Человек ниоткуда
6.9
6.3
1961, фантастика, комедия
СССР, 1 ч 21 мин
12+

В ролях: Анатолий Папанов, Владимир Муравьев, Юрий Белов, Антоний Ходурский, Петр Савин
и другие
Комедия приключений дикаря из фантастического племени тапи, начавшаяся с неожиданного провала в пропасть молодого геолога антропологической экспедиции Владимира Поражаева. Впрочем Владимир давно подозревал о существовании этого племени, что и было главной причиной его раздора с начальником экспедиции Крохалевым. Используя свое интеллектуальное превосходство, геолог освобождается от дикарей и с Чудаком возвращается в Москву...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Человек ниоткуда

год: 1961
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператоры: Леонид Крайненков, Анатолий Петрицкий
композитор:
художники: Александр Кузнецов, Лев Мильчин, Джимми Сакуяма, М. Жукова
монтаж:
жанры: фантастика, комедия
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 18 мая 1961 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 21 мин
Другие фильмы этих жанров
фантастика, комедия

Видео к фильму «Человек ниоткуда», 1961

Видео: Фрагмент (Человек ниоткуда, 1961) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постеры фильма «Человек ниоткуда», 1961

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Человек ниоткуда», 1961

Человек ниоткуда

Яркая, эффектная история о молодом ученом, фантазийном снежном человеке - дикаре и их циничных оппонентах. Сами по себе похождения представителя примитивной цивилизации в Москве достаточно просты и неказисты. Благодаря выдающемуся исполнению Сергея Юрского лента преображается. Сам Юрский менее всего похож на дикаря - у него типаж интеллигента. Во многом именно благодаря этому противоречию его роль оказалась многослойной, вызывающей множество ассоциаций. Достаточно лишь следить за Юрским в этой ленте, и довольно, достаточно.

Ранний Эльдар Рязанов дарил зрителю яркие конфликты интересов. Страстные и несколько наивные герои сталкивались в принципиальном поединке со лжецами и бюрократами. Так было в «Карнавальной ночи», и в более поздней «Дайте жалобную книгу». На этом построена и вся интрига в «Человеке ниоткуда». Анатолий Папанов играет собирательный образ потенциального лжеца и невежды, стремящегося за счет обмана и клеветы занять в каждом отдельно взятом коллективе руководящие позиции. Кажется, что Рязанов поставил этот фильм только ради того, чтобы один из персонажей заявил красивой, понравившейся ему женщине: «Я твой начальник. Ты не должна мне возражать. Моя воля — закон». Ну а вождь племени людоедов подвел окончательный итог: «Чудак всегда был скверным людоедом. Сражений избегал, не кушал слабых. Не ел друзей, как будто он не знал, что друга съесть особенно приятно».

Фильм получился настолько эмоциональным, как будто молодой Эльдар всем этим подлецам решил объявить личную вендетту, обличая их в своей картине. Поэтому, как это не парадоксально линия со снежным человеком, прибывшим из неизвестного науке племени, на самом деле оказывается второстепенной. Это лишь подводка, чтобы подобраться, лучше раскрыть образ коллективного злодея.

Здесь хочется обратить Ваше внимание на то, что при более детальном рассмотрении антигероем оказывается не только Папанов. Присмотритесь к молодому ученому Поражаеву (Юрий Яковлев). Он такой милый и учтивый, но при этом неоднократно лжет милиционерам, ворует спортивную одежду, да и к своей девушке относится не самым учтивым образом. Едва ли такое поведение можно считать героическим. Выходит он, несмотря на вполне бравый вид, лишь более улучшенная альтернатива Папанова.

А раз так, то предлагаю внимательно взглянуть на Лену. Она прекрасно знает, что ее любят и персонаж Папанова, и персонаж Яковлева. Как поступает она узнав, что один из ее возлюбленных жив? Может она расспрашивает его о всех деталях спасения? Нет. Достаточно быстро диалог сводится к прагматической плоскости. Ровно и когда стрелы критики обрушиваются на ее же возлюбленного Лена не утруждает себя особыми размышлениями.

Выходит примитивный Чудак в исполнении Юрского противопоставляет себя не только Папанову, но и всем основным персонажам. Столкновение ценностей в котором взгляды дикаря - каннибала оказываются зачастую более достойными. Именно потому во второй части картины комедийная линия подменяется минорными нотками. Очевидно, что Чудаку в этом мире непросто.

8 из 10

15 марта 2024

Самый недооценённый советский фильм

Об этом нельзя говорить без снисходительной улыбки, но Советский Союз был единственной страной, в которой поиски йети (снежного человека) велись на государственном уровне. Причина, вероятно, в идеологии братства, рождавшей желание вступать в диалог со всеми народами. Повезло, что режиссёром «Человека ниоткуда» стал Эльдар Рязанов, причём, именно в 1961 году, когда у режиссёра ещё не начался уклон в более приземлённые фильмы. Лучше, чем молодой Рязанов, снять бы такую ленту никто не смог.

