Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Анна Эйдеш |
английское название: |
Édes Anna |
год: | 1958 |
страна: |
Венгрия
|
режиссер: | Золтан Фабри |
сценаристы: | Петер Бачо, Золтан Фабри, Дежё Костоланьи |
видеооператор: | Ференц Сеченьи |
композитор: | Дьёрдь Ранки |
художники: | Золтан Фабри, Жажа Лазар, Эмильне Шафар |
монтаж: | Ференц Сеченьи |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 ноября 1958 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 24 мин |
«Анна Эйдеш» напоминает работу Клода Шаброля в некотором роде. Мы имеем дело с семейными секретами богатых (молодой человек — беременная горничная). К тому же, как и в большинстве фильмов Шаброля, в сюжете присутствует смерть. «Анна Эйдеш» и «Красавчик Серж» Шаброля появились параллельно в 1958 году — в год рождения французской новой волны.
Трагическое звучание составляет суть образа Анны Эйдеш в одноимённом фильме по роману Дежё Костоланьи. При этом, фильм Фабри от довольно гуманистического видения Костоланьи, который отказывается судить ситуации и персонажей, сканирует сеть сложных человеческих отношений в социальной, политической и исторической среде. Фильм имеет реальное документальное измерение. Действие картины помечено 1919 годом — годом, когда поднялась и пала Венгерская Советская республика. Первая мировая война закончилась, коммунисты утратили силу. Во многих отношениях фильм о классовой борьбе. Власть буржуазии восстановлена, крестьянские слуги, оказавшиеся коммунистами — преследуются. Многие из них схвачены и расстреляны. Анна Эйдеш — молодая робкая девушка из крестьянской семьи, которая из-за голода и трагедии в семье уехала из родной деревни в Будапешт. Она вынуждена пойти на работу в дом к циничной обеспеченной семейной паре — служанкой. Очень скоро Анна пришлась по нраву хозяевам. Она достаточно трудолюбива и не создаёт проблем какого-либо рода для семьи. Тем не менее, относятся к ней с пренебрежением. В одной сцене на званом обеде обсуждают слуг. Хозяйка очень гордится, демонстрируя Анну, как нечто вроде трофея. Гости критикуют рабочий класс. Один даже заходит так далеко, говоря, что он не верит в равенство в отношении классов. «Слуги бывают разные. Их души и желудки разные» — заявляет он. В этой сцене ярко выражено отношение буржуазии к беднякам. Фильм также берёт на себя какой-то скрытый политический смысл (события в Венгрии 1956г.). И «Анна Эйдеш» повествует об изменении режима и последствиях, которые отражаются на социальном классе. Одной из идей коммунизма было равенство между классами. Все люди равны. Именно поэтому на обеде мы слышим буржуя, который говорит, что он не верит в равенство между классами. Как и в «Карусели», Фабри встаёт на сторону рабочих. У нас есть симпатии к Анне. Мы видим её тяжёлую и беспросветную жизнь. Далее, Анна знакомится с племянником хозяев, молодым франтом Янчи, который вернулся с войны. Эта встреча станет катализатором драматических событий. Янчи сразу же обращает на неё внимание и относится к ней — иначе, чем все остальные. В итоге, Анна — беременна и из-за разницы в социальном положении, он решает, что будет лучше — прервать беременность. После чего Янчи игнорирует её (каков подлец!). Именно после этого сюжет входит в крутой поворот. Он сворачивает далеко от рассказа о социальном классе и превращается в рассказ о молодой любви и желании молодой девушки быть матерью. Лишившись по воле опекуна возможности выйти замуж, замученная непосильной работой, постоянно унижаемая собственной хозяйкой, соблазнённая Янчи, брошенная и оскорблённая им, Анна забывает собственную доброту и застенчивость. Её ненависть, достигнув предела, смешивается с поруганной женской верой.
На роль Анны, Золтан Фабри пригласил Мари Тёрёчик. Теперь мастер испытывал её талант в новом регистре. «Анна Эйдеш» — социальная драма с трагическим завершением. В ней нет поэтических фигур «Карусели», нет и её лирического простора. Перед актрисой встали новые задачи. Вместо лирической трепетности она обнаружила здесь способность к характерности. Как и героиня «Карусели», Анна — крестьянка. В первом фильме актриса непринуждённо выполняла работы, входившие в круг обязанностей каждой деревенской женщины: она пилила дрова, доила коров, обрабатывала землю. Однако специфически крестьянских черт своей героини она не подчёркивала. В «Анне Эйдеш» — иначе. Здесь у героини загрубевшие руки, распевная простонародная речь и главное, особая походка, медлительная, чуть враскачку, как бывает у крестьянок, привыкших к коромыслу с полными вёдрами. Анна — ещё более добрая, робкая и покорная, чем Мари. Действие фильма происходит в дни падения республики и актриса играет девушку из крестьянской семьи, которую голод выгнал из родной деревни. Теперь она в прислугах у богачей. Актёрские средства внешней характерности и психологического портрета определены конфликтом произведения. В перипетиях частной судьбы отражены законы социальной истории. Доброте и робости Анны приходит конец. Замученная непосильной работой, соблазнённая хозяйским племянником, брошенная и презренная им, она убивает своих господ, она, которая ни разу в жизни не решалась сама зарезать цыплёнка. В этой картине раскрылся незаурядный драматический темперамент актрисы, её способность к перевоплощению. Однако она избегает крайне напряжённых ситуаций и не слишком увлекается внешней характерностью образа. В её большом репертуаре всего несколько ролей, где она не похожа на себя. Мари Тёрёчик не похожа на артистку. Маленькая, скуластая, с задорным носом, остриженная под мальчишку, она выглядит как студентка, ткачиха, может быть, как молоденькая учительница. Между тем с её именем для многих связаны волнующие художественные впечатления. Приобретя опыт, Тёрёчик старается играть в картинах, где жанр не диктует свои законы, где драма естественно уживается с поэзией, а поэзия освещается доброй улыбкой. Как многих современных актёров, её не зачислишь ни в одно из известных амплуа. Она чаще всего лирическая героиня, но может быть и травести, и характерной исполнительницей, и даже актрисой на каскадные роли. Тёрёчик не любит грима: на экране она так же скромна и демократична, как в жизни. Она не принадлежит к числу актёров, которые в роли преодолевают себя, от себя уходят. Для неё возможен лишь противоположный путь. Она играет тех женщин, у которых находит близкие себе качества, тех, что ей нравятся. Её любимый мотив — чистота нравственных отношений между людьми и высокое достоинство души. Мари Тёрёчик — актриса лирическая.
Скорее всего из-за языковых барьеров, международная арена кинематографа для Тёрёчик оказалась ограниченной и в «Музыкальной шкатулке» Коста-Гавраса, мы видим её в роли — венгерской женщины. Интересно, что когда актриса Ноэми Варконьи (жена Золтана Фабри) работала в Академии кино и театра, училась там и Мари Тёрёчик. Фабри искал актрису, посмотрел более сотни кандидаток. Ноэми уговорила его попробовать Мари, режиссёр без колебаний утвердил юную студентку. И это стало началом звёздного пути замечательной актрисы.
15 июня 2016