Мы видим более чем сексуальные ракурсы героини. Думаете так режиссер желает возбудить зрителя? Отнюдь. Провоцирует, конечно, но показывает при этом внутренние устремления героини.

Он — Дядя

Это конечно ужасно обсуждать, но все таки: почему наш «мачо» не довел задуманное до конца? Полагаете раскаялся? Я вот так тоже подумал. Но ведь за раскаянием последовало и признание, просьба о прощении, а затем и самоубийство. Едва ли то, как он взывал о прощении выдавало в нем муки совести. Не более, чем исполнение внешних приличий, позволяющие подстелить соломинку, чтобы выпутаться из возможного скандала. Зачем же после этого себя убивать? Нелогично. Предположу иное — не смог. Поэтому и расстроился очень сильно. Тогда все складывается куда складнее. И если взглянуть глубже, то в самоубийстве дяди можно увидеть и крушение патриархальной морали. Власть pater familias себя исчерпала. Хрупкая девушка оказывается куда сильнее.

Оно — место несбывшегося преступления

Тут возникает вопрос. Почему же наша героиня, так спешно собиравшаяся бежать при жизни дяди от его дома, после его смерти решила остаться в тех краях. Думаете, что дело все в делах имущественных? Или чувстве вины? Едва ли. Я не думаю, что она особенно винила себя за его смерть. Но вина однозначно присутствовала. Так? Следовательно, вспоминая про сказанные вначале намеки на ее подсознательные желания не могу не предположить: вина имела место. но вовсе не за смерть, а за запретное желание. Она была на самом деле совсем не против, оттого и спешно бежала. Желала точно, а возможно и любила.

Интерлюдия

В середине фильма есть одна очень выделенная Бунюэлем и совершенно лишняя с точки зрения развития сюжета сцена — собака, привязанная к повозке и бегущая под ней (в тени). Собака бежит и повозка едет. Только при этом, собака не может остановиться. Ее свободная пробежка оказывается совершенно мнимой.

Предположу, что это метафора личности нашей Виридианы. Она не может себе в полной мере признаться в ряде обстоятельств. Отсюда и стремление к искуплению вины и ее самозабвенная поддержка нищих.

Игра в карты

В конечном итоге, Бунюэль сводит все повествование к фарсу. Виридиана опять подвергнется угрозе сексуального насилия, а затем полностью растворится в разделении запретного плода (игре в карты) со своим кузеном. Однозначно, что кузен ассоциируется у нее с дядей, и на этот раз она просто не может позволить отказать ему. Страшная драма повторится снова нелепой сказкой. Теперь она поступит совсем иначе. Шанс предоставился. Искупление вины. Занавес.

***

Так что, я никак не могу разделить распространенную точку зрения о том, что фильм похож на «Догвилль» и рассказывает про то, как несколько подлецов-бедняков, которым дали кров попытались изнасиловать помогшую им женщину. Думаю, что в свойственной ему витиеватой манере, Бунюэль рассказывал нам о женских противоречиях — ложной святости, недоступной доступности и холодной страстности. Vagina dentata, что и говорить. Какая же там социальная полемика или критика церкви? Не заметил. Увы. А Бунюэлю самые высокие оценки за изысканный памфлет.

9 из 10

1 июля 2014

Вера, надежда, лю… К черту! Давайте лучше в карты.

Если бы я разговаривал с вами откровенно, то признался бы, что чертовски устал от всего этого кино. Довольно часто бывает так — сидишь, скучаешь, ищешь что-нибудь новое и оригинальное, в это время к тебе подбегают с тысячью тысяч разнообразных предложений гениальнейших творений величайших мастеров последних 50 веков. На поверку оказывается, что тебя опять на… ли. Но ты молчаливо соглашаешься с тем, что тебе подсовывают — «О, какое восхитительное операторское решение», «Какая глубина замысла, сколь плодотворная и непостижимая идея», «Первоклассная игра актеров… а музыку писал сам Господь». В это время внутри тебя усердно и кропотливо работает внутренний цензор, который среди тонн говна отбирает с помощью микроскопа мельчайшие, невидимые частицы золота… Но, наступает такой момент, когда перед тобой вдруг выкладывают самый настоящий, цельный золотой слиток идеальной формы… Ты в недоумений молчишь, потому что все высокопарные фразочки развеялись как утренний полумрак с первыми мощнейшими солнечными лучами. К такому ты был не готов.

Лично я испытывал такое чувство лишь трижды — после последней сцены Расемона Куросавы, Заводного апельсина Кубрика и Виридианы. Почему же они производят столь ошеломительное впечатление? Не стоит вдаваться в подробное описание профессионализма и мастерства вышеобозначенных лиц (в коем никто и не сомневается), отмечу лишь их отличительные особенности.