Именно этот фильм стал первым, где на полную катушку раскрутил себя Анатолий Папанов. То же касается Сергея Юрского, да и Юрий Яковлев в более раннее время особо нигде не светился. Людмилу Гурченко режиссёр, вероятно, взял в этот фильм после того, как хорошо с ней сработался в «Карнавальной ночи». Кстати, в обоих фильмах её героиню зовут Лена. Неужели это одна киновселенная?.. Анатолий Папанов выступает сразу в четырёх образах, что уже тогда выдавало его большое актёрское мастерство, особенно к изображению отрицательных персонажей. Ненадолго здесь появились Юрий Никулин и Евгений Моргунов, которые позднее появятся в другом фильме Рязанова – «Дайте жалобную книгу», где выступят в более знакомых образах Бывалого и Балбеса. Видеть таких культовых актёров молодыми и в одном фильме – огромное удовольствие, сравниться с которым может только сам сюжет.

Один из снежных людей (племя которых киношные антропологи почему-то называют тапи) по прозвищу Чудак отправляется в советскую Москву вместе с первооткрывателем Владимиром Поражаевым, где обоим предстоит прославиться и обрести мировую известность, а бывшему дикарю также стать цивилизованным и почувствовать, каково это – быть Человеком с большой буквы. Поскольку фильм комедийный, да ещё и снятый Рязановым, то зрителя тешат многочисленными забавными сценами на стадионе, городских улицах, театре и центре занятости. Чудак, оказываясь в советском мире, невольно сталкивается с господствующей идеологией и проявляет те черты, которые находят отклик у людей. Признание за счёт физических, а потом и моральных заслуг показано пускай и наивно, но зато в очень приятных тонах.

В 1961 году никто не имел ни малейшего понятия об изображении высокого разрешения, поэтому в фильме при желании можно рассмотреть любопытные ляпы вроде того, что при показе Чудака, который обгоняет на стадионе других спортменов, виднеется тень от оператора, а следы ног тапи не соответствуют их стопам. Широчайшую улыбку вызывают расположенные в зале антропологического совета четвероногие скелеты с черепами цератозавров. Какие-то драконы, а не реально существовавшие животные. Но даже в этих недостатках чувствуются такие любовь и старания, что хочется только восхищаться. При этом есть особенно любопытный момент, который радует любых сторонников светского социума: Лена возмущается тому, что её пытаются делить сразу два жениха, не спрашивая мнения у неё самой.

Назвать эту фантастику научной, пожалуй, нельзя. Скорее просто комедийной, какую могли снять только в 1960-е гг. Любопытно, что во время съёмок «Человека ниоткуда» произошёл полёт Гагарина в космос, что явно отразилось на сценарии, где тоже появилась «космическая» тема. Сейчас, когда спутники сфотографировали поверхность Земли сотни тысяч раз, уже очевидно, что снежных людей не существует как минимум с XX столетия, поскольку в ином случае мы бы увидели хоть какие-то признаки кроме следов, указывающие на их недавнее присутствие. Но посыл «дружи со всем миром», тем не менее, остаётся актуален. И за это фильм достоин высочайших похвал!

10 из 10

10 декабря 2021

Смотрела с интересом

А фильм оказался всего лишь видением мечтательного ученого… Очень жаль, конечно, что фильм положили на полку. Юрский прекрасен и органичен в этой казалось бы нелепой роли дикаря, попавшего в современный мир. Смотрела с интересом. Конечно же, фарс и порой слишком прямолинейная сатира, но как приятно смотреть на гениальных актеров, на молодых, полных сил, энергии, энтузиазма и упоения, полных веры в светлое будущее, не очерненное «нравственностью» в кавычках нынешнего капитализма. В любом будущем будут жить люди, люди со всеми своими грехами и страстями, поэтому всегда найдется повод для улыбки. И спасибо режиссеру Рязанову, что он даже в самой ранней своей картине и в наше довольно таки циничное время может вызвать к жизни эту улыбку, при этом задуматься о таких серьезных вещах, как стать Человеком с большой буквы…

16 октября 2020

Когда-то я очень любила фильмы Рязанова и знала их практически наизусть. Сейчас у меня к большинству его работ сложное отношение, и по иронии судьбы (ха!) «Человек ниоткуда» — единственный, который мне до сих пор безусловно нравится. При этом он самый малоизвестный у Рязанова и с самой незавидной судьбой: в разгар проката в 1961 году какому-то высокопоставленному чиновнику не понравилась афиша (!) фильма, тут же пошли разгромные рецензии критиков, и «Человек ниоткуда» был снят с проката и «положен на полку». При этом он без всякого политического подтекста и практически невинный.

Фильм снят совсем молодыми людьми в расцвет оттепели. Он полон жизни, энергии и фантазии.

Сюжет — на модную и актуальную тогда тему: поиски снежного человека. Молодой ученый в исполнении Юрия Яковлева находит в экспедиции в горах снежного человека по прозвищу Чудак и везет с собой в город. Чудак, как и положено, простодушный и наивный, все принимает за чистую монету, ему недоступны тонкости человеческого общения. А уж когда он сталкивается с «отдельными недостатками советского общества», происходит и вовсе катастрофа. Но тоже забавная.

Это очень веселый фильм, с абсурдистским юмором и внезапными поворотами сюжета. У Рязанова он самый неожиданный и оригинальный, я реально не могла предсказать, что сейчас случится.

