Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Павел Корчагин |
год: | 1956 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Александр Алов, Владимир Наумов |
сценаристы: | Константин Исаев, Николай Островский |
видеооператоры: | Сурен Шахбазян, Илья Миньковецкий |
композитор: | Юрий Щуровский |
художники: | Владимир Агранов, Ольга Яблонская |
жанры: | драма, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 января 1957 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 42 мин |
Историческая драма. Экранизация знаменитого романа известного советского писателя Николая Островского «Как закалялась сталь», который я намерен прочитать в ближайшее время, но обо всем по порядку. Поскольку я не хотел портить свое впечатление от просмотра данной картины, то книгу оставил на потом. Всего были сняты четыре экранизации этого, поистине знаменитого и любимого романа, так почему я выбрал именно эту версию с Василием Лановым? Все просто, версию времен Великой Отечественной не хотелось смотреть из-за неизвестным мне актеров, телесериал семидесятых с Владимиром Конкиным — у меня нет столько времени, а еще есть китайский сериал начала двухтысячных, который мне совершенно не интересен. Оставалась только эта, с великолепным Василием Лановым, тем более мне тут старшие товарищи подсказали, что именно эта версия считается лучшей. И я подумал, а почему бы и нет. Посмотрел — и ни сколько не разочаровался, и вот вам мое краткое мнение — история о том, что все возможно. На выразительных плюсах этой замечательной картины я остановлюсь подробнее, но и о некоторых разочаровавших моментах так же упомяну. С предисловием наконец покончили, и можем приступать.
Итак, плюсы:
1. История Павла Корчагина — поскольку полутора часовая картина чисто физически неспособна вместить весь роман, то сценаристы были вынуждены взять лишь самые яркие и запоминающиеся моменты, оставив за кадром значительные куски материала. В итоге получилась рассказать историю юного комсомольца, который поучаствовал в Гражданской войне, воевал с петлюровцами, строил железную дорогу вместе с другими комсомольцами, до голода и холода, превозмогая себя, ради других людей, ради лучшей жизни, которая обязательно настанет. Но силы организма оказались неготовы к столько огромной ноше, что взвалил Павел на себя, смертельная болезнь и еще более страшный диагноз подтачивают его силы. Но идеалы вдохновляют его на жизнь, и он продолжает бороться. Николай Островский и есть прототип Павла, ведь очень многие моменты его биографии совпадают с событиями книги и картины, его жизнь точно так же была бурной и непростой, и умер он довольно молодым, но он обессмертил себя, написав «Как закалялась сталь». И книга и картина учит никогда не сдаваться, ведь человек сам не знает, чего он может добиться. Первые комсомольцы, герои Революции и Гражданской войны — они хотели счастья и свободы для всего человечества! Сколько таких Павлов Корчагиных полегло под вражескими пулями, сгорело в госпиталях, погибло в шахтах, при строительстве новых заводов, умерло от последствий непосильного труда, так и не увидев «светлого будущего»? Но они готовы были отдать свои жизни, и будь у них второй шанс, то они сделали бы абсолютно то же самое. Романтики и герои! Люблю таких, ведь я и сам романтик в душе. Если убрать лозунги и идеологию, то перед нами предстанут герои, которые борются за идею и работают, дабы новые поколения никогда не познали нищеты, буржуйского презрения к простым людям, чудовищной эксплуатации. Они боролись и умирали! Ну а если вкратце, то Павел Корчагин, с его историей, в которой нашлось время и романтике, мне очень сильно понравилась. Современному поколению этот герой будет не сильно понятен, и я понимаю почему, а вот наши отцы и матери, бабушки и дедушки выросли на этом героическом примере и построили страну, в которой мы сейчас живем.
2. Эстетика — лозунги на красной материи, партсобрания, Гражданская война, костюмы, декорации — все выполнено на очень достойном уровне. Придраться попросту не к чему. Картина буквально окунает нас в эту непростую и грозную эпоху. Натурные и павильонные съемки дают прочувствовать на себе все те испытания, через которые проходит Павел и его товарищи.
3. Актуальность — буржуи и прочие социальные классы, что показаны здесь, которые плюют на рабочего человека до боле напоминают теперешних «бизнесменов» и чиновников, которые на горбах простого люда наживают огромные состояния и крадут национальные богатства, и чем дольше они это делают, чем отчетливее звучат в голосах народа слова «Ленин», «Сталин» и самое страшное «Революция». Есть о чем задуматься, не правда ли?
Немного разочарования. Тому, кто занимался монтажом, надо бы было руки вывернуть, поскольку в паре мест сцены обрываются и начинаются другие — бесит! Ну и картина однозначно нуждается в реставрации, картинка не сильно, но желательно, но звук однозначно, поскольку в некоторых моментах он очень тихий, и понять, что говорят — решительно невозможно, хоть громкость ставь до максимума. Ну и издать картину в формате blu-ray, дабы новое поколение зрителей могли ознакомиться с классикой советского кино, да и с миром поделиться не грех.
Немного о главных героях:
1. Павел Корчагин в исполнении Василия Ланового — паренек с Юга России, где хозяйничает самозваный гетман Петлюра, что побуждает героя примкнуть к большевикам и стать бойцом Красной Армии а потом — вступить в Комсомол. Герою предстоит преодолеть нечеловеческие испытания, но силы духовные будут гораздо сильнее сил физических. Но мужество и отвага обессмертили его. А какие нежные отношения Павла с его несчастной матерью! Это просто надо видеть. Знаете, я другие экранизации смотреть не буду, а прямо сейчас объявлю Василия Ланового лучшим Павлом Корчагиным (поскольку Владимир Конкин для меня навсегда останется Володей Шараповым). Талант и задор юного Василия и его внешность (что не мало важно), пролетарская жилка так сказать сыграла на образ так, как нужно. Браво Василий Семенович и крепкого вам здоровья от всей души!
