Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Свет в окне |
год: | 1960 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Владимир Кочетов |
сценарий: | Борис Силаев |
видеооператор: | Николай Луканев |
композитор: | Аркадий Филиппенко |
художник: | Юрий Богатыренко |
жанр: | драма |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
22 января 1962 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
16+ |
![]() |
1 ч 12 мин |
Производственная тематика в советском кинематографе была главенствующей. В этом нет ничего плохого, потому что страна всё время строилась: от Европы до Тихого океана. Кроме того, производственный рассказ, повесть, роман — это отличный способ показать межличностные отношения героев на фоне целого коллектива. Однако далеко не всем режиссёрам удаётся увлечь зрителя подобной довольно «приземлённой» историей. В картине Владимира Кочетова «Свет в окне» идёт речь о Луганском тепловозостроительном заводе. Старейшее предприятие, деятельность которого началась ещё в 1896 году, а уже в 1900 году завод выпустил первый паровоз.
В фильме показан период, когда завод, продолжая выпускать паровозы, переходил на строительство тепловозов ТЭЗ (1956). Вся интрига вращается вокруг желания коллектива увеличить выпуск продукции. Для этого нужны более эффективные методы сварки, однако все усилия Андрея Кострова (Виктор Егоров) и его товарищей сконструировать новый сварочный аппарат тщетны. На этой почве в бригаде возникают разногласия. Группа скептиков уговаривает Андрея отказаться от бесплодных поисков и перейти работать на прежний участок. Среди сомневающихся оказывается и жена Кострова Таисия (Валентина Пугачёва). Однако личные неудачи и переживания не выбили из колеи Андрея.
Он продолжает поиски, а напряжение между ним и Таисией растёт. Причиной являются не только разногласия по вопросу работы, а ещё и личные мотивы. Костя (Лев Жуков) даёт понять Таисии, что её замужество никак не повлияло на его чувства, и что он готов ради неё на всё. Довольно странное признание для человека, работающего в одном коллективе! Андрей не слепец. Он видит, что в их отношениях с Таисией происходит что-то нехорошее. Но его задевает не столько поведение Таисии как жены, сколько её поведение как товарища по работе. И вот здесь, что называется, «коса нашла на камень»: несколько брошенных в запале слов и…
Подобную коллизию можно «подать» зрителю по-разному. На мой взгляд, в данном случае история получилась немного бледной. Причину вижу во внешней похожести Андрея и Константина. Для противопоставления персонажей нужно было подобрать более контрастных (и внешне, и внутренне) актёров. Здесь же почему-то почти никто не запомнился, разве что «разукрашенный как забор» Иван (Виктор Плотников). Его своеобразные взаимоотношения с Верой добавляли изрядную долю веселья. Как всегда безупречно сыграл Олег Жаков. Удивительный актёр! Любой персонаж в его исполнении — это и фактура, и яркость, и глубина. К сожалению, о молодых актёрах этого не скажешь, хотя Валентина Пугачёва сыграла очень эмоционально. Особенно это касается крупных планов её лица — душевные переживания и внутренняя борьба, сыгранные одними только глазами.
6 марта 2020