А еще в «Человек ниоткуда» состоялось два кинодебюта в больших ролях будущих звезд советского кино: Сергея Юрского и Анатолия Папанова. Для Юрия Яковлева это была вторая крупная роль после «Идиота».

И вот такое сокровище пролетело мимо зрителя. Ужасно обидно!

5 сентября 2020

Восторг быть пришельцем

Восторг быть Чудаком. Быть первым в новом, немыслимом до того, мире. Каждое мгновение вырываться за границы, самым, казалось, твердым образам установленного возможного. Оказаться внутри чуда невозможного и упиваться им всё снова и снова. Каждым своим шагом выходить за черту, которая не просто отделяла недоступное прежде, а за черту даже представления, что это недоступное есть.

Встретить миллионы никак не ожидаемых новых людей. Увидеть никак не представляемые прежде просторы мира. Прикоснуться к несчетному количеству новых вещей, которые способны подарить тебе способности, даже во сне тебе не грезившиеся… Ощутить себя частью вдруг необозримо расширившегося человечества. Узнать, что ты можешь стать столь же удивительно новым как и эти удивительные люди из нового мира… Восторг быть пришельцем. Пришельцем и не чужим.

Эльдар Рязанов и гениальный Сергей Юрский подняли историю очередного «Пятницы» до истории Колумба, Гагарина и того пока неизвестного нам человека, который обязательно окажется на какой-нибудь когда-нибудь достигнутой обитаемой экзопланете. Его Чудак каждым своим взглядом, словом, жестом дает нам шанс пережить новизну мира, новизну новых открывающихся горизонтов возможного. Почувствовать вкус, запах, ветер, радость безмерной мышечной энергии, когда шагаешь, бежишь, кувыркаешься в неожидаемой, чудом тебе открывшейся, и такой прекрасной вселенной…

В фильме совершенно мастерски исполнен замысел взгляда со стороны: не к нам привезли аборигена для его осмотра — а мы, глазами человека из привычного нам и обрыдлого нам племени, знакомимся с целым новым миром. Это мы вырываемся из пещеры и выходим на прекрасный незнаемый нами прежде простор.

…Ах какое чудо складывать из б-у-к-в слова, ах как чудесен удивительный невероятный город — М-о-с-к-в-а, как упоителен дождь из управляемых людьми повозок, как забавно свистит в маленькую штучку добрый человек в белой одежде, как вкусны холодные блестящие штучки, которые раздавала женщина, как красива О-л-я, как здорово обогнать всех на глазах такого невероятного числа невероятных людей…

***

По выходу фильма официоз, родом фактически из XIX века, его не принял. Теперь же, через почти 60 лет, уже в XXI веке, мы видим в нем чудесный гимн прекрасным людям прекрасной страны, такой, какой она себя в 1960-е еще видела, а всего через четверть века — в 80-е — видеть почти разучилась…

Рязанов, Зорин, Юрский, Яковлев — все они фактически первое поколение полностью советских детей, переживших в детстве-юности Великую Отечественную. Они — люди, которых подняла ввысь волна рождения нового мира. Они осознали себя, когда шла неимоверная по силе борьба и за жизнь этого нового мира, и за его победу и этот мир на их глазах победил и вышел к звездам.

[ Потом же пришли те, кто пробивался «наверх» в уже насквозь привычном мире, те, кто в тепле и безопасности достигнутого стали развлекаться поеданием друг друга, кому гораздо важнее было, чтобы сосед «сверху» не канал на голову, чем отдавать свои силы ради других, ради построения нового мира, — их и так уже «не плохо кормили». Когда же для того, чтобы отхватить особо жирный кусочек, оказалось, что нужно разрушить страну и весь тот мир, который на пределе своих сил строили их отцы-деды, они и на это пошли, а помогали им в этом уже их детки — «золотая молодежь» номенклатуры… Было этих поедателей своей страны меньшинство, но облапошить они смогли поначалу почти всех… Ведь обратной стороной чистоты сердца советского человека была его наивность — наивность Чудака, который оказался рядом не с благородным Поражаевым, а попал в руки торговцев колониальными товарами и продал свою судьбу за стеклянные бусы… ]

20 мая 2019

Не всегда и цензура бывает неправа

Этнограф Поражаев находит где-то в горах Памира снежного человека Тапи, что превращает его жизнь в калейдоскоп несуразностей и приключений. А для тапи главная цель теперь — стать человеком.

