Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Путешествие к центру Земли |
английское название: |
Journey to the Center of the Earth |
год: | 1959 |
страна: |
США
|
слоган: | «Based on Jules Verne's fantastic stories of strange adventure...» |
режиссер: | Генри Левин |
сценаристы: | Вальтер Райш, Чарльз Брэкетт, Жюль Верн |
продюсер: | Чарльз Брэкетт |
видеооператор: | Лео Таве |
композитор: | Бернард Херрман |
художники: | Франц Бахелин, Херман А. Блюменталь, Лайл Р. Уилер, Джозеф Киш, Уолтер М. Скотт, Дэвид Ффолкес |
монтаж: | Стюарт Гилмор, Джек В. Холмс |
жанры: | фантастика, фэнтези, мелодрама, приключения, семейный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 3440000 |
Сборы в США: | $10 000 000 |
Мировые сборы: | $10 000 000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 16 декабря 1959 г. |
на DVD: | 19 февраля 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 9 мин |
Абердин образца 1880 года. Светила большой науки сэр Оливер Линденбрук сделал важное теоретическое открытие о возможности существования жизни внутри планеты, и готовит небольшую экспедицию вместе со своим племянником Алексом МакКуином к центру Земли. Для этого им предстоит всего-то добраться до Исландии, там прочесть один древний манускрипт и с помощью веревок и еще некоторого барахла углубиться внутрь планеты. Впрочем, у Линденбрука был конкурент — ученый Гетеборг, но его прямо в Исландии уже кокнули некие неизвестные. Зато вместо своего мужа с Линденбруком изъявила желание пойти вглубь Земли вдова Гетеборга Карла, дав взамен необходимое экспедиции снаряжение. Взяв с собой еще гигантского исландца, а также утку (живую), четверка отважных сумасшедших отправилась в путешествие.
После успеха очень красочной работы Майкла Андерсона и Джона Фэрроу «Вокруг света за 80 дней», которая тремя годами ранее весьма неожиданно отхватила главного «Оскара» киноакадемии, последующие масштабные экранизации романов Жюль Верна не вызывали уже никакого удивления. Тренд на безумную эпичность и красочность был задан, да и публика как раз в 50-е высказывала потребность в таких постановках. Однако то, что нагромоздил у себя Генри Левин (впервые встречаюсь с этим особо безвестным режиссером), вызывает очень смешанные чувства. Вообще, надо сказать, что и один из ранних романов Жюль Верна «Путешествие к центру Земли» вызывает также смешанные чувства, где абсурдность происходящего переплевывает все условности научно-фантастического жанра. Но Левин и вовсе умудрился из романа француза выбросить весь минимально присутствовавший там здравый смысл, добавив каких-то нелепых персонажей (вдову Гетеборг, какого-то злобного идиота, преследующего экспедицию чуть ли не в одиночку непонятно в каких подземных трущобах), а само путешествие в визуальном плане здесь больше похоже на детско-диснеевский аттракцион.
Да, кино при солидном, как для 1959 года 3,4-миллионном бюджете вовсе не выглядит дешево. Но общая атмосфера идиотизма здесь перевешивает всю визуальную составляющую. Герои без запаса провианта («давайте поспим, а завтра утром решим, что будем есть») и какого-то внятного плана идут хрен поймешь куда, совершая между делом галактического уровня открытия («Смотрите! Мы нашли древнюю Атлантиду!»), и даже в отдельных мизансценах каждый персонаж выглядит идиотом. Особенно в этом преуспел главная и единственно узнаваемая звезда всего проекта Джеймс Мэйсон, которому явно не пошло амплуа профессора-комика. «Так, давайте пересчитаемся, все ли на месте», — зарядит гениальное предложение Мэйсон/Линденбрук своим подчиненным, которых вместе с неадекватным профессором (без утки) набирается аж 4 человека. Впрочем, другие персонажи оказались еще более невразумительными и даже странно, что на столь солидный в бюджетном плане проект, кроме Мэйсона не было приглашено ни одного более-менее узнаваемого актера.
Итого, сомнительной интересности сказка-аттракцион, которая, впрочем, в 1959-ом в силу запроса зрителей на подобные постановки, вполне успешно прошла в прокате. Но какой-то художественной ценности этот фильм не имеет.
6 из 10
16 мая 2018
Научно-фантастическая приключенческая кинолента Генри Левина «Путешествие к центру Земли» (1959), как нетрудно догадаться, была снята на основе всемирно известного одноимённого романа Жюля Верна, хотя, коректнее будет, в данном случае, сказать, что она снята по мотивам этой книги.
Не уверена, что стоит пересказывать сюжет фильма, но на тот случай, если вы всё же не знакомы с книгой, я напишу о нём пару слов: Эдинбург, Шотландия, 1880 год. Профессора Эдинбургского университета Оливера Линденбрука (Джеймс Мейсон) удостаивают нового звания, с чем его поздравляют все студенты.
Один из них — Алек Маккивэн (Пэт Бун) дарит профессору в качестве подарка камень, который он нашёл в какой-то лавке, но этот камень оказывается достаточно ценным, поскольку внутри него обнаруживается образец доисторических организмов, давно не существующих на Земле, а также какие-то письмена. После их расшифровки становится понятно, что тот, кто их оставил, 300 лет назад нашёл проход, ведущий к центру Земли.