Прежде всего, на мой взгляд, в отличие от большинства, для них кинематограф в целом и определенный фильм в частности, являются только средством, целью же бывает всегда — сама истина. Многие уже забыли, но между прочим, кино — визуальное средство выражения чего-то иного(жизни, чувств, души, блага), а не самого себя. Фильмы же этих мастеров, и Бунюэля в частности (перейдем строго к нему) суть игра со зрителем, в которой у последнего нет никаких шансов избежать… откровения и приобщения к свободе, остатки которой уже почти выветрились из искусства.

В данной ленте Бунюэля можно представить скорее разрушителем, чем созидателем. но сколь прекрасен, выверен, структурирован и продуман этот процесс. Зритель мне представляется своеобразным узником, заточенным в устаревших, закосневших и заплесневевших стенах отживших свое и придуманных обществом канонов, догматов и правил морали и религии. Режиссер осторожно и неспешно прокрадывается внутрь и… подрывает самый фундамент здания, отчего оно взлетает на воздух! Что ж, от лицемерных и позорных оков не остается и следа, зритель освобождается и получает возможность действовать по собственному усмотрению… Но что мы видим! Он уже ищет новых цепей!

Я извиняюсь, что ни словом ни обмолвился о самом сюжете, глубине актерской игры, разнообразной символике и саундтреке. Скажу лишь, что в фильме с идеальной пропорцией золотого сечения выверено расстояние между творцом, творением и зрителем. Столь широкоформатного и объемного изображения вы уже нигде и никогда не встретите.

В заключение же полностью привожу стихотворение Ницше, которое, конечно же, не исчерпывает основной идеи фильма, то как минимум указывает путь к ней.

Никто из нас не прав, — когда не замечает, / Как ранит та рука, которая щадит, / Как угнетает мысль, как грубо удручает, / Взяв милосердие за самый верный щит. / А этот щит плодит, лобзая преступленье, / Насилье и порок и слабому грозит, / У истины берёт и мудрость, и значенье, / Нет, милосердие не добрый — злобный щит! / Он преступлению развязывает руки, / Дамокловым мечом он честности грозит, / Смеётся над добром, когда наносит муки, / Да, милосердие есть ненадёжный щит!

24 февраля 2014

Загадки и дилеммы Бунюэля

Просмотр «Виридианы» Луиса Бунюэля явился существенным событием в культурной жизни автора этих строк, став для меня первым опытом знакомства с творчеством великого режиссёра. На выходе из кинозала впечатление было таким: не сказал бы, что картина поразила меня в самое сердце, но в то же время, не было никаких сомнений, что фильм этот сильный и глубокий. Подлинная же оценка «Виридиане» приходит со временем, по мере осмысления работы Л. Бунюэля.

Молодая красивая девушка по имени Виридиана (роль главной героини весьма успешно исполняет мексиканская актриса Сильвия Пиналь) решает посвятить свою жизнь служению Богу. Перед тем, как навсегда укрыться в стенах монастыря, Виридиана приезжает погостить в дом к своему дяде дону Хайме (в этой роли — многоуважаемый мною Фернандо Рей). Дядя очень любит свою племянницу, но, как оказывается, не только отцовской любовью. Много лет назад дон Хайме женился, но его избранница умерла в первую же брачную ночь. И вот теперь этот достопочтенный сеньор увидел в племяннице сильное внешнее сходство со своей почившей супругой. Признание дяди, когда он открывается Виридиане, оборачивается для героини сильнейшим психологическим шоком. Потенциальная «христова невеста» отвергает все посягательства хозяина дома. Но дон Хайме умоляет племянницу согласиться на «прощальный вечер», в финале которого происходят драматические события. Наутро Виридиана покидает дядюшкин дом, направляясь в монастырь, но её настигает трагическое известие…

Самоубийство дона Хайме производит на девушку впечатление столь тяжёлое, что Виридиана решает отказаться от своего ухода в монашество. Получив часть наследства, она организовывает в огромном дядином доме приют для бездомных (!). Итак, милая светлая добропорядочная Виридиана и грязные озлобленные порочные нищие — реален ли такой союз, естественен ли он!? Л. Бунюэль даёт ответы на эти и другие вопросы, демонстрируя при этом сцены, воистину впечатляющие широтой воображения, фантазией, изобретательностью и эстетикой (или, если угодно, анти-эстетикой). Автор задаёт зрителю множество аллегорических загадок, разгадывать которые чрезвычайно интересно, а визуальный ряд картины наполнен символами, отсылами к другим отдельно взятым образцам кино, живописи, музыки, и т. д. То есть, что касается картинки, то здесь много всего любопытного. В этом смысле, кульминацией «Виридианы» является пирушка обитателей приюта — мерзкая и грязная вакханалия, изобилующая скрытыми подтекстами. Однако помимо интеллектуальных загадок, Бунюэль также ставит перед зрителем различные нравственно-философские дилеммы. (Мне даже кажется, что это главная ценность данной его работы.) Например, такие: «Что есть зло, а что есть добро? Как они иногда меняются местами в жизни? Может ли то, что мы считаем злом, обернуться для нас добром, и наоборот?» Ответы каждый зритель должен дать себе сам.

