Рейтинг фильма | |
![]() |
7.3 |
![]() |
7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мегрэ расставляет сети |
английское название: |
Maigret tend un piège |
год: | 1958 |
страны: |
Франция,
Италия
|
слоган: | «An Extraordinary Study in Crime by the World's Master of Psychological Suspense!» |
режиссер: | Жан Деланнуа |
сценаристы: | Мишель Одиар, Жан Деланнуа, Рудольф-Морис Арло, Жорж Сименон |
продюсеры: | Жан-Поль Джибер, Джорджо Папи, Арриго Коломбо |
видеооператор: | Луи Паж |
композитор: | Поль Мисраки |
художник: | Рене Рену |
монтаж: | Анри Таверна |
жанры: | драма, криминал, детектив |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
29 января 1958 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
12+ |
![]() |
1 ч 59 мин |
Чтобы определить качество фильма про комиссара Мегрэ, достаточно посмотреть, как актёр обращается с трубкой: если он не знает, что с ней делать, как её использовать, просто суёт в рот и делает задумчивое лицо — мне становится неловко и за актера, и за режиссера; они уничтожили комиссара Мегрэ ещё до окончания фильма и провалили всё расследование. Потому что метод Мегрэ очень прост: один человек понимает другого человека — его светлые и темные стороны, его поступки, его страсти, его страхи, его ошибки. А когда вместо человека Мегрэ — схема с трубкой, то дальше смотреть становится стыдно.
Поэтому Жан Габен — лучший Мегрэ, лучший человек Жюль Мегрэ. Вот на его столе в кабинете на набережной Орфевр выложена целая коллекция трубок; вот он выбирает трубку из горки трубок у себя дома; вот он уминает табак, раскуривает трубку. Обратите внимание на его кисет: это такой раскладной бумажник, который удобно носить в кармане — и который не промокнет в дождь. А посмотрите Мегрэ дома: он сидит босой — и шевелит пальцами ног; и мне понятно, что он целый день был вынужден бродить по улицам, подниматься и спускаться по лестницам, ходить по кабинету. И теперь он — ДОМА! И может сделать то, что делает любой человек на его месте — дать отдых ногам.
И становится совершенно понятно, что перед нами — человек; и поэтому человек этот сможет разобраться в том, что произошло, что заставило другого человека совершить преступление.
Еще одна маленькая черточка: мясник, задержанный и привезенный в полицию: он спит, потому что принял снотворное. И несмотря на все улики, указывающие на его возможную виновность, совершенно ясно, почему человек Мегрэ не поверит, что он — убийца.
Жан Габен великолепен. И мне понятно, почему он не был в восторге от того, чтобы экранизировать все романы Сименона о комиссаре Мегрэ: это была бы не штучная работа, а поток халтуры, который не смог бы долго вытерпеть мастер: так актеры сериалов «убивают» в себе артиста и становятся масками, персонажами.
Прекрасно отработали другие актеры: это прежде всего молодая Анни Жирардо; здесь же засветился Лино Вентура. Отлично сыграл роль Жан Десайи: от самоуверенного буржуа с художественными наклонностями до жалкого, измученного великовозрастного подростка, не сумевшего повзрослеть под гнётом своей матушки.
Однозначно фильм стоит посмотреть. И не надо жалеть, что Жан Габен так мало играл комиссара Мегрэ: зато это изумительная работа великолепного мастера; штучная работа.
10 мая 2017
Первый фильм Деланнуа, посвященный комиссару Мегрэ, может похвастаться более именитыми актерами (компанию Габену составили Анни Жирардо, Жак Иллинг и Лино Вентура), а также двадцатью дополнительными минутами хронометража. Да и дело, если уж на то пошло, попалось куда более серьезное: «болотный маньяк» — это вам не убийца старушки-графини! Мегрэ придется не только проявлять наблюдательность и включать логику, но также идти на риск и использовать познания в психологии.
К слову, психологизм — самая лучшая черта «Сетей». Тут и напряженные сцены допросов, и тонкая провокация, и игра на контрастах. А если добавить, что всё это ещё и не выглядит затянутым, то получится must see для каждого любителя детективных историй, а не только фаната экранизаций Сименона.
Хотя дело маньяка требует жесткого подхода, сценаристы побаловали зрителя картинками из «мирной жизни» комиссара, показав его в быту как приятного, домашнего человека. На мой взгляд, это очень правильные штрихи: не будь их, Мегрэ (учитывая ловлю на живца и пресловутые допросы) предстал бы в менее выгодном свете. А он ведь, как ни крути, не какой-нибудь Сэм Спейд!
Анни Жирардо — главная звезда фильма — выглядела немного непривычно (хотя, как всегда, замечательно) в роли Ивонны Моран, молодой женщины, ищущей приключений на стороне. Но лично мне больше приглянулся Жан Десайи: именно тот утонченно-нервозный тип, что необходим для его роли. Про Габена и говорить нечего — среди сонма Жюлей Мегрэ он определенно самый запоминающийся. Как и в «Деле Сен-Фиакра», ему приходится сочетать неспешное, размеренное расследование, включающее поиск улик и подозреваемых, с яркими эмоциональными вспышками, которыми характеризуются его отношения с семейством Моран.
В отличие от светлого и какого-то провинциального (в хорошем смысле) сиквела, «Сети» всё ещё несут на себе легкий налет нуара, хотя разница между фильмами — всего-то один год. На самом деле, атмосфера первой картины напоминает о кинематографе сороковых и шедеврах вроде «М» или «Лоры». Занятно, что когда кто-нибудь пытается снять подобный неспешно-напряженный фильм в наши дни, то получается редкостная скукотень: словно такие ленты имеют привязку к определенной эпохе, и бесполезно пытаться воскресить их в новой обстановке. Лучше в очередной раз на пару часов вернуться в прошлое и окунуться в водоворот преступной жизни ночного города, тем более, что в компании бесстрашного Мегрэ это совершенно безопасно!
27 мая 2013