Условная слава этого фильма связана с его судьбой на полке, куда картину положил главный брежневский идеолог Суслов, разнесший фильм прямо на одном из партийных съездов. На волне возвращения искусства к людям в перестройку и Никудышного человека поставили аж в кинопрокат. Но всего лишь доказали, что политике в нашей стране искусство, а иногда и просто хороший вкус, чужды. При всей антипатии к Суслову Человек ниоткуда — всего лишь недоделанная фантасмогория с неловкой претензией на авангард. С неловкой, потому что нет уверенности в том, что главный советский режиссёр Эльдар Рязанов всё так и задумывал. Неловкой ещё и потому, что никакой крамолы в фильме в общем-то нет — критика бюрократизма даже при Сталине была вполне нормальна, а разве только она и является якобы антисоветской. Некоторые могут найти крамолу в эстетике, но… какая разница, если фильм получился неубедительным. И даже гуманизм советского розлива с мыслью, что человеком не рождаются, а становятся, вызывает ухмылку, нежели умиление

6 июня 2017

Пятидесятые годы только-только закончились, а значит в фильме 1961 года одна из главных мыслей всё равно будет про труд. О том, как это здорово — трудиться! И только трудящийся человек может носить это гордое звание — Человек. Это как запах. Котлеты уже съели, а запах ещё витает. Так и тема счастливых трудящихся в советских кинофильмах — от неё в 60-е годы потихоньку уже нужно отходить, так как «трудовые» пятидесятые закончились, но в фильме «Человек ниоткуда» она ещё есть.

А главных впечатлений у меня два. Первое заключается в том, что огромнейшее влияние на авторов оказал Чарли Чаплин. Эти ускоренные побегушки и маленькие трюки персонажей фильма — всё это будто бы решили снимать после просмотра ранних фильмов Чарли Чаплина. А второе впечатление от посыла фильма. Вообще, это один из первых фильмов о том, как пытается адаптироваться в цивилизованном мире нецивилизованный человек. За всё время существование кинематографа таких фильмов наснимают ещё не один десяток. А в Советском Союзе такой уже был, хоть и пролежавший на полке. Но, вместе с идеей о Человеке и поисках истинных мотивов называться Человеком, мне показалось, что фильм орудует своими попытками что-то донести до зрителя слишком по-детски. Ярко, красочно, с гримом, накладными париками, ушами и носом, со сказочными спецэффектами и прочими слегка наивными показателями. Он не ставит драмы о роли и месте человека, он скорее больше кривляется и веселит. Но при этом декламируя вышеупомянутые лозунги. Сатира, которая вроде как является полноправным составляющим фильма, отнюдь не остра и, по большому счёту, её в фильме мало. Хотя рецензенты очень красиво расписали о всех идеях, которые фильм выстроил и представил вниманию, но мне кино показалось несерьёзным, цветастым и, честно говоря, излишне эксцентричным.

У Рязанова будут ещё отличные фильмы настоящие шедевры отечественного кинематографа, но «Человек ниоткуда», лично на мой вкус, хоть и местами весёлая комедия, но в целом не очень удачная работа создателей.

5 из 10

25 сентября 2015

Нет ничего лучше и нет ничего хуже традиции

Фильм, насколько я знаю, в то время считался очень тупым и чуть ли не кощунственным по отношению к мечте советской науки найти реликтового гоминида. Но по мне, фильм вовсе не хамский, а милый и трогательный. Если в нем какая-то критика порядков и присутствует, то это актуально не только для СССР, но и во все времена: неприятие «непохожих», «неудачников» или вовсе «Иванушек Дурачков», коими являются главные герои, представляющие из себя своеобразных мифических и литературных близнецов: каждый для своего окружения «не от мира сего»: оба не хотят быть людоедами, только один в прямом, а другой — в переносном смысле (не «ест» друзей и коллег на ученом совете, не пляшет на их костях, рифмам хоть и не сыплет, но научные поиски очень отличаются от товарищей, которые в определенном смысле «говорят белыми стихами», в унисон друг другу). Забавно, что прием с комбинацей черно-белой и цветной пленки, который потом использовался в «Иване Васильевиче» (тоже с Яковлевым, но там как раз являющегося консерватором и скептиком) идеально подчеркивает яркость фантазий смелых, почти абсурдных научных измышлений главного героя и серость будней ученых, часто возвращение на землю в буквальном и переносном смысле становится убийственным (но не для Поражаева, как мы потом увидим). Авторы фильма, надо отметить, продолжили славную традицию классиков — герои с говорящими именами и фамилиями: «Чудак» (не напоминает ли того самого Иванушку Дурачка, который на самом деле является носителем мудрости и чистоты, непонятной «цивилизованному» человеку?) и оксюморон «Владимир Поражаев» («властитель мира», терпящий поражение), Крохалев (педант и крохобор) и другие. Но и Крохалев не так плох, как его постоянно заклевывают поклонники фильма: не знаю что думают о нем сами авторы, возможно, по их задумке он как раз является замшелым консерватором, который не знает места творческой мысли в науке, «съедает» все новое, что не укладывается в его проторенную в научном мире дорожку (однако эту карикатурность можно списать на субъективность посттравматического бреда Поражаева). Но есть один нюанс. Именно на таких крохалевых и держится опыт научной мысли, не просто так появляются теории, копится опыт поколений, который можно или принять или отвергнуть и идти своей дорогой. Науке — да и обществу в целом — нужны оба типа: и обыватель и мечтатель. Без мечтателей будет болото и о движении науки вперед можно забыть, а без обывателей и ревнителей порядка — хаос, так как новому будет не на что опираться ввиду отсутствия старого. Потому Поражаев и Крохалев являются такими заклятыми друзьями: несмотря на сложные отношения, они не могут друг без друга. Как уже говорилось, это разные полюса одного и того же. К тому же Крохалев не так уж чужд романтики, просто он не питает иллюзий на предмет их материализации (чего стоит его фраза «Ах разве мало прекрасных легенд? Так одной будет больше!») и он как старший товарищ пытается уберечь, по его мнению, мальчишку от глупостей в науке и в жизни. А как он испугался, полагая, что не удастся спасти непутевого друга? Лишь когда он убедился, что жизнь коллеги вне опасности, он вернулся к своей обычной манере разговора с ним (чего не сделал бы кажущийся Владимиру подлый интриган, который даже не удосужился отправить группу на поиски тела). Другое дело, что методы его довольно далеки от тонких педагогических действий, но это уже другая история. Герои Папанова здесь — вообще яркие, хотя и абсурдные личности: здесь и художник от слова «худо», который все время жалуется, что его все прижимают и не дают реализовать талант (подобные художники, выехавшие в наше время на том, что их гнобил и гнобит «кровавый режим», и оправдывающие тем самым свою лень, отсутствие вдохновения и неудовлетворенные амбиции, у меня не вызывают ничего кроме чувства иронии), и спортсмен-дебошир, кажущийся сильным и беспринципным, но на деле являющимся трусом и оттого еще более жалким, и конечно вождь (племени, разумеется, а не партии). А вот Лена у меня почему-то симпатии не вызывает совсем. Независимая женщина, какой она себя видит, то соглашается с Крохалевым, полностью хоть и не принимая, но не отвергая его ухаживания, то вспоминает, что Поражаев ее любит и пытается научить его жить. Со своим мнением у нее явно большие проблемы. Есть в ней что-то неприятное от ее отношения к «мальчишке» Поражаеву. Приятно, по крайней мере, что она осознала свое недружелюбное поведение (и то только после того как он победил на ученом совете), а значит есть надежда.