8 из 10

24 января 2014

Не искушай Господа Бога твоего… (Евангелие от Матфея. Новый завет. Библия)

Фильм о религии, но не для религии.

Виртуозно прорисованное художественное исследование религиозности. Картина исполнена психологической эстетики. Она глубоко потрясает своей горькой правдой, грубым откровением разочарованного художника. Идеи, заложенные в сюжет, настолько обширны и сложны, что избежать суровой аллегории невозможно. Такие картины не могут, да и не должны быть вежливой предупредительной притчей. Они должны будоражить зрителя своей экспрессией, своей болью, своим криком. Только смелый и опытный художник возьмется экранизировать подобный замысел. В отсутствие таланта и мастерства, картина превратится в «артхаусную истерию».

Если Вам нравится Дали, разве Вы упрекнете его в отсутствии канонического академизма?

Картина Бунюэля богата на символы. К примеру, скакалка, а именно многократное появление этого незатейливого гимнастического снаряда с разных ракурсов: то на ней прыгает невинный ребенок, то не без помощи скакалки наложил на себя руки солидный взрослый мужчина, то в агонии цепляется за неё насилуемая женщина… Жутко, а как Вы еще хотели? Сладкую ложь здесь можно увидеть только как второстепенного персонажа, с этой целью просто приглядитесь повнимательнее к некоторым героям фильма.

Что же до главной героини? В противоречие своим добродетельным стремлениям она искушала людей. Своего дядю она не нарочно искусила прекрасным телом и двусмысленностью поступков. Её подавленная, но так и рвущаяся во вне сексуальность, была на подсознательном уровне прочувствована одиноким зрелым мужчиной. Один из героев Франца Кафки сказал:'… Я называю её так из благодарности, потому что она мне облегчает задачу не замечать её» (речь идет о скромности — Прим. автора). Быть может, это и вовсе не искушение? А простое, не отягченное религиозной или какой-либо еще социальной догмой, человеческое бытие.

И если влюбленного старика Виридиана искушала ненавязчиво и в борьбе сама с собой, то страждущих нищих она искушала предоставленными им возможностями твердо и показно. Даже отстегнутый от повозки пес пытался всеми силами вырваться из рук спасителя, чтобы снова без устали бегать за лошадьми.

Утопия — это всего лишь утопия. Люди часто бывают неблагодарны. Тяготеют к регрессу, особенно если это лишенная внутреннего стержня толпа нахлебников. Виридиана создала прекрасные условия для подтверждения сего факта. В то время как самым созидательным персонажем в фильме оказывается эгоистичный и естественный сын дяди Виридианы. Нанятые им работники хотя бы «построили дом»…

9 из 10

11 ноября 2013

История девушки, которая усердно молилась, но так и не приблизилась к Богу

За несколько дней до того как стать невестой Господа молодая, прекрасная душой и телом послушница едет навестить дядюшку в имении, который, недолго думая, пытается у Бога аппетитную суженую отбить. Непреклонная воля и праведность племянницы наложили вето на намерения сластолюбца и кровосмесителя, после чего тот, опечалившись, наложил на себя руки. В наследство девушке остались огромный дом и соразмерное с ним чувство вины, сублимировав которое в труд на благо обделенных судьбой, несостоявшаяся монахиня заполнила полученную недвижимость сирыми и убогими, горя желанием накормить и обогреть всех нуждающихся, тем самым искупая невольный грех. Куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями, известно каждому…

Бунюэль задумывал фильм комедией, что заметно по сюжетной канве, но, ни диктатор Франко, ни Папа Иоанн XXIII, юмора не оценили. Первый приказал уничтожить все копии «Виридианы», второй отлучил режиссера от церкви. В чем сошлись инициатор антиклерикальных иберийских реформ и прогрессивный римский понтифик? Не в том ли, что цели обоих — овладение сердцами и душами населения без желания улучшить его жизнь совпали, как и методы их достижения. Именно это выставил на всеобщее обозрение великий сюрреалист. Церковь, в лице будущей служительницы, опасающейся дотронуться до коровьего вымени, чтоб наполнить стакан молоком, и правящий режим, характеризуемый нищими, способными лишь с протянутой рукой стоять, бесконечно далеки от забот людей, желающих трудиться и получать адекватный уровень благ взамен, быть счастливыми сейчас, а не существовать в ожидании милостей сверху. Ни церковной власти, ни тоталитарной светской самодостаточные мыслящие граждане не нужны, подобных тяжело использовать и стадом гнать в эфемерную лучшую жизнь в необозримом будущем, а в настоящем убедить довольствоваться малыми подачками, такие начнут вопросы задавать и пожелают пойти своим путем. Пока толпы молятся или стоят на паперти вместо того чтобы учиться или работать, опасные для правящих верхушек перемены не произойдут. Доказательств того, что бедность — еще какой порок и следствие собственного поведения и образа жизни ой как не хотелось видеть ни главе святого престола, ни каудильо Испании.

