Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Друг мой, Колька!.. |
год: | 1961 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Александр Митта, Алексей Салтыков |
сценаристы: | Александр Хмелик, Сергей Ермолинский |
видеооператор: | Виктор Масленников |
композитор: | Лев Шварц |
художники: | Александр Жаренов, Л. Харко |
монтаж: | В. Косарева |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 мая 1961 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 23 мин |
Прекрасно показаны тонкие психологические моменты воспитательной работы, подросткового взросления, педагогической профнепригодности, конформизма, компанейщины и многого другого. Сюжет смело обличает пороки общества и разные человеческие слабости, и убеждает в главном — необходимости верить в человека и любить его, несмотря ни на что.
Самое лучшее в фильме, на мой взгляд, — отношение одноклассников к главному герою, которые, несмотря ни на что, всей душой болели за человека и старались ему помочь. Второй по значимости элемент — важность привлечения детей к интересному общему делу, где каждый может себя и проявить, и попробовать.
Авторы картины очень умело показали подростковый максимализм, когда, с одной стороны, не хочешь и не можешь мириться с несправедливостью мира, а с другой — деятельно хочешь этому что-нибудь противопоставить, но какая именно форма протеста допустима, каковы границы дозволенного — тут очень важна опека взрослых опытных наставников… Ах, сколько человеческих судеб поломано от простой невнимательности и равнодушия! Ведь показали главное, что ребята по сути были хорошие, и лишь недостаток внимания и жизненные обстоятельства мешали им раскрыться в правильном направлении.
Дети очень остро чувствуют фальшь и лицемерие, но в силу своей неопытности не могут адекватно противостоять взрослому манипулятору, поэтому дети в таких отношениях капризничают от бессилия, а подростки срываются в эпатажное поведение. Часто из-за таких педагогов у человека ломается вся жизнь, и лишь с годами понимаешь, в чём настоящая причина текущих проблем, корни которой уходят в глубокое прошлое.
Особое. Забавно выглядели цветы на высоких неустойчивых подставках в школьном коридоре, потому что такое устройство интерьера категорически не подходит для школы, где неуклюжие и подвижные дети в любую минуту могут нечаянно сломать эти хрупкие конструкции.
Вывод. Прекрасный советский фильм на воспитательную тему, добрый и жизнеутверждающий, вызывает живые эмоции.
14 марта 2024
Прекрасно показаны тонкие психологические моменты воспитательной работы, подросткового взросления, педагогической профнепригодности, конформизма, компанейщины и многого другого. Сюжет смело обличает пороки общества и разные человеческие слабости, и убеждает в главном – необходимости верить в человека и любить его, несмотря ни на что.
Самое лучшее в фильме, на мой взгляд, – отношение одноклассников к главному герою, которые, несмотря ни на что, всей душой болели за человека и старались ему помочь. Второй по значимости элемент – важность привлечения детей к интересному общему делу, где каждый может себя и проявить, и попробовать.
Авторы картины очень умело показали подростковый максимализм, когда, с одной стороны, не хочешь и не можешь мириться с несправедливостью мира, а с другой - деятельно хочешь этому что-нибудь противопоставить, но какая именно форма протеста допустима, каковы границы дозволенного - тут очень важна опека взрослых опытных наставников... Ах, сколько человеческих судеб поломано от простой невнимательности и равнодушия! Ведь показали главное, что ребята по сути были хорошие, и лишь недостаток внимания и жизненные обстоятельства мешали им раскрыться в правильном направлении.
С огромным сожалением вспоминаю, что и на своём веку я повидал подобных учителей и педагогов. Дети очень остро чувствуют фальшь и лицемерие, но в силу своей неопытности не могут адекватно противостоять взрослому манипулятору, поэтому дети в таких отношениях капризничают от бессилия, а подростки срываются в эпатажное поведение. Часто из-за таких педагогов у человека ломается вся жизнь, и лишь с годами понимаешь, в чём настоящая причина текущих проблем, корни которой уходят в глубокое прошлое.