Совершенно особенная линия в сюжете: наивная детская влюбленность Чудака. Да и предмет его любви — секретарша Ольга — по сути имеет много общего с ним, хотя и любит другого: ей не важно, кто в каких соревнованиях победил, кто сколько получает, а ведь наверняка нашлось бы много барышень, которые клюнули бы на статус начальника и известного спортсмена, но не она. И если бы типичная секретутка тут же отвернулась бы от липового начальника, то ОЛЯ, как ее называет Чудак, увидела его другую, человечную сторону, и не то чтобы влюбилась, но прониклась его на самом деле искренним чувством. И правда, «странная, удивительная женщина». Особенно для нашего меркантильного мироощущения.

Отдельно стоит сказать также о забавном футуристическом мире Поражаева: несколько доведенный до абсурда мир «Туманности Андромеды», где все на благо человека: техника в виде вертолетов-такси, космические корабли, удобные скафандры и даже возможность находиться на большой высоте без защитных костюмов, ни одного превышающего полномочия милиционера, осуждение бюрократии, чистые честные врачи, не отступающие от клятвы Гиппократа, и даже лекарство от неразделенной любви, подозреваю, от него Поражаев не отказался бы и сам, если учесть, что триумф его теории ему всего лишь приснился и сердце юной особы так же далеко от него как и прежде. И опять же веру в его поиски вселяет его собственный энтузиазм, которым он заражает и зрителя, говоря последнюю фразу в кадре: «И все-таки я найду тебя». Прямо-таки отсылка к мифической фразе Галилея, которую многие считают истинной и демонстрирующей несломленный дух научной мысли (своеобразным подтверждением этого служит сцена, показывающая героя потенциальным мучеником науки, точнее, как он видит себя: «Галилей, Джордано Бруно… Поражаев»).

Подводя итог, скажу, что фильм заставляет в очередной раз переосмыслить свое место в обществе, задуматься с кем ты — с Поражаевым и его смелыми идеями, с Крохалевым и его консерватизмом (зачастую весьма оправданным) или выберешь средний путь, соблюдая баланс «физика-лирика»? Выбор индивидуален, но какой бы ни был, всегда нужно оставаться Человеком, с большой буквы.

10 из 10

17 февраля 2014

Стать Человеком

Снежные люди существуют! По крайней мере, в этом абсолютно убеждён молодой антрополог Владимир Поражаев, отправившийся на Памир именно для того, чтобы найти подтверждение своей гипотезе. Пусть окружающие во главе с начальником экспедиции Крохалёвым считают это блажью и глупостью, Поражаев твёрдо знает, что огромные следы на снегу непременно приведут к месту обитания племени тапи. А вот член этого племени по прозвищу Чудак мог бы поспорить с учёным. Нет-нет, он действительно живёт на снежных вершинах, здесь всё верно, но вот до человека он, по собственному мнению, ещё не дорос. Впрочем, людоед из него получается тоже неважный — он не понимает всей прелести поедания собственных друзей и не получает удовольствия от плясок на костях. А вместо этого сочиняет стихи, целует мохнатые ручки барышень племени и любит гулять под звездами, чем крайне возмущает вождя, борющегося с инакомыслием единственно доступным, зато проверенным способом. И вот уже разгорается костёр, кипит вода в котле… Однако если бы всё закончилось так прозаично, было бы неинтересно. Так что путь случайно встретившихся двух несъеденных одиночеств лежит в город-сказку, город-мечту, где героев ждут новые непокорённые вершины.