Пока власть имеющие хмурили брови и сучили ножками, Канны рукоплескали Бунюэлю, вручая «Золотую пальмовую ветвь», а потомки позже единодушно назвали «Виридиану» не только magnum opus режиссера, но и ключевым произведением кинематографа страны апельсинов и корриды. Чем так поразила картина, что киноведы и обычные зрители сошлись в едином восхищенном порыве и признались в любви к ней? Быть может тем, что способ подачи, выбранный испанцем, настолько ярко раскрывает его мысли, что равнодушным и недопонявшим не остается никто. Вторую часть («Назарин» — «Виридиана» — «Симеон-пустынник») принято считать реалистичным фильмом трилогии о современных искателях веры, однако это поверхностный взгляд. Режиссер ни на мгновение экранного времени не изменил своим пристрастиям к аллюзиям, символизму и парадоксальным сочетаниям форм. Выбранное «говорящее имя» героини («viridis» — зеленый) подчеркивает — сколь несостоятельна попытка неопытной святоши с ее походным чемоданчиком с терниями и веригами, без которых вера девушки существенно обесценивается, и девственностью, чья цена — ноль в базарный день, стать святой. Отказавшись от естественной настоящей жизни (сжигает пряжу в огне в сомнамбулическом состоянии), Виридиана сеет смерть и упадок вокруг (рассыпает пепел на кровать), доказывая, что подсознательно она понимает тщетность своей затеи, а бодрствуя, спит. Акцент на складном ноже в форме распятия в руках делового человека (утилитарная функция религии в опытных руках), и пугающем пока незашоренного ребенка огромном быке, которого никто из взрослых не видит (нежелание замечать неприглядную реальность вокруг), показывает насколько опасно бездумно стоять на ортодоксальной христианской точке зрения. Вершиной визуализации авторской идеи становится сцена оргии под звуки арии «Аллилуйя!» из «Мессии» Генделя, устроенной отребьем, в хозяйской гостиной, тут же забывшем о молитве и труде, как только благодетели скрылись за дверью, и в определенный момент разнузданного действа застывших в позах апостолов с «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Что может быть красноречивее?..

Парадокс в том, что признанный богоборцем и анархистом Бунюэль никогда не сражался за уничтожение власти, как таковой или за искоренение истинной веры. Он призывал осознать простые истины: унаследовать богатство достоин лишь тот, кто способен его создать, в противном случае оно разрушит личность; человек обязан прилагать усилия для достижения значимых для него целей, ничего не получая даром; вера проверяется не в уединении, а путем жизни среди людей; нельзя быть без вины виноватым; Богу не нужны наши страдания, радость и удовольствие человеку необходимы как воздух, только так он ощущает истинную ценность жизни. Выступал режиссер исключительно против института Церкви и единоличного диктата кого бы то ни было, что ни одно и то же. Присвоившие право говорить от имени Бога и государства, протестуя против «Виридианы» лишь расписываются в своих корыстных личных интересах.

9 ноября 2013

Женщина в черно-белом

Виридиана, будучи монашкой, пытается быть настоящей святой, живя в грешном мире. На гамлетовский вопрос: «Быть или казаться?», она казалось бы отвечает себе казаться. Быть святой она не может. Как бы она не пыталась. Ни терновые венки, ни распятия, ни помощь нищим и обездоленным, которые есть суть, само сердце социума, ни за что не сделают её лучше. Скорее потянут за собой в пучину.

Вот и Луис Бунюэль рисует из этого метафоричную историю, наполненную антирелигиозной и антиклерикальной символикой, но всё-таки в первую очередь фильм о невозможности быть человечным в современном обществе пороков. Вот и Виридиана, которая всячески пытается быть целомудренной душой и телом, во сне будучи в бессознательном состоянии сеет пепел, то есть смерть. Подсознание выдает истинную сущность девушки. Невольно став причиной самоубийства дяди, который в ней души не чаял, отвергнув его любовные ухаживания, она становится жертвой жестокого изнасилования со стороны тех бродяг и попрошаек, которым она решила от всего сердца помочь. Несправедливость мира рушит все иллюзии Виридианы.

Но Бунюэль не ограничивает себя только рамками жизненной или антирелигиозной тематики, хотя один из впечатляющих моментов — это «Тайная вечеря» в исполнении нищих попрошаек и пройдох. Вовсе не случайно, что снятый, совместно с Мексикой, испанский фильм самым известным испанским режиссёром в самой Испании был запрещен на долгие годы. Ведь в образе Виридианы угадывается образ самой страны, которая изнасилована нищими духом франкистами, после смерти последнего аристократа. А былая Испания — это мёртвая невеста, скончавшаяся от сердечного приступа на собственной свадьбе.

3 ноября 2013

Монахиня

Виридиана — молодая послушница, готовящаяся стать монахиней. За несколько дней перед постригом Виридиана навещает своего дядю, и этот визит приведет к самым необычным последствиям в жизни Виридианы.