Особое. Забавно выглядели цветы на высоких неустойчивых подставках в школьном коридоре, потому что такое устройство интерьера категорически не подходит для школы, где неуклюжие и подвижные дети в любую минуту могут нечаянно сломать эти хрупкие конструкции.
Вывод. Прекрасный советский фильм на воспитательную тему, добрый и жизнеутверждающий, вызывает живые эмоции.
3 марта 2024
В советской школе ЧП: пионеры организовали тайную организацию, которая борется с зубрилами, трусами и подлизами, а на самом деле со скукой и лицемерием советской школы. Узнав об этом пионервожатая приходит в ужас и начинает расследование, все время вспоминая что произошло в 23-ей школе.
Год создания фильма — 1961, время хрущевской оттепели и разоблачения культа личности отца всех времен и народов. Режиссер фильма всегда старался укусить власть так, чтобы укус попал в точку, но в тоже время это было незаметно. Здесь он поднимает тему пионерии. Мы все знаем, что пионер — это всем ребятам пример и как почетно им быть, а вот что делать, когда ты повязал красный галстук? Мероприятия скучны, неинтересны и главное — никому не нужны. Пионервожатая — пример уходящего поколения перестраховщиков и дрожащих от страха противостоит новому мышлению. Конечно, новое смело старое и победило.
Кроме того, что фильм отлично сделан, его можно рекомендовать как пособие для борьбы с тоталитаризмом.
8 из 10
17 ноября 2018
«Друг мой, Колька», 1961
СССР
Фильм из серии «фильмов про школу». Лично я такую школу уже не помню, но по рассказам родителей все выглядит достаточно правдоподобно. Тайные общества с собственным тайным языком и планами стать пиратами или махнуть на Северный полюс; мальчишеская радость послевоенных лет — голубятни; стиляги и хулиганы; городские дворы, крыши и чердаки; ключ от квартиры на веревочке на шее.
Фильм детский и поэтому он, с одной стороны, вроде бы неплохо передает послевоенную дворовую атмосферу, а, с другой, заточен все-таки на позитив (особенно это видно в концовке) и не обнажает в полной мере всех «прелестей» послевоенной жизни.
Фильм уже про самоутверждение подростка и непонимание со стороны взрослых (присутствует конфликт поколений), но еще не подымающий экзистенциальную проблематику. Типаж Кольки представлен точно, только еще пока не раскрыт. У Кольки в фильме нет голоса, ему пока не позволено говорить. Заговорят персонажи, подобные Кольке, только в конце 60-х (например, в фильмах «Ключ без права передачи» или «Доживем до понедельника»).
В фильме представлен особый феномен «советской учительницы» — пионервожатой в исполнении Антонины Дмитриевой. Сыграна роль блестяще. Таких учительниц мы потом встретим и в «А если это любовь?» (фильм тоже был снят в 1961), «Доживем до понедельника» (1967), «Ключ без права передачи» (1976), «Школьный вальс» (1978) и во многих других. Думаю, в жизни каждого из нас были такие черствые ханжеские персонажи, которые всеми силами (но не со зла) почему-то хотели испортить нам жизнь. Повезло Кольке — в него верили и друзья, и герой Анатолия Кузнецова. Не повезло героям фильма «А если это любовь?»: злоба, ханжество, зависть и равнодушие, скорее всего, навсегда оставили в их сердцах след.
Не знаю, вызвал ли фильм «Друг мой, Колька» идеологические дискуссии во властных кулуарах, но антисоветская критика в нем присутствует. Хотя «положен на полку» фильм был не по этим соображениям, а после отъезда за границу Савелия Крамарова, сыгравшего в нем эпизодическую, но достаточно яркую роль.
В фильме царит атмосфера иронии и сатиры. Итак, что же и кого мы видим?
Председателя Совета дружины Валерия Новикова, отличника и выскочку, явно потенциального карьериста. Удивительное совпадение, но его мама — глава родительского комитета школы — самодовольная, тщеславная и бестактная ханжа. Актриса Людмила Чернышева великолепно сыграла холодную, мстительную и себялюбивую мать Валерика.
