Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Каирский вокзал |
английское название: |
Bab el hadid |
год: | 1958 |
страна: |
Египет
|
режиссер: | Юсеф Шахин |
сценаристы: | Мохамед Абу Юссеф, Абдель Хай Адиб |
продюсер: | Габриэль Талхами |
видеооператор: | Alevise Orfanelli |
композитор: | Фуад Эль-Захри |
художники: | Аббас Хелми, Gabriel Karraze |
монтаж: | Камал Абул Ёла |
жанры: | комедия, драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 июля 1958 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 17 мин |
Историю можно изучать не только по книгам, но иногда и по фильмам. Так и в случае с лентами Юсефа Шахина, человека, с чьим именем связана целая эпоха африканского кинематографа. По сути являясь «лицом» египетской кинематографии, Шахин всегда оставался верен реализму и со скепсисом относился к «наркотическим» фильмам, по его мнению, отвлекавшим зрителя от осязаемых проблем.
Вокзал Каира, сердце столицы, где каждую минуту кто-то возвращается в родные пенаты, а кто-то покидает их, одни провожают в путь, а иные встречают близких. Для большинства вокзал сродни перевалочному пункту, обычной и неизбежной точки на пути, но есть и те, чья жизнь проходит на пыльных платформах, и этот маленький город со своими законами и порядками становится домом, готовым принять всех изгоев, выплюнутых обществом на грязные улочки Каира. И тут есть своя иерархия, быть может даже более жесткая, чем где-то за путями, а сутолока вокзальных будней лишь усиливает напряжение между социальными группами. Шахин с первых минут вырисовывает образ вокзала как кипящего котла, с разгоряченными и даже взвинченными обитателями, на фоне которых особняком стоит тихий газетный разносчик Кунави. С глазами полными грусти, но как кажется не от собственной жалкой бытности, а скорее от нелепого чувства любви к эмоциональной Хануме, вокзальной торговке и по совместительству местной красотке. А чем еще прикажете жить, когда весь день продаешь журналы, а вечером развлекаешь себя тем, что делаешь из этих журналов вырезки полуобнаженных девиц и расклеиваешь их по своей каморке? Перед глазами Кунави и таких же как он каждый день мелькают счастливые люди, влюбленные пары, и никак не понять, чем же он хуже других и почему о лучшей жизни можно только мечтать. Грусть в глазах сменяется искорками безумия, а пока одни, смирившись, продолжают влачить свое не самое радостное существование, другие готовы к борьбе как с обстоятельствами, так и с теми, кто вечно пытается встать на горло.
Юсеф Шахин действительно был ярым реалистом, апологетом кинематографа быта и человеческой судьбы, неотрывной от судьбы целой страны. Демонстрируя главного героя таким несчастным и вызывающим жалость, режиссер готовит драматическую, но вполне закономерную развязку, кроющую в себе не столько констатацию, сколь сочувствие. И не столько герою, даже не вокзальным обитателям, а всей стране, где маленьких людей принято до поры, до времени не замечать.
Вывод: Прошло уже почти четыре года со дня смерти знаменитого режиссера, открывшего миру Омара Шерифа и снявшего четыре десятка фильмов о родном Египте. Широкому зрителю нашей страны Шахин никогда известен не был, уж слишком его кино неотрывно от внутренних исторических процессов. Вот и тут, казалось бы, всего-навсего судьба отвергнутого человечка в дырявой шапочке, не способного адаптироваться к гадким реалиям. Но все не так просто и не зря главную роль режиссер взялся исполнить сам — вокзал Каира это страна внутри страны, маленькое сообщество и большое, для коих соблюдены все принципы подобия.
7 из 10
21 января 2013