Фильм «Виридиана» 1961 года является одной из наиболее известных и скандальных в свое время режиссерских работ Луиса Бунюэля, ведь довольно долгое время эта картина былла запрещена в родной для режиссера Испании и подверглась остракизму со стороны Ватикана. «Виридиана» — это по своей сути фильм-притча, пропитанный религиозным духом, фильм, в котором затронуты темы невинности и жертвенности, силы веры и расплаты за нее, искушении и человеческой греховности. Виридиана — чистая и невинная дева, душа и плоть которой противятся искушениям, она стремится помочь ближним, которые принимают ее помощь как данность и предают ее, подобно Иуде в Саду Гефсиманском. Данная картина буквально переполнена отсылками к Библии, соединяя в себе тем не менее и реализм, столь несвойственный стилю Бунюэля.

Сильвия Пиналь блестяще сыграла Виридиану, создав противоречивый и полный духовности образ, невероятно сложный в своей актерской технике. Также превосходно справились со своими ролями Франсиско Рабаль и Фернандо Рей.

Операторская работа Хосе Фернандеса Агуайо полна нестандартных и стильных ракурсов, умело играя черно-белой цветовой гаммой в картине, соединяя психологизм и метафорическое наполнение.

Необычным в картине является и саундтрек, написанный композитором Густаво Питталугой и создающий в ней постоянный и подчас резкий контраст.

Я рекомендую эту великолепную картину всем поклонникам авторского кино, киноклассики и ценителям творчества Луиса Бунюэля.

10 из 10

25 декабря 2012

Быть или не быть?

Призыв дядюшки опередил монашеский постриг, отправляя юную Виридиану накануне затворничества в мирской путь за последним приветом своего благодетеля, который, как оказалось, не собирался отпускать её назад, увидев в сиянии глаз красавицы обольстительный образ своей покойной жены.

Он говорил ей: «Будь ты моею, и стану жить я, страстью сгорая! Прелесть улыбки, нега во взоре, Мне обещают радости рая.» И ведь любил же, честно, любил же, веря, что силой к жизни обяжет. Только бессилен пыл его был остановить упрямой девы мыслей старание. Вот и решил Дон в тщетных потугах, смертью своею разбить ей дорогу, чтоб не досталась девичья душа монастырю (накатила слеза).

Уйдя в мир иной, он к наследству призвал сына, которого так не знавал, чтобы соединил опустевший вдруг дом тех, кто моложе и не знаком, что б созидательный яростный пыл милости праздной жар охладил, дав растерявшимся в мире глазам пищу сравнения, где благо, где срам. Жизнь им покажет, как ни кормить, зверя характер не изменить, лишь дел ежедневных заботы и труд, выведут к свету и всё перетрут.

В ужасе боли свалившихся бед дева находит верный ответ, делая выбор, как скажет душа, к миру и к жизни, что так хороша. Это хотел режиссёр рассказать, чтобы любой мог также познать: надо ли верить в далёкое счастье иль лучше просто бороться с ненастьем, день проживая каждый за днём: делают руки, значит — спасён.

12 ноября 2010

«Виридиана» (грехопадение девственницы)

«Виридиана» — это история одного взлета и одного падения. Фильм-притча, близкая по духу к библейской и одновременно так далекая от нее. История о девушке Виридиане, которая хотела всем помочь, при этом оставаясь нравственно чистой. В начале фильма она скромная послушница монастыря. По приезду к своему «горячо любимому» дядюшке, она становится жертвой его домогательств. В середине фильма — Виридиана это уже сильная духом женщина. Она собирает вокруг себя толпу нищих и прокаженных, в надежде помочь им всем. В конце фильма — она играет в карты…

Бунюэль снимал «Виридиану» в Испании во время правления диктатора Франко. И поэтому неудивительно, что картину старались всячески запретить. Тем не менее, фильм посмотрело большое количество зрителей, и он даже удостоился Гран-при 59-ого Каннского кинофестиваля.

«Виридиана» безусловно, новаторский фильм. В нем много необычных ракурсов, хорошая игра актеров, музыка. В фильме могут спокойно соседствовать «Реквием» Моцарта и пронзительный ритм рок-н-ролла. В общем, все, что касается технической стороны «Виридианы» исполнено на твердую 10-ку.

С другой стороны «Виридиана» немного простовата, в отличие от того же «Ангела-истребителя» или «Андалузского пса», но все же производит впечатление чего-то эдакого. Поначалу фильм немного томителен, зато, что происходит потом! Особенно хочется отметить сцену, в которой нищие собираются перед объективом фотокамеры и принимают позу послушников Христа из «Тайней вечери». Это Шедевр. Я говорю вам — Браво, дон Луис.

Хочется сказать пару слов об актерах «Виридианы». Впервые у Бунюэля снимался Франсиско Рабаль (кузен Виридианы) замечательный испанский актер. Сильвия Пиналь — известная также по роли дьявола в «Симеоне-пустыннике» и Фернандо Рей — один из любимейших актеров Бунюэля. Все справились на отлично.