В самой школе чувствуется атмосфера приспособленчества и навязывания женских стратегий поведения. Все школьные мероприятия проводятся в добровольно принудительном формате, инициатива снизу блокируется и даже оказывается наказуемой. Серая и скучная школьная жизнь, которую в рамках дисциплинарного формата не дают освежить и раскрасить в принципе.
Авторы фильма откровенно издеваются над послевоенной советской (сталинской) шпиономанией. В школе создано тайное общество ТОТР («Тайное общество троечников»), что вызывает у пионервожатой (ответственной за идейно-воспитательную работу) просто нечеловеческий ужас.
Хорошо показана атмосфера тотального недоверия, с одной стороны, (когда Лидия Михайловна закрывает дверь на семь замков после уход Валерика) и разрушение этой атмосферы (в фигуре нового пионервожатого в исполнении Анатолия Кузнецова), с другой. В молодом пионервожатом Сергее Руденко очень чувствуется «оттепель»: прямота, открытость, заинтересованность, уважение и к себе и к другим, желание в самом последнем хулигане увидеть человека. Именно благодаря Руденко Кольку не поглотили эти послевоенные городские дворы. Кстати, сколько ребят военного и послевоенного поколения, которые детьми выжили в нечеловеческих военных условиях, убили именно московские, питерские, харьковские… дворы.
Снято хорошо и добротно, хотя кое-где растянуто и даже занудно. Первая режиссерская работа Александра Митты в качестве сорежиссера.
Филь ценен, на мой взгляд, именно этим уже не совсем советским ракурсом понимания.
Советую посмотреть всем любителям фильмов про школу (классика жанра).
7,8 из 10
17 апреля 2018
Колька Снегирев — отпетый хулиган и троечник, к тому же организующий тайное общество троечников в пику зубрилам и отличникам (читай — подхалимам). И все было бы у него совсем плохо, если бы в школу не пришёл с автобазы водитель Сергей Руденко, сумевший заинтересовать ребят настоящим делом.
Один из любимых советских пионерских фильмов. Родом аж из 50-х.
И это чувствуется. Во-первых, в героях. Руденко и Снегирев на пару составляют одного из самых ходовых персонажей тех лет — беспартийного рабочего. Он не знаток идеологии, не отягощен теориями, зато честен, работает не для себя, а для людей, и не боится, в случае чего, почти ничего — в том числе начальства. Герои Рыбникова и Баталова (особенно в «Деле Румянцева») стали для 50—60-х архетипами — «Друг мой Колька» этот архетип воспроизводит — только для детской аудитории.
Воспроизводится и главный тезис послесталинской эпохи — Если веришь человеку… То даже «надо верить ему всегда» здесь добавлять не стоит — надо просто верить человеку и в человека.
Но в известном смысле, это и первый фильм, державший фигу в кармане. Роль кармана выполняла оболочка детского кино и целый ряд советских и киношных штампов. В случае чего можно было прикрыться, что фильм-то детский. Но угадываются в этих детских и совсем не детских персонажах номенклатурные типы — карьеристы и бюрократы (в лице «аристократии» в совете пионерской дружины), фальшивые до степени карикатурного плаката при этом вполне реалистичные и даже страдающие пионервожатые — «А вот поработали бы вы с моё!».
Ещё одна фига — протодиссидентское движение — «ТОТР», например. По существу фильм оправдывает движение против зубрил и выскочек, объявленных врагами куда как большими, чем дворовые хулиганы. И куда смотрели цензоры?! Эти ребята, причем и из рядов руководителей пионерских отрядов — значительно более честные, чем помянутые пионерские функционеры. Чего в этом больше — оправдания «врагов народа», затесавшихся в партаппарат где-то в районе 30-х гг. или будущих сторонников гражданского общества, ненавидящих функционеров, откуда-то из 70-х — наверное, и неважно. Важнее признание, что вписаться в рамки сталинского каркаса способны по определению и, мягко говоря, не все. Фильм, конечно, пропагандирует возможности изменить путь таких ребят, переставив их с кривой дорожки итальянского твиста (в исполнении, к слову, юного Савелия Крамарова) на прямую дорогу рабочего шофера, но… Осадочек остался. Вернее, гуманистическое послевкусие. Советский тренд сменился. Важнее стала не правильность, граничащая с ложью и конформизмом, а человечность, приводящая к коммунизму скорее, чем партийность, пионерскость, комсомольскость и т. п. Хороший человек — такова теперь цель советской идеологии, и ее обозначил хороший фильм.
