Рейтинг фильма | |
![]() |
6.5 |
![]() |
6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Рыцари круглого стола |
английское название: |
Knights of the Round Table |
год: | 1953 |
страны: |
США,
Великобритания
|
слоган: | «All the glory and splendor of King Arthur's court» |
режиссер: | Ричард Торп |
сценаристы: | Талбот Дженнингс, Жан Лустиг, Ноэль Лэнгли, Томас Мэлори |
продюсер: | Пандро С. Берман |
видеооператоры: | Стефен Даде, Фредди Янг |
композитор: | Миклош Рожа |
художники: | Альфред Юнге, Ганс Питерс, Роджер К. Фёрс |
монтаж: | Фрэнк Кларк |
жанры: | боевик, драма, приключения, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
![]() |
2600000 |
![]() |
$4 518 000 |
![]() |
$4 518 000 |
Дата выхода | |
![]() |
22 декабря 1953 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
12+ |
![]() |
1 ч 55 мин |
Итак, Англия образца VI века, которая совсем еще не была старушкой. Римские легионы бесславно ушли с острова, а до прибытия нормандцев-покорителей еще ого-го сколько было времени. Однако спокойствия местным от этого «междуцарствия» не было никакого — в стране и так царила традиционная междоусобица. И только старик Мервин знал, как устаканить во всей Англии мир. Для этого нужно единоначалие. А кто будет править? Только тот, кто сможет достать из камня меч. Таким оказывается Артур, но за престол ему еще предстоит помахать этим самым мечом с другими претендентами. А помогать в наведении порядка королю Артуру будет его верный рыцарь-друг Ланселот. И все у них будет отлично на поле брани, но в мирной обстановке эту парочку рассорит коварный претендент на престол Мордред, обвинивший жену Артура прекрасную Гвиневру в немыслимом — адюльтере. Да еще с кем?! С лучшим дружбаном Ланселотом!
Одна из первых (а возможно, и самая первая) экранизаций британского эпоса о легендарном короле Артуре, рыцаре Ланселоте, королеве Гвиневре, волшебнике Мервине, мече Эскалибуре и прочих узнаваемых словесах древнебританского фольклора. Что примечательно, мы имеем дело именно с британским, а не английским эпосом, хотя бы потому, что брит Артур сражался именно против саксов, которые впоследствии стали потомками современных англичан. Но это уже детали для историков, а мы перейдем к разбору работы Ричарда Торпа.
Эпитетами «великое» или «шедевральное» работу Торпа, которого в 50-е вдруг переклинило на постановку приключенческих картин («Айвенго», «Все братья были храбрецами» с неизменным присутствием Роберта Тейлора) назвать не получится. Торп, добившись красочной картинки, во всем остальном грешил традиционными своими недостатками, которые так и не позволили подняться ему в разряд значимых режиссеров — отсутствие индивидуального стиля и чувства меры. Фильм постоянно балансирует на грани одиозного пафоса (благородный поединок между Ланселотом и Артуром), сказкой-фэнтези и претензиями на серьезную псевдоисторичность. Наиболее сильным в постановке Торпа оказалась любовно-дворцовая линия, которая заняла половину хронометража. А вот что касается батальных сцен, то они поданы в фильме крайне бестолково. Все поединки напоминают декоративный маскарад, в котором лучники могут бежать в атаку (!), а протыкающий насквозь тело противника меч оказывается без капли крови. В этом плане, кино больше напоминает развлекательную сказку. Хотя тут надо еще учитывать время выхода картины — кровь и кишки на экранах появятся значительно позже.
Исполнение? С учетом тех параметров, в которые своей странной режиссурой загнал артистов Торп, претензий особо ни к кому быть не может. 42-летний Роберт Тейлор, игравший верного рыцаря Ланселота, в начале 50-х находился на вершине своей популярности. Он в этот период побывал в шкуре и римского полководца, и сыграл еще одного легендарного рыцаря Айвенго, и теперь ему досталась роль Ланселота, с которой он отлично справился. Другой актер на месте Тейлора, целуя пафосно ручку Гвиневры или преклоняясь на колене перед Артуром, вызвал бы смешок. Тейлор же в подобных образах был органичен.
