Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Полесская легенда |
год: | 1957 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Николай Фигуровский, Петр Василевский |
сценарий: | Владимир Короленко |
видеооператор: | Владимир Окулич |
композитор: | Исаак Любан |
художники: | Владимир Белоусов, Армен Григорьянц |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 июня 1957 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 17 мин |
Лично мне читать Владимира Галактионовича Короленко всегда было непросто — уж слишком «архаичны» диалоги, хотя описательная часть — природа, пейзажи, характеристики персонажей — яркие и сочные: «В этом лесу всегда стоял шум — ровный, протяжный, как отголосок дальнего звона, спокойный и смутный, как тихая песня без слов, как неясное воспоминание о прошедшем». Рассказ «Лес шумит» (1886), лёгший в основу фильма, объёмное произведение, и его вполне хватило бы для полнометражной картины. Однако сценарист Александр Айзикович Витензон (литературный псевдоним — Александр Витов) несколько «расширил» рамки оригинала, сильно изменив мотивацию поступков главных героев. И это тот редкий случай, когда первоисточник только выиграл — кино позволило рассказу блеснуть новыми гранями.
Крайне бережно к творчеству украинского и русского писателя отнеслись оба режиссёра, придав фильму оттенок былинности, почти сказочности. Подобный подход позволил ввести закадровый голос, значительно углубивший драматическую составляющую. Отличное музыкальное сопровождение. Опанас Швидкий (Леонид Кадров) один в один соответствует авторскому описанию: «И запел Опанас тихим голосом песню. Голос был у Опанаса негромкий, да «сумный» (грустный и задумчивый) — так, бывало, в сердце и льётся!» Точно соответствует описанию и Роман (Иван Переверзев): «Человек был какой страшный, не дай господи! Росту большого, глаза чёрные, и душа у него тёмная из глаз глядела, потому что всю жизнь этот человек в лесу один жил: медведь ему, люди говорили, всё равно, что брат, а волк — племянник».
А вот на роль красавицы-скотницы Оксаны режиссёры пригласили красавицу-актрису Аллу Ларионову. Возможно её облик мало соответствует простолюдинке, зато он отлично вписывается в былинно-сказочный антураж. К тому же все главные коллизии в картины происходят именно из-за красоты Оксаны: «Роман видит: хорошая баба, — помаленьку и привык. Да и не только привык, а стал её любить!» Отличная экранизация, доказывающая своим примером, что талантливый сценарист способен не только «осовременить» классику, но и дать ей «вторую жизнь».
2 февраля 2018