Сам Эльдар Рязанов обозначил жанр «Человека ниоткуда» как философско-эксцентрическую комедию, хотя на первый взгляд эксцентрики в фильме существенно больше, чем философии. Сочетание цветных и чёрно-белых кадров, комбинированные съёмки, многочисленные трюки, нарочитая театральность актёрской игры создают на экране фантасмагорию, усиливающуюся с каждым поворотом сюжета. Множество ярких деталей, придуманных сценаристом Леонидом Зориным, расцвечивают картину, делая происходящее абсолютно нереальным, но при этом парадоксально почти осязаемым. Красные искры, летящие из глаз чёрно-белого Поражаева в начале ленты были лишь первой ласточкой, вскоре он развернёт перед Чудаком огромный собственноручно написанный букварь и пригласит снежного человека, а на самом деле и зрителей, в мир, где кажется возможным абсолютно всё. Здесь будут такси-вертолёты, спуск сквозь водосточную трубу, управление молниями и полёт в открытом космосе без скафандра. С каждым новым эпизодом режиссёр убеждает нас, что этот рассказ всего лишь фантазия, одновременно создавая мир, в который мучительно хочется попасть.

Дело в том, что оригинальность формы, необычная подача материала не является самоцелью, это лишь средство, помогающее объёмнее и резче подчеркнуть основную идею фильма. За наивным спором между «физиками» и «лириками» скрывается нечто большее — попытка взглянуть со стороны на жизнь как извечное противоборство консерватизма и духа творчества, случайного и действительно важного, рождённых ползать и рождённых летать. Поражаев и Крохалёв вместе со всеми ему подобными стоят на разных полюсах, они уверены в своей правоте, один в силу юношеского максимализма и пылкой горячности, другой — из-за собственной ограниченности, помноженной на паническую боязнь нового, могущего разрушить такой удобный и привычный маленький мирок. Однако этим двум осям необходима точка отсчёта, которая объединит их в единую систему координат — наивный и неискушённый Чудак. Он влюбляется и страдает, с блеском выходит из передряг, постоянно задаёт вопросы и получает ответы от самых разных людей, формируя собственную картину мира. И на поверку оказывается, что цивилизованное общество не так уж и отличается от племени дикарей, живущих по кажущемуся им единственно верным закону — если не съешь ты, то съедят тебя. Но даже в этом случае всегда есть выбор — предпочесть накатанную, но темную дорогу крохалёвых или идти узкой тропкой поражаевых, и путь будет освещать вера в мечту.

У каждого режиссёра есть своё любимый персонаж, будь то по-человечески близкий образ или объект почти научного интереса. «Человек ниоткуда» стал своеобразной отправной точкой в творчестве Эльдара Рязанова, ведь именно здесь возник его любимый герой, появляющийся во всех последующих картинах. Добрый, милый и по-детски непосредственный Чудак стоит в начале тропы, которая потом выведет к Юрию Деточкину и корнету Плетнёву, доктору Лукашину и Анатолию Новосельцеву, героине Лии Ахеджаковой в «Гараже» и дорогой Елене Сергеевне. Это бескорыстный и наивный «Иванушка-дурачок», не способный приспосабливаться и угождать, имеющий своё собственное мерило ценностей и живущий по своим законам. Именно таких людей часто считают неудачниками, ведь в них полностью отсутствует то, что именуют практицизмом и прагматизмом, но именно в них есть истинно народные черты, делающие этих героев такими узнаваемыми. Они светлы и немного нелепы, слишком добры и сострадательны, но при этом полны внутренней силы, которая и делает их такими настоящими.

Средневековые монахи и ученые бились над получением философского камня, с помощью которого можно было бы создать эликсир, дарующий вечную жизнь. Похоже, у Рязанова в роду когда-то были алхимики, потому что ему удалось создать эликсир вечной молодости. Очень наивный и забавный, но при этом такой настоящий «Человек ниоткуда» несёт в себе ветер безрассудства и куража юности. Без лишней патетики и пафоса, очень просто и легко льётся рассказ о невероятных приключениях человека из выдуманного племени тапи, но кажется, будто эта история о каждом. О том, кто считает дни до летних каникул, когда начнётся настоящая интересная жизнь, и о том, кто шагает по Москве, кто пьёт искристое вино из одуванчиков и едет на экскалаторе в метро лучшего города Земли. О том, кто мечтает когда-нибудь стать настоящим человеком. Человеком с большой буквы.

2 июля 2013

Чудак из племени тапи

«Театр — это место, где людям показывают, на что они способны».

Кино, я думаю, тоже.

Снежный человек, дикарь Чудак из племени тапи, неизвестного науке, привезённый в Москву молодым учёным Поражаевым, пытается понять новый для него мир. Из дикого племени людоедов он попадает в Москву, в ХХ век… В своём племени он был «белой вороной». Он не жёг книг, говорил не белым стихом, а в рифму, не хотел есть своих соплеменников, не танцевал на человеческих костях… И за это в племени его решили съесть. А шкуру его поделить. Ну, а когда в дело вмешивается шкурный интерес, тут уж не до принципов и сантиментов, обещанная шкура того стоит.

