Анафема
7.4
7.2
1960, драма
СССР, 45 мин
12+

В ролях: Степан Крылов, Николай Гаврилов, Александр Афанасьев, Николай Лебедев, Любовь Малиновская
и другие
Россия, 1900 год. Дьякон Олимпий, ранее ничем не выделяющийся среди служителей церкви, вдруг начинает проявлять интерес к светской литературе. Во всем соглашаясь с вероотступником графом Л.Н.Толстым, дьякон сам стал колоть дрова, носить воду и делать все то, что мог делать хорошо...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Анафема

год: 1960
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Анатолий Карпухин
композитор:
художник: Алексей Федотов
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 24 апреля 1962 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 45 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постер фильма «Анафема», 1960

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Анафема», 1960

И обратили агнца в зверя…

Примечательно, что именно сегодня, до просмотра фильма, в прозаично- бытовом разговоре с родительницей во мне воскресло терпкое воспоминание о знаковом рассказе Куприна «Анафема». И в пустоту задавшись в очередной раз вопросом «Было ли в действительности высшее священство наделено правом отлучать Толстого от церкви?», я решилась на просмотр картины.

Этот фильм, пожалуй, одно из тех немногих маковых зерен кинематографа; случай, когда спроецированная на экран история не уступает своему литературному предку. Сергей Гиппиус, отец картины, преуспел в создании неповторимой атмосферы дышащей предреволюционным воздухом России. Грязные портки, повсеместное беспутье, избы грубой рубки, глухо-дремучий народ и уже надтреснутый железный остов дореволюционной Российской империи -Православная Церковь.

В вековечных, порядком окостенелых, традициях этого реакционного института и был взращен дьякон Олимпий. С прямого угла зрения, он всей тучностью и тяжеловесностью вида своего являет крепшую веками мощь Православия. Но два светлых яблока по бокам переносицы (разительно сходство взоров Толстого и дьякона) выказывают его как человека просторного сердца, распахнутого для вольного ветра свободы. Поблекшие будни его церковной службы неожиданно скрашивает случаем прочитанная повесть «богохульника и вероотступника» графа Л. Н. Толстого. Живой, добрый слог «неизвестного автора» селит сладостную смуту в выдрессированном сухими церковными догмами разуме дьякона. Простые слова писателя о переплетении бытия человеческого с природой, о узах с родной землей и законах жизни таят в себе непостижимые глубины, в которые окунается дьякон Олимпий. До последнего момента он будто и не ведает, что именно ему уготовано обрушиться громоподобным «Анааафема!» на главу греховодного графа Л. Н. Толстого.

Пиковая сцена долженствующего анафемствования в одночасье оголяет низменные позывы детей адамовых, кроющих грехи под соборными сводами. Сладостно смакуя» Анафему Толстому… Анафему на графа Толстого…» они обращают себя в плен многовекового хищнического инстинкта толпы. И на фоне этого монструозного фарисейства прекрасная метаморфоза рождает нового дьякона Олимпия! Он понял, он наконец-то все понял! Бабочка, летевшая в огонь встрепенулась и обратилась не к ложному, сжигающему, а к истинному, греющему, свету. Неспроста, на мой взгляд, в памяти героя гулко отдавались эти строки про тонкокрылую. Он и сам был ею. Неведомые силы великого Провидения коснулись ее крыльев и направили по пути спасения. И приснопамятны финальные, обретающие некую сакральность, слова героя: «Злобы не приемлю, а там… злоба и фальшь.»

Не смотря на невнушительные 45 минут, фильм неизмеримо емок по глубине охватываемых дум. Он и о стихийно великой силе литературного слова, и о бессовестной человеческой фальши, облекающейся в хитоны и сутаны, и о праве человека на выбор. И все это проистекает из мысли об одном великом человеке.

P.S. Толстой… это неизменно почетная ниша в моей домашней библиотеке. Я всегда пропускала сквозь пальцы факт отлучения графа от церкви, поскольку он был предан анафеме исключительно по воле и для лиц, свершивших эту процессию. И всего только одна нетленная страница руки Толстого обращает в пепел все поклёпы иных.