Профессор и студент отправляются в экспедицию, в процессе которой к ним присоединяются Карла Гётеборг (Арлин Даль) — вдова профессора, который пытался обойти экспедицию и глуповатый силач-исландец Ханс Бьелке (Питер Ронсон), ни на секунду не расстающийся со своей ручной уткой Гертрудой и не понимающий по-английски (в качестве его переводчика выступает Карла)…
Итак, экранизация знаменитого романа Жюля Верна «Путешествие к центру Земли» была снята по следах двух других кассово успешных экранизаций книг этого писателя — это «20000 лье под водой» (1954) с Кирком Дугласом и опять-таки — Джеймсом Мейсоном, и, вторая — «Вокруг света за 80 дней» (1956) с Дэвидом Нивеном и Ширли МакЛейн в главных ролях.
Оба этих фильма встретили разных приём у критиков, но всегда с восторгом принимались зрителями. Такого успеха добилась и третья экранизация, снятая Генри Левином. Однако, как этот фильм смотрится более, чем 50 лет спустя?
Если подумать, то смотрится сегодня этот фильм вполне зрелищно и динамично — хотя и глуповато (впрочем, не до такой степени глупости, какую себе позволяют современные экранизаций). В этой картине используются вполне приемлемые декораций и качественные (для 50-х годов, конечно) спецэффекты.
В сюжете фильма можно встретить ряд персонажей, которые отсутствовали в книге — это касается как героини Арлин Даль, так и утки Гертруды. Впрочем, несмотря на укорачивание некоторых деталей и изменение характеристик персонажей (например, герой Пэта Буна в фильме является студентом профессора — а в оригинале — его племянником) смотрится происходящее на экране вполне приемлемо, а главное — без излишнего налёта мелодраматизма или трагичности, как можно было бы ожидать.
Но актёрское исполнение здесь выделить можно лишь у трёх исполнителей. Вполне занятно и интересно смотрится Джеймс Мейсон в роли профессора Линденбрука. Хороша (в первую очередь, внешне) также и Арлин Даль в роли Карлы Гётеборг. Ну и конечно, очень органична исполнительница роли утки Гертруды (это, разумеется, шутка!).
Что касается остальных, то у Пэта Буна в этом фильме получается нормально делать только две вещи — петь баллады и рассекать в кадре с голым торсом — но этим всё можно и ограничить. Ну, а задачи Питера Ронсона (исландский спортсмен-атлет, для которого это был его первый и последний опыт в кино) и того проще — делать вторую задачу Пэта Буна и расхаживать в обнимку с уткой.
Если подвести итог, то получилась вполне обычная, но приемлемая «сказка» с научно-фантастическим налётом. Фанатам жанра, определённо, стоит смотреть. Спасибо за внимание!
7 из 10
2 сентября 2015
«Путешествие к центру Земли» — ещё одна экранизация Жюля Верна студии «20 век фокс», следующая за «20000 лье под водой». Здесь ещё более вольно обошлись с первоисточником, но, тем не менее, фильм сам по себе прекрасен. Кое-что всё-таки оставили от романа — общий сюжет, в котором профессор Гётеборг, его племянник Аксель и их проводник отправляются к центру Земли по стопам Арне Санкнуссема, луч, указывающий на спуск под Землю, пересечение на плоту подземного океана и возращение на поверхность по жерлу вулкана. Из новых персонажей добавились вдова погибшего профессора Линденбрука, хитрый и коварный наследник графа Санкнуссема с компаньоном и утка, которую проводник Гётеборга Ганс таскает за собой, являющуюся виновницей нескольких космических ситуаций в фильме. Также, в отличие от романа Верна, изначально действие происходит в Гамбурге, а не в Эдинбурге, и герои в подземном мире открывают якобы провалившуюся туда Атлантиду, хотя если это смыслить, то это выглядит весьма бредово и фантастично. Хотя, пожалуй, не больше чем полая Земля.
Актёры играют прекрасно. Съёмки проходили как и в красивых Карлсбадских пещерах в Нью-Мексико, так и в декорациях. Художники потрудились на славу. Очень удалась пещера, полная драгоценных камней. Декорации Атлантиды тоже внушают. Битвы ихтиозавра и плезиозавра, как в первоисточники, увы нет, но зато присутствует целая стая диметродонов, «сыгранных» игуанами с прикреплёнными на спину плавниками, и огромный ящер-хамелеон, сыгранный живым вараном, тонущим в лаве. Похожее мы увидим в «Затерянном мире» Ирвина Аллена, который выйдет через год и продолжит линейку подобных фильмов студии «20 век фокс». Также фильм разбавлен юмором, по-этому его смотреть очень легко.
На мой взгляд, «Путешествие к центру Земли» — прекрасный классический фильм, совмещающий в себе приключения, фантастику и комедию не хуже, чем «Индана Джонс». Приятного просмотра и хорошего времяпровождения!
10 из 10
4 ноября 2011