Сам Луис очень любил «Виридиану» и говорил, что она следует его собственной традиции, ведущей начало от «Золотого века». Снимая оба эти фильма, он был по настоящему свободен. А многие исследователи его творчества считают «Виридиану» — вершиной его режиссерского мастерства. Честно сказать я не разделял их восторга, когда начинал смотреть этот фильм, но концовка… Ради нее готов пересмотреть кино еще раз и поставить:

10 из 10

8 августа 2010

О женской гордости.

Бунюэль создал прекрасную притчу о том, что женские монастыри преступление против Бога.

Главная героиня Виридиана носится со своей девственностью, как курица с золотым яйцом и категорически не хочет никому её отдавать. А Бунюэль старательно показывает нам, что она прежде всего не монашка, а женщина. Вот, Виридиана снимает ужасные чёрные чулки, уродливые башмаки, дурацкую сеточку с волос, а там ножки, волосы… Служанка Ракель восклицает: рубашка из грубого сукна на такую нежную кожу!

И теряя над собой контроль, в приступе лунатизма, Виридиана приходит в спальню к мужчине, сверкая коленками. Она даже выкидывает в камин целомудренное вязание, правда, потом разбрасывает золу, как символ того, что она, как женщина всё же умерла.

Её женская смерть подчёркивается и постоянными замечаниями о том, что она очень похожа на свою тётю, умершую в первую брачную ночь от разрыва сердца (видимо, так сильно испугалась за своё золотое яйцо). Даже дядя не в состоянии покуситься на Виридиану, потому что во сне она лежит, как мёртвая.

Ключевую фразу в фильме произносит старая мадре: А ты не думаешь, что это гордыня? Конечно, гордыня, что же ещё? Виридиана последовательно отказывает сначала дяде, потом кузену… А ради чего? Ради того, чтобы играть роль Бога и возвращать в жизнь тех, кто по Его воле оказались на её обочине.

Она старательно перевоспитывает нищих, презрительно воротя нос от всего, что напоминает ей о продолжение рода (т. е. от беременной бродяжки и сожительницы обворожительного кузена Хорхе).

Но, однозначно осуждая Виридиану, Бунюэль не отвечает на вопрос: что же делать женщинам в это мире мужчин? Ведь непротивившаяся Ракель, всего лишь мышка в лапах кота; сожительница Хорхе, ему не жена; и обе они вынуждены плодить бастардов, которым никогда не превратиться из помощников архитектора в самих архитекторов.

8 из 10

30 мая 2010

Это мой первый просмотренный фильм знаменитого Испанского режиссёра Луиса Бунюэла. «Виридиана» является одним из его самых знаменитых фильмов, возможно, наравне с короткометражным фильмом «Андалузский пес». Именно с этого фильма я начала знакомство с его творчеством.

Дядя Виридианы, обеспечивший своей племяннице обучение, очень хочет видеть ее в своем замке до того, как она пострижется в монахини. На самом деле, дядя давно влюблен в свою племянницу, так как та очень похожа на его бывшую жену, которая уже умерла. Виридиана воспринимает всё это в штыки и собирается уезжать, но уже при входе в автобус её настигает ужасная весть…

Фильм очень религиозен. Весь он пропитан религиозным духом. От всего в нём веет огромной духовность. Но, это не самая главная тема фильма. А она на самом деле проста, как, впрочим и сам фильм. Она уже была во многих других фильма, но тут она раскрыта особенно хорошо. Хотя, на самом деле, их здесь всё-таки несколько, и все очень важны:

Классовое неравенство в обществе. Этой теме посвящена большая часть сюжетной линии, с ней же связан и конец. Виридиана по своей сердечной доброте приводит в дом с десяток бездомных. И практически весь фильм нам показывают, как над ними издеваются работники другого совладельца дома, отчётливо показаны их унижения.

Алчность человеческой души. И опять, всё связано с этими несчастными бездомными. Их, похоже, настолько забила существующая действительность, что даже великодушной Виридиане они не хотят, или просто не могут доверять, из-за чего, наверное, просто хотят отомстить всему миру в её лице. Их уже не исправить, они уже «другие», и как бы не старалась Виридиана создать в своей части дома свою собственную социальную систему, как бы ни старалась создать свой собственный монастырь, где будут есть, работать и молиться по расписанию, у неё ничего не получилось.

Как я уже говорил, фильм очень религиозен. Всё это выражается в лице Виридианы, которая, как я уже говорил, пытается сделать этот мир хоть чуточку лучше. В неё выражено всё тёплое, доброе, душевное, в общем, всё хорошее, что есть в данном фильме.

И опять фильм ставит противоречие в лице её дяди, в котором выражено всё безразличие к религии, да и ко всему миру вообще.

Как видно, фильм очень противоречил. Особенно для меня, как для человека верующего. В фильме затрагивается очень много тем, очень важных, которые были во многих других фильмах, но по отдельность, а здесь они в совокупности. Он очень познавателен, открывает много святых истин, но, тем не менее, они, как мне кажется, уже известны каждому человеку.

