Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Человек с тысячью лиц |
английское название: |
Man of a Thousand Faces |
год: | 1957 |
страна: |
США
|
слоган: | «Only Two Women Knew The Secret Behind Lon Chaney, The Fabulous Man Of A Thousand Faces!» |
режиссер: | Джозеф Пивни |
сценаристы: | Р. Райт Кэмпбелл, Иван Гофф, Бен Робертс, Ральф Уилрайт |
продюсер: | Роберт Артур |
видеооператор: | Расселл Метти |
композитор: | Фрэнк Скиннер |
художники: | Александр Голицын, Эрик Орбом, Билл Томас, Расселл А. Гаусман, Джулия Херон |
монтаж: | Тед Дж. Кент |
жанры: | драма, биография |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 августа 1957 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 2 мин |
' У меня целый чемодан лиц», — говорит о себе Лон Чэйни, герой фильма. И, если верить его названию, этих самых «лиц» у Лона — «тысяча», что естественно. Он же артист, наделенный даром абсолютного перевоплощения, однако именно внешнее преображение имеет для него решающее значение.
А нам, зрителям наверняка, прежде всего, интересно то, что Лон Чэйни не выдуман Р. Райт Кэмпбеллом, Иваном Гоффом, Беном Робертсом (кстати, в 1958-ом году номинированными за сценарий к данной картине на премию «Оскар»), являясь персонажем историческим, выдающимся.
Согласно разным информационным источникам, он появился на свет в 1883-ем, дебютировал на театральной сцене, но по-настоящему состоялся в кинематографе, который на заре двадцатого только набирал обороты.
Сыграть Лона Чэйни режиссер Джозеф Пивни доверяет Джеймсу Кэгни. Воплотить на экране образ легендарной творческой личности — задача ответственная. Но у Кэгни уже был похожий и, кстати, чрезвычайно удачный (принесший ему «Оскара») опыт, связанный с ролью актера, композитора, постановщика шоу Джорджа М. Кохана (Коэна) в мюзикле Майкла Кертица «Янки Дудл Денди» (1942). Вдобавок, Коэна и Чэни помимо невероятной природной одаренности объединяло очень важное качество — преданность родным людям.
Но на сей раз, эта тема звучит, пожалуй, наиболее пронзительно. Все-таки родители Лона Чэйни от рождения — глухонемые. И отношение к этим добрым, нежным, трепетным существам наравне с приверженностью семейным ценностям, становятся для Лона-Кэгни неким мерилом оценки порядочности всех, кто встречается ему на жизненном пути.
Особенно женщин, с которыми сводит Лона судьба. Обе они, как легко догадаться, актрисы: и Клива (Дороти Мэлоун), первая жена, мать его единственного сына Крейтона, и Хейзел (Джейн Грир).
Конечно, благодаря своей внутренней чистоте и благородству симпатию больше вызывает Хейзел. Но и Клива тоже в итоге оказывается достойна понимания. И поначалу отталкивающие взбалмошные, эгоистичные проявления ее натуры объясняются страхом перед трудностями, желанием самореализации, зачастую свойственных молодости.
А она нередко далека от мудрости, которую по ходу сюжета, как это и положено в добротных, с непременным мелодраматическим оттенком голливудских лентах биографического толка, обретают и Клива, да и сам Лон, в чьей ролевой «партитуре» Кэгни выделяет способность в противоречивой ситуации огромного успеха остаться самим собой, не сломаться человечески.
Жаль, что этим свойством отличаются мало какие современные, даже очень большие таланты.
24 декабря 2019
В одном провинциальном театре работал клоуном мужичок по имени Лон Чейни, и были у него достаточно специфические отношения с его беременной подружкой-компаньонкой (но слабой театралкой) Клив. А после того, как девушка узнала, что у ее клоуна родители глухонемые, их отношения и вовсе пошли по нисходящей. Правда, вскоре Лон нашел для себя творческую отдушину — он стал активно сниматься в кинематографе не гнушаясь никакими, даже сугубо эпизодическими ролями. А умение актера наносить самый невероятный грим привело к тому, что Чейни стали называть «человеком с тысячью лиц».
Этот байопик — попытка выдать дань уважения большому актеру великого немого Лону Чейни и одновременно это попытка Джеймса Кэгни вновь оскароносно сыграть историю большого артиста, как это уже было в 1942-м с «Янки Дудл Денди». Вот только ни того, ни другого в этом проекте не получилось. Во-первых, сам байопик свелся не столько к демонстрации грандиозности актерских качеств Чейни, сколько к показу его смазливых житейски-семейных трудностей. Жена с предрассудками, немые родители, комплексы с детства… В результате то, что зрителя интересует больше всего — настоящее закулисье, в котором обитал Чейни — свелось к скупому хронометражу из эпизодов фильмов, в которых играл актер.