Намного ли нравы дикого племени отличаются от нравов общества, принятого называть цивилизованным? Оказалось, что не особенно. Нет, людей у нас не едят, конечно! Мы же не дикари! Но «съесть» коллегу на учёном совете или просто в коллективе — запросто! Даже не подавившись. А уж насчёт потанцевать на человеческих костях, с нами вообще мало кто сравнится. Дикари просто обзавидуются!

Сильный не может быть неправ! Сильному, богатому, знаменитому позволено всё! Если ты начальник, то это значит, что ты — Человек! И тебе опять же позволено всё. А начальник, это не тот, кто умеет работать, а тот, кого назначили сверху и которого все бояться! Все эти законы Чудак знал ещё в своём племени. Но оказалось, что и к современной Москве они вполне применимы. И хотя фильм вышел в далёком 1961 году, меня терзают смутные сомнения, что и в Москве ХХI века не потеряли своей актуальности.

Нет, большинство людей вокруг вполне положительные и хорошие люди, двигающие вперёд науку, искусство, спорт и увлечённо строят светлое будущее. Но везде, в любой организации и социальной группе обязательно есть свой Крохалёв, руководствующийся именно законами племени тапи. И довольно успешно.

Но Чудак из снежного человека хочет стать просто человеком. Нет, не просто, а именно Человеком, с большой буквы. Ведь только так, по словам его друга, учёного Владимира Поражаева, должно писаться это слово. А для этого нужно понять и усвоить много очень важных вещей. Например то, что человеком может называться только тот, кто работает. И Чудак хочет работать! Но, попав в одно из учреждений, он поражён: вот это бесконечное хождение с бумажками из кабинета в кабинет, это и есть та самая работа, которая сделает его человеком? А работа электромонтёра? Это тоже работа? И какая важнее и нужнее для того, чтобы стать Человеком? Сложный вопрос!

А ещё Человек должен быть великодушным и не пытаться воспользоваться своим положением, чтобы свести счёты с соперником. У Человека есть друзья. И дружбу нельзя купить, её надо завоевать. Так же, как и любовь. И тут недостаточно победить в беге и стать чемпионом. Или стать большим начальником. Надо, чтобы тебя любили в ответ. А если избранница любит другого, то не помогут тебе ни чины, деньги, ни титулы. Потому что Человек — это не вещь. И нельзя купить ни его, ни его любовь. Нельзя купить то, что не продаётся и не имеет цены.

Мдааа… У дикарей всё намного проще и понятнее. Самое ценное у них — это шкура. И каждый дрожит за свою шкуру. Особенно, когда холодно. Ведь оттепели в той стране, где живут снежные люди — тапи, редки и кратковременны.

А ещё у Человека есть сердце и оно может болеть. Вообще-то сердце есть у всех, но болеть оно может только у Человека. От неразделённой любви, от потери друзей, от того, что твоему другу плохо. Вот такое странное сердце у Человека — оно может болеть за другого. Потому что оно — неравнодушное. А раз у Чудака заболело сердце, значит, он всё-таки сумел стать человеком. И теперь он должен вернуться в своё племя, чтобы научить своих сородичей быть Людьми. Он уверен, что у него это получится.

Интересно, где он сейчас, этот Чудак, этот Человек ниоткуда? Куда он идёт?

15 апреля 2012

Фильм-сюрприз.

«Человек ниоткуда`1961 г. — недооценённый фильм. Его практически не показывали в кинотеатрах, так как советскую цензуру фильм не прошёл.

«Человек ниоткуда» — кино новаторское. Эльдар Рязанов снял такой фильм, какой до него в СССР не снимали. В картине используются как цветная плёнка, так и чёрно-белая (подобный эффект используется в картине Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»). Кино радует великолепными декорациями, гримом, работой оператора. Персонажи говорят прозой и стихами.

В картине представлен советский мир глазами шестидесятника (к шестидесятникам, я думаю, можно отнести Эльдара Рязанова): идеальная Москва — как на картинке, милиционеры — вежливы, добры, даже помогают снять персонажа С. Юрского с фонаря, мир полон радужных перспектив и надежд, и торжеству науки никто не мешает, кроме Аркадия Крохалёва.

В центре сюжета — идейное противостояние Крохалёва и Поражаева. Они коллеги, друзья и ровесники, но сильно отличаются в своих взглядах: Крохалёв — основателен и консервативен, Поражаев — романтик, фанатично верящий в прогресс и науку, верит в существование племени снежных людей — племя Тапи. Фильм начинается со спора Поражаева (Яковлев) и Крохалёва (Папанов) по поводу перспектив поиска загадочного племени Тапи. Споря, Поражаев увлекается и падает в пропасть. Через некоторое время Поражаев встречает Чудака (Юрский). Чудак как губка впитывает всё, что говорит ему Паражаев, воспринимая его как героя или бога. По ходу фильма Чудак задаётся вопросами — что значит быть человеком и что такое любовь.

