В середине 50-х наступил «золотой век» американского телевидения. Телевизоры перестали быть предметом роскоши, и стали доступны среднему классу. В 1955 году телевизор смотрели ежедневно 70 миллионов человек. Не удивительно, что представители шоу-бизнеса начали охоту за этой громадной аудиторией, стремясь перещеголять друг друга в попытках угодить всем зрителям вместе и каждому по-отдельности.
«Дымок из ствола» — стал не первым, но одним из популярнейших переносов на телеэкраны любимого американцами жанра вестерн. Что может быть лучше, чем, сидя в удобном кресле со стаканом пива в руке, одновременно гоняться по прериям Дикого Запада за преступниками рука об руку с почти мифическим шерифом!? Видимо, ничего, если учесть колоссальный успех этого сериала. «Дымок» родился как радиопьеса в 1952, перешел на ТВ в 1955 и выходил в эфир канала CBS 20 лет! Вышло 635 эпизодов, в которых отважный и отчаянный шериф Мэтт Диллон ловил дикозападных головорезов, влюбляя в себя американских мальчишек, которые успевали вырасти, завести своих детей и уже вместе с ними садиться по вечерам за просмотр этого бесконечного сериала.
Джеймс Арнесс, которого сериал сделал настоящей иконой американского шоу-бизнеса, снялся во всех эпизодах! Для него это поистине был труд всей жизни! Он настолько сросся с ролью Мэтта, что в другой роли зрители просто не могли его принять. Похожая ситуация возникла с Аланом Алда, игравшем в «МЭШе», но Алда все-таки победил своего персонажа, и сыграл параллельно в огромном количестве других фильмов, а Арнесс, играя 20 лет одну роль, стал очень богатым и успешным человеком, но когда сериал закрыли, по большому счету остался не у дел, и возвращался на экран лишь в ностальгических полнометражных телевизионных «возвращениях в Додж», которые случались не часто.
Место действия — маленький городок Додж, где живут обычные люди, а правит им авторитарный шериф (пытающийся казаться демократом). Иногда (почти каждый день) в городок приезжают разные сволочи, которые грабят банки, насилуют женщин, убивают фермеров, сквернословят, плюются на пол, хлещут виски, задираются и вообще всячески отравляют жизнь горожанам. И тогда могучий шериф встает на защиту своих сограждан.
Конечно, в каждой серии есть хэппи-энд, или относительный хэппи-энд (когда погибает симпатичный герой, совершивший некий неблаговидный поступок — в назидание), ибо никакое зло не способно победить добро, олицетворяемое шерифом-великаном. Арнесс и правда был великаном, не чета многим тогдашним стасемидесятисантиметровым героям. Двухметровый детина с грубоватым, но при этом симпатичным лицом и внушительными кулаками идеально вписался в роль шерифа, собранную будто бы из сказочных персонажей американского фольклора — вроде Пекоса Билла, Дэйви Крокета и Поля Баньяна.
У Мэтта Диллона почти нет недостатков. Он — вечная мечта людей об идеальном представителе правопорядка. Шериф справедлив (и никогда не ошибается, определяя как преступника, так и хорошего человека), всегда разделяя случайно оступившихся и закоренелых бандитов. Шериф кристально честен и неподкупен. Шериф добр к детям, галантен с дамами, благонравен (вообще, он, конечно, полный идиот, заставляющий четверть века страдать по себе явно любящую его женщину. Но шериф слишком бравый, чтобы интересоваться женщинами — ему не до семьи и не до баб). Шериф силен как медведь, быстр, как оса, хитер, умен, изворотлив. Он великолепный стрелок, борец, беглец, рыболовец — в общем, кругом молодец. Шериф — не по времени политкорректен. Уважает негров, латиносов, евреев и индейцев, и они платят ему взаимностью. Готов защищать любого, кому требуется его помощь. Шериф всегда на чеку, всегда готов, всегда при деле — не подвержен вредным привычкам. И вообще он бессмертен. Потому что в каждой второй серии бандиты стреляют в него и попадают, но всегда в плечо. Ничего, что при таком раскладе кость было бы не собрать даже такому мастеру, как док Адамс. Диллон сдюжит с любой проблемой — он тот парень, на которого можно положиться.
Безусловно, сериал сыграл свою роль в романтизировании не только Дикого Запада, но и работы слуг закона. Думаю, в Мэтта играли в свое время, как мы в детстве играли в Робокопа или мушкетеров. И, думаю, это неплохо. Ведь, в сущности, несмотря на наивность, с которой выписан персонаж, сыгран он был Арнессом с большой любовью и сделан действительно хорошим человеком, которому точно симпатизируешь, и с него можно брать пример.
Основной костяк вместе с Арнессом составляли актеры Милберн Стоун — в роли ворчливого старика-доктора; Аманда Блейк — в роли беззаветно и безответно влюбленной в шерифа рыжеволосой салуновладелицы, преданной своему непутевому избраннику; Кен Кёртис — в роли Фестаса, помощника шерифа, мой самый любимый персонаж сериала, ибо самый несовершенный. Несмотря на все старания остальных, они все же играли героев, зачастую напыщенных и скучных, а вот Фестас — дурак, и это прекрасно! Дремучий деревенщина, не умеющий читать и писать и ничему не желающий учиться, по-своему очень не глупый, обожающий свой значок, которой дает ему право хвастать везде и всюду, большой охотник до выпивки, при этом настоящий верный друг и очень добродушный человек. Фестас похож на Санчо Панса, невероятно мил и забавен, и он своим вечно завернутым шляпой ухом уделывает всю могучую стать шерифа Диллона.
Кроме всего прочего, в сериале много гостевых актеров, порой известных. Так, в одной серии блистательно сыграл злодея Лесли Нильсен. Это одна из его лучших ролей, что я видел. Злодей без всякой опереточности, умный, улыбчивый, даже в чем-то симпатичный. Но стоит ему посмотреть на вас холодными, будто стеклянными глазами, сразу понятно — это невероятно жестокий и беспощадный тип. Прекрасная роль великого актера, достойная целого абзаца!
По нынешним меркам серии довольно затянутые, и, поскольку к середине сериала, сценаристы начали смаковать одни и те же темы и сюжеты, стало попросту скучно. Да еще и отношения главных героев никуда не движутся, а характеры не развиваются. Поэтому я понимаю создателей, закрывших сериал, и не понимаю зрителей, хотевших еще. Даже очень увлекательные «Секретные материалы» сезона после пятого начали страшно пробуксовывать, что уж говорить о 20 сезонах?
Однако вклад этого сериала в развитие американского ТВ трудно переоценить. Это действительно культовый сериал, воспитавший не одно поколение американцев. И, как бы то ни было, он старался воспитывать их честными, верными своей стране и закону, справедливыми. На мой взгляд, «Сыромятная плеть», выходившая примерно в то же время, гораздо увлекательнее, но и «Дымок» поклонникам вестерна «будет впору». Наш зритель, к сожалению, с «Дымком из ствола» совершенно незнаком. И зря. Потому что, несмотря на наивность и «древность», он на порядок лучше всего, что производит наше телевидение. Ознакомиться с ним стоит в любом случае.
7 из 10
17 июля 2016