Рейтинг фильма | |
![]() |
6.4 |
![]() |
6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Огненные версты |
год: | 1957 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Самсон Самсонов |
сценарий: | Николай Фигуровский |
продюсер: | Семен Марьяхин |
видеооператор: | Федор Добронравов |
композитор: | Николай Крюков |
художники: | Николай Маркин, Алексей Дандурян |
монтаж: | Зинаида Веревкина |
жанры: | приключения, военный, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
1 ноября 1957 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
12+ |
![]() |
1 ч 25 мин |
Первый советский вестерн — так окрестили «Огненные вёрсты» в истории советского кино. Гражданская война 1917 года — крайне благоприятная почва для создания классического фильма, который будут помнить десятилетиями. Однако в случае с режиссёром Самсоном Самсоновым что-то пошло не так, и в итоге теперь «Огненные вёрсты» можно найти не иначе чем в кинематографических архивах. А жаль, ведь это кино можно показывать на малых экранах с тем же правом, что и многие другие советские фильмы. Правда, не по знаку качества — по значимости исторического контекста.
На «Вёрсты», должно быть, большие надежды возлагали. Как-никак, немногие фильмы в 1957 году были сняты на цветную плёнку. А всё просто — юбилей Октябрьской революции с сопутствующими культурными мероприятиями. «Огненные вёрсты» — один из таких фильмов «по случаю», сделанный с напутствия партийного руководства. Что и исторически показательно — мало кто сегодня помнит такой продукт советского кинематографа в отрыве от атмосферы патриотизма, столь характерной для СССР. Убрали эмоциональный позыв — и почти ничего не осталось.
Проблема «Огненных вёрст» как-то даже толком и не ясна. Вроде бы не сильно и отличается от других советских военных фильмов по тональности и стилю, но послевкусия от него почти не остаётся. Всё достаточно поверхностно и шаблонно — максимализм характеров с делением на плохих и хороших, слабая необходимость романтической линии и не совсем логичные поступки персонажей. Впрочем, фильм и не скрывает своего посыла — не культурная значимость, но поднятие чувства любви к государству. И с этой задачей он вполне справляется.
Влияние на «Огненные вёрсты» вышедших годом ранее «Неуловимых мстителей» чувствуется невооружённым глазом. И там, и здесь разношёрстная компания с девушкой и комедийным артистом на передовой стремится преодолеть военные тяготы с отвагой и юмором. Но Эдмонду Кеосаяну удалось сделать своё кино несколько посимпатичнее «Вёрст» хотя бы потому, что сюжетные линии «Неуловимых» скомканы не были. А вот творение Самсонова отличается некой сумбурностью и больше желанием показать по госзаказу разные слои общества в порыве единения, чем представить зрителю проработанных героев.
По своей сути, «Огненные вёрсты» — больше полный метр штампа, чем самостоятельное произведение. Истерн Самсона Самсонова крайне идеологичен, наивен в своей простоте и пафосен. Но вместе с тем смотреть его местами на удивление приятно, несмотря на простейшую фабулу. Да, «Огненные вёрсты» — не чета «Хорошему, плохому, злому» или тому же «Белому солнцу пустыни», но вместе с тем это достаточно хорошо укладывающийся в жанровые рамки фильм, который сделан хоть и довольно грубо, зато по канонам.
6 из 10
16 февраля 2016
Я помню этот прекраснейший, увлекательный и, вместе с тем, глубоко человечный фильм с раннего, советского детства- один раз посмотрел по ТВ и, во многих деталях, запомнил на всю жизнь! Наверное, я не один такой… И разве не высшая похвала для создателей Настоящего Кино- что их «скромное» творение, спустя много лет, Настоящие зрители любят, помнят и ценят?