17 июля 2011

Церковь без крестов…

Нищая, грязная, запоздавшая в культурном и экономическом развитии, самая неграмотная страна Европы, при этом — как ни парадоксально, справедливо гордившаяся писателями мирового масштаба, крупнейшими учёными, выдающимися врачами, поэтами серебряного века, великими актёрами и балетом, архитекторами и художниками с мировым именем… Россия 1900 года…

В центре истории несколько дней из жизни отца Олимпия, который по долгу священной службы должен анафемствовать «богохульника и отступника от веры Христовой болярина Льва Толстого», проклясть того самого графа, который изменил его протодьяконскую душу раз и навсегда.

Здесь мы наблюдаем театр одного актёра, а именно Степана Крылова, который исполнил роль отца Олимпия. Крылов крепко запомнился мне как Катасонов из «Иванова детства», потом ещё всплыл в памяти эпизод из «Кадкина всякий знает», хотя на счету этого талантливого человека более шестидесяти киноработ. Что до «Анафемы» — то тут, на мой взгляд, его актёрский триумф, пик лицедейского мастерства, наслаждение игрой; в этой картине он — не Крылов в роли протодьякона. Он и есть этот протодьякон… Огромный, громогласный, аппетитно трапезничающий иль плачущий и улыбающийся за книжкой, добрый, не терпящий злобы или мятежный и стихийный в думах своих… А какие глаза! Глазищи! Увидев портрет Толстого в комнате знакомого студента, что приносил ему книги, Олимпий воскликнул: «Какие глаза! Пророческие…» Так вот, взгляд Крылова ничуть не уступает очам самого Льва Николаевича.

На счету кинодеятеля Сергея Гиппиуса как режиссёра — лишь две работы: короткометражка «Мальчик с коньками» и «Анафема», которую по хронометражу тоже не назвать полноценной лентой. Но сорок пять минут оказалось вполне достаточно, чтобы перенести дух одноимённого рассказа Александра Куприна на экран. Концепция картины включает в себя чёрно-белые кадры, хроники Госфильмофонда и музыку Скрябина. Но все эти нехитрые составляющие настолько чётко продуманы, настолько выверена их последовательность, что иначе и представить нельзя. Я придерживаюсь мнения, что фильм, будучи снятым «по мотивам», даже в чём-то превосходит само произведение: благодаря сценаристу и режиссёру, которые увидели литературную «Анафему» под другим углом и внесли в изложение нечто новое, но настолько уместное, история обрела еще большую глубину и более яркую эмоциональную окраску.

Финальный эпизод в соборе, возможно, один из лучших, что мне доводилось видеть в кино вообще. Собор полон прихожан, они в нетерпении ждут, предвкушая церковное действо, перешептываются, мелко крестятся, шевелят губами, хихикают: ведь нонче должны проклянуть этого «графа», который всё в народ ходил… А вот и сам отец Олимпий, сейчас он взревёт:«Анафема!» Но необъяснимое волнение дьякона загодя, чувство тревоги, мысли о книге, осознание-вспышка: «Кого ж это я проклинаю, господи?!», паническая попытка оттянуть «момент истины» выливаются в искреннее: «многая лета-а-а…» Непередаваемое напряжение исходит от этой сцены, сугубо личное и в то же время, открытое для всех; для тех, кто смотрит, кто понял и кто проникся. Для всех.

«Все бог сделал на радость человеку. Ни в чем греха нет. Хоть с зверя пример возьми. Он и в татарском камыше живет и в нашем живет. Куда придет, там и дом. Что бог дал, то и лопает. А наши говорят, что за это будем сковороды лизать. Я так думаю, что все одна фальшь» Л. Н. Толстой «Казаки».

10 из 10

10 июня 2011

Драма Анафема появился на свет в далеком 1960 году, более полувека тому назад, его режиссером является Сергей Гиппиус. Кто играл в фильме: Степан Крылов, Николай Гаврилов, Александр Афанасьев, Николай Лебедев, Любовь Малиновская, Федор Никитин, Павел Первушин, Роза Свердлова, Аркадий Трусов, Евгений Григорьев, Лев Степанов, Светлана Мазовецкая, Михаил Васильев, Николай Симонов, Клавдия Фадеева.

Страна производства - СССР. Анафема — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.