Рейтинг фильма | |
![]() |
7.6 |
![]() |
8.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мачеха |
год: | 1958 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Абиб Исмайлов |
сценаристы: | Абиб Исмайлов, Анна Ян |
видеооператор: | Хан Бабаев |
композитор: | Тофик Кулиев |
художники: | Мамед Гусейнов, Эльбей Рзакулиев |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
9 декабря 1958 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 22 мин |
В массовой культуре существует давно укоренившийся стереотип о том, что мачеха - это всегда отрицательный персонаж. Многочисленные сказки, легенды и примеры из реальной истории сформировали такое мнение. Советский азербайджанский фильм Мачеха 1958 года ломает этот стереотип.
Кино рассказывает о том, как мальчик Исмаил, рано потерявший мать, вынужден по воле отца принять сводную сестру и мачеху как родных. Герою непросто, он в сомнениях. На него также давит родня в виде бабушки и ее подруг. К тому же, горячая кровь кипит, когда чужой человек пытается воспитывать.
Особое внимание фильм уделяет сельским азербайджанским бытовым традициям. Мачехе - городскому врачу - нужно адаптироваться жизни среди сельских женщин, которые смотрят на нее свысока и через призму старых предрассудков.
В отечественной кинематографии есть отдельное направление - сталинское кино. Это эпоха с 1930 по 1950-е фильмов, направленных на нравственное воспитание граждан - создание нового типа советского человека. Его, по мнению большевистской партии, должны отличать горячее сердце, добрый нрав, стремление к справедливости, материалистическое отношение к миру, сила, а также обязательная доминанта общественного над частным. Сверхчеловек одним словом. Естественно, это задача не из простых. И она встречает множество препятствий на своем пути такие как, пережитки прошлого. Удивительно, но азербайджанский фильм «Мачеха» об этом тоже.
Кино о преодолении стереотипов и предрассудков отвечает на вопросы, как жить по-новому не ломая старое, как сохранить самое важное и отбросить все лишнее. А благодаря блестящему сценарию и великолепной актерской игре, данный сюжет выглядит как никогда актуальным и убедительным.
Советская власть для сел и деревень всех национальных республик была новой (к 1950-м) и не всегда понятной. Она утверждала новые светские ценности на базе многовековых традиций, иногда вступая с этим в конфликт. Часто в глазах вчерашних крестьян советская власть выглядела как мачеха.
Неслучайно в фильме на втором плане сюжета показано, что сельские женщины с недоверием смотрят на представителей рабочих городских профессий. Для села образование не так важно, а здоровье можно поправить народной медициной. Для коммунистов все иначе. Мачеха в фильме не только должна убедить приемного сына в искренности своих намерений, она еще должна убедить всех местных в пользе светской медицины.
В целом, символом старины в кино является старый утес, который мешает строительству дороги к («светлому будущему») к селу. Она позволит здесь появиться больнице, школе и другим социальным объектам.
Наручные часы, сама дорога и автомобили - символы прогресса, ровно как и образование, которое подчеркнуто раньше было не доступно массам.
Убеждать людей в своей правоте мачехе приходится собственным примером. Спасение чужого человека от гибели - здесь переворачивает сознание у многих, в том числе у главного героя - ребенка.
Кино отличает конкретность. Здесь нет лишних слов и лишних кадров. Все работает на экспозицию. Актеры все как на подбор четко решают художественные задачи. Даже дети. Особенно ярко в фильме играет Джейхун Мирзоев в роли мальчика Исмаила. Режиссура и операторская работа не устарели. Фильм смотрится динамично. Много хорошего юмора. Народные азербайджанские костюмы, приветствия, песни создают правильную для истории атмосферу.
В общем и целом, «Мачеха» - замечательное классическое советское кино, которое с годами не потеряло актуальности.
Современного зрителя такие фильмы, как этот, удивят наличием эффективной драматургии без повсеместных для сегодняшнего дня сцен насилия и пошлости.
7 августа 2024
Добрый, светлый фильм с одним типичным недостатком того времени, характерным для стран, входивших в Советский Союз. Дело в том, что местами советская пропаганда фильму мешает подняться на уровень выше. В частности, то, что режиссёр ставит старое поколение в антогонисты. Например, это несправедливая и бессердечная бабушка Исмаила и её ворчливое окружение. Именно она, человек, который должен передать мальчику традиции, становится негодяем для зрителей. Ещё один момент в фильме, где сравниваются две эпохи, так и режет слух сегодняшнего зрителя. Из уст старого постуха, режиссёр признаёт, что до прихода советской власти «мы все были безграмотными». В сцене, где мачеха Исмаила принимает больних, приходит ворчливая старуха и внушает другим народные рецепты. Эта сцена тоже звучит как надсмешка над старым укладом жизни. Кроме все этого, режиссёр не мог не восхвалить строительство новых дорог, колхоз и новый уклад жизни.
А в целом, фильм смотрится довольно легко и интересно. Сцена с отъездом отца на строительство дорог и последняя сцена с шиповниками сделаны очень динамично. Лёгкая камера, лиричная музыка Тофика Гулиева и замечательная игра Джейхуна Мирзоева (позднее режиссёр фильма «Крик») украшают повестование фильма и делают его одним из самых любимых и пересматриваемых фильмов в Азрбайджане. Одним словом, «старый добрый фильм» советского периода, да ещё и с моралью — мать не та, что родила, а та, что воспитала.
7 апреля 2013