Аленка
7.4
7.3
1961, комедия
СССР, 1 ч 26 мин
В ролях: Наталия Оводова, Ирина Зарубина, Василий Шукшин, Николай Боголюбов, Эраст Гарин
и другие
В повествовании, которое ведется от имени девятилетней Аленки и ее попутчиков, немало и юмористических красок, и драматизма. Благодаря точно найденным художественным деталям зритель узнает правду об одном из «героических этапов» построения социализма.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Аленка

год: 1961
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Игорь Черных
композитор:
художники: Александр Мягков, М. Антонова
монтаж:
жанр: комедия
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 22 марта 1962 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 26 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия

Постеры фильма «Аленка», 1961

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Аленка», 1961

Актуальность, смыслы, юмор и композиция.

Актуальность объединившая место действия и темы свойственные «оттепельному» кино: взаимоотношение мужчины и женщины, вхождение во взрослую жизнь.

Смыслы двигающие персонажами, глубоко не личностно-рациональны, а личностно-творчески созидательны, через общественно созидательное направление всего общества в т. ч. и здесь, на целине. Ведь через преодоление становиться характер, а преодоление направленное не только для собственной выгоды, формирует иное отношение к дело, что замечательно показано в трагическом сюжете фильма. А персонажи и созидают себя и окружение, как стоматолог, преодолевая как объективные трудности, так и личные «розовые» мечты, так и персонаж Шукшина, прям естеством понимает и личное возвышение через труд и становление личности жены через преодоление хотя бы сначала трудностей быта, для познания себя, а там, глядишь и до роли труда дорастёт, до этого абсолютно абстрактного для неё понимания. Но дело в том, что и сам его персонаж тоже изменяется, начиная понимать или хотя бы принимать значение культуры в полноте личности.

Тут мы плавно подошли к тому, как это показали авторы в фильме при помощи калиброванного юмора — перед глазами всё ещё стоят сцены со стрельбой, покупкой картины и путешествия радиолы на буксире у прибалтийской комсомолки по степной целине! Это такими яркими образами авторы акцентируют внимание на смыслах, куда лучше чем патетика 50х или тонко различимые (а то и путано высказанные) их черты в 70х.

Житейское и юморное повествование, разбавленное полностью умильно-комичной историей девочки вдруг, хлёстко берёт высоту эмоциональности в трагической своей части, на противоходе чувств выжигая и закрепляя главный посыл фильма высказанный матерью погибшей девушки о том, что её сестра-близнец продолжит дело погибшей. Уж такое было розлито тогда в воздухе страны и такое выхватывалось «волшебным лучом» из облака идей.

8 из 10

31 мая 2020

Мы едем, едем, едем…

Маленькая Аленка едет сама без родителей в другой город учиться. Действие происходит на целине, которую советские люди приехали осваивать. Каждый из попутчиков рассказывает свою историю. Одни поехали заработать деньги, другие по зову комсомольского сердца.

Сейчас этот фильм смотрится с ужасом. Ужасные условия жизни на целине быстро выветрили из юных горячих сердец романтику и осталась суровая правда жизни: тяжелый климат, отсутствие нормальных жилищных условий и медицинского обслуживания. Молодой образованный стоматолог принесла намного больше пользы обществу, если бы ей создали нормальные условия для работы, а если бы организовывали работу с умом, то и сохранили бы жизнь многим.

На фоне кошмарных будней великих строек милая светлая Аленка, которая не прочь похулиганить и роман тракториста с его культурной женой в духе Зощенко.

6 из 10

23 июня 2012

Хорошая история о хороших людях.

Хорошая история о хороших людях. Алёнка тут чудо, а не ребёнок. Сколько в ней жизни задора, юмора, смекалки (эпизод, когда просит начальника пересесть в кузов и уступить место мамаше с новорождённым младенцем!), доброты к людям. Поспорив с подружкой, что «заработает», пять двоек, она их с настойчивостью получает и достаёт при этом всех: своего старого доброго учителя, директора школа и даже представителя из Гороно. Очень симпатичен мне в этом фильме Витаминыч (Э. Гарин). Таких по-настоящему добрых педагогов днём с огнём не сыщешь теперь. Когда Алёнка достаёт его до слёз, он гладит её ласково по белокурой голове и уходит в коридор, чтобы дети не увидели выступивших слёз. Хорош тут и В. Шукшин в роли шофера Степана. Один эпизод с картиной, в которую он выстрелил из ружья чего стоит! Фильм очень понравился и я, конечно, сохраню его у себя в коллекции.