26 февраля 2010

Жертва вере или жертва веры?

Виридиана — молодая девушка, которая хочет стать монахиней, но перед этим она должна посетить дом своего дяди, которого она никогда не была близка, но он всегда помогал ей деньгами. Неожиданно дядя делает ей шокирующее предложение стать его женой.

Фильм Бунюэля повествует не о вере в Бога, о ней в картине нет ни слова. Фильм о самой девушке, о причинах её поступках. Если присмотреться более тщательно, то Бунюэль не рисует явных мотивов её действий — они все лишь подразумеваются, и посему данный фильм ничуть не менее сюрреалистичный, чем все остальные фильмы испанца.

Почему Виридиана хочет постричься? Ответ очевиден — она сирота, всю жизнь прожила в монастыре; она с трудом представляет свою мирскую жизнь. Предложение дяди её пугает, как пугает её выход в большой мир. Хотя сама она верно думает, что не хочет связывать жизнь с этим старым развратником.

Оказавшись в сложной психологической ситуации, когда она не знает, имела она сексуальную связь с дядей или нет, будучи ни в чем невиноватой, она остается со своей проблемой абсолютно одна, но ей становится совершенно ясно, что путь в монастырь для нее закрыт. Бунюэль намеренно создает ситуацию, в которой институт монашества выглядит не в лучшем свете и не монастырь не может помочь Виридиане, посвятившей ему многие годы.

Однако наша героиня и теперь не отчаивается, и видит спасение в помощи беднякам. Но и тут её ждет разочарование.

Виридиана, отдав свою жизнь жертве: монастырю и служению людям, которые совершенно это не оценили, она бежит от своей собственной жизни; от предложения дяди, от своего двоюродного брата, который влюблен в нее, недурен собой, и при всех отрицательных качествах, явно более достоин её внимания, чем ее «коммунары».

Некоторые сцены Бунюэль дает в качестве ключей к образу героини. Например, сцена лунатизма Виридианы говорит о наличии у нее скрытых желаний, которые гасит её сознание и они прорываются в реальность только во сне в виде автоматических действий.

Финал еще более спорный в трактовке, чем весь фильм, но карты могут быть рассмотрены как некий символ отхода героини от прежних убеждений и попытка относиться к жизни как игре, в которую ты играешь сам, независимо от воли случая, т. е сданных карт.

22 февраля 2010

Бедность — не порок?

Первая после долгого перерыва испанская работа Бунюэля вызвала общественный взрыв во франкистской Испании и католическом Риме, надолго попав под официальный запрет.

Оригинальный сценарий фильма был написан Бунюэлем на основе старинной истории о святой, помогавшей бедным, и одного из своих юношеских эротических снов.

Послушница Виридиана, готовясь к окончательному уходу в монастырь, навещает своего пожилого дядю, в лице которого ей противостоит змей-искуситель. Успешно совладав с ним, Виридиана не становится ни Божьей, ни земной невестой, но, преисполненная высокими идеалами, решает помогать убогим сего мира…

Практически во всех своих поздних фильмах, снимаемых с целью «растормошить людей и разрушить те конформистские законы, по которым их принудили считать, что они живут в лучшем из миров» великий испанский режиссер предрекает крах буржуазного общества; так вот «Виридиана» во многом является идейным манифестом его творчества.

Во-первых, режиссер, воспитанник иезуитского колледжа, соответственно, изнутри знакомый с лицемерием и скрытыми пороками католицизма, еще во время учебы разуверился в Боге. В фильме он по полной программе проходится по католической церкви и ее символам. Приемы Бунюэля жестки, а временами даже богохульственны: здесь и распятие в роли раскладного ножика, и нищие в роли апостолов под соответствующую музыку.

Сняв в роли Виридианы чувственную и прекрасную в своей плотской красоте актрису Сильвию Пиналь, от одного вида которой становишься довольно далеким от божественных помыслов, Бунюэль словно издевается над образом смиренной святой монахини.

В фильме продемонстрировано отмирание и уход старого мира на примере дона Хайме, всю жизнь проведшего в строительстве воздушных замков, но запустившего свое реальное поместье. И так же, как и в фильме «Тристана», на место лицемерных, но в целом человеколюбивых старых ценностей приходят практичные и жесткие новые порядки.

А самое главное, антиутопия Бунюэля наглядно показывает, что в мире, который раздирают на части социальные противоречия, невозможно построения общества, основанном на всеобщем равенстве и сострадании, поэтому и проваливается с треском эксперимент с коммуной. Несовершенство общественного устройства делает бесполезными, и даже опасными наивные попытки Виридианы спасения душ своих подопечных. Простые люди из народа в этом фильме являются антигероями, и в том числе этим режиссер в корне отличается от итальянских неореалистов.

Как и во многих своих притчах, в финале Бунюэль приводит события лишь к относительному равновесию, не обещая счастливого будущего.

