Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ночной гость |
год: | 1958 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Владимир Шредель |
сценарий: | Юрий Нагибин |
видеооператор: | Владимир Бурыкин |
композитор: | Надежда Симонян |
художник: | Абрам Векслер |
монтаж: | М. Бернадская |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 ноября 1958 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 58 мин |
Именно нравственность становится главной темой и конфликтом сюжета. Нравственность как психологический критерий личности человека, словно продолжение линии классиков русской литературы Чехова, Островского, Тургенева, Короленко, Успенского. Отличие лишь в масштабе проявлений — ведь конфликт личностно-общественный у «больших» авторов накладывался на конфликт социальный, но а в данном произведении описано время когда социальный конфликт отсутствовал и драматургам и актёрам требовалось всё их мастерство чтобы выявить и показать именно этот вариант общественного конфликта. Что удалось при замечательной наблюдательности Нагибина — создавшего цельное описание, Шределя — сумевшего воплотить это в цельность экранного повествования и Смоктуновскому, как носителю образа анти-героя, сыгравшему все нюансы характера. Новизна фильма для зрителя ещё и в ситуации проявления конфликта — это не привычные для советского кинематографа «большие» дела 50х годов — стройки, шахты, верфи, заводы и даже не набирающие обороты темы взаимоотношений мужчины и женщины ставшей одной из двух крупных тем синематографа «оттепельного».
Сюжет строится на бытовом общении обычных людей где конфликт проясняется в простом общении малознакомых людей. Да, в определении правильности и неправильности поступков присутствует ещё доминирующая чёткая полярность. Когда «оттепель» войдёт в полную силу, эта чёткость начнёт размываться вплоть до изменения полярности в фильмах неонатурализма второй половины 80х. И жаль что это как бы набросок темы, без вводных данных и выводов, последствий. Ведь гость как пришёл ночью, так и был выдворен в ночь, метафорично показывая очищение общества и характеризуя пришельца в те цвета, в которые он себя показал. Было бы интересно посмотреть как сценарист всю жизнь проходивший с «дулей в кармане» описал появление склада характера у подобного персонажа, ведь за ним ощущается «ташкентский фронт», затем занятие места отдавшего жизнь на настоящем фронте, человека и разрастание, словно опухоли, собственного «величия» с опутыванием своими убедительными, «искренними», «реалистическими» щупальцами окружения, до полной утраты последними чувства собственной правоты и нравственных ориентиров, подрывая способность сопротивляться развороту в торжество неонатурализма.
8 из 10
17 ноября 2020
Фильм интересным образом ассоциативно перекликается с картиной Алекса ван Вармердама «Возмутитель спокойствия», 2013 года. Открыв дверь незнакомцу, и пустив его в дом, всегда есть вероятность, что гость начнет менять равномерное течение событий, и влиять на происходящее. Вероятность очень сильно увеличивается, когда гость оказывается из другого круга, придерживается иных правил и имеет отличную шкалу ценностей. Некоторым множествам лучше между собой не пересекаться.
В «Возмутители спокойствия» в силу особенности жанра, это доведено несколько до абсурда, и представлено как вторжение чего-то неизвестного, возможно, из другого мира. В данной же картине, это скорее гость из другой социальной среды, протохипстер, опередивший время, оказавшийся в несвойственном ему окружении. Помочь выбраться герою берется бескомпромиссный солдат, пока два других героя картины ведут нерешительные воспитанные и философские разговоры.
Отличный фильм, вместивший в час времени, и социальную проблематику кругов общения, и показавший, что иногда надо поступать более жестко, чем обычно принято, чтобы не допустить больших бед. При этом герой — ночной гость, отнюдь не изгой, в другом кругу и среди иных он мог бы быть вполне органичен. Другой вопрос, конечно, что то за среда, которая будет для него естественна.
8 из 10
28 октября 2016
По жанру — редкое явление для советского кино… Действительно мистика с элементами сказочной фантастики… По содержанию ничего необычного для совка — антисемитская агитка… Необычно только то что уж все совсем белыми нитками… Но есть объяснение — в 1958 году Кнессет Израиля принял закон о еврействе и праве евреев всей Земли на Алию (возыращение на родину)… учитывая не совсем хорошие отношения СССР и Израиля на тот момент… плюс закон на алию — добавляющий головной боли советскому МИду и национальной политике СССР… власть отреагировала этим антисемитским фильмом… жаль что Смоктуновский и Шредель согласились в этом участвовать… но с другой стороны куда им было деваться… История с фильмом Еврей Зюсс, но советского разлива.
5 июля 2016
Прекрасный фильм Владимира Шределя является характерным примером, как в советской атмосфере всеобщего культурного лицедейства проявляли себя таинственные силы мистических форм бытия.
Действие фильма почти все время происходит в затерянном бог знает где деревенском доме, который вообще является классической сценой ужастиков всех времен и народов. Кроме этого дома существует река, еще один символ потустороннего, перехода из одного мира в другой, по которой в глубоких сумерках плавают лодки, а в них люди с вилами и полыхающими шестами, так что может и не люди вовсе, а черти. Когда такая лодка впервые появляется в кадре, главный герой фильма, собственно «ночной гость», сразу же вспоминает, будто ненароком, о мистических обрядах и культах.
Кто этот гость, внезапно появившийся в ночи из ниоткуда в дверном проеме? Нам известно, что до ближайшего города десять, кажется, километров, идет дождь, вокруг болото, у него нет с собой ничего, кроме пистолета-зажигалки, механической бритвы и перочинного ножичка. Называет он себя Пал Палыч и пытается всех уверить, что приехал в эти края порыбачить (никакого рыбацкого реквизиты у него, конечно, не имеется).
Вскоре, однако, истинная природа Пал Палыча становится очевидна — это дух, причем скорее китайского, чем русского происхождения. Китайские духи, как известно, существа неприятные, очень коварные, но вместе с тем и жалкие, причиняющие скорее мелкие пакости, чем серьезный вред. Таков Пал Палыч (в имени тоже много китайского) — он толкает красивую речь о том, как прекрасно нарушать законы (понятно, что не только юридические, но и физические), портит детей (добрая девочка под его влиянием бьет свою кошку по морде), пытается соблазнить и сбить с праведного социального пути девушку-невесту, втирается в доверие к бабушке-хозяйке, он жаден, прожорлив, нагл. При этом он единственный персонаж, чья профессия и вообще образ жизни остаются неизвестными. А неизменный платочек на шее как будто маскирует разрезанное горло, что тоже является частым атрибутом китайской нечисти.
Выгнать его из дому не так-то просто. Некоторые слабые попытки очарованных людей терпят крах. Для такого подвига требуется не обычный человек, а воин, в данном случае — Федор-солдат. Он избавляет дом от духа после чего, по словам рассказчика этой замысловатой истории, в доме стало «свободно дышать».
И тут-то, если у нас остались какие-либо сомнения, наблюдая процесс исчезания Пал Палыча, мы окончательно убеждены в его адской природе. Пал Палыч медленно, двигаясь спиной вперед, исчезает в проеме двери, жуткая усмешка на лице, медленно погружается в тень, всклокоченные волосы, безумный, лисий взгляд…
Таким образом «Ночной гость» — своеобразный вызов американскому хоррору, который в своей унылой однозначности и предсказуемости далек от зыбких, причудливых дорог, по которым ходила советская киноиндустрия, рассчитанная не столько на массы, как можно подумать, сколько на рафинированного, проницательного зрителя.
22 июля 2015