Анна Эйдеш
Édes Anna
7.6
7.4
1958, драма
Венгрия, 1 ч 24 мин
В ролях: Мария Мезеи, Карой Ковач, Жигмонд Фюлёп, Бела Барши, Анна Баро
и другие
В центре фильма судьба бедной девушки-служанки Анны, обманутой родственником хозяев. Доведенная до отчаяния, девушка убивает своих хозяев.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Анна Эйдеш

английское название:

Édes Anna

год: 1958
страна:
Венгрия
режиссер:
сценаристы: , ,
видеооператор: Ференц Сеченьи
композитор:
художники: Золтан Фабри, Жажа Лазар, Эмильне Шафар
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 6 ноября 1958 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 24 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Анна Эйдеш», 1958

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Анна Эйдеш», 1958

Дойти до предела

«Анна Эйдеш» напоминает работу Клода Шаброля в некотором роде. Мы имеем дело с семейными секретами богатых (молодой человек — беременная горничная). К тому же, как и в большинстве фильмов Шаброля, в сюжете присутствует смерть. «Анна Эйдеш» и «Красавчик Серж» Шаброля появились параллельно в 1958 году — в год рождения французской новой волны.

Трагическое звучание составляет суть образа Анны Эйдеш в одноимённом фильме по роману Дежё Костоланьи. При этом, фильм Фабри от довольно гуманистического видения Костоланьи, который отказывается судить ситуации и персонажей, сканирует сеть сложных человеческих отношений в социальной, политической и исторической среде. Фильм имеет реальное документальное измерение. Действие картины помечено 1919 годом — годом, когда поднялась и пала Венгерская Советская республика. Первая мировая война закончилась, коммунисты утратили силу. Во многих отношениях фильм о классовой борьбе. Власть буржуазии восстановлена, крестьянские слуги, оказавшиеся коммунистами — преследуются. Многие из них схвачены и расстреляны. Анна Эйдеш — молодая робкая девушка из крестьянской семьи, которая из-за голода и трагедии в семье уехала из родной деревни в Будапешт. Она вынуждена пойти на работу в дом к циничной обеспеченной семейной паре — служанкой. Очень скоро Анна пришлась по нраву хозяевам. Она достаточно трудолюбива и не создаёт проблем какого-либо рода для семьи. Тем не менее, относятся к ней с пренебрежением. В одной сцене на званом обеде обсуждают слуг. Хозяйка очень гордится, демонстрируя Анну, как нечто вроде трофея. Гости критикуют рабочий класс. Один даже заходит так далеко, говоря, что он не верит в равенство в отношении классов. «Слуги бывают разные. Их души и желудки разные» — заявляет он. В этой сцене ярко выражено отношение буржуазии к беднякам. Фильм также берёт на себя какой-то скрытый политический смысл (события в Венгрии 1956г.). И «Анна Эйдеш» повествует об изменении режима и последствиях, которые отражаются на социальном классе. Одной из идей коммунизма было равенство между классами. Все люди равны. Именно поэтому на обеде мы слышим буржуя, который говорит, что он не верит в равенство между классами. Как и в «Карусели», Фабри встаёт на сторону рабочих. У нас есть симпатии к Анне. Мы видим её тяжёлую и беспросветную жизнь. Далее, Анна знакомится с племянником хозяев, молодым франтом Янчи, который вернулся с войны. Эта встреча станет катализатором драматических событий. Янчи сразу же обращает на неё внимание и относится к ней — иначе, чем все остальные. В итоге, Анна — беременна и из-за разницы в социальном положении, он решает, что будет лучше — прервать беременность. После чего Янчи игнорирует её (каков подлец!). Именно после этого сюжет входит в крутой поворот. Он сворачивает далеко от рассказа о социальном классе и превращается в рассказ о молодой любви и желании молодой девушки быть матерью. Лишившись по воле опекуна возможности выйти замуж, замученная непосильной работой, постоянно унижаемая собственной хозяйкой, соблазнённая Янчи, брошенная и оскорблённая им, Анна забывает собственную доброту и застенчивость. Её ненависть, достигнув предела, смешивается с поруганной женской верой.