Следует отметить великолепный актёрский состав: Сергей Юрский (первая главная роль в кино), Анатолий Папанов (первая главная роль в кино), Юрий Яковлев (вторая главная роль в кино) и Людмила Гурченко. Папанов в 30 лет исполняет четыри роли в фильме, исполняет массу трюков, демонстрирует свой комедийный талант на все сто. Яковлев и Юрский — великолепны. Юрский в фильме играет эмоционально, эксцентрично, на пределе. Вечно удивлённые и доверчивые глаза Чудака не оставляют в равнодушных. Яковлев убедительно сыграл самовлюблённого молодого человека, который жаждет славы и признания. Актёра — совершенно не узнать. В картинах «Кин-дза-дза», «С лёгким паром!», «Иван Васильевич меняет профессию» Яковлев играет роли зрелых людей с консервативными взглядами, умудрённых опытом. В этом фильме персонаж Яковлева — неисправимый романтик.

Фильм должен понравиться поклонникам таланта великолепных актёров: Яковлева, Юрского, Папанова. Это первые их серьёзные роли в кино и выложились они на сто процентов.

Приятного просмотра!

10 из 10

28 января 2012

Об этом фильме можно говорить бесконечно.

Это прекрасный образчик советской фантастики. Немного наивный, кому-то даже покажется легкомысленным, но при этом такой светлый, лирический, красивый. Кино родом из принципиально иной эпохи, когда люди еще без опаски смотрели в будущее и искренне мечтали о далеких звездах.

Яковлев прекрасно сыграл здесь романтический образ ученого-мечтателя, совсем непохожий на глубоко комического Буншу, что еще раз доказывает наличие у него огромного таланта.

Также весьма удачно воплотил свой образ Сергей Юрский, сыгравший трогательного и немного наивного снежного человека.

Ну, и конечно, Папанов. Отличная находка создателей, когда один актер играет в фильме все значимые отрицательные роли (по-разному, но одинаково успешно).

Наконец, в фильме есть немало забавных моментов.

Про этот фильм можно говорить бесконечно. Но лучше его просто посмотреть. Причем, возможно, много раз.

9 из 10

18 сентября 2009

Мечта о другом Человеке

Как они оба красивы, человек и его мечта. Яковлев и Юрский, еще совсем юные. Их дуэт прозвучит еще в одном фильме, но даже в нем, в гениальном «Короле-Олене» он не будет столь свеж и искренен.

Метафора смелых идей в науке, осмеянных — и часто справедливо, но все же необходимых. Без благородного безумия, без мечты наука вряд ли выживет. Как и без рациональной, сухой, скучной работы. Недаром герои Яковлева и Папанова, воплощения этих двух ликов Знания — друзья. Спорящие, подкалывающие друг друга, соперничающие — но остающиеся вместе.

Рязанов тогда еще не приобрел позднейшей желчности, и его фильм блещет всеми красками. Смелыми находками, фантастическими деталями, искрометными диалогами, подтекстами, героями.

Снежный человек Чудак — искренний, чувственный, несколько нелепый. Его первобытность оправдывает диковатый подход к женщинам, почти звериную агрессию. Совершенно органичны его прямолинейная и нежная повадка, его не лишенные эротизма чувства к его первооткрывателю. Чудак — очень яркий, привлекательный образ. Трагический и смешной одновременно. Он задает фильму легкомысленный, ювелирно подошедший к самой грани фривольности, но не перешедший ее настрой. Почти первая — и одна из лучших ролей Юрского.

Восторженный красавец Поражаев, не лишенный земных мелочных слабостей, несколько проигрывает своему протеже. Воплотившись, его мечта принесла ему немало проблем и даже сбросила его с небес на замлю в финале — в самом прямом смысле. Но он от нее не отказался. От него, то есть. Правда, тут Яковлев почему-то напомнил мне Раскольникова, но, наверное, это просто капризы восприятия.

Оба они в бреду Поражаева оказываются в некоей фантастической Москве, где есть такси-вертолеты, футуристические медицинские установки и космодромы. Это очень милые детали. Они мастерски вгоняют зрителя в нужное восприятие — подобное восприятию Владимира, не позволяющее педантично придираться к несоответствиям и ляпам. Это «как во сне» — добром и светлом.

Мелочей, делающих радость зрителя еще более полной, очень много. Чудак успевает, например, привязаться к пожилому представительному актеру. Ходурский невыразимо хорош в своей небольшой роли — его фраза «Какой успех!» полна такой иронии, что одна может вызвать аплодисменты.

Или, например, Никулин в роли милиционера. Приятно посмотреть.

Разве что песни несколько выбиваются из общей радуги. Очень Ученый Совет — слишком поверхностная пародия на научный мир, слишком уж ретиво старички распевают песню «Его народ не вымер». Не настолько все в науке грустно, правда. Но это такие мелочи.

9 из 10

3 июля 2009

Фантастика Человек ниоткуда появился на свет в далеком 1961 году, более полувека тому назад, его режиссером является Эльдар Рязанов. Кто играл в фильме: Анатолий Папанов, Владимир Муравьев, Юрий Белов, Антоний Ходурский, Петр Савин, Нинель Мышкова, Владимир Пицек, Михаил Трояновский, Георгий Тусузов, Виктор Кольцов, Валентин Абрамов, Юрий Никулин, Олег Севостьянов, Николай Кузнецов, Павел Тарасов.

Страна производства - СССР. Человек ниоткуда — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.