Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.1 |
IMDb | 5.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Под стук колес |
год: | 1958 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Михаил Ершов |
сценарий: | Юрий Нагибин |
продюсер: | Марк Рысс |
видеооператор: | Дмитрий Месхиев |
композитор: | Олег Каравайчук |
художник: | Алексей Федотов |
жанр: | семейный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 апреля 1959 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 7 мин |
Показанная история, можно сказать, – частный случай. В некотором смысле даже редкий, нехарактерный для того, чтобы сказать о нём «ничего особенного». Это именно особенный случай, когда с малолетства мальчик и девочка из разных семей росли рядом, и мальчик во многом, в силу разных обстоятельств, участвовал в воспитании этой девочки. Оказалось, что уже повзрослевшие мальчик и девочка так и не нашли себе никого лучше, и детские чувства выросли в настоящую крепкую любовь, проверенную и временем, и расстоянием.
К сожалению, всё это можно сказать только о мальчике... А девочка в этой истории – какая-то дурочка пустоголовая, неосновательный человек. Мне её персонаж не понравился. Собственно, фильм не про неё, а про чувство ответственности и любви, которые были выражены в последних словах в конце фильма.
Я этих слов даже не понял сначала, в особенности, про ответственность, – ведь речь идёт уже о взрослом человеке, который сам за себя должен отвечать, и которого нельзя, как животное, тащить за собой на верёвке. Но если вспомнить всю историю целиком, особенности их отношений, и те крепкие чувства, которые двигают парнем, то всё-таки слова об ответственности вполне обоснованны. Он правильно сделает для них обоих, если поможет девушке определиться по жизни. Он должен это сделать и для себя, и для неё.
Кроме прочего, кино показывает правильное отношение к труду и учёбе, мотивирует к настойчивости в достижении своих целей, к преодолению трудностей.
Особое. Картина неспешная, немного тягучая, и хотя по времени занимает всего час, но ощущается намного дольше.
В эпизодах из Ленинграда можно заметить Аврору, и дважды мелькает на фоне соборная мечеть. Однако особый операторский акцент на СПб почему-то не сделан, что само по себе странно.
Вывод. Добрый и нежный советский фильм про любовь и про людей.
26 февраля 2024
Один из череды «оттепельных» фильмов поднимающих вопросы взросления, места и цели в жизни, первой любви. И если коннотации для героя Павла Кашлакова выбраны верные и прогрессивные, такие как стремление к знаниям, трудолюбие и целеустремлённость (актёр категорически не соответствует роли, вся его кинестатика, да и внешность, «заточена» на героя любовника, очень недалеко находясь от похожей манеры Игоря Дмитриева, а ему-то как раз и дана роль противоположности гг!), то для героини Арепиной свойственны «традиционные» ценности — следование туда где веселее и легче. Эти противоположные устремления и дают конфликтную составляющую фильму. Но как же авторы решают этот конфликт? С невыразимой лёгкостью «творческих» людей — не может получится иначе, ежели любовь «настоящая». Хотя для достижения других поставленных целей в фильме героем прилагаются усилия, как физические, так и моральные. Хотя даже по поводу взаимоотношений герой размышляет, что необходимо было сделать/не делать, но на экране в очередной раз побеждает неопределяемая «сила любви», приводя к единому знаменателю столь разные по движениям души личности, что навряд ли даст синергию в развитии обоих, ибо работа и осмысление в отношениях не свойственны им, да и не рассматриваются авторами, сосредоточенными на чувственно-гормональной и эмоционально-пубертатной стороне любви в очередной раз показывая зависимость женщины от мужчины, где главное сделать правильный выбор, а не быть полностью самодостаточной личностью, создавая вокруг себя необходимую для развития атмосферу.