Понравился также в роли Артура бровастый Мел Феррер, равнозначно дополнивший пару с Тейлором. Симпатяжка Ава Гарднер играла роль роковой Гвиневры, из-за которой и разгорелся весь последующий срач в королевстве. Но что интересно, Торп подал все в таком виде, что Гвиневра вроде и не изменяла, а всю эту троицу нагло подставила компашка злого Модреда (играл некий хмурый Стенли Бейкер). Кстати, в оригинальных романах Томаса Мэлори, по основам которых и создан этот фильм, Модред был незаконным сыном… короля Артура. Здесь же Модред был мужем сестры Артура. Но это уже второстепенные детали. А вот то, что Торп потерял в своем фильме жену Ланселота Элэйн (играла неизвестная Морин Суонсон), которая после образования любовного треугольника, просто выпала из сюжета — это уже сценарный недостаток.
Чего-то фундаментально-значащего Торп точно не снял, но в жанре развлекательно-приключенческого кино с набором достойных актеров у него вышла вполне удачная постановка.
6,5 из 10
19 августа 2017
Фильм «Айвенго» (1952) имел огромный кассовый успех и открыл неофициальную кинотрилогию фильмов о рыцарях, в которой неизменно принимало участие два человека — режиссёр Ричард Торп и исполнитель главных ролей во всех трёх фильмах Роберт Тейлор.
Вторым фильмом данной трилогии стала кинолента «Рыцари круглого стола» (1953), повествовавшая о временах правления короля Артура. Фильм явился вольной экранизацией произведения Томаса Мэлори «Смерть Артура» — это произведение завершало артуровский цикл работ писателя, который представлял собой свод рыцарских романов на основе древних легенд, вышедший во второй трети XV века (после смерти автора) и посвящённый королю Артуру и его эпохе правления.
Сюжет фильма выглядит следующим образом: Действие происходит в Англии в период раннего средневековья. К власти приходит Артур Пендрагон (Мел Феррер), который оказался единственным, кто смог вытащить из камня меч Мерлина. Его другом и помощником становится рыцарь Ланселот (Роберт Тейлор), который однако, влюблён в жену Артура — Гвиневру (Ава Гарднер). Но такой любовный треугольник едва ли может привести к чему-то хорошему, особенно, когда враг Артура Модред (Стенли Бейкер) решает рассорить верных друзей…
Что ж, сюжет второго фильма «рыцарской трилогии», несмотря на исторический антураж, оказывается весьма банален — двое мужчин и одна женщина, а также враги и завистники со всех сторон. Можно сбиться со счёту, сколько раз подобное уже разыгрывалось на экране.
Но, с другой стороны — ведь именно произведения Томаса Мэлори (по которым и снят этот фильм) могли вполне служить в качестве первоисточника целого сонма подобных историй, которые сегодня уже наводнили все виды искусства — от кинематографа до литературы. Тогда все претензии к банальности сюжета данного фильма уже лишены смысла.
Снято всё не менее зрелищно, чем в первом фильме из трилогии, к тому же технические новшества, используемые студией Metro-Goldwyn-Mayer, например, использование ярких красок, хорошая работа оператора и съёмка по системе CinemaScope (первый фильм студии в таком качестве) оставляют приятное впечатление от просмотра.
Актёрская игра в этой картине более сбалансированная, чем в «Айвенго», но без шероховатостей не обходится. Роберт Тейлор в роли рыцаря Ланселота вполне на своём месте. Прекрасная Ава Гарднер очаровывает зрителя своей красотой, но актрисе не всегда хватает эмоциональности и убедительности для исполнения своей роли.
Мел Феррер выдаёт весьма среднее исполнение в роли короля Артура — временами кажется, что он излишне холоден, а временами наоборот — слишком сильно переигрывает на эмоциях. Одним словом, роль короля Артура явно не подходит Ферреру.
В целом, получился весьма смотрибельный фильм в своём жанре, который, конечно, нельзя отнести к числу шедевров — хотя просмотра он вполне заслуживает. Но всё же многого от него ждать не стоит. Спасибо за внимание!
7 из 10
21 февраля 2015