Во-вторых, во всех аспектах удивил подбор исполнителя главной роли. Вот прямо скажем — 58-летний Джеймс Кэгни к 1957 году стал на порядок величественнее (если так вообще можно выразиться) героя, которого он изображал. В результате мы видим совершенно непохожего ни по типажу, ни по манере игры, вообще ни по чему актера, который соответствует по повадкам и замашкам именно Кэгни, а не Чейни. Иными словами, Лона Чейни в фильме нет. С подбором исполнителя главной роли в данном случае явно не угадали. С таким же «успехом» Кэгни мог изобразить Хамфри Богарта или Кларка Гейбла…
Единственно, кто в фильме нашел свое место — это колоритная Дороти Мэлоун, сыгравшая истеричную и больную предрассудками жену Чейни Клив. Актриса играла недурственно, сумев сделать свои непростые взаимоотношения с Чейни, центральными в фильме. Правда, личностный фактор полностью вытеснил из фильма образ Чейни, как великого актера, для чего, собственно, изначально и задумывался этот фильм. Но это уже проблема сценаристов непонятно за что выдвинутых на оскаровскую номинацию и конкретно Джозефа Пивни, снявшего откровенно скучноватый фильм.
Таких фильмов-байопиков о великих актерах снималось и будет сниматься великое множество. Но в данном случае проникновенной истории о, действительно, большом актере великого немого, не вышло. Да и Кэгни в роли Чейни выглядел как Джеймс Кэгни, а не Лон Чейни.
6 из 10
10 февраля 2018
Для Кэгни этот фильм стал возвращением к эстетике его единственного оскароносного успеха — «Янки Дудль Денди». Опять он играл в биографии известного человека, современника. Опять ему приходилось повторять основные творческие успехи — в картине воспроизводятся эпизоды некоторых фильмов с Лоном Чейни. К примеру, памятна сцена в которой Лон (Кэгни) беседует в маске и образе Горбуна Квазимодо с сыном. Запоминается и ситуация при которой Кэгни только пытается устроиться в кино.
Конечно сходства между Чейни и Кэгни не было совсем никакого. Но, актер старался так, что получился некий собирательный образ внешне совершенно не похожий на прототип. Этот образ повторив известные работы Чейни не просто сблизился с ним, а постарался вытеснить. И это при всем уважении к памяти Лона.
Кстати, для Кэгни сравнение с Чейни оказалось не лучшим решением. У зрителя появилась возможность сравнить двух звезд и это сравнение было совсем не в пользу Кэгни. Актер проигрывал Чейни в пластичности, виртуозности и характерности. Хотя, кто мог бы сравниться с последним? Разве что, Пол Муни и еще несколько актеров (тот же Аль Пачино в 70-х).
Так что, не нужно ожидать от фильма шедевральности. Это — посвящение кинематографу другой эры и одной из его ключевых персон. Это — дань уважения амбициозному таланту Кэгни. Однако, прежде всего — это дань уважения зрителям, которым был подарен ровный и сбалансированный во всех отношениях байопик, своевременный и корректный.
7 из 10
3 июня 2015
Данный фильм посвящен одному из величайших звезд немого кино Лону Чейни, которого прозвали «Человек с тысячью лиц» за его умение до неузнаваемости загримировать себя. Родители Чейни были глухонемыми, поэтому он с самого детства научился общаться по средствам жестов и мимики, что особенно ему помогло стать величайшей звездой немого кино. В 1920-е годы Чейни блистал в фильмах студий MGM и Universal, в которых он зачастую исполнял роли либо монстров, либо авторитетов криминального мира, либо грустных клоунов (Чейни сам провел много лет среди бродячих циркачей). Но главным достоинством, которое Чейни вкладывал играя своих персонажей — огромное сочувствие. Его герои — одинокие, отвергнутые обществом, не понятые людьми.
Наиболее известен Чейни был ролями в фильмах «Горбун из Нотр-Дама» по роману Виктора Гюго и «Призрак оперы» по роману Гастона Леру.
В 1930 году Чейни умер от рака гортани. На его смену пришли такие иконы фильмов ужасов, как Бела Лугоши и Борис Карлофф. Также Чейни оставил после себя наследника — Крэйтона (сменившем впоследствии имя на Лон Чейни-младший), который в будущем тоже стал звездой хоррора и прославился, главным образом, ролью Человека-волка, в серии фильмов Universal 1940-х годов.
В фильме «Человек с тысячью лиц» очень интересна воссоздана жизнь Чейни: его период становления, взлеты, падения, восход на вершину его актерского пьедестала. В то же время, у фильма есть и несколько отклонений от реальных событий. Но они не столь уж значительны.
Роль Чейни блистательно сыграл Джеймс Кэгни, который в 1930-е годы был главным «гангстером» в голливудских криминальных фильмах и фильмах-нуар. В целом, это очень удачное посвящение памяти великого актера немого кино.
10 из 10
13 февраля 2015