На роль Анны, Золтан Фабри пригласил Мари Тёрёчик. Теперь мастер испытывал её талант в новом регистре. «Анна Эйдеш» — социальная драма с трагическим завершением. В ней нет поэтических фигур «Карусели», нет и её лирического простора. Перед актрисой встали новые задачи. Вместо лирической трепетности она обнаружила здесь способность к характерности. Как и героиня «Карусели», Анна — крестьянка. В первом фильме актриса непринуждённо выполняла работы, входившие в круг обязанностей каждой деревенской женщины: она пилила дрова, доила коров, обрабатывала землю. Однако специфически крестьянских черт своей героини она не подчёркивала. В «Анне Эйдеш» — иначе. Здесь у героини загрубевшие руки, распевная простонародная речь и главное, особая походка, медлительная, чуть враскачку, как бывает у крестьянок, привыкших к коромыслу с полными вёдрами. Анна — ещё более добрая, робкая и покорная, чем Мари. Действие фильма происходит в дни падения республики и актриса играет девушку из крестьянской семьи, которую голод выгнал из родной деревни. Теперь она в прислугах у богачей. Актёрские средства внешней характерности и психологического портрета определены конфликтом произведения. В перипетиях частной судьбы отражены законы социальной истории. Доброте и робости Анны приходит конец. Замученная непосильной работой, соблазнённая хозяйским племянником, брошенная и презренная им, она убивает своих господ, она, которая ни разу в жизни не решалась сама зарезать цыплёнка. В этой картине раскрылся незаурядный драматический темперамент актрисы, её способность к перевоплощению. Однако она избегает крайне напряжённых ситуаций и не слишком увлекается внешней характерностью образа. В её большом репертуаре всего несколько ролей, где она не похожа на себя. Мари Тёрёчик не похожа на артистку. Маленькая, скуластая, с задорным носом, остриженная под мальчишку, она выглядит как студентка, ткачиха, может быть, как молоденькая учительница. Между тем с её именем для многих связаны волнующие художественные впечатления. Приобретя опыт, Тёрёчик старается играть в картинах, где жанр не диктует свои законы, где драма естественно уживается с поэзией, а поэзия освещается доброй улыбкой. Как многих современных актёров, её не зачислишь ни в одно из известных амплуа. Она чаще всего лирическая героиня, но может быть и травести, и характерной исполнительницей, и даже актрисой на каскадные роли. Тёрёчик не любит грима: на экране она так же скромна и демократична, как в жизни. Она не принадлежит к числу актёров, которые в роли преодолевают себя, от себя уходят. Для неё возможен лишь противоположный путь. Она играет тех женщин, у которых находит близкие себе качества, тех, что ей нравятся. Её любимый мотив — чистота нравственных отношений между людьми и высокое достоинство души. Мари Тёрёчик — актриса лирическая.

Скорее всего из-за языковых барьеров, международная арена кинематографа для Тёрёчик оказалась ограниченной и в «Музыкальной шкатулке» Коста-Гавраса, мы видим её в роли — венгерской женщины. Интересно, что когда актриса Ноэми Варконьи (жена Золтана Фабри) работала в Академии кино и театра, училась там и Мари Тёрёчик. Фабри искал актрису, посмотрел более сотни кандидаток. Ноэми уговорила его попробовать Мари, режиссёр без колебаний утвердил юную студентку. И это стало началом звёздного пути замечательной актрисы.

15 июня 2016

Драма Анна Эйдеш появился на свет в далеком 1958 году, более полувека тому назад, его режиссером является Золтан Фабри. Кто играл в фильме: Мария Мезеи, Карой Ковач, Жигмонд Фюлёп, Бела Барши, Анна Баро, Кати Бёрёнди, Золтан Грегушш, Хильда Гобби, Янош Хоркаи, Дьёрдь Кальман, Зольтан Маклари, Геллерт Ракшаньи, Эржи Шимор, Виктория Уйвари, Эва Ваднаи.

Страна производства - Венгрия. Анна Эйдеш — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.