2. Рита Устинович в исполнении Эльзы Леждей — большевичка, и близкий друг Павла, которая испытывала к нему не только товарищеские чувства. Самоотверженный боец революции и обычная женщина, которая хочет обыкновенного человеческого счастья. Эльзе удалось воплотить на экране образ комсомолки и любящей женщины, которая в душе мечется между долгом и чувством, но словами этого практически не показывает. Молодец!
После просмотра этой замечательной картины желание прочитать знаменитый роман еще больше усилилось, и не могу не пересказать знаменитые строки, которые вдохновляют даже спустя столько лет: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить.»
В итоге имеет отличную экранизацию великого романа «Как закалялась сталь» с отличной эстетикой, героической и непростой судьбой главного героя и его товарищей, революционной музыкой, с великолепными актерскими работами.
10 августа 2020
Фильм Алова и Наумова «Павел Корчагин» по мотивам романа Николая Островского «Как закалялась сталь», на мой сугубо субъективный взгляд, можно отнести к поговорке — галопом по Европам. Главный недостаток экранизации романа является поверхностно написанный сценарий. Фильм хронометражем в 1:36 пытается заzipовать (!) роман и запихать его в этот временной интервал. В итоге, для человека, который не читал произведение Островского, многое остаётся за кадром; много не раскрытых тем и сюжетных линий.
Один из самых сильных и запоминающихся эпизодов романа является оккупация юго-западных губерний РИ бандитскими и националистическими формированиями. В романе очень ярко показан беспредел, чинимый «добробатами» и «тербатами» эпохи Гражданской войны 1918—1921 гг. на территории будущей Украинской ССР. Всё это очень напоминает сегодняшнюю ситуацию на юго-востоке Украины. В фильме же тема оккупации петлюровцами и полевыми командирами показана мельком. Совершенно не берёт за душу эпизод с Христиной в «обезьяннике» самостийной комендатуры.
Основной лейтмотив фильма, это подвиг, который совершили комсомольцы в нечеловеческих условиях, при постройке узкоколейной железной дороги. Меня просто покоробило, что на протяжении всего времени строительства идёт проливной дождь. Даже не дождь, а ливень, вселенский потоп. Я понимаю что, сценарист хотел подчеркнуть в каких нечеловеческих условиях закалялась сталь, но всему же есть предел реализма, братцы! Если любой человек не то что поработает киркой и лопатой, а просто постоит под таким проливным дождем хотя бы один день без соответствующей экипировки — минимум госпитализация ему гарантирована. Но нет! Режиссеры нам с завидным упрямством демонстрируют (от слова демон) не прекращающийся всё строительство узкоколейки ливень. Так просто не бывает!
Более чем странно смотрится сцена, когда Лановой абсолютно обыденно бормочет себе под нос бессмертную фразу:
«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать её». Причем в фильме последние два предложения, которые очень важны, почему то отсутствуют.
Одним словом игра актёров и декорации довольно на высоком уровне. Но убогий сценарий портит все усилия режиссеров и актёров.
3 из 10
Пардон!
17 января 2017
Когда я смотрю на эти лица — молодые, точеные черты лица, яркий, остро-пронзающий взгляд, сильное тело — я начинаю понимать, какой была Страна Советов — самая молодая в мире страна. Главное — это не было брендом, тогда даже не было такого слово и нельзя было представить, что это и с чем его едят — а была реальность, действительность каждого дня, а не медийные ныряния в виртуальный нескончаемый мир. А это реальность была очень жесткой, иногда даже кажется примитивной до биологического уровня — друг Корчагина, молодой парень, в полутрансовом состоянии, извиняясь перед ним и всеми вообще, шепчет — «Не могу. Есть хочу. Холодно.» — сидя на диване и кутаясь в плед, праздно смотря фильм — начинаешь ежиться — потому что тебя уберегли от этого, а эти люди там были, и неосознанно, с фанатизмом и уверенностью просто делали все.
«Говорят это дорогу нельзя построить. Ну и не построить ее мы тоже не можем.»
Именно это поколение, свято верящее, выдернутое из нищего положения и брошенное в не менее нищую, полную вшей, голода, тифа жизнь — дало огромный толчок развитию страны. При чем этот подъем — был сделан именно этими ногами, которые стояли по колено в осенней, холодной грязи и этими руками, которые копали уже мерзлую землю и этим голосом, который не позволял себе самому утром не встать, после того, как проспал ночь в бараке, в одежде, на соломе — т. е. без всего.
Такие фильмы надо смотреть, чтобы уметь работать, чтобы знать и всегда помнить зачем, почему и как ты должен все делать в этой жизни. «Чтобы в конце жизни нельзя было попрекнуть за что-либо мелочное, малодушное, которое встало на пути к.. .» — а дальше у каждого может быть свое, но основа одна.
Она в этом фильме отлично показана.
22 января 2012
При всем моем уважении к Островскому, по роману которого снято это кино, мне это произведение не нравится. Я вообще очень скептически отношусь к революционной теме и считаю, что это было довольно серьезной ошибкой.
Поэтому кино не вызвало у меня каких-либо серьезных эмоций, и было порой довольно скучновато. Я стал смотреть его из-за Леонова, который сыграл в нем небольшую роль. Это типичное советское кино, которое максимально пропитано агитацией революции и коммунизма. Весь смысл фильма в том, что как бы тяжело не было, все равно надо работать на благо строящегося устоя.
Кино просто не для меня.
Оценка:
4 из 10
12 сентября 2011