Рейтинг фильма | |
IMDb | 5.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Жизнь холостяка |
английское название: |
Les arrivistes |
год: | 1960 |
страны: |
Франция,
Германия (ГДР)
|
режиссер: | Луи Дакен |
сценаристы: | Луи Дакен, Клаус Вишневски, Оноре де Бальзак |
продюсер: | Пьер Кабо |
видеооператор: | Ойген Клагеманн |
композитор: | Ханс Эйслер |
художники: | Леон Барсак, Энн-Мари Маршан |
монтаж: | Клод Николь |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 апреля 1960 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 52 мин |
«Жизнь холостяка», не самое известное и популярное произведение Бальзака, послужила основой для весьма диковинной экранизации, где диковинное связано с самой коллаборацией двух республик: Французской и Германской Демократической. Впрочем, неслучайно Франция и в СССР считалась наиболее близкой и дружественной соцлагерю державой, ведь левые настроения самой разной окраски, действительно, были и остаются для нее характерными.
Кажется, тон задает все же эстетика Восточной Европы, хотя режиссер и ключевые актеры — французы. Сюжет Бальзака удобно укладывается в прокрустово ложе критики буржуазного мира. «Ниточки-то гнилые», — как говорил герой одного российского произведения. Гнилыми здесь будут и имперцы, и республиканцы. Несгибаемый приверженец Наполеона, бонапартист Бридо оказывается авантюристом похлеще всех остальных. Важно отметить, что он не один такой в обществе, это весьма распространенное явление, где под личиной офицерской чести и стойкого следования своим взглядам скрывается беспринципный человек, способный ограбить своих родных, не испытывая никаких угрызений совести. Впрочем, противоположная сторона тоже не очень-то знакома с честью. Вообще, буржуазному миру тут ставится типичный диагноз: это война всех против всех за материальные блага и положение в свете, и никто не выбирает средств. Никакого диагноза, кроме как вырождение, такому обществу поставить нельзя, и это вывод в духе натурализма, вывод, который идет, конечно, от немецкой стороны, от эстетики соцреализма, которая всегда подчеркивала «историческую обреченность» капстроя, поэтому фильм просто переполнен назидательностью в духе так понятого историзма. История частная — вывод, полезный для общей «морали». Там, где крах ждет одного из актантов, в итоге он ждет и тех, кто торжествует здесь и сейчас.
Но есть еще одна подоплека в актуальности обращения к сюжету Бальзака. Понятно, что он интересен ассоциативной отсылкой к послевоенной истории Европы, к скрытым национал-социалистам, чей квазиромантический и квазиаристократический ореол призван скрыть от глаз наблюдателей всю ту же попытку приспособления к условиям меняющегося мира. Впрочем, за более чем 50 лет со времени создания этого фильма, данная отсылка перестала быть актуальной, сделав и без того художественно архаический фильм еще более архаическим.
6 из 10
8 декабря 2016