Рейтинг фильма | |
![]() |
7 |
![]() |
7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Жажда |
год: | 1959 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Евгений Ташков |
сценарий: | Григорий Поженян |
видеооператор: | Пётр Тодоровский |
композитор: | Андрей Эшпай |
художники: | Анатолий Овсянкин, Муза Панаева |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
17 декабря 1959 г. |
![]() |
10 декабря 2009 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
12+ |
![]() |
1 ч 20 мин |
Экранизация реальной истории перекрытия в самую жару источников воды в одном из южных городов в период Великой Отечественной войны.
Несмотря на то, что Андрей Ташков прославился в том числе военными фильмами, включая Майор Вихрь и Адъютант его превосходительства (хотя и про Гражданскую), в Жажде немного сумбурен, что, впрочем, больше проблема сценария, грешащего пафосом и как будто боящегося отразить реальную трагедию войны (хотя автор сценария — поэт-фронтовик Григорий Поженян описал случай из своей военной жизни).
Тем не менее, замечательно сделанные сцены жажды, прекрасная операторская работа и несколько колоритных персонажей, включая одну из первых крупных ролей Вячеслава Тихонова, делают картину минимум интересной. Не говоря о том, что она не выдуманная.
12 сентября 2021
«Ночь была с ливнями и трава в росе, про меня «счастливая» говорили все. И сама я верила сердцу вопреки: мы с тобой два берега у одной реки.»
История создания этого фильма неотделима от фамилии Григория Михайловича Поженяна — поэта-фронтовика и сценариста. В августе 1941 года разведывательно-диверсионная группа, в составе которой был Поженян, сумела отбить у противника водозаборную станцию в захваченной румынскими войсками Беляевке. Почти все моряки-участники операции погибли. Григорий Поженян был ранен, но его посчитали погибшим. После войны Поженян побывал в тех местах и на скромном обелиске в честь погибших морских пехотинцев обнаружил свою фамилию. Это и послужило толчком к написанию сценария.
«Утки все парами, как с волной волна, все подруги с парнями, только я одна. Всё ждала и верила сердцу вопреки: мы с тобой два берега у одной реки.»
Сейчас стало модным «ковыряться» в старых фильмах, выискивая те или иные несоответствия. Кто-то «не увидел» ЖАЖДЫ в глазах детей. Кто-то ссылается на артезианские скважины, имеющиеся в городе, а посему — какая может быть жажда? Кто-то обратил внимание на документ в начале картины: Решение исполкома от 10/IX 1941 года об отпуске воды по специальным карточкам. И опять в крик: какая жара в сентябре! Обыкновенная — под 35—40 градусов, тем более что по воспоминаниям очевидцев то лето выдалось очень жарким. Хотелось бы сказать таким «правдоискателям»: нужно смотреть подобные фильмы сердцем, а не с карандашом в руке.
«Ночь была. Был рассвет, словно тень крыла. У меня другого нет, — я тебя ждала. Всё ждала и верила сердцу вопреки: мы с тобой два берега у одной реки…»
Именно сердцем — как писал сценарий Григорий Поженян, как подбирал актёров Евгений Ташков, как играли сами актёры — ярко, вдохновенно и удивительно легко. Для Вячеслава Тихонова это уже был десятый фильм, но бесспорно то, что именно после роли лейтенанта Олега Безбородько, так удачно примерившего китель немецкого офицера, Татьяна Лиознова «рассмотрела» в нём будущего Штирлица. Как не вспомнить чудесный образ Маши в исполнении Валентины Хмары, чей персонаж дал название прекрасной песне, написанной не столько словами, сколько сердцем. Правдивый фильм, историческая и художественная ценность которого будет обязательно расти год от года.
«Только разлуки у нас впереди, только тельняшки у нас на груди. Штык у окна, значит, война — это матросы не наша вина.» («Склянки над бухтой» музыка А. Эшпай, слова Г. Поженян)
14 декабря 2016