25 января 2018
Тема отношения учителей-учеников меня всегда нравилась. И поэтому этот фильм я не мог пропустить. Я не хочу никого обижать, но не могу сказать, что данное кинополотно мне понравилось. Конечно, было любопытно посмотреть на известных актёров — Никулина и ещё такого молодого Крамарова. Но какой актёрский состав не был, большую роль играет именно сюжет.
Конечно, фильм нельзя назвать плохим. Вопросы, поднимаемые в фильме, и сейчас злободневные — дружба, прощение, дружба учеников и учителей, гнобление учеников и разный учительский подход. И всё же он остался фильмом своего времени. Я почитал комментарии, и не буду спорить, что когда он вышел, он мог иметь большое значение в развитии киноискусства. Однако сегодня кино смотрится немного скучно. И вопросы, поднимаемые в фильме, можно было бы раскрыть более полно и увлекательно.
26 июля 2016
Звучит здорово. Сама идея тайного общества тоже любопытна. Но вот с программой просто беда. «Мстить зубрилам и выскочкам!» — оно ведь только на первый взгляд эффектно. А через секунду-другую уже непонятно: за что мстить-то? Или, скажем, как относиться к тем, кто и в Общество «по формальным признакам» (элементарно не являясь «Тр») не проходит, и не зубрит? Пробел…
Опять же, испытания на смелость. Столь недвусмысленно показанные в самом начале фильма. Подобное безрассудство, а, главное, безответственность, на мой взгляд, даже «почетный» статус «Тр» не оправдывает. Авторы фильма вопрос с покореженным автомобилем тактично замяли, ограничившись последующим «разочарованием» членов Общества в собственных «опытах». Но, позвольте, «больше не буду» — это одно, а наказание за уже совершенное — нечто иное. Хотелось бы большей (и обоснованной!) определенности по данному вопросу, что и говорить.
Похожая ситуация и с главным героем. Финал, безусловно, — аргумент серьезный. Так сказать, в нужный момент, парень не дрогнул и сделал правильный выбор. Другое дело, что «Спасибо… за сына такого!» из уст героя Г. Вицина (см. «Максим Перепелица») — это одно (явная гипербола и пр.), а оперативная публичная благодарность сотрудника (причем отнюдь не рядового, кажется) ОВД — немножко другое. Ну, не смотрится! Пафос да и только. А, главное, опять ничего не говорится о «былом»! А ведь и курил, и компанию со шпаной водил. Спрашивается, так ли уж неправа героиня А. Дмитриевой?
Кстати, на мой взгляд, именно она — безусловно, главная звезда картины. На ней все держится. В. Ованесов (тот, что Валерий) тоже хорош, но он заведомо ведомый. Ю. Никулин и Б. Новиков свои эпизоды отыграли на ура, но это именно эпизоды. Причем один из них (этакий красивый жест: «Я за тебя в рейс поеду!») видится сегодня далеко не таким однозначным, каким должен бы. А. Родионова хорошая девочка, но… статус «Тр» говорит явно не в ее пользу. А. Кузнецову и вовсе роль досталась самая простая. Что называется, сыграть на контрасте. Изобразить героя. В принципе, получилось, но, опять же, благодаря харизме А. Дмитриевой. Мне так показалось. Очень она убедительна и искренна в своих убеждениях. Да, по большей части неправа. Да, излишне категорична. Но зато живая. Настоящая. В остальном фильм не показался убедительным и правдивым. Поэтому только
6 из 10
23 сентября 2014
Появление этого фильма кажется парадоксальным в эпоху расцвета развитого социализма — очень уж откровенным выглядит протест одинокого человека, идущего против системы. Очевидно, стоит поблагодарить пресловутую хрущевскую оттепель за кратковременный, но такой заметный всплеск свободомыслия и желания отстаивать собственную точку зрения, не подчиняя личное общественному, благодаря чему свет увидели такие фильмы как, например, «Я купил папу», «Мне двадцать лет», «Мой младший брат», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» и «Друг мой, Колька!», речь о котором пойдет ниже.