Прекрасно снятая «Виридиана» в целом задает больше вопросов, чем дает ответов, как и положено великим произведениям мирового кинематографа.

10 из 10

7 января 2010

«Я так и знал, что когда-нибудь ты начнешь играть со мной в карты»

Луиса Бунюэля часто называют «Сальвадором Дали от кинематографа». И это не случайно: практически все творчество великого испанского режиссера состоит из картин сюрреалистических, загадочных, неподдающихся никакому логическому анализу, в точь-точь сопоставимых с полотнами знаменитого соотечественника. Неподготовленному зрителю крайне тяжело воспринимать бредовые фантазии скандального постановщика, идеи которых, зачастую, рождались из его же собственных ночных кошмаров. Однако встречались в биографии Бунюэля и фильмы общедоступные, менее мудреные, рассчитанные в первую очередь на широкий круг зрителей. Одной из таких работ стала «Виридиана», удостоенная в 1961 году «Золотой Пальмовой ветви» на Каннском кинофестивале. Именно простота и ясность в купе с возможностью рационально трактовать увиденное, сыграли первостепенную роль в присуждении картине престижной кинонаграды. Но отсутствие «сюрреалистического бреда» вовсе не означает, что «Виридиана» лишена какого-то бы ни было смысла. Наоборот, в картине его с избытком.

Выросший в набожной католической семье Луис Бунюэль не редко обращался в своих картинах к вопросам религиозного толка. «Виридиана» в этом плане квинтэссенция творчества режиссера, ставшая второй работой в своеобразной антирелигиозной трилогии, берущей начало в «Назарине» и заканчивающейся в «Симоне-пустыннике».

Режиссер в очередной раз отвергает возможность вести высокодуховный образ жизни в современном мире, который, по мнению, Бунюэля является ни чем иным, как скопищем развратных, циничных, жалких паразитов. Героиня Бунюэля — молодая послушница с красивым именем Виридиана наследует дорогое имение своего дяди, покончившего жизнь самоубийством. Решив уйти из монастыря, девушка надеется в обычной жизни продолжить «учение Христа», помогая больным и страждущим. Дом Виридианы становится коммуной, где находят прибежище нищие и обездоленные. Она дает им еду, деньги и кров над головой. Но способны ли эти грязные, неодухотворенные, порочные существа, больше похожие на животных, оценить высоконравственный порыв Виридианы, пожертвовавшей всем ради всеобщего блага? Ответ на этот вопрос и будет главным идейным посылом режиссера зрителю.

В «Виридиане» заняты штатные актеры Бунюэля. И если с Франсиско Рабалем режиссеру уже доводилось сотрудничать в «Назарине», то с Сильвией Пиналь и Фернандо Рэем он работал впервые. Оба затем успешно перекочевали в последующие фильмы Мастера: «Ангел-истребитель», «Симон-пустынник», «Тристана», «Скромное обаяние буржуазии».

Нельзя также обойти стороной и тот факт, что двенадцать актеров, играющие бедняков, были одеты в самые настоящие нищенские лохмотья, найденные создателями картины в многочисленных мадридских трущобах. Для пущей достоверности Бунюэль пригласил на съемки фильма настоящего бомжа из подворотни, исполнившего роль того самого Прокаженного.

Большинство кинокритиков совершенно справедливо отмечали, что многое в этой ленте несет в себе скрытый, порой, подспудный смысл. Особенно это касается сцены трапезы с участием нищих, в которой Бунюэль намеренно копирует композицию знаменитой картины Леонардо Да Винчи «Тайная вечеря». И с этим нельзя не согласиться.

Удостоенная «Золотой Пальмовой ветви», картина Бунюэля тем не менее вызвала ожесточенные споры на родине режиссера. Большинство зрителей посчитали фильм аморальным, задевающим их собственные религиозные убеждения. И это несмотря на то, что в картине отсутствовали, какие бы то ни было вульгарные сцены. В Испании, как впрочем, и в других европейских странах, «Виридиана» долгое время была запрещена к показу. Сам же Бунюэль утверждал, что хотел снять обыкновенную черную комедию, с легким налетом эротического и религиозного подтекста. Время расставило все по своим местам: сегодня «Виридиана» признается одной из лучших картин не только самого режиссера, но и всего мирового кинематографа.

4 декабря 2009

Драма Виридиана появился на свет в далеком 1961 году, более полувека тому назад, его режиссером является Луис Бунюэль. Кто играл в фильме: Сильвия Пиналь, Франсиско Рабаль, Фернандо Рей, Хосе Кальво, Маргарита Лосано, Хосе Мануэль Мартин, Виктория Дзинни, Луис Эредия, Хоакин Роа, Лола Гаос, Мария Исберт, Алисия Хорхе Баррига, Клаудио Брук, Хуан Гарсия Тиэндра, Пальмира Гуэрра.

Производство стран Испания и Мексика. Виридиана — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2022 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.