Именно поэтому в памяти остаётся яркий отпечаток этого фильма, точнее образа созданного Ией Арепиной и маленькой актрисой сыгравшей героиню в детстве. Образа идеальной, «традиционной» женщины, столь подходящей нынешнему времени, где властвуют самцы «традиционалы», а никак не люди творцы и созидатели, к какому бы полу они не принадлежали…
6 из 10
25 июня 2020
У любви готовых рецептов нет. Если впускаешь в себя это божественное чувство, готовься нести за него полную ответственность. У некоторых фильмов имеется своеобразный «эффект замедленного действия» — посмотрел картину и вроде как забыл о ней. А она почему-то продолжает жить в твоей душе, снова и снова возвращая к истории взаимоотношений Насти и Егорки. Знакомы они были с самого детства. Егорка годами чуть-чуть постарше, но выглядит этаким «мужичком», берущим на себя ответственность за девочку. Обыкновенная детская дружба, которая с годами крепнет, ширится, постепенно превращаясь в новое чувство, о котором они пока не говорят, но с волнением и трепетом ощущают его присутствие в своих сердцах. Егорка, окончив школу, собирается поступать в Ленинградский кораблестроительный институт. Это первая разлука молодых людей. И она пугает их. «Я чего-то боюсь — говорит Настя. — Как же я одна? Возьми меня с собой!» Егор не может выполнить этой просьбы девушки: сначала Настя должна окончить школу и определиться с будущей профессией. Настя же смотрит на жизнь много проще и прозаичнее: «Я жить хочу! Жить как в пляске!»
Первые настоящие трудности (не добрал при поступлении 2 балла) лишь закаляют Егора — он устраивается рабочим на судоремонтный завод, чтобы увидеть весь технологический процесс изнутри, и на следующий год снова поступать в институт. А Настя бросает школу и начинает работать в санатории. Там весело, много интересных людей, много возможностей удачно «пристроиться». В этой круговерти беззаботной весёлости детская дружба и не до конца сформировавшееся девичье чувство начинают забываться — слишком много вокруг соблазнов. А Егор продолжает писать письма. Он верит в их дружбу. Верит, пока однажды не получает обратно все свои письма в связи с «выбытием адресата». Он бросает всё и мчится домой, чтобы на месте разобраться во всём… Нельзя точно зафиксировать миг, когда любовь приходит. Она живёт по своим законам. Захочет — подарит радость на всю жизнь. Захочет — лишит тебя покоя на долгие годы. У кого-то любовь как факел — горит и греет всех вокруг себя. Кому-то любовь нужно поддерживать, пестовать, чтобы её слабый огонёк ненароком не угас.
Егор всеми силами пытается сохранить огонёк затухающей в сердце Насти любви. Но девушка слишком легкомысленно относится к его словам: «Я запуталась, — мне и распутывать!» Однако это лишь на словах, а на деле Настя всё глубже вязнет в болоте собственных метаний. То её кружит безудержный танец, то она устремляется вслед обиженному её словами Егору. Порой люди от любви глупеют, но бывает и так, что глупость губит любовь. Егор ведь не собачка, и фраза «У меня есть один человек, мне только кликнуть стоит — он тут же явится» может оскорбить его до глубины души. Юношеский максимализм порой не признаёт полутонов, и вот завертела Настю в безудержном танце её игривая натура. Но музыка в любую минуту оборвётся, и что тогда останется? Останется Егор с его вопросами без ответов: «Как же это случилось, что я оказался в ответе за неё перед собой, перед ней, перед всеми людьми? Или это и есть любовь? Будто тебе вверили душу живую, и ты навек за неё в ответе…»
Непростая жизненная ситуация. Красивые, одухотворённые молодостью Ия Арепина и Павел Кашлаков. Чудесная музыка Олега Николаевича Каравайчука, высказывания которого о самом себе ярко характеризуют и этот фильм: «У меня нет ни телевизора, ни радио, и газет я не читаю, так что не знаю, что там про меня говорят. Я просто играю себе и играю. Я не импровизирую, я сразу делаю целое. У древних людей, X-XI веков, таких, как я, было много. Сейчас таких скосили. Меня тоже немного скосили, когда я учился в консерватории. В тринадцать лет я играл хуже, чем в пять. Стал скучнее»
2 марта 2018