Эта картина стала режиссерским дебютом Александра Митты и первым из снятых им детских фильмов. Потом будут и первые любовные переживания Тани из «Звонят, откройте дверь», и уроки самосовершенствования от Леши Жильцова из «Точка, точка, запятая…», и волшебная и одновременно жутковатая «Сказка странствий», но начиналось все с хулигана и дебошира Кольки Снегирева.
Троечник, водящий дружбу с местной бандой, курящий в подворотнях и играющий на деньги, да еще — страшно подумать! — основавший тайное общество троечников, мстящих зубрилам и выскочкам — такого персонажа, кажется, еще не осмеливались выдвигать на роль главного героя в стране, лишь недавно свергнувшей культ личности отца народов. И, тем не менее, А. Митта не просто выводит Кольку Снегирева на первый план, но и делает его положительным героем, в отличие от примерного со всех сторон председателя совета дружины Валерия Новикова или комсомольской активистки Лидии Ивановой, которые выглядят достойными наследниками чекистов с холодной головой, горячим сердцем и чистыми руками, и внушают ужас своей уверенностью в собственной правоте.
Коля Снегирев отказывается сидеть на скучном пионерском сборе, посвященном вопросам рационального использования времени, он может бросить в лицо дарительнице подарок от родительского комитета и должен крупную сумму главарю местной шпаны. Учителя и совет пионерской дружины давно уже махнули на него рукой, и только пришедший в их класс вожатым шофер Руденко решает вернуть сбившегося с верного пути паренька в дружную компанию одноклассников. Не отворачиваются от Кольки и его друзья, отчаянно защищающие его перед учителями и «железной» Ивановой, и это заставляет его поверить в то, что он действительно может стать лучше.
Фильм не лишен наивности и налета пионерской романтики, однако он покоряет зрителя своей искренностью и отсутствием желания приукрасить окружающую действительность: семьям с многодетными детьми часто не хватает денег, автобаза может подарить подшефной школе списанный и неработающий грузовик, а собрания совета дружины преуспевают в технике травли человека не хуже любителей коммунистических чисток. И вместе с тем это не мешает поднимать головы первым молодым и недовольным текущим положением дел, тем, кто готов вступиться за объявленного едва ли не врагом народа товарища, тем, кто способен отличить истинные способности и подлинные душевные качества от подхалимских замашек карьериста и подхалима.
Своим фильмом А. Митта открыл путь новому герою советского кинематографа, перед которым расстилалась широкая и прежде неизведанная дорога собственных открытий и исканий, дорога, которой до сих пор нет конца, как поется в финальной песне фильма «Друг мой, Колька!».
9 из 10
2 апреля 2013
Интересное, веселое, по-настоящему доброе кино. За внешней простотой и предсказуемостью сюжета таится достаточно серьезная тема. Посвящена она закоснелости педагогов, их нежеланию понять своих учеников и принять их такими какие они есть. К сожалению, подобные преподаватели есть в большинстве школ, и именно они отбивают у многих интерес к учебе.
Про актерскую игру распространяться излишне. Сказать, что артисты сыграли хорошо, значит не сказать ни чего. Сильно порадовало как в роли вжились юные актеры, которые были весьма убедительными (чего стоит хотя бы девочка, после выходки Кольки Сненгирева с бесподобным прононсом произнесшая: «Возмутительный факт»). Особо можно отметить юного Савелия Краморова с маленькой, но яркой ролью (как и большинство его работ).
Еще этот фильм о настоящей дружбе, стремлении выручить из беды товарища и готовности идти против общественного мнения. Кинокартина заслуженно вошла в список 100 фильмов рекомендованных к обязательному просмотру в школах, и каждый родитель может не задумываясь включить ее в свой личный перечень фильмов, которые он посоветует детям.
9 из 10
6 февраля 2013