Вообще, по жанрам, «Огненные вёрсты» можно отнести, частично, и к революционному боевику, и к триллеру, и к военной драме, а так же к приключениям, только вот он- «всё вместе»; какая-то вот такая интересная и своеобычная смесь… Вспомнилась вышедшая на экраны девятью годами позже первая (и лучшая!!!) часть «Неуловимых мстителей» Кеосаяна. В чём-то они близки и схожи (наверняка режиссёр с этим фильмом был хорошо знаком и кое-что из него позаимствовал для «Неуловимых…»- сравните и увидите!). Но не в главном! Поскольку здесь самое главное- не собственно «огненные вёрсты», а образы, характеры людей, очень разных и достаточно ярких, которых вместе свели дороги Гражданской войны. Напомню, картина снималась и и вышла на экраны в разгар «хрущёвской оттепели». Потому и её главные герои получились не трафаретно «правильными» или «неправильными», как во времена тов. Сталина, а живыми, реальными и очень даже симпатичными людьми (за исключением, конечно, «ветеринара»). Чекист- не какой-то там огненновзглядый каратель контрреволюции в кожанке и с наганом, а простой рабочий человек, которого партия большевиков и революция поставили на «такое дело». В кровавой круговерти Гражданской войны он сохранил свою чистую, по-русски открытую душу (замечательно показаны его по-мужицки неловкие ухаживания за Медсестрой, которую он было принял за «мамзель», а оказалось, что она «своя в доску», да и на фронте не первый год). А профессор медицины, порядочный, добрейший, а ещё и храбрейший, как оказалось, «дедушка»! Простите, может, невольно и соспойлерю, но, если бы в фильме нашего доктора всё-таки убили, я бы истинно проклял его создателей: это было бы то же, что убийство Деда Мороза (Санта Клауса). Слава Богу, режиссёр со сценаристом это прекрасно понимали… На меня могут «наехать»: мол, наш медик- такой типичный, вроде Айболита. Согласен- частично это так. Но, с другой стороны, он ведь столь же типичный представитель тогдашней русской интеллигенции! А она такой и была (добавим сюда другого колоритного персонажа- «Актёра императорских театров»)! И это именно её, ненавидя присущий ей гуманизм, духовность, совестливость и всякие там «искания» Ленин называл «гнилой интеллигенцией» и преследовал, как мог (Сталин был конкретнее- просто скопом расстреливал). А в «Огненных вёрстах» эта самая «гниль» показала героизм и твёрдость духа: и Доктор, и Актёр смело и метко стреляли в белоказаков из трёхлинеек Мосина и от пуль не прятались! Теперь понятно, почему эта картина не могла быть снята хотя бы шестью-семью годами раньше?
Добавлю ещё «плюсов» к современному рейтингу «Огненных вёрст», хотя бы к кинопоисковому. Фильм-то Цветной!!! Это просто огромное достижение (я представляю, чего оно стоило по тем временам) всей съёмочной группы! Соответствующую мировым стандартам цветную киноплёнку тогда в СССР (как, впрочем, и во все последующие годы) не производили, а импортную («Кодак» и т. д.) покупали за золото или за валюту. Зато какое качество! Посмотрите хотя бы «Полосатый рейс» или «Гусарскую балладу»- как будто их вчера сняли! Не думаю, что ошибаюсь здесь насчёт «фирмы», но достоверных данных не нашлось… К тому же многие голливудские и европейские «блокбастеры» тогда «экономно» снимались в чёрно-белом варианте… Ещё один «плюс»- изумительно драматичная музыка от «негромкого» и ныне почти неизвестного композитора Николая Крюкова (который, кстати, написал музыку ко многой советской и мировой киноклассике- от «Броненосец Потёмкин до Сказание о земле сибирской). Блестяща его «нагнетающая» основная тема, и на контрасте, как бы в противовес- короткая, грустная, трогательная песня Актёра о седых людях на стихи знаменитого поэта-песенника Матусовского. Когда, в очередной раз пересматривая этот, один из моих любимых фильмов, слышу её, не стыжусь слёз (это же и про меня спето!)
Итожа написанное, скажу коротко: «Огненные вёрсты» как настоящую отечественную киноклассику рекомендую смотреть всем возрастам, покорным Искусству Кино! В особенности нынешней, безкорневой, но амбициозной российской молодой интеллигенции, от которой порой и вправду разит гнилью и «болотом»… А детям от 8 лет картину смотреть (родителям- показывать!) чуть ли не в обязательном порядке! Если ждёте её по ТВ- вряд ли дождётесь!
8 из 10
5 марта 2014