10 из 10

9 января 2011

Целинный «арт-хаус»

Продолжаю отсматривать фильмы с Шукшиным. Долго ли, коротко ли, а дошла очередь и до «Алёнки». Оно, конечно, кому как, но мне она показалась «арт-хаусом». Учитывая, что знатоков этого жанра сейчас пруд пруди, а определений оного я нашёл много, то во избежание непонимания буду писать его в кавычках.

Фильм состоит из отдельных новелл, а потому моё повествование тоже будет несколько рваным. Кино это относится к редкому в СССР жанру «роад-муви». Только машина едет не совсем по дороге, людей в ней много, да и сама машина — грузовик, что придаёт действию некоторый сюрреализм.

Не менее эпохален оператор, который умело находил как статичные так и динамичные кадры, манипулировал ритмом, а так же умело находил панорамы в духе Куинджи и других мастеров живописи, добавим сюда фон на первых титрах, который мне напомнил репортажи о мистических кругах на полях кажется Англии и прочей заграницы… В итоге сюрреализму добавиться ещё больше, а уж мальчик в колодце вообще нечто.

Диалоги. Тут вообще жесть. Слушать — не переслушать.

Но это всё такой длинный пролог. Когда я смотрел фильм, мне казалось, что смотрю что-то напрочь антисоветское. Целина здесь далеко не самое радужное местечко. И дело не только в трагедии одной из истории, но и в отношении к той же прибалтийской девушки, да и Шукшинская семья тоже вряд ли будет давать лишнюю рекламу, добавим сюда псевдоэротичную сцену с растиранием… Однако, при просмотре картины мне показалось, что слухи о советской цензуре иной раз, мягко говоря, преувеличивались.

Ну а теперь основные тезисы. Если решили посмотреть, то обязательно досмотрите до конца, ибо иначе вы получите массу поводов для холивара, на некоторые из которых я иной раз тоже вёлся. Но к концу фильма понимал, что авторы хотя и очень рискованно балансировали, но, думаю, удержались.

Первый и, пожалуй, лично для меня самый явный повод — феминизм. Большую часть фильма мы не встречаем ни одного стоящего мужичка. Те которые есть гротескные и изображены с явным издевательством той или иной степени, в отличии от положительных образов женского рода. Я имею в виду и вороватый и незадачливый шофёр, и местный руководитель, и директор колхоза (!!!) и даже учитель с папой и директором школы до кучи. Но ближе к концу всё на место ставит герой Шукшина и его «Дама с собачкой», к тому же появляется мальчик-казах и паритет восстанавливается.

Второй холивар это девушка из Риги. Оно, конечно, в свете последних событий в Прибалтике можно там найти много чего, но я постараюсь осторожно не заметить некоторые моменты. А остановиться на противостоянии города (который, по сути, и олицетворяет эта сюрреалистичная дева) и деревни (всех остальных). Вот уж над кем авторы поглумились от души, прихватив одного из тогдашних героев… не буду писать кого, а то не интересно смотреть будет, но как смело и это в СССР.

Наконец третий холивар — школьники vs учителя. Вот тут Витаминыч, не смотря на свою мимолётность в кадре, даёт великолепнейший мастер-класс всем и вся. Так что здесь победа однозначна и обжалованию не подлежит.

Итог. Фильм получился разноплановым. Кто-то здесь увидит больше комедии, кто-то трагедию (да — смерть и рассуждение о ней, кстати, тоже на редкость антисоветские, в фильме есть). Кто-то, увидев короткий кадр с партийцем и не поняв, что это такая подстраховочная шутка юмора примет фильм за агитку. А вот лично я воспринял фильм как образец советского «арт-хауса», причём сюрреалистического и весёлого со здоровым зарядом позитива.

26 мая 2010

Фильм супер! Наташа Одорова, сыгравшая главную роль, просто умничка. Реклама про Аленку, которая придумала повод чтоб сожрать шоколадку(не за 5-ку в дневнике, а просто так!!!) — слабая копия этого фильма!

10 из 10

19 мая 2007

Комедия Аленка появился на свет в далеком 1961 году, более полувека тому назад, его режиссером является Борис Барнет. Кто играл в фильме: Наталия Оводова, Ирина Зарубина, Василий Шукшин, Николай Боголюбов, Эраст Гарин, Евгений Шутов, В. Григорьева, Майя Менглет, Нина Никитина, Наталья Селезнёва, Иван Жеваго, Рахметулла Сальменов, Наталья Серебрянникова, Смагул Елюбаев, Борис Романов.

Страна производства - СССР. Аленка — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.