Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 5.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Голубая стрела |
год: | 1958 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Леонид Эстрин |
сценаристы: | Владимир Алексеев, Владимир Черносвитов |
продюсер: | Давид Яновер |
видеооператор: | Александр Пищиков |
композитор: | Владимир Кирпань |
художники: | Владимир Агранов, Александр Кудря |
жанр: | боевик |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 26 января 1959 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 34 мин |
Почему украинское, а не советское? Давайте разбираться. Главные положительные герои и герой с дугой характера — украинцы. Злодеи — великоросский шовинист (что проявляется в его презрительном: -Ты, хохол) и шпионка с польской фамилией. Да, как и «афро-американцы» в кино США присутствует по одному второстепенному персонажу от русских (Сергеев) и «остальных» (Кафнудинов). Но главные герои конечно Гречка, Карпенко и Остапенко. И в этом не было бы «криминала» если бы действие не происходило в Крыму (Севастополе) всего спустя 4 года после присоединения к УССР.
«Украинство» так и прёт из подсмыслов этого фильма и крым-наш; поэтому герои сплошь с украинскими фамилиями и поют украинские песни, и единственный «не по своей воле предатель» тоже украинец (тут оправдание через кино коллаборационизма, ранее в «Ночной патруле» с Бернесом, вплоть до «ТАСС уполномочен заявить…» с Юматовым). А какой надрыв пошёл после «независимости»…
Почему считаю «украинствование» с 1954 года сознательным? Опыт семьи — бабушка: в 1954 году, сразу после присоединения, в крымский фин. отдел областного исполкома народных депутатов, валом пошла документация и требования вести её только на украинском языке, отчего в делопроизводстве наступил коллапс и вскоре этот бред прекратился; мать, бухгалтер в Крыму: 1991 год — независимость есть — своего добились, перехода на делопроизводство на украинском языке, долго не происходило (а внутри — крымское вообще до 2014 оставалось на русском). Фильм смотрел, кстати, до событий 2014 и всё перечисленное сразу «резануло» глаз и уши.
К несомненному достоинству следует отнести: показанное барское презрение к «быдлу» у главных злодеев — это напоминание о причинах и поводах ВОСР 1917 г. и стойкости в отстаивании своих прав и достижений во время ВОВ 1941—1945 г. г. А то со временем и это понимание начало размываться в советском кинематографе: сага о «Резеденте», сериал «Адьютант его превосходительства» и т. п.
Прелесть фильма это и чёткость характеров, без пережимов, без гримас и клоунады, и Севастополь в конце 50-х, атмосфера южного лета, колористика фильма — из-за этого приятно смотреть, но только если имея в виду собственное, сознательное, отношение к способу подачи материала.
Будь бдителен, думай!
6 из 10
15 июля 2018
Фильм «Голубая стрела» начинается с показа выставки различного оборудования для шпионажа и диверсий, которую организовали советские спецслужбы для иностранных журналистов. Различные подслушивающие устройства, замаскированное оружие и многое другое — от некоторых экспонатов не отказался бы и Джеймс Бонд. Всё это использовалось (видимо, безуспешно) против Советского Союза, и об истории одного такого экспоната и пойдет речь в данной кинокартине.
Некую иностранную разведку очень интересует одно новаторское устройство, установленное недавно на новом советском самолете. Для того, чтобы добыть это устройство, используются все варианты шпионско-диверсионной деятельности. Это самолеты-разведчики, способные выследить и сбить нужное им воздушное судно. Также в арсенале наших врагов подводная лодка, прекрасно оснащенная для проведения различных диверсий. Включается в работу и агентурная сеть, действующая внутри нашей страны.
Со стороны Советского Союза присутствует лейтенант Дудник (Б. Новиков), не предатель, а просто бабник и безответственный человек. Есть майор Карпенко (А. Гончаров), летчик, настоящий советский офицер, уверенный в себе и своих товарищах. Присутствует также целая группа сотрудников госбезопасности, которые стараются как можно быстрее решить стоящую перед ними задачу.
Действие фильма разворачивается и в курортном городе, и на аэродроме, и на пограничной заставе, но основное место противостояния — это вражеская подводная лодка, где оказывается и необходимый всем секретный прибор, и главный герой майор Карпенко. В фильме «Голубая стрела» интересно именно противостояние нашего офицера, олицетворяющего собой советский образ жизни, и людей, борющихся с этим самым образом жизни. Среди диверсантов сын эстонского кулака, а также сын бывшего помещика и белогвардейца. С ними есть и обычные люди, обманом настроенные против Советского Союза (например, моторист Остапчук, попавший в плен во время войны).
Естественно, что победителем в противостоянии выходит советский офицер. Даже связанный, под дулом пистолета, он не поддается врагу, а, наоборот, убеждает запутавшегося в себе Остапчука встать на сторону Советской власти. И такой матёрый антисоветчик, как командир подводной лодки (И. Переверзев), ничего не может сделать, и только срывается на крик от собственного бессилия.
Остальные актеры, занятые в фильме, играют довольно ровно, нет ни взлетов, но нет и откровенных провалов. С самого начала кинокартины зритель уверен, что всё закончится хорошо, никаких секретов наши враги не узнают. Но именно с этой убежденностью в правоте советских органов госбезопасности, да и в правоте всей советской системы ценностей, фильм «Голубая стрела» можно пересматривать много раз.
8